Тема: “Добро и зло в сказках В.Жуковского и А.С.Пушкина”
- Образовательная цель: рассмотреть такие понятия, как “мотив”, “нравственный смысл произведения”, “антитеза” на примере анализа сказки “Спящая царевна” и “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”.
- Воспитательная цель: сформировать понятие о философских категориях добра и зла, законе единства и борьбы противоположностей, разобрать причины и способы решения жизненных конфликтов.
- Развивающая цель: отработать навык философского анализа произведения, навык работы в парах.
Тип урока: комбинированный урок-исследование.
Методы работы: поиск определений в словаре, проблемная ситуация, схематизация понятий, парная работа на толкование понятий, анализ текста, поиск цитаты – ответа на проблемный вопрос, работа с дополнительной литературой.
Предварительное домашнее задание дается по группам: группа № 1 пишет сочинения-миниатюры (темы по выбору: “Зависть”, “Обида”), группа № 2 готовит дополнительную информацию на тему “В каких сказках использовался сюжет околдовывания мертвым сном?”, группа № 3 изучает рассказы В.Набокова - М.Шолохова с одинаковыми названиями “Обида” и готовит отзывы на них. В слабых классах возможен вариант работы по карточке-информатору.
Оборудование: трехстворчатая раздвижная доска, разноцветные карточки в виде яблок с наклейками, обозначающими различные качества характера, карточки с афоризмами (приложение 1), несколько экземпляров толкового словаря (желательно, разных авторов и изданий), музыкальное сопровождение урока: музыка к балету “Спящая красавица” или композиция к кинофильму “Вам и не снилось”.
Ход урока
Организационный момент.
Звучит музыка. У раздвижной доски оформлены 3 рабочих поля: на центральном записана тема урока, на боковых изображены схематично 2 дерева, ветви одного из них направлены вверх, ветви другого – вниз.
Актуализация темы.
Учитель:
- На прошлом уроке мы познакомились с отличительными особенностями сказок В.Жуковского и А.С.Пушкина, нашли черты народного и литературного творчества в таких произведениях, как “Спящая царевна” и “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”. Вспомним, какой сюжет лежит в основе этих сказок…
Учащиеся кратко раскрывают историю сюжета. Здесь можно использовать метод домашней работы по карточке-информатору.
Учитель:
- Как и в любой сказке, в этом сюжете присутствуют силы добра и зла. Сегодня наша задача разобраться в чувствах героев, понять причины добрых и злых поступков. Запишем тему урока: “Добро и зло в сказках В. Жуковского и А.С.Пушкина”. Обратите внимание на доску (рис.1). Здесь вы видите 2 дерева: дерево добра и дерево зла. Начертите их в тетрадях и подумайте о том, что есть добро и зло, и кто представляет добрые силы в двух наших сказках, а кто – злые. Назовите добрые и злые поступки героев.
Ученики называют положительных и отрицательных героев сказки. Называют поступки положительных героев: фея смягчает колдовство, королевич Елисей отправляется в дорогу, чтобы спасти царевну. Отрицательные поступки: действия, вызванные обидой колдуньи и завистью мачехи.
3. Работа с ключевыми понятиями.
Учитель:
- Попытайтесь сформулировать, что же такое добро и зло. (Ученики отвечают.) Обратимся к словарю.
Ученики зачитывают определения из толкового словаря: “Добро – нечто положительное, хорошее, полезное”, “Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру”.
Учитель:
- Посмотрите, какой получается парадокс: одно определение не может существовать без другого. Резкое противопоставление образов, понятий называется антитезой.
Ученики записывают определение.
На центральной доске появляется запись: “АНТИТЕЗА – резкое противопоставление образов, понятий. ФИЛОСОФСКИЙ ЗАКОН БЫТИЯ – единство и борьба противоположностей”.
Учитель:
- Перед уроком на каждой парте появилось своеобразное яблоко с наклейкой – качеством характера. Подумайте, что оно обозначает, и на какое дерево вы его поместите. Обсудите этот вопрос в парах, и через 3 минуты мы вернемся к нему.
Учитель ведет выборочный опрос учащихся с целью разъяснения сути таких человеческих качеств, как щедрость, милосердие, честность, порядочность, сочувствие, уважение, злость, жестокость, равнодушие, лживость, наглость.
Качества вписываются внутри ветвей. В процессе совместного обсуждения учитель предлагает ученикам выйти к доске и прикрепить “яблоки” с обсужденными качествами к соответствующим “деревьям”.
В завершение работы учитель комментирует:
- Ветви первого дерева направлены вверх, они возвышают человека. Поступая по совести, мы подкармливаем дерево добра. Ветви второго дерева направлены вниз. Они разрушают, точат человека изнутри. Мы еще поработаем с этой схемой, а сейчас снова обратимя к тексту. Какие чувства владели героинями, совершавшими злые поступки? Найдите в тексте эти моменты.
Ученики отмечают зависть и обиду.
4. Анализ текста.
Учитель:
- О чем думали героини? Какой вопрос они себе задавали?
Ученики отвечают, их ответы фиксируются на центральной части доски в виде схемы.
ЗАВИСТЬ | ОБИДА |
- Моя красота поблекла… | - Меня забыли, даже блюдо не нашли… |
- Почему царевна прекраснее меня? | - Почему пригласили всех, кроме меня? |
ПОЧЕМУ ДРУГИЕ ЛУЧШЕ МЕНЯ?
5. Развитие речи. Проверка домашнего задания.
Учитель:
- Домашним заданием к сегодняшнему уроку было сочинение-миниатюра. Вы могли выбрать одну из предложенных тем (“Обида”, “Зависть”) и написать о том, как вы сами справляетесь с этими чувствами. Давайте послушаем, что у вас получилось, и вспомним произведения, герои которых испытывали аналогичные чувства.
Учащиеся делятся своими впечатлениями.
6. Подведение итога.
Учитель:
- Те из вас, кто смог справиться с обидой и завистью, стали на ступеньку выше, преодолели себя. А вот героиням сказок не повезло. Рядом не оказалось близкого человека, который мог бы помочь в трудную минуту. Запишите домашнее задание к следующему уроку: изменить финал сказки так, чтобы конфликтная ситуация с колдуньей и мачехой разрешилась благополучно. Как же это сделать? Пожалуй, вопрос “как?” является главным вопросом сегодняшнего урока. Трудно порой найти верное решение. У вас на партах лежат карточки с афоризмами (приложение 1). Прочитайте их и выберите мысль, которая поможет ответить на этот вопрос. Какой афоризм вы считаете наиболее подходящим для себя?
Ученики высказываются.
Учитель открывает внутреннюю поверхность одной из боковых досок (можно использовать плакат) с надписью “Спешите делать добро! Иногда можно опоздать!” Спасибо за работу. А я дарю вам эти слова для размышления.