Современная литература о молодёжи и для молодёжи.
Современная литература вызывает определённый интерес у подростков. Как сделать уроки внеклассного чтения по данной теме интересными и нужными современным юношам и девушкам? Совместно с городской библиотекой и киноцентром мы проводим уроки внеклассного чтения по произведениям современной литературы, главными героями которых являются подростки 15 – 18 лет, что вызывает большой интерес у лицеистов и студентов нашего колледжа.
Библиотека предлагает список произведений по данной теме:
- Абрамов С. Стена. Повесть. М., 1990.
- Анисов М. Превратности судьбы. Роман. М, 1996.
- Астафьев В. Людочка. Рассказ. “Новый мир”, 1989, № 9
- Басова Л. Зойка и Пакетик. Повесть. М, 1988.
- Бочарова Т. Подруга. Повесть. “Мы” 2004, № 1
- Воронов Н. Побег в Индию. Роман. “Школьная роман – газета”, 2001, № 10.
- Габышев Л. Одлян, или воздух свободы. Повесть. “Новый мир”, 1989, № 6
- Железников В. Чучело – 2 или Игра мотыльков. Повесть. М., 2001.
- Золотуха В. Последний коммунист. “Новый мир”, 2000, № 1, 2
- Лиханов А. Никто. Роман. “Наш современник”, 2000, № 7, 8.
- Лиханов А. Сломанная кукла. Роман. “Наш современник”, 2002, “ 1, 2.
- Крапивин В. Бабушкин внук и его братья. “Школьная роман – газета”, 2001 № 4
- 13. Мелихов А. Чума. Роман. “Новый мир”, 2003, № 9, 10.
- 14. Приставкин А. Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца. Повесть. “Юность”, 1989, № 11.
- Симонова Л. Круг. Повесть. М,, 1990.
- Шефнер В. Счастливый неудачник. Человек с пятью “не” или Исповедь
- простодушного. Повести. “Школьная роман – газета”, 1998, № 8
- Щербакова Г. Мальчик и девочка. Роман. “Новый мир”, 2001, № 5
- Коротков Ю. Дикая любовь. Повесть. М, 1998
- Коротков Ю. Попса. Повесть. “Мы”, 2000, № 7
- Коротков Ю. “Девятая рота”. Повесть. “Мы”, 2002, № 7
- Крапивин В. Взрыв генерального штаба. Повесть. М, 1998
- Мурашова Е. Барабашка – это я. Повесть. М., 1998
- Полянская И. Между Бродвеем и Пятой авеню. Повести. М., 1998
- Соломко Н. Белая лошадь – горе не моё. Повести. М., 1998
- Трапезников А. Мне ли бояться!.. Повести. М., 1998
- Тучков В. Смерть приходит по Интернету. “Новый мир”, 1998, № 5
- Щербакова Г. Митина любовь. Повесть. “Новый мир”, 1997, № 3
- Щербакова Г. Love – стория. Повесть. “Новый мир”, 1995. № 11.
Предлагается подросткам и список, рекомендуемый для изучения на уроках литературы при подготовке к выпускному сочинению:
ОБРАЗ СОВРЕМЕННИКА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ ПОСЛЕДНИХ
ДЕСЯТИЛЕТИЙ.
Оформляется стенд в кабинете литературы, где ребята самостоятельно готовят аннотации к прочитанным книгам. Например:
Татьяна Бочарова. Повесть “Подруга”
Журнал “Мы” 2004 № 1 стр. 9 – 55
“Кто придумал, что жизнь начинается с первого вздоха и первого младенческого крика? Ерунда. Жизнь начинается, когда тебе исполняется пятнадцать. Когда позади беззаботное, безоблачное детство, в котором ты безоговорочно веришь в сказки и победу добра над злом, в котором ты убеждён, что некрасивых несчастных людей не бывает, а каждый прекрасен по-своему. Когда есть надёжные защитники от всех бед и напастей – самые близкие и дорогие существа, родители. И вдруг всё это кончается – тёплый, славный мир, где пахнет конфетами имолоком, где вечно гоняется нестрашный игрушечный волк за храбрым, неуловимым зайцем, где ты – центр вселенной, самый главный и самый любимый. И начинается жизнь: кругом всё чужое, холодное, равнодушное, до ужаса пугающее, отталкивающее”.
Эта повесть о дружбе и первой любви, предательстве и верности, материнской любви и ревности.
Сергей АБРАМОВ ФАНТАСТИЧЕСКАЯ
ПОВЕСТЬ МОСКВА
"ДЕТСКАЯ" ЛИТЕРАТУРА” 1990 год
Действие в повести разворачивается в Москве в конце 80-х годов 20 века. Главные герои повести-жители большого дома. “Дом был огромный, кирпичный, многоэтажный, дом- бастион, дом- крепость. Жили в нём люди разночинные - кто побогаче жил, кто победнее; разные были заботы, разные хлопоты…”
Автор затрагивает в повести проблему взаимоотношений “отцов” и “детей”. Понимают ли они друг друга? Доверяют ли?
Символично название повести: “Стены равнодушия, недоверия друг к другу, стены вранья, фальши, лицемерия. Стены непонимания.
“ В описываемое время- май, будний день, десять утра – во двор вошел молодой человек лет эдак двадцати…”И начались в доме удивительные события… “Вкаждом из нас спит волшебник, крепко спит, мы о нём даже не подозреваем. Но если его разбудить…”
Ведь стена, по мнению автора, – это символ. Символ нашей разобщённости, нашего нежелания понять друг друга, нашей проклятой привычки жить только собственными представлениями и неумением принять чужие. Кому это нужно, чтоб родные люди друг перед другом речи держали? Не вовремя домой явился - лекция. Не ту книгу взял - лекция. Не туда и не с тем пошёл - обвинительная речь. Не жизнь, а прения сторон. Будто не в отдельных квартирах мы живем, а в отдельных залах суда, нападаем- обвиняем, отступаем- защищаем, казним, милуем, произносим речи обвинительные и оправдательные, ищем улики, ловим на противоречиях. А надо- то всего: намёк, взгляд, брошенное вскользь слово, поступок, наконец…
Прочитайте эту повесть! Она станет вашим ДРУГОМ!
Методистами библиотеки подросткам предлагаются вопросы для диспута:
- Любое время раскрывается не в герое этого времени, а в тех, кто времени так или иначе противостоит.
- Любое поучение, встречающееся в книге, отталкивает меня.
- Есть люди, которые не читают – не проводят время за чтением, просто не умеют этого делать. Мне стыдно на них смотреть. Не приятно, не противно, а именно стыдно. Нельзя же разглядывать, например, калеку, урода, квазимодо. Нечитающий – это всё равно что нищий, которому не можешь подать. Поэтому и стыдно.
- Существует мнение: “Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты”. Можно ли перефразировать и сказать: “Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты?” Ваше мнение.
- “Я не читаю книги, потому что там всё неправда. И если вы хотите узнать, чем живёт современная молодёжь, посмотрите лучше какое – нибудь реалити – шоу, там всё настоящее. А чтение книг – это бесполезное занятие”. Ваше мнение.
- Литература – это одна из основ человеческой цивилизации.
- Дайте не менее пяти кратких ответов на вопрос: “Для чего я читаю художественную литературу?”
- Из письма в редакцию одной из газет: “Каждый день слышу: книги – источник знаний, читай книги, люби чтение. Только и твердят. Не знаю, кому как, а я считаю, что все эти советы и рассуждения о роли книги сильно отдают нафталином. Ведь всё вокруг изменилось. Появились новые средства информации, которые способны значительно лучше, чем книга, давать пищу для размышлений, знания, передавать опыт других. Телевизор переносит нас в любую точку земного шара, позволяет видеть и слышать, что там делается, приносит массу переживаний. Книга перед этим бледнеет, да ещё и чтение требует раз в пять больше времени, чем просмотр телепередачи. Зрительный ряд, и звук, и цвет… всё это сильнее действует и лучше запоминается”. Разделяете ли вы точку зрения автора этого письма? Аргументируйте свою позицию.
- “Читая книгу, не нужно забывать, прежде всего, что главная-то суть дела, самая суть полезности книги – не в ней, а в вас самих, дорогой читатель”. Как вы понимаете эти слова Н. А. Рубакина? Аргументируйте свою точку зрения.
- Существуют ли в молодёжной среде такие понятия как “модное чтение” и “чтение для души”? Каких “модных” авторов вы знаете, и что бы вы почитали для души?
- “Когда мы читаем, в нас рождаются собственные мысли и ассоциации. Книга как бы “прорастает” в нас. При каждом чтении она будто рождается заново. За каждой книгой стоит автор, но именно мы, читатели, вдыхаем в неё жизнь. Поэтому чтение не идёт ни в какое сравнение с просмотром видео или сидирома. Чтение требует большей активности, сотворчества, самореализации, чем просмотр фильма, ведь в этом случае “машина” читает за нас”. Близка ли вам эта точка зрения?
Городской Киноцентр “Спутник” предлагает подросткам просмотр художественных фильмов – экранизаций по произведения современной литературы. С особым интересом смотрят фильмы по произведениям Ю. Короткова “Кармен”, “Девятая рота”, “Попса”, Б. Акунина “Турецкий гамбит”, “Статский советник”.
С большим интересом читают подростки произведения современной литературы о чеченской войне: Н. Иванов “Вход в плен бесплатный” журнал “Роман - газета”, 1998 № 4, “Спецназ, который не вернётся” журнал “Роман – газета” 1998 № 15, Александр Проханов “Чеченский блюз””. “Роман – газета”, 2001 год № 5.
Таким образом, совместная работа преподавателя литературы, киноцентра и городской библиотеки создаёт условия для проведения интересных уроков по современной литературе.
Такая работа вызывает у подростков живой интерес, желание читать произведения отечественной литературы.