На стене:
- плакат “Болдинская осень” с надписью: “Я в Болдине писал, как давно уже не писал”;
- литературный календарь Болдинской осени с перечнем произведений А.С. Пушкина, созданных в сентябре, октябре и ноябре 1830 года;
- большой лист с портретами адресатов любовной лирики периода Болдинской осени (Н.Н. Гончаровой, Е.К. Воронцовой, А. Ризнич);
- большой лист “с рукописями” и рисунками А.С. Пушкина периода Болдинской осени.
Учитель (на фоне “Осенней песни” из “Времен года” П. И. Чайковского). В этом году мы отмечаем замечательное пушкинское событие – 175-летний юбилей знаменитой Болдинской осени 1830 года. Ровно 175 лет назад Александр Сергеевич Пушкин приехал в Болдино, нижегородское имение своего отца, и провёл в нём – одиноко и вдохновенно (“детородно”!) — три долгих осенних месяца, вошедших в историю русской культуры под названием “Болдинская осень”, ставших символом необыкновенно плодотворного литературного труда. В эти три осенних месяца 1830 года Пушкиным был собран небывалый литературный урожай: был закончен роман “Евгений Онегин”, появились “Повести Белкина”, “Маленькие трагедии”, “Сказка о попе и о работнике его Балде”, поэма “Домик в Коломне”, замечательные литературно-критические статьи, “История села Горюхина”, тридцать стихотворений-шедевров...
Знаменитой Болдинской осени, её 175-й годовщине, мы и посвящаем нашу сегодняшнюю гостиную.
1-й ведущий. Тридцать первого августа 1830 года Александр Сергеевич Пушкин выехал из Москвы в сторону Нижнего Новгорода. Перед тем как сеть в кибитку, он запечатал конверт с письмом Петру Александровичу Плетнёву, который был для него “всем – и родственником, и другом, и издателем, и кассиром”. “Сейчас еду... в... Болдино... Милый мой, расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска... если я и не несчастлив, по крайней мере не счастлив. Осень подходит. Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настает – а я должен хлопотать о приданом да о свадьбе, которую сыграем Бог весть когда. Все это не очень утешно. Еду в деревню, Бог весть, буду ли иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь... Так-то, душа моя...” “Бог весть, буду ли иметь время...”, но в коляску, конечно, поставлен дорожный сундучок, а в нем несколько старых, больших, изрядно исписанных тетрадей и сотни листов бумаги...
2-й ведущий. На три долгих дорожных дня Пушкин остался один со своими неотвязными мыслями. Думалось о невесте. Два месяца назад он писал ей из Петербурга: “Я мало бываю в свете. Вас ждут там с нетерпением. Прекрасные дамы просят меня показать Ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой Мадонной, похожей на Вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40 тысяч рублей”.
Это была картина Перуджино “Бриджуотерская Мадонна”, выставленная в книжном магазине. Пушкин написал сонет – об этой картине и о своей живой Мадонне.
Звучит сонет А.С. Пушкина “Мадонна”
3-й ведущий. Венчающие сонет слова:
“Творец тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец” – Пушкин готов был повторять как заклинание, как молитву!
В начале сентября в Болдино приходит письмо от Натальи Николаевны. Она извещала, что выйдет за него и без приданого, о котором он хлопочет в Болдине, она звала его в Москву! Пушкин тут же пишет ответ.
Пушкин пишет письмо Н.Н.Гончаровой:
“Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у Ваших ног... Ваше письмо прелестно, оно вполне меня успокоило. Мое пребывание здесь может затянуться вследствие одного совершенно непредвиденного обстоятельства. Я думал, что земля, которую отец дал мне, составляет отдельное имение, но, оказывается, это – часть деревни из пятьсот душ, и нужно будет произвести раздел... Еще более опасаюсь я карантинов, которые начинают здесь устраивать. У нас в окрестностях – holera morbus (очень миленькая особа)... Простите меня и верьте, что я счастлив, только будучи с Вами вместе”.
1-й ведущий. Пушкин воскрес. Он знал, что порыва его творческого вдохновения уже ничто не остановит: ни хлопоты по имению, ни дела с чиновниками, ни даже мысли о невесте.
Откроем сентябрьские листки литературного календаря Болдинской осени:
сентября – Пушкин закончил стихотворение “Бесы”;
сентября – “Элегию”;
сентября – повесть “Гробовщик”;
сентября – “Сказку о попе и о работнике его Балде”;
сентября – повесть “Станционный смотритель”;
20 сентября – закончена повесть “Барышня-крестьянка”;
сентября – закончен роман “Евгений Онегин”;
сентября – написано “прощание” с романом “Евгений Онегин” – стихотворение “Труд”.
Звучит стихотворение А. С. Пушкина “Бесы”
Чтец (читает отрывок о “Бесах” из эссе М. Цветаевой “Мой Пушкин”):
“Пушкина читаю прямо в грудь и прямо в мозг... Самое любимое из страшных, самое по-родному страшное и по-страшному родное были “Бесы”: Мчатся тучи, вьются тучи – Невидимкою луна... Все страшно – с самого начала: луны не видно, а она есть, луна-невидимка, луна в шапке-невидимке, чтобы все видеть, и чтобы ее не видели. Странное стихотворение (состояние), где сразу можно быть (нельзя не быть) всем: луной, ездоком, шарахающимся конем и – о, сладкое обмирание – ИМИ! Ибо нет читателя, который одновременно бы не сидел в санях и не пролетал над санями, там, в беспредельной вышине, на разные голоса не выл и там, в санях, от этого воя не обмирал. Два полета: саней и туч, и в каждом ты – летишь. Но помимо едущего и летящих, я была еще третьим: луною – той, что, невидимая, видит: Пушкина, над ним – Бесов, а над Пушкиным и “Бесами” – сама летит.
...бесов я жалела – жалостью высокой, жалостью – восторгом и восхищением. Я знала, что "...домового ли хоронят? Ведьму ль замуж выдают?" – только ТАК, что никого они не похорони и не выдай замуж – все равно будут жаловаться, что дедушку-то они хоронят, а девушку замуж отдают – чтобы лучше жаловаться. Что жалуются они не потому, что, – а потому что ОНИ, – они и никогда другими не будут и быть не могут (шепотом: потому, что Бог их проклял!). Любовь к проклятому. И еще: я ведь знала, что они – тучи! Что они – серые, мягкие, что их даже как-то нет, что их тронуть нельзя, обнять нельзя, что между ними, с ними, ИМИ – можно только мчаться! Что это – воздух, который воет! Что их – нет.
"Сквозь волнистые туманы пробирается луна..." – ... пробирается, как кошка, как воровка, как огромная волчица в стадо спящих баранов (бараны... туманы...). "На печальные поляны льет печальный свет она..." О, господи, как печально, как дважды печально, как безысходно, безнадежно печально, как всегда припечатано – печалью, точно Пушкин этим повторением печаль луною, как печатью, к поляне припечатал. ...И если вы меня взрежете, вы... найдете во мне бесов, мчащихся тучами, и туч, мчащихся бесами... Вошли в состав...”
Звучит стихотворение А. С. Пушкина “Элегия”
(под Ноктюрн М.И. Глинки)
Художественное чтение фрагмента повести “Гробовщик”
/Заключительные страницы: от слов “...Было поздно. Гробовщик подходил уже к своему дому, как вдруг показалось ему, что кто-то подошел к его воротам...”/
Инсценировка фрагмента “Сказки о попе и о работнике его Балде”
Художественное чтение “Сказки о медведихе”
Инсценировка трёх эпизодов из повести “Барышня-крестьянка”
/Лиза и Настя.
Первая встреча Акулины и Берестова.
Алексей обучает Акулину грамоте./
2-й ведущий. Первого октября пришло известие, что холера в Москве. А ведь там Наталья Николаевна! Пушкин проклял тот час, когда решил расстаться с невестой. Преодолевая все препятствия, Пушкин выезжает из Болдина, но прорваться в Москву безнадежно: приходится вернуться в это унылое место...
И вот судьба повертывает беды оборотной стороной. Вынужденное бездействие вызывает у Пушкина новый прилив творческих сил.
Откроем октябрьские листки литературного календаря Болдинской осени:
1 - 4 октября – ряд “мелких” стихотворений;
5 октября – “Прощанье”;
октября – “Паж, или Пятнадцатый год”;
октября – “Я здесь, Инезилья...”;
октября – Пушкин заканчивает шуточную поэму “Домик в Коломне”;
14 октября – завершена повесть “Выстрел”;
16 октября – написаны “Моя родословная” и “Два чувства дивно близки нам...”;
17октября – написано “Заклинание”;
20 октября – завершена “Метель”;
23 октября – Пушкин закончил первую из “Маленьких трагедий” – “Скупой рыцарь”;
25 октября – “Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы”;
26 октября – написана вторая из “Маленьких трагедий” – “Моцарт и Сальери”.
Звучит романс Ц. Кюи “Царскосельская статуя”
Стихотворение А.С. Пушкина “Румяный критик мой”
Стихотворение А.С. Пушкина “Дорожные жалобы”
Романс И. Шварца “Дорожные жалобы”
Учитель предлагает детям сравнить два прозвучавших варианта творческой интепретации “Дорожных жалоб”, говорит о многогранности пушкинского слова, пушкинского образа.
Стихотворение А.С. Пушкина “Паж, или пятнадцатый год”
Инсценировка фрагмента из поэмы А.С. Пушкина “Домик в Коломне”
Стихотворение А.С. Пушкина “Рифма”
3-й ведущий (на фоне музыки Г.Свиридова). В Болдине, накануне свадьбы с Натальей Николаевной, накануне появления будущей супруги, Пушкин пишет три стихотворения-прощания с теми, кого любил прежде: стихотворение “Прощанье”, посвященное Елизавете Ксаверьевне Воронцовой, и два стихотворения, посвященные Амалии Ризнич, – “Заклинание” и “Для берегов отчизны дальной...” (последнее стало известным романсом).
Звучит Стихотворение А.С. Пушкина “Прощанье”
(Под “Романс” Г. Свиридова)
Стихотворение А.С. Пушкина “Заклинание” (исполняется под “Лунный свет на террасе” Клода Дебюсси)
Звучит романс А.П. Бородина “Для берегов Отчизны дальной…”
1-й ведущий. Поэтическое воображение Пушкина легко и смело устремляется в любые края и века. Испания чем-то особенно влекла поэта. В октябрьские дни Болдинской осени им написаны два “испанских” стихотворения: “Пред испанкой благородной...” и “Я здесь, Инезилья...”. При чтении последнего в памяти сразу же возникает музыка М.И. Глинки.
Звучат испанские аккорды на гитаре.
На их фоне звучит стихотворение А.С. Пушкина “Пред испанкой благородной…”
Исполняется Испанский танец
Романс М.И. Глинки “Я здесь, Инезилья…”
2-й ведущий. Стихи и поэмы, сказки и проза... Настало время сочинений драматических.
Раскрыть истину страстей, заглянуть в глубь души человеческой – вот задача, которую решает А.С. Пушкин в драматических произведениях болдинской поры. Они удивительны – болдинские драмы (“Маленькие трагедии”): предельно коротки, остросюжетны, в каждой лишь несколько действующих лиц, но каждое из них обнаруживает себя глубоко и полно.
Звучит трагическая музыка.
Художественное чтение сцены II из маленькой трагедии “Скупой рыцарь”
Инсценировка II действия маленькой трагедии “Моцарт и Сальери”
3-й ведущий. Работа над “Маленькими трагедиями” продолжается в ноябре. В это время написаны “Каменный гость” и “Пир во время чумы”. Кроме того, в ноябре Пушкиным написаны (открывает последний, ноябрьский, лист литературного календаря Болдинской осени): “История села Горюхина”, “Не розу пафосскую...”, критические статьи и заметки, “На перевод Илиады”, предисловие к “Евгению Онегину”, стихотворение “Цыганы”.
Звучит песнь Вальсингама из “Пира во время чумы”
(“Когда могущая Зима...”)
Чтецы (читают размышления М.И. Цветаевой о “Песне Вальсингама”):
“Языками пламени, валами океана, песками пустыни — всем, чем угодно, только не словами – написано. В чем кощунство песни Вальсингама? Хулы на Бога в ней нет, только хвала Чуме. А есть ли сильнее кощунство, чем эта песня?
Кощунство не в том, что мы со страха и отчаянья, во время Чумы – пируем (так дети со страха смеются!), а в том, что мы в песне – апогее Пира – уже утратили страх, что мы из кары делаем пир, из кары делаем – дар, что не в страхе Божием растворяемся, а в блаженстве уничтожения.
Если (как тогда верили все), (как верим и мы, читая Пушкина) Чума – воля Божия к нас покаранию и покорению, т. е. именно бич Божий.
Под бич бросаемся, как листва под луч, как листва под дождь. Не радость уроку, а радость удару. Чистая радость удару, как таковому. Радость? Мало! Блаженство, равного которому во всей мировой поэзии нет. Блаженство полной отдачи стихии, будь то Любовь, Чума – или как их еще зовут”.
Инсценировка сцены IV из маленькой трагедии “Каменный гость”
Учитель: Нельзя не сказать и ещё об одном важном занятии Пушкина в Болдине. Глубоко интересуясь народным творчеством, он записывает в Болдине песни, которые слышит на деревенских гуляньях. Потом он передаст эти песни П.В. Киреевскому и они будут опубликованы собирателем фольклора. Две из этих песен – слышанных и записанных Пушкиным в Болдине, мы сейчас услышим.
Фольклорный ансамбль (в русских сарафанах) исполняет песни “Ты топись, банюшка” и “Пахал Ванька огород”
3-й ведущий. Двадцать восьмое ноября 1830 года. Осень позади. Лошади запряжены, в коляску поставлен дорожный сундучок, а в нем несколько больших тетрадей и стопы бумаги, которые за месяц болдинского заточения словно бы потяжелели.
Пушкин забирается в кибитку. Возница тряхнул поводьями, звякнули бубенцы... Лошади бегут резво. Оцепление где-то вовсе снято, где еще осталось; карантинные смотрители, заглянув в свидетельство, поднимают шлагбаум перед отставным чиновником X класса Александром Сергеевичем Пушкиным, спешащим в Москву “по собственной надобности”.
Лошади несут его прочь от Болдина, и он не знает, вернется ли еще когда-нибудь в свою бедную вотчину. Но воспоминания о вдохновенном труде и “детородной” осени, в которую он “писал, как никогда еще не писал”, не оставят его до конца дней, будут манить и тревожить.
Звучит музыка Г.В. Свиридова (музыкальные иллюстрации к “Метели” - “Тройка”)
Литература:
- Болдинская осень. Стихотворения, поэмы, маленькие трагедии, повести, сказки, письма, критические статьи, написанные А.С. Пушкиным в селе Болдине Лукьяновского уезда Нижегородской губернии осенью 1830 года. – 2-е изд./Сост. Н.В. Колосова; Предисл. Т.Г. Цявловской; – М.: Мол. гвардия, 1982.
- “”Все еще в Болдине…”: А.С.Пушкин: три осени”. – М.: Воскресенье, 1999.
- Преданья и песни Болдинской старины. – Волго-Вятское книжное изд., Горький, 1972.
- Цветаева М. Мой Пушкин. – СПб.: Азбука, 2001.