Включение учащихся в аналитическую деятельность

Разделы: Литература


Исследования психологов показывают, что, изменяя отношения ребенка к учению, можно добиться изменение познавательных процессов школьников, повышение их познавательной активности. Цель моей работы осветить один из аспектов изучения литературы - активизацию художественного восприятия текста, являющуюся основополагающим в аналитической деятельности учащихся в формировании активности и самостоятельности. В программе по литературе для 6-го класса представлено огромное количество произведений, изучение которых рассчитано на 2 - 3 часа - это только позволяет ознакомиться с текстом, а когда же нам работать над художественными образами, языком литературного произведения, определять художественной время и пространство, анализировать детали, композицию ? !

Ученики, пришедшие из начальной школы, научены читать текст, его пересказывать, отвечать на вопросы, поставленные учителем, а урок литературы - это воспитание квалифицированного читателя.

Творчество А.С.Пушкина представлено в программе 6-го класса несколькими стихотворениями и повестями “Метель”, “Станционный смотритель”. На изучение повести А.С.Пушкина “Метель” предполагается 3-4 урока. И работа строится таким образом, что весь текст (что впервые) необходимо рассмотреть со всех сторон, комплексно, так, чтобы мельчайшие детали пушкинского текста не прошли мимо пытливых глаз и душ ребят. Учащимся предлагаются самые разнообразные задания.

Первое, что крайне необходимо, - это прочтение данного текста предварительно, обязательно дома. Далее я предлагаю возможный вариант работы с текстом.

На первом уроке идет работа вслед за автором:

Необходимо пересказать (в определенной последовательности) эпизоды:

  • Письмо Владимира к Марье Гавриловне,
  • сцену метели,
  • сцену в церкви,
  • сцену болезни Марьи Гавриловны,
  • встречу Марии Гавриловны с Бурминым в конце повести.

Пересказ строится таким образом, чтобы ребятам стало ясно, что именно эти эпизоды самые важные в тексте повествования. После этого задаю учащимся следующие вопросы:

  • А почему А.С. Пушкин их так выстраивает? Зачем?

Ребятам самим удается сделать вывод, что все на первый взгляд случайные события теснейшим образом взаимосвязаны. Так у ребят благодаря исследованию текста сформировалось понятие КОМПОЗИЦИЯ. (В зависимости от подготовленности класса учитель сам или заранее подготовленный ученик знакомит всей с понятием композиция, ее особенностями). Возвращаясь к тесту повести, учащиеся определяют, что в данном случае кольцевая композиция.

(Удачно провести аналогию с ученическим сочинениями, которые ребята привыкли писать по русскому языку, в том, что вступление и заключение являются обрамлением главной части работы).

2. Урок второй.

Убедившись, что текст понят, ребятам предлагаются задания, с помощью которых они выявляют связь повести с историко-литературными явлениями:

  • Как вы понимаете выражение: “Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена”?
  • Какие исторические события заслоняют собой историю любви Марьи Гавриловны и Владимира?
  • Чем объяснить множество примеров иноязычной лексики в тексте?
  • Почему детально не прописана у А.С.Пушкина сцена в церкви?

Учащиеся вновь постигают текст прекрасного произведения и знакомятся с такой далекой эпохой начала Х1Х века. Именно социальный аспект изучения эпохи, создание картины, образы эпохи, наличие глубокой нравственной оценки действительности являются теми важными моментами, позволяющими воссоздать личность героя, особенности его души. Работа с данным материалом предполагает предварительную подготовку учащихся дома, в библиотеках, со справочным материалом; вспомнить, что было изучено на уроках русского языка по теме “Заимствованная лексика”.

Следующим этапом на данном уроке является работа над понятием художественный образ. Выстраивается схема, вокруг вопросов, которые необходимо проанализировать, чтобы охарактеризовать, сформировать понятие ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ.

  • Происхождение и воспитание героя.
  • Особенности черт его характера.
  • Его взаимоотношение с другими персонажами.
  • Речь персонажа, ее особенности.
  • События данного произведения, оказавшие особое влияние на персонаж.
  • Собственное отношение к персонажу.
  • Вновь понятийное обобщение строится именно на образном материале, в эмоциональной обстановке.

3. В начале третьего урока учащиеся делятся своими наблюдениями по поводу речи персонажей. Рассматриваются диалоги, которые произносят персонажи повести, уточняется:

  • Кто и когда их произносит.

Учитель выясняет

  • Почему так мало говорят персонажи?
  • Почему даже данные диалоги столь кратки?

Учащиеся приходят к выводу, что не персонажи данного произведения являются главными героями повести А.С.Пушкина “Метель”.

Тогда КТО? или ЧТО?

Рассмотрев каждого из персонажей, учащиеся узнают, что героем произведения может быть не только человек, но и любой предмет, животное или явление природы, как того хочет автор произведения.

Предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Подумайте, какую роль сыграла метель в жизни всех персонажей произведения?
  • Почему повесть так названа?
  • Почему сцена, описывающая метель, как бы разрывает текст произведения?

Свое отношение к данному персонажу предлагается высказать, подготовив выразительное чтение сцены с его участием. Таким будет домашнее задание к следующему уроку.

4. На четвертом уроке предполагается окунуться в поэтику пушкинских строчек. Выразительное чтение сцены метели (если позволяет время, то можно поработать над языком литературного произведения):

  • отметить в тексте тропы (метафоры, эпитеты),
  • проанализировать структуру предложений, художественные обращения,
  • посмотреть инверсию:

Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель (инверсия), что он ничего невзвидел (устаревшая форма глагола). В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу ; небо сливалось с землей (метафора). Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу...

Поработав над языком произведения, возможно, предложить учащимся следующего рода задания: Данная повесть позволяет пофантазировать, поразмышлять:

  • Как сложилась дальнейшая судьба Марьи Гавриловны и Бурмина?
  • Что на самом деле произошло в церкви?
  • Передать содержание письма Владимира к родителям Марьи Гавриловны (или письмо, в котором Владимир уговаривает ее тайно обвенчаться в церкви).

Таким образом, вместо стандартного сочинения учащимся 6 - го класса предлагается погрузиться в пушкинскую эпоху, ощутить себя человеком начала Х1Х века.

В данной работе я попыталась охарактеризовать систему работы по произведению А.С.Пушкина “Метель”, основанную на самостоятельной творческой деятельности учащихся по анализу художественного текста, активизации художественного восприятия текста.

Беря во внимание личностные стороны каждого учащегося в отдельности, мы должны помнить, что только в совокупности их, мы сможем сформировать мотивы, позволяющие активизировать познавательную деятельность ученика.