Данный урок представляет собой заключительное занятие по изучению творчества Ф.М.. Достоевского в десятом классе (программа В.Г. Маранцмана).
Тема достаточно сложна для подростков, но необходима для понимания творчества Достоевского и мировой литературы в целом, так как выводит на широкие обобщения и позволяет работать над формированием ценностного самоопределения школьников. Урок или уроки (2 часа, в зависимости от подготовленности класса) проводятся в жанре “диалога”. В ходе урока бывает трудно предугадать варианты ответа учащихся, но обращение к тексту позволяет выстроить беседу в соответствии с целями урока. В качестве оборудования используется презентация в Power Point, созданная или учителем, или учениками (в нашем случае – совместно с учениками (представлен краткий вариант)). В качестве иллюстраций используются материалы книги “Образы Ф.М. Достоевского в иллюстрациях Ильи Глазунова”.
В описании урока мы используем лишь примерные краткие ответы учащихся, которые бывают сформулированы непредсказуемым образом. Но практика (опыт семи классов в разные годы) показывает, что тема ученикам интересна, вызывает бурные споры, способствует живому общению.
Цели:
- Образовательные: выявить сущность понятия “антиномия” на примере “Легенды о Великом Инквизиторе”; определить критерии, использованные писателем для выстраивания антиномических отношений нравственной свободы и власти; доказать справедливость данной антиномии для творчества Ф.М. Достоевского.
- Развивающие: продолжить формирование навыков анализа прозаического текста; развитие логического мышления учащихся, формирование коммуникативной компетентности учащихся;
- Воспитывающие: способствовать формированию у учащихся сознательного отношения к проблеме выбора, к этическим и моральным нормам; способствовать ценностному самоопределению школьников.
Ход урока.
1. Слово учителя.
Сегодня, продолжая разговор о творчестве и философско-религиозных взглядах Ф.М. Достоевского, мы обратимся к ключевой, по мнению многих исследователей, главе романа “Братья Карамазовы” (1878-1880) – “Легенде о Великом Инквизиторе”, “самому символичному и глубокому откровению, из когда-либо снизошедших на человека” [1]. Наша цель – попытаться найти ответ на вопрос: “Почему в “Легенде…” рассматривается антиномия нравственной свободы и власти? По каким критериям выстраиваются антиномические отношения? Что выбирает писатель, а что выбираем для себя мы, более столетия спустя?
В рамках урока мы, разумеется, не в силах найти ответы на вечные вопросы бытия: для чего и как живет человек, какой путь избрать, как относится к идее Бога и бессмертия и др., но приблизиться к постижению тайн, приобщиться к сокровенному знанию попробуем.
Не ошибается тот, кто не идет вперед. В путь!
2. Запись темы и эпиграфа урока.
Антиномия нравственной свободы и власти в “Легенде о Великом Инквизиторе”.
Стало быть не как мальчик же я Верую во
Христа и его исповедую, а через большое
горнило сомнений моя осанна прошла.
Из письма Ф.М.Достоевского К.Д. Кавелину.
(Запись сделана писателем по поводу глав романа “Братья Карамазовы” “Легенда…” и “Русский инок”). При необходимости напоминаем ученикам, что такое антиномия. (Антиномия – противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, каждое из которых доказуемо логическим путем).
На полях помечаем перспективное задание: “Как соотносятся слова эпиграфа с нашим уроком? Отвечают ли они цели нашего диалога?”
Необходимо вести записи в тетради в виде таблицы и комментариев к ней.
3. Беседа.
Учитель: Кто и кому рассказывает эту легенду. Охарактеризуйте героев.
Ученики: Сомневающийся и неверящий Иван Карамазов глубоко верующему брату Алеше.
Учитель: Итак, начнем с того, что разведем по разным полюсам идею нравственной свободы и власти. Что значит нравственная свобода? Чем она отличается от свободы вообще.
Ученики: Нравственная свобода основана на вечных моральных принципах добра и справедливости.
Учитель: Две идеи. За каждой – идеолог, вдохновитель, Учитель. Кто они?
Ученики: Христос и Великий Инквизитор.
Учитель: Учитель и верный ученик. В обоих присутствует человеческое начало. Но в чем коренная разница натур? Почему они противостоят друг другу? Вернее один противостоит, а Другой не препятствует?
Ученики: Христос – Богочеловек, спаситель человечества. Воплощение добра и милосердия, во имя высшей любви пострадавший за человечество. Антихрист – человекобог. Он стремится к власти, ставит себя на место бога, он порабощает, а не спасает.
Учитель: Какие черты высвечивает Достоевский в том и другом образе? Почему? Докажите свою точку зрения.
Ученики: Приводят цитаты из текста. В облике Инквизитора подчеркивается страсть, фанатизм. Портрета Христа нет. Противостоят монолог инквизитора и молчание Христа.
Учитель: Обратите внимание на иллюстрацию этого эпизода Ильей Глазуновым. Что главное в каждом образе для художника?
Ученики: Христос – свет, покой, умиротворенность. Инквизитор – тьма, одержимость, жестокость.
Учитель: Что сильнее по степени воздействия?
Ученики: Молчание Христа более глубоко. В нем отражение вечного. Достоевский ничего не добавляет к сказанному в Евангелии. Читатель может лишь догадываться об ответе Христа.
Учитель: Какие цели преследует инквизитор, страстно обличая Христа? И что было заповедано Христом, когда он “пятнадцать веков назад жил меж людей” [2].
Ученики: Христос заповедовал любовь, он пришел дать людям свободу выбора пути (совести). Инквизитор хочет исправить подвиг Христа, дать счастье всем, счастье рабов.
Учитель: Какая из целей более достижима? Почему теоретически так легко дать счастье всем? Что для этого необходимо? Каким видит всеобщее счастье Инквизитор? Какие принципы стали краеугольным камнем будущего земного рая? (Можно выстроить параллель с лозунгом “Свобода, равенство и братство”).
Ученики: Эти принципы – чудо, тайна, авторитет.
Учитель: А что этому может противопоставить идея нравственной свободы?
Ученики: Добро, Истину, Красоту.
Учитель: Что, по-вашему, действенней? А что сложнее воплотить в жизнь? Почему Добро, Истина, Красота – для всех, а чудо, тайна и авторитет – для немногих, для избранных?
Ученики: Второе доступнее тем, кто любит власть, кто правит миром, кто руководит и считает себя вправе решать жизни других. То, о чем мечтал Раскольников.
Учитель: Великий инквизитор апеллирует к евангельским текстам, повествующим о трех искушениях Христа. Почему именно это так важно в споре, столкновении иедй?
Ученики: Здесь противопоставлены свобода выбора и выбор свободы.
Учитель: Первое искушение – предложение купить свободу и любовь человечества “хлебом земным” в противовес “хлебу небесному”.
Ученики: чтение фрагмента текста.
Учитель: Что есть тот и другой хлеб? На что рассчитывает дьявол, а вслед за ним Инквизитор?
Ученики: Расчет на низость человеческой природы. Важно оказывается телесное, а не духовное.
Учитель: К чему взывает Христос?
Ученики: К силе духа, к возвышенным идеалам, к духовному.
(Возникает оппозиция небо-земля, легкость, полет – тяжесть земного притяжения).
Учитель: Второе искушение – жажда чуда.
Ученики: Чтение фрагмента текста.
Учитель: Почему человеку так необходимо чудо? И почему Христос преодолел и это искушение? Что кроется за тайной?
Ученики: Это упрощение бытия, жизнь без смысла, ради жизни. Человек слаб, и его вера нуждается в подтверждении, чуде, и вследствие этого перестает быть верой, становится доверием. Настоящая вера безусловна.
Учитель: Что, по-вашему, выше, труднее? Почему?
Ученики: Большего духовного напряжения требует вера. Когда приходит понимание правды.
Учитель: Третье испытание – испытание властью, авторитетом. Почему Христос отказывается? От какой власти?
Ученики: Христос во имя небесного отказывается от земной власти человека над людьми.
Учитель: Христос дал свободу, инквизитор обещает счастье, обещает взамен на свободу. Появляются три условия.
Ученики: Инквизитор обвиняет Христа в том, что он увеличил свободу людей вместо того, чтобы овладеть ею. Чем больше свободы у человека, тем ему беспокойней. Поэтому модель счастья такова: “люди могут быть счастливы только отыскав, перед кем преклониться, кому вручить совесть, каким образом соединиться, наконец, всем в бесспорный общий и согласный муравейник”.
Учитель: А каково счастье по Христу? Для кого оно, как строиться?
Ученики: Христос дал свободу выбора, совести.
Учитель: А что же вместо муравейника?
Ученики: Объединение людей на основе высших заповедей.
Учитель: То есть, соборность – светлое единение во имя Христа.
Учитель: Какие же принципы будут положены в основу того и другого строительства? По какому пути идти человечеству? Какой мир выбирать: нравственной свободы или власти? Если на стороне Учителя правда, то на стороне его самых прилежных учеников? Ложь? Если свобода – удел сильных духом, то что остается слабым?
Ученики: На стороне Христа правда, сила духа, божественное начало. Инквизитор лжет миллионам, основывается на слабости человека, его человеколюбие ущербно, неправильно. Он прежде всего любит себя на месте Бога.
Учитель: Таким образом, власть – это идея факта бытия, это выбор позиции Иметь, а нравственная свобода – это идея смысла бытия, это значить Быть.
В результате у учащихся в тетради должна быть зафиксирована следующая таблица:
Нравственная свобода |
Власть |
|
Учитель, идеолог | Христос (Богочеловек) | Великий Инквизитор (Человекобог) |
Цель | Дать людям свободу (выбора, совести) | Исправить подвиг Христа |
Опора, основы | Добро, Истина, Красота | Чудо, тайна, авторитет. |
1 искушение | Хлеб небесный | Хлеб земной |
2 искушение | Вера | Доверие |
3 искушение | Небесная власть духовного | Земная власть одного над миллионами |
Счастье для кого | Свободный человек | Послушное стадо |
Счастье как | Свобода выбора Свобода совести Соборность | Преклонение Порабощение (вручить совесть) Муравейник |
Принципы | Правда Сила духа Боголюбие | Ложь Слабость человеческой природы Человеколюбие (в значении “человек на месте Бога) |
Итог | Смысл бытия (наличие идеала) БЫТЬ |
Факт бытия (жизнь ради жизни) ИМЕТЬ |
Учитель: Доказано ли наличие антиномии? Как соотносится эпиграф урока с уроком? Что и как выбирает жизнью своей и творчеством Ф.М. Достоевский, как решает эту антиномию? Каков его ответ Инквизитору?
Ученики: Он вдруг молча приближается к старику и тихо целует его в его бескровные девяностолетние уста. Вот и весь ответ. В этом ответе может быть понимание, прощение, любовь.
Учитель: Почему дрогнул Инквизитор?
Ученики: Возможно, это сомнение. Неуверенность в своей правоте. Потому он и отпускает Христа. А через сомнение можно прийти к вере. Но Инквизитор в своем фанатизме слишком неколебим. Как говорит Алеша Карамазов брату Ивану: “Инквизитор твой не верует в Бога, вот и весь его секрет”!
Учитель: Великий русский философ Н.А. Бердяев в рассуждении о “Легенде…” заметил, что во всемирной истории есть два начала: “Свобода выше счастья; боголюбие выше человеколюбия, и последнее лишь из первого выводится, свобода совести выше самого факта бытия, и последний из первого выводится”.
И каждый из нас оказывается перед выбором: Быть или Иметь. И здесь не бывает компромиссов.
Что выбираете вы?
4. Домашнее задание.
Примечания: итогом урока оказываются самостоятельные размышления учащихся о себе, своей жизненной позиции, и это может быть не озвучено на уроке. Наша задача перевести беседу во внутренний диалог с писателем, с учителем, с самим собой, способствовать нравственному самоуглублению, осознанию причин и следствий выбора человеком пути.
Список литературы:
- Гарин И.И. Многоликий Достоевский. – М., 1999.
- Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в двадцати томах. – М.: “Терра”, - 1998. – тт. 13,14
- Образы Ф.М. Достоевского в иллюстрациях Ильи Глазунова. – М., 1986.
- Поисковая сиcтема http://www.google.com.ru