Цели урока:
Оборудование:
- учебник-хрестоматия “Родной мир” 3 класс, 2 часть (Л.И.Тикунова, Ю.В.Новикова, И.Ю.Локтионова);
- выставка книг Б.Емельянова;
- схема “система образов”;
- словарь С.И.Ожегова;
- мини-сочинения “Моя мама”;
- слова-характеристики;
- пословицы (набор).
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
2. Работа по теме урока.
- Сегодня на уроке познакомимся с писателем Борисом Емельяновым и его произведением “Мамины руки”.
(О писателе рассказывает подготовленный ученик – Гульназ)
- Итак, давайте познакомимся с рассказом “Мамины руки”.
Можно ли по названию произведения сказать, о чём пойдёт речь? Объясните.
(Ответы детей)
3. Работа с текстом.
- Читаем текст отрывками (подготовленные ученики) до слов…Руки у неё были удивительные.
- Почему у мамы были удивительные руки?
(Ответы учеников)
- А теперь дочитаем и узнаем, какими были эти руки.
(Сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые)
Чтение 2-го отрывка до слов…Встала и ушла в ванную мыться.
- Как вы думаете, как сейчас будут развиваться события?
(Мама обиделась, Маша начнет переживать)
Чтение 3-го отрывка до слов… и сразу не разобралась, в чём дело?
- Как понимаете смысл слов
СНОРОВИСТА
НЕ БЕЛОРУЧКА
ЗА ЯЗЫКОМ ПОГЛЯДЫВАЙ
ВСЫПАТЬ ГОРЯЧИХ
(Из словаря С.И. Ожегова “сноровка” – ловкость, умение в каком-либо деле; “белоручка” – кто чуждается трудной, физической работы)
Чтение 4-го отрывка до слов…Я твои руки обидела.
- Как по-вашему закончится рассказ?
(Предположения детей)
- Читаю сама до конца.
- Понравился рассказ? Чем?
(Ответы детей)
4. Физкультминутка.
5. Анализ произведения и составление системы образов.
- Сейчас попытаемся найти главную мысль рассказа. Читаем текст и работаем на листочках. Кружочком обозначим главных героев. Отношения героев обозначим стрелочками и словами.
Чтение рассказа (1 абзац) – герои Маша и бабушка. Cтрелками обозначаем, что Маша ОБИДЕЛАСЬ НА БАБУШКУ, ПОССОРИЛАСЬ С БАБУШКОЙ.
(Прикрепляю на доске имена героев, дети рисуют на листочках)
2–3 абзац – появляется мама. МАМА ЛЮБИТ МАШУ. НО ОНА ОБИДЕЛАСЬ НА МАШУ.
- Какие строчки это доказывают? (Встала и ушла)
Читаем дальше. МАШЕ СТАЛО ЖАЛКО – ПОЖАЛЕЛА. БАБУШКА ЗАЩИЩАЕТ МАМУ. ОНА ЕЁ ЛЮБИТ.
(По ходу работы составляется схема на доске)
СХЕМА
- Какая Маша? Оцените её поступок.
(Поступила плохо, со всеми поссорилась, обидела мамины руки и маму)
- Какова же главная мысль рассказа?
(Выслушиваются ответы учеников)
- Но мы не поговорили о маминых руках. Сейчас поработаем группами – выпишите на листочки слова, описывающие мамины руки.
- Сравним, что получилась.
(Вывешиваю на доске слова)
РУКИ
- удивительные
- обыкновенные
- сухие
- чуть шершавенькие
- жёсткие
- рабочие
- ими сделано добра – на десятерых хватит
Вывод. В ваших мини-сочинениях вы тоже описываете руки ваших мам, что они “золотые, нежные, ласковые, всё умеют”.
- Скажите, кто же помог Маше понять свою ошибку? (Бабушка)
Расскажите об этом.
- Прочитайте последнюю строчку и скажите, почему мама и бабушка засмеялись?
- Какие иллюстрации вы бы сделали к рассказу (2–3 ученика).
- Хочу показать фотографию, которую можно было бы поместить в наш учебник. Какой эпизод она бы проиллюстрировала? (Конец рассказа)
- Закончите пословицы:
СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ……………ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ.
ПРИ СОЛНЫШКЕ ТЕПЛО, ……….ПРИ МАТЕРИ – ДОБРО.
- Объясните смысл. Подходят ли они к нашему рассказу?
- Итог урока.
Домашнее задание: составить рассказ о случае из жизни про маму.