Урок литературного чтения по интегрированному курсу "Родной мир" на тему: "Борис Емельянов "Мамины руки". Текст. Тема. Главная мысль (ИНОС)". 3-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • способствовать знакомству с творчеством писателя Б.А.Емельянова;
  • создать условия для отработки навыка выделения темы, главной мысли произведения;
  • содействовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса и речи образными выражениями;
  • продолжить обучение “выведения” идеи произведения из анализа системы образов.

Оборудование:

  • учебник-хрестоматия “Родной мир” 3 класс, 2 часть (Л.И.Тикунова, Ю.В.Новикова, И.Ю.Локтионова);
  • выставка книг Б.Емельянова;
  • схема “система образов”;
  • словарь С.И.Ожегова;
  • мини-сочинения “Моя мама”;
  • слова-характеристики;
  • пословицы (набор).

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Работа по теме урока.

- Сегодня на уроке познакомимся с писателем Борисом Емельяновым и его произведением “Мамины руки”.

(О писателе рассказывает подготовленный ученик – Гульназ)

- Итак, давайте познакомимся с рассказом “Мамины руки”.

Можно ли по названию произведения сказать, о чём пойдёт речь? Объясните.

(Ответы детей)

3. Работа с текстом.

- Читаем текст отрывками (подготовленные ученики) до слов…Руки у неё были удивительные.

- Почему у мамы были удивительные руки?

(Ответы учеников)

- А теперь дочитаем и узнаем, какими были эти руки.

(Сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые)

Чтение 2-го отрывка до слов…Встала и ушла в ванную мыться.

- Как вы думаете, как сейчас будут развиваться события?

(Мама обиделась, Маша начнет переживать)

Чтение 3-го отрывка до слов… и сразу не разобралась, в чём дело?

- Как понимаете смысл слов

СНОРОВИСТА

НЕ БЕЛОРУЧКА

ЗА ЯЗЫКОМ ПОГЛЯДЫВАЙ

ВСЫПАТЬ ГОРЯЧИХ

(Из словаря С.И. Ожегова “сноровка” –   ловкость, умение в каком-либо деле; “белоручка” – кто чуждается трудной, физической работы)

Чтение 4-го отрывка до слов…Я твои руки обидела.

- Как по-вашему закончится рассказ?

(Предположения детей)

- Читаю сама до конца.

- Понравился рассказ? Чем?

(Ответы детей)

4. Физкультминутка.

5. Анализ произведения и составление системы образов.

- Сейчас попытаемся найти главную мысль рассказа. Читаем текст и работаем на листочках. Кружочком обозначим главных героев. Отношения героев обозначим стрелочками и словами.

Чтение рассказа (1 абзац) – герои Маша и бабушка. Cтрелками обозначаем, что Маша ОБИДЕЛАСЬ НА БАБУШКУ, ПОССОРИЛАСЬ С БАБУШКОЙ.

(Прикрепляю на доске имена героев, дети рисуют на листочках)

2–3 абзац – появляется мама. МАМА ЛЮБИТ МАШУ. НО ОНА ОБИДЕЛАСЬ НА МАШУ.

- Какие строчки это доказывают? (Встала и ушла)

Читаем дальше. МАШЕ СТАЛО ЖАЛКО – ПОЖАЛЕЛА. БАБУШКА ЗАЩИЩАЕТ МАМУ. ОНА ЕЁ ЛЮБИТ.

(По ходу работы составляется схема на доске)

СХЕМА

- Какая Маша? Оцените её поступок.

(Поступила плохо, со всеми поссорилась, обидела мамины руки и маму)

- Какова же главная мысль рассказа?

(Выслушиваются ответы учеников)

- Но мы не поговорили о маминых руках. Сейчас поработаем группами – выпишите на листочки слова, описывающие мамины руки.

- Сравним, что получилась.

(Вывешиваю на доске слова)

РУКИ

  • удивительные
  • обыкновенные
  • сухие
  • чуть шершавенькие
  • жёсткие
  • рабочие
  • ими сделано добра – на десятерых хватит

Вывод. В ваших мини-сочинениях вы тоже описываете руки ваших мам, что они “золотые, нежные, ласковые, всё умеют”.

- Скажите, кто же помог Маше понять свою ошибку? (Бабушка)

Расскажите об этом.

- Прочитайте последнюю строчку и скажите, почему мама и бабушка засмеялись?

- Какие иллюстрации вы бы сделали к рассказу (2–3 ученика).

- Хочу показать фотографию, которую можно было бы поместить в наш учебник. Какой эпизод она бы проиллюстрировала? (Конец рассказа)

- Закончите пословицы:

СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ……………ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ.

ПРИ СОЛНЫШКЕ ТЕПЛО, ……….ПРИ МАТЕРИ – ДОБРО.

- Объясните смысл. Подходят ли они к нашему рассказу?

- Итог урока.

Домашнее задание: составить рассказ о случае из жизни про маму.