ЦЕЛИ:
- знать общую характеристику поэзии Серебряного века, образно-стилевое новаторство литературных течений модернизма, представителей поэзии модернизма;
- совершенствовать умение анализировать поэтическое произведение;
- владеть навыками сопоставительного анализа и выразительного чтения стихотворения;
- воспитание эстетического восприятия поэтического текста;
- воспитывать чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду;
- воспитание чувства прекрасного;
- воспитание нравственно-философского осмысления истории и литературы.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- раздаточный материал,
- тетради,
- учебник Журавлева В.П.
(ч.1), таблица, карточки-термины, портреты поэтов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: построение, принятие рапорта, приветствие кадет. (1 мин.)
II. МОУ: Определение цели занятия. (1 мин.)
III. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ. БЕСЕДА (10 мин.)
Общая характеристика периода 1880-1917 годов.
- Какие события произошли в этот период?
- Имена каких писателей связаны с этим периодом?
- О чем они писали?
ВЫВОД: у писателей “золотого века” главенствовали гражданские и гуманистические принципы, интерес был направлен к духовному облику каждого человека. Поиски нового идеала привели к возникновению нового модернистского течения.
Работа с термином “модернизм”
IV. ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА “СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК”. (8 мин.)
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
- Какую закономерность можно обнаружить в смене направлений поэзии Серебряного века?
- Как меняется отношение к действительности, к культурным традициям, к слову у поэтов различных направлений?
Беседа.
- Почему этот период называют Серебряным веком?
- Если есть Серебряный век, значит, был и “золотой век” русской поэзии?
- Какую поэзию можно отнести к “золотому веку”?
- Сравним два стихотворения “золотого” и Серебряного века.
Какой теме посвящены эти стихи?
Одинаково ли настроение создается у нас при их воспроизведении?
А.С.Пушкин “Я помню чудное мгновенье”
И.Ф. Анненский “Смычок и струны”.
ВЫВОД: поэзия “золотого” века передает ощущение полноты жизни, радости бытия, внутреннюю гармонию человека, то поэзия Серебряного века передает дисгармонию, внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость.
V. ЗНАКОМСТВО С ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ПОЭЗИИ МОДЕРНИЗМА - СИМВОЛИЗМОМ, АКМЕИЗМОМ, ФУТУРИЗМОМ. (10 мин.)
Кадеты разделены на три группы для работы с текстом( каждый из текстов раскрывает особенности одного из направлений). После их самостоятельного изучения они готовы пересказать свой текст, опираясь на вопросы, которые находятся в папке с раздаточным материалом. Все остальные конспектируют ответ, работая с таблицей “Сравнительная характеристика литературных направлений начала ХХ века” (таблица дается на первом уроке курса). Преподаватель корректирует и дополняет ответы кадет. (Тексты и вопросы к ним прилагаются к уроку.)
Знакомство с терминами “декаданс”, “декаденство”, “декадентский”.
VI. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВЕДЕИЙ ПОЭТОВ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. (7 мин.)
В.Я.Брюсов “Шорох”
- Какие звуки “ярко” прозвучали в “ткани” стихотворения?
- На что обращает поэт внимание – на форму или на содержание?
А.А.Ахматова “Дверь полуоткрыта…”
- Отличается ли это стихотворение от лирики символистов? Докажите это.
В.Каменский “Жонглер”
- Почему стихотворение называется “Жонглер”?
Как появляется в нем смысл “самовитого слова”?
VII. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ. (5 мин.)
Возвращение к проблемным вопросам урока. Делается вывод, что в смене направлений модернизма можно увидеть движение от отрицания действительности у символистов к утверждению действительности у акмеистов и преобразованию ее у футуристов. Если для символистов культура – средство преобразования жизни, для акмеистов – цель, то футуристы ценят ее в меру материальной полезности. Символизм выносил часть значения слова в сферу интуитивного познания, акмеизм решил вернуть словам первоначальную конкретность, а футуризм провозгласил свободу слова как такового.
Сама духовная атмосфера рубежа веков провоцировала писателя на художественное своемыслие. Никогда в России не было такой взволнованности осознания эпохи, таких исканий и чаяний, как тогда, на изломе времени. Свет этих творческих озарении навсегда останется в истории русской литературы.
VIII.ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ. (2 мин.)
Учебник, стр.19-21, вопросы 1,2, стр.23.
Таблица-символизм (закончить).
Рассказ о символизме как литературном течении начала века.
Слово о поэте. В.Я.Брюсов. (индивидуальное сообщение).
Чтение и анализ произведений В.Я.Брюсова.
IХ. ИТОГ УРОКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК. (1 мин.)