Семинар-практикум по теме: "Модернизация как одно из ведущих направлений в искусстве начала ХХ века"

Разделы: Литература


ЦЕЛИ:

  1. знать общую характеристику поэзии Серебряного века, образно-стилевое новаторство литературных течений модернизма, представителей поэзии модернизма;
  2. совершенствовать умение анализировать поэтическое произведение;
  3. владеть навыками сопоставительного анализа и выразительного чтения стихотворения;
  4. воспитание эстетического восприятия поэтического текста;
  5. воспитывать чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду;
  6. воспитание чувства прекрасного;
  7. воспитание нравственно-философского осмысления истории и литературы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • раздаточный материал,
  • тетради,
  • учебник Журавлева В.П.

(ч.1), таблица, карточки-термины, портреты поэтов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: построение, принятие рапорта, приветствие кадет. (1 мин.)

II. МОУ: Определение цели занятия. (1 мин.)

III. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ. БЕСЕДА (10 мин.)

Общая характеристика периода 1880-1917 годов.

- Какие события произошли в этот период?

- Имена каких писателей связаны с этим периодом?

- О чем они писали?

ВЫВОД: у писателей “золотого века” главенствовали гражданские и гуманистические принципы, интерес был направлен к духовному облику каждого человека. Поиски нового идеала привели к возникновению нового модернистского течения.

Работа с термином “модернизм”

IV. ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА “СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК”. (8 мин.)

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:

- Какую закономерность можно обнаружить в смене направлений поэзии Серебряного века?

- Как меняется отношение к действительности, к культурным традициям, к слову у поэтов различных направлений?

Беседа.

- Почему этот период называют Серебряным веком?

- Если есть Серебряный век, значит, был и “золотой век” русской поэзии?

- Какую поэзию можно отнести к “золотому веку”?

- Сравним два стихотворения “золотого” и Серебряного века.

Какой теме посвящены эти стихи?

Одинаково ли настроение создается у нас при их воспроизведении?

А.С.Пушкин “Я помню чудное мгновенье”

И.Ф. Анненский “Смычок и струны”.

ВЫВОД: поэзия “золотого” века передает ощущение полноты жизни, радости бытия, внутреннюю гармонию человека, то поэзия Серебряного века передает дисгармонию, внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость.

V. ЗНАКОМСТВО С ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ПОЭЗИИ  МОДЕРНИЗМА - СИМВОЛИЗМОМ, АКМЕИЗМОМ, ФУТУРИЗМОМ. (10 мин.)

Кадеты разделены на три группы для работы с текстом( каждый из текстов раскрывает особенности одного из направлений). После их самостоятельного изучения они готовы пересказать свой текст, опираясь на вопросы, которые находятся в папке с раздаточным материалом. Все остальные конспектируют ответ, работая с таблицей “Сравнительная характеристика литературных направлений начала ХХ века” (таблица дается на первом уроке курса). Преподаватель корректирует и дополняет ответы кадет. (Тексты и вопросы к ним прилагаются к уроку.)

Знакомство с терминами “декаданс”, “декаденство”, “декадентский”.

VI. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВЕДЕИЙ ПОЭТОВ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. (7 мин.)

В.Я.Брюсов “Шорох”

- Какие звуки “ярко” прозвучали в “ткани” стихотворения?

- На что обращает поэт внимание – на форму или на содержание?

А.А.Ахматова “Дверь полуоткрыта…”

- Отличается ли это стихотворение от лирики символистов? Докажите это.

В.Каменский “Жонглер”

- Почему стихотворение называется “Жонглер”?

Как появляется в нем смысл “самовитого слова”?

VII. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ. (5 мин.)

Возвращение к проблемным вопросам урока. Делается вывод, что в смене направлений модернизма можно увидеть движение от отрицания действительности у символистов к утверждению действительности у акмеистов и преобразованию ее у футуристов. Если для символистов культура – средство преобразования жизни, для акмеистов – цель, то футуристы ценят ее в меру материальной полезности. Символизм выносил часть значения слова в сферу интуитивного познания, акмеизм решил вернуть словам первоначальную конкретность, а футуризм провозгласил свободу слова как такового.

Сама духовная атмосфера рубежа веков провоцировала писателя на художественное своемыслие. Никогда в России не было такой взволнованности осознания эпохи, таких исканий и чаяний, как тогда, на изломе времени. Свет этих творческих озарении навсегда останется в истории русской литературы.

VIII.ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ. (2 мин.)

Учебник, стр.19-21, вопросы 1,2, стр.23.

Таблица-символизм (закончить).

Рассказ о символизме как литературном течении начала века.

Слово о поэте. В.Я.Брюсов. (индивидуальное сообщение).

Чтение и анализ произведений В.Я.Брюсова.

IХ. ИТОГ УРОКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК. (1 мин.)

Приложение