Интегративный подход: его реализация на уроках словесности и литературы (из опыта работы)

Разделы: Литература


Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения в социальной жизни нашего народа приводят к серьезной модернизации школьной системы образования. Перестройка социально-экономических отношений, переход к информационной цивилизации, выдвижение на первый план общечеловеческих категорий нравственности – всё это вызывает потребность в обновлении содержания образования, в том числе и гуманитарного. В методической литературе предлагаются различные пути содержания гуманитарного образования, среди них интегративный подход в обучении.

Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий. А при переходе школы к профильному образованию интеграция – одна из основных требований его успешной реализации.

При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета.

Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер.

Особое место русского языка и литературы в интеграции предметов объясняется тем, что они находятся в тесном взаимоотношении с предметами и гуманитарного, и естественнонаучного, и математического циклов: русский язык и литература, литература и история, литература и география, литература и логика, литература и музыка.

Интеграция на уроках русской словесности.

Доминирующей идеей государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения. Он ориентирован не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать грамотно и хорошо говорить и писать в разных условиях общения.

Поэтому естественной становится интеграция русского языка и литературы и создание русской словесности, предмета, синтезирующего знания учащихся по языку с их проникновением в текст, в мир художественной литературы, как вершины речевой деятельности.Основная задача интеграции указанных предметов - овладение учащимися языковыми единицами, необходимыми для коммуникативных целей: для выражения мыслей, пробуждения у учащихся потенциала языкового творчества, поиска своих собственных языковых форм, конструирования текста. Уроки словесности вместо или вместе с уроками развития речи дают замечательную возможность закреплять знания, полученные на уроке русского языка, и углублять мотивацию к учению. В основе такого урока - интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий возрастным особенностям школьника, вместе с тем содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно и при возможности актуальный на момент использования.

Богатый материал для таких уроков содержится в произведениях русских классиков А.П.Чехова, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, И.А.Бунина.Уроки словесности необходимы в современной школе в связи с переходом на новые технологии для оценки учебных достижений учащихся (ЕГЭ)

Рассмотрим на конкретном примере урока словесности в 11-м классе по теме “Комплексный анализ текста (А.П.Чехов “Письмо к брату Николаю”). Подготовка к ЕГЭ”.Урок состоит из следующих этапов:

I. Психологическая установка (напишите красиво и медленно своё имя, отчество и фамилию), целеполагание – научиться связно и логично излагать мысли о воспитанном человеке и подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ типа В и С.

II. Аналитическая беседа с учащимися по высказываниям:

Воспитание - великое дело: им решается участь человека (В.Белинский)

У всякого два воспитания: одно, которое дают другие, и другое, более важное, которое он даёт себе сам (Э.Гиббон)

Вопросы:

  1. О каких двух воспитаниях идёт речь в предложении? (воспитание и самовоспитание)
  2. Найдите и рассмотрите ключевое слово воспитание из данных утверждений с разных языковых позиций: словообразования, морфологии, лексики, фонетики.
  3. Что вмещает в себя понятие “воспитание” ( рассуждения учащихся)
  4. Можно ли отнести слова толерантность и альтруизм в данный лексический ряд? (работа по словарям)
  5. Какую роль играет в воспитании литература как учебник жизни? Какие произведения оказали на вас воспитательное воздействие? (проверка групповых заданий - интересные мысли из “Записных книжек” А.П.Чехова?

III. Комплексный анализ текста “Письмо Чехова к брату Николаю”( выразительное чтение по пунктам)

А.П.Чехов. “Письмо к брату Николаю”

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

  1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя!
  2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.
  3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
  4. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуют, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыль в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
  5. Они не уничтожают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: “Меня не понимают!”
  6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями.
  7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они горды своим талантом.
  8. Они воспитывают в себе эстетику: они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами и дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу…

Таковы воспитанные… Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час…

Вопросы и задания:

1. Как звучит письмо сегодня: современно или устарело? Какие пункты следовало бы исключить, добавить своё, изменить?

Работа в группах: каждая группа предлагает свои поправки, своё решение вопроса.

2. Есть ли в тексте незнакомые для вас слова?

Объясните значения следующих слов подбором синонимов: суетны, штудировка

3. В каком значении употреблено слово эстетика в контексте?

4. К какому жанру относится письмо? ( справку даёт ученик)

5. Что отличает данный текст от обычного письма?

IV. Решение теста по типу ЕГЭ на компьютерах.

V. Домашнее задание: написать сочинение-рецензию по данному тексту. Самооценка.

Интеграция на уроках литературы.

Эксперименты по реализации интеграции на уроках литературы ведутся мною с учащимися 5-8 классов по учебно-методическому комплексу “Вокруг тебя - мир” с 2002-2003 учебного года, с учащимися 9-11-х классов - с 2000-2001 учебного года.

1. Большое место на уроках литературы в старших классах отводится изучению биографии писателя.

Академик О.Ю.Богданова утверждает: “в центре монографической темы - писатель и его произведения: одно или несколько произведений изучаются текстуально”. В школьном изучении, на наш взгляд, монографическая тема должна представить интегрированную модель формирования личности художника, т.е. показать его становление во всех совокупностях общественных отношений, связях с эпохой, культурой, историческими позициями нации. Старшеклассникам необходимо усвоить концепцию жизни писателя, философскую основу бытия, процесс мышления, результатом которого является художественное произведение, включится в сложнейший диалог с автором.

Мысль о необходимости интегрированного подхода к изучению монографической темы высказала Г.П.Любимова: “интегративный подход имел несколько оснований. Во-первых, слово художника интегрально по своей специфике, во-вторых, литература как вид искусства включается в круг фактов, изучаемых другими гуманитарными науками. Произведение создаётся в контексте нравственных, философских, социальных, политических проблем эпохи. Всё это свидетельствует о необходимости повышенного внимания в процесс работы над произведением в школе к философии, психологии, политологии, искусствоведению и другим (как социальным, так и более отдалённым - естественным и точным) наукам”.

Например, предлагаю изучение монографической темы с использованием новой образовательной технологии “Портфель ученика”, так как она органично и легко интегрируется с традиционным обучением, нацелена на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей, самостоятельности мышления и способности самореализации в обществе. Учёный-педагог Е.С.Полат даёт следующее определение: “Портфель ученика” - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности”.

Рассмотрим на примере урока-защиты проектов в 10 классе по теме “Жизнь, творчество,судьба А.П.Чехова”. Учащиеся распределились по группам и разрабатывали свои исследовательские проекты. На уроке в разных формах представили свои исследования “специалисты из разных областей наук”: историк – биография А.П.Чехова (по хронологической таблице дает сравнение исторических событий и этапов жизни Чехова); географ – заочная экскурсия “По чеховским местам” (места пребывания Чехова даны на самостоятельно составленной карте); литературовед – творческая мастерская писателя; медик – Чехов – врач земский; педагог – Чехов – воспитатель; искусствовед – театр в судьбе Чехова.

Такого типа уроки подтолкнут учащихся к более глубокому прочтению и изучению произведений писателя. Наряду с данной установкой, подобные уроки активизируют познавательную деятельность учащихся и целенаправленно готовят старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии.

2. Интеграция предъявляет соответствующие требования к формам урока, наряду с классическими активное применение нетрадиционных: уроки-исследования, уроки -открытия, уроки-диалоги, уроки-спектакли, уроки-размышления, уроки открытых мыслей.

В основе многих указанных уроков лежит учебно-ролевая игра. Она привлекает меня тем, что позволяет вовлечь всех учащихся в творческий поиск, дает возможность шире совмещать разные предметы на одном уроке.На уроках ставятся и решаются одновременно цели и уроков литературы, и других предметов: формирование эстетически-художественного мышления и образности слова, наблюдение над параллельными процессами развития истории и литературы, развитие навыков музыкального образования и художественной речи, которые соединяются в сознании учащихся в единое целое. Через игру, через роль, выбранную на интегрированном уроке учеником, происходит процесс раскрытия и познания себя и других.

Как реализуются изложенные принципы на уроках? Вот несколько примеров.

Урок-диалог. Учебный диалог относится к ведущим технологиям личностно ориентированного образования. Общение организуется на уроке как своеобразная встреча “моего, твоего, Вашего”, как обмен личным опытом учителя и ученика. В процессе учебного диалога учащиеся овладевают опытом эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия. Диалог изменяет и формы общения: вместо преобладающего монолога – полилог, причём при активном участии всех школьников, даётся возможность высказывать суждения с различных точек зрения. Например, урок-диалог в 7-м классе по УМК “Вокруг тебя – мир” по теме “Проба на человечность” по рассказу Б.П.Екимова “Ночь исцеления”. Диалог ведётся на основе прочитанного рассказа “Ночь исцеления” и просмотренного фильма “Бабуся”. Для обсуждения предложены вопросы:

1. О каком жизненном тупике идёт речь в рассказе Б.Екимова?

2. Подберите слова-ассоциации, которые возникают у вас при слове бабушка. А у Гриши - какие ассоциации? (боль, жалость, одиночество, терпение и др.)

3. Определите тему произведения (столкновение человека с трагическими сторонами жизни)

Что пришлось пережить бабе Дуне во время войны 1941-1945 годов? Что общего в судьбах между бабой Дуней и вашей бабушкой?

5. Обсуждение к/ф “Бабуся” Какие размышления, вопросы возникли у вас? Могло ли в фильме завершиться всё по-другому? Что мешало этому?

6. А есть ли в рассказе Екимова такой понимающий человек?

7. Давайте проследим за развитием чувств подростка, ставшего свидетелем трагедии, как Гриша приходит к мысли о том, что именно он должен помочь бабушке (работа по тексту)

8. Считаете ли решение Гриши спасти бабушку правильным? Предложите свой вариант решения проблемы.

9. Почему рассказ называется “Ночь исцеления”. Кто исцеляется: баба Дуня, Гриша или оба?

10. Подберите аргументы в пользу гуманного отношения к страдающему человеку (на примере других известных тебе произведений или же на основе личного опыта, личных впечатлений)

11. Какой урок извлекли из рассказа Б. Екимова? К каким размышлениям подводит нас автор?

Урок-театр в 11-м классе по теме “В театре А.М.Горького – пьеса “На дне

Определены роли и задания: художники-декораторы – оформление театральной афиши, компьютерное оформление программки (консультирует учитель ИЗО);

  • искусствоведы – выступления на темы “История развития МХАТ”, “Сценическая история пьесы”;
  • режиссер и актеры – инсценировки фрагментов из пьесы “На дне”;
  • социолог – социологическое исследование о благосостоянии народа в современной России (консультирует учитель экономики);
  • краевед – выступление “Пьеса “На дне” - на сценах казанских театров”

Еще до урока в классе царит театральная атмосфера: соответствующее оформление зала, учащиеся раздают зрителям театральные программки, у входа висит афиша к премьере пьесы. Прозвенел третий театральный звонок, и театр начался. Действие за действием зрители осваивают азы театрального искусства и пьесы А.М.Горького “На дне”. Зная заранее свои роли, выбранные по желанию, уровню развития, степени одаренности, у учащихся появляется ответственность, каждый старается подойти к делу творчески. При таком подходе учащиеся вооружаются знаниями без какого-либо принуждения, повышается учебная мотивация, и создаются условия для ситуации успеха, также появляется желание творить что-то новое.

Урок-исследование. Данная форма урока позволяет заглянуть за рамки школьного учебника, вовлекая ребят в неактуальный сейчас процесс “рытья в книгах”, совершенствует навыки самостоятельной работы над проектной работой исследовательского характера, способствует формированию коммуникативной культуры. Такие уроки прошли по темам: “Тайны ремесла А.Ахматовой” -11 класс; “Тема России в лирике А.Блока и С.Есенина” - 11 класс; “Традиции И.С.Тургенева и А.П.Чехова в прозе И.А.Бунина” - 11класс.

3. Важным принципом интеграции является изучение русской культуры на фоне мировой, сочетание национального, регионального, краеведческого компонентов. Такая задача решается непосредственно при изучении произведений русских писателей и поэтов. Вот несколько способов решения указанной задачи на уроках литературы в старших классах.

Урок-размышление в 8-м классе по теме “Не стоит село без праведника” (по рассказу И.А.Солженицына “Матренин двор”) Проблемы, затронутые в рассказе (противоречия коллективизации в деревне, политика неперспективных деревень), знакомы учащимся по страницам истории России, по рассказам бабушек и дедушек. Эти проблемы были характерны для всех регионов, в том числе не обошли они и татарские деревни. В этом смогли учащиеся убедиться на интегрированном уроке. Литературоведы подготовили характеристику главной героини Матрены Васильевны; историки на основе изучаемого рассказа и учебников истории выступили с докладом “История развития деревни 20-40 гг ХХ века”; краеведы занимались историей своей деревни (как раз в этом классе оказались дети-очевидцы, когда на их глазах велась политика неперспективных деревень, когда необдуманно шло затопление земель с.Дербышки); журналисты подготовили материал (интервью, заметки в газету, рассказы) о жизни бабушек, которые перенесли те же тяготы, что и героиня рассказа Солженицына.

Урок-исследование в 11-м классе “Тайны ремесла А.А.Ахматовой”, на котором предлагается небольшое исследование по теме “Ахматова – переводчик татарской поэзии”. В ходе исследования дается сопоставление стихов-оригиналов на татарском языке и переводов Ахматовой. Сначала читается выразительно стихотворение на татарском языке, а затем на русском. Обсуждается с учащимися проблема: насколько поэтесса смогла передать и сохранить в своих переводах национальный дух, культуру татарского народа. Кроме того, на уроке организована презентация книг со стихами Ахматовой, выпущенных учащимися собственноручно (сами были и редактором-оформителем, корректором, издателем).

Урок-открытие при изучении лирики М.И.Цветаевой в 8-м классе. На предыдущих уроках выяснили, что любимое дерево и в жизни Цветаевой, и в ее лирике – рябина. Рябина – символ цветаевской судьбы, горькой, надломленной. На уроке – открытии ищем ответ на вопрос : можно ли сказать, что созданный поэтом в лирике образ рябины несет в себе черты народной поэтической традиции. Музыкальным фоном будет служить песня “Тонкая рябина”. “Открытия” учащихся по темам “Рябина в русских песнях”, “Рябина в татарской поэзии и музыке” подводят их к мысли, что рябина издавна у всех народов считается символом одиночества, тоски, грусти. На таких сопоставлениях становится понятно, как происходит взаимовлияние и взаимодействие народного и письменного искусства слова.

Уроки развития речи - эффективная форма для интеграции.

Большое внимание в национальных школах уделяется урокам развития речи. Уроки развития речи – это уроки творчества, где проявляется индивидуальность каждого ученика, развивается его творческое мышление и познавательные интересы. Это осуществимо при интеграции учебного материала. Например, заключительные уроки литературы в 10-м классе. Урок начинается с рассмотрения картинной галереи художников-передвижников Перова В.Г., Максимова В.М., Маковского В., Савицкого К.А. , РепинаИ.Е. Галерея необходима для эмоционального настроя урока, но должна нести в себе и другую задачу – познавательную, учащиеся должны определить, что это картины художников-передвижников. Экскурсовод (подготовленный ученик знакомит и сообщает некоторые сведения о художниках и их картинах). Учитель ИЗО объясняет особенности работы художников- передвижников над картинами. Историк (ученик) даёт историческую справку по некоторым картинам. Затем проводится беседа по картинам и по пройденному курсу литературы.. Выразительное чтение отрывков из прозаических, драматических и лирических произведений (задание было дано заранее) и размышление над вопросом: к какой картине больше подходит содержание прочитанного отрывка. Поисковая работа – распределяются картины по группам и дается задание: какие строки из произведений подписали бы вы к данным картинам.

Так на уроке происходит интеграция двух начал, образного и словесного, результатом которого становится творческая работа учащихся – сочинение “Русская классика II половины XIX века, уроки литературы и я” (тему подбирает сам учащийся).

4. “Вокруг тебя - мир” относится к числу тех интегрированных курсов, которые представляют собой цикл уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования. Для всего курса в целом и для учебных пособий каждого класса характерны наличие трёх компонентов: литературоведческого, этического и правового. Данный курс дополняет материал основного курса литературы и имеет развивающий характер (активно- деятельностная модель, опора на жизненный опыт учащихся, коммуникативность).Система уроков внеклассного чтения по УМК предусматривает активное применение интегративного подхода: определённых знаний по истории, праву, психологии.

Авторская программа “Гуманистическая направленность уроков внеклассного чтения по УМК “Вокруг тебя – мир”, разработанная мною, на VII Республиканском конкурсе авторских программ и учебно-методических материалов получила диплом II степени (2005 г., г.Казань)

Уроки по данному УМК проходят эмоционально и результативно. Учащиеся серьёзно размышляют о жизни, о людях и их поступках, правильно решают ситуативные задачи, при обсуждении рассказа активно применяют знания по разным наукам. Так, на уроке открытых мыслей в 6 классе по рассказу В.Солоухина “Мститель” учащиеся сумели показать свои артистические и музыкальные способности, знания психологии детей своего возраста, по-взрослому делали выбор: отомстить или простить?, предлагали оригинальные решения выхода из сложившейся ситуации и сумели подойти к главному уроку - уроку жизни: надо уметь жалеть и прощать человека! Всё это решалось в течение урока самыми разнообразными приёмами и методами: чтение отрывков по ролям, инсценирование случая из школьной жизни, викторина, словарная работа, беседа и хоровое пение.

Во всех вышеуказанных формах и методах осуществляются принципы интегративного личностно развивающего образования: личностного подхода; рефлексии; системности; проблемности; диалогичности.

Интегрированное обучение создаёт оптимальные условия для личностно ориентированного подхода, для творчества и сотворчества учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активизации мыслительной и творческой деятельности и развивающих приёмов обучения.