Внеклассное мероприятие по литературе: Праздник "Пасхи"

Разделы: Литература


Чтец: "Пасхальные вести" (Я. Полонский)

Весть, что люди стали лучше Бога,
К нам на север пришли грачи…
Потемнели хвойные трущобы. Тихие заплакали ключи…
На буграх каменья обнажили
Лысины покрытые в мороз.
И на камни стали капать слезы.
Злой зимой очищенных берез.
И другие вести, горче первой,
Принесли скворцы в лесную глушь:
На кресте распятый, всех прощая.
Умер Бог, спаситель наших душ.
От таких вестей сгустились тучи,
Воздух бурным зашумел дождем
Поднялись морями — стали реки
И в горах поднялся первый гром.
Третья весть была необычайна,
Бог воскрес, и смерть побеждена!
Эту весть победную примчала
Богом воскрешенная весна.
И кругом леса зазеленели
И теплом дохнула грудь земли.
И, внимая трелям соловьиным,
Ландыши и розы зацвели.

Ведущий 1: В этот день в церквях колокола звонили особенно торжественно. Этот звон называется “пасхальный благовест”.

Чтец: Пасхальный благовест (С. Есенин)

Колокол дремавший Скрылась за рекою
Разбудил поля, Бледная Луна
Улыбнулась солнцу Звонко пробежала
Сонная земля. Резвая, полна.
Понеслись удары Тихая долина
К синим небесам, отгоняет сон,
Звонко раздается Где-то за дорогой
Голос по лесам. Замирает звон.

(Звучит музыка, звон колоколов.)

Ведущий 2: Святое Христово воскресенье — Пасха. Праздник праздников.

В страстную пятницу распят был Он на Голгофе, снят с Креста, оплакан и положен во Гроб. Тяжелым камнем заложили вход в пещеру те, кто и по Распятии боялись Его, приложили к камню печать.

Следующий день, субботу, ветхозаветный закон велел проводить в покое.

Рано утром в воскресенье женщины, слушавшие Слово Его, плакавшие над Ним в те дни, пошли ко гробу, приготовить благовония, чтобы умаслить Его Тело. Церковь называет этих женщин — Жены-мироносицы.

Чтец: "В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли Тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищите живого между мертвыми? Его нет здесь. Он воскрес… И вспомнили они слова Его." (Евангелие от Луки.)

Чтец: С. Есенин

Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на дне сухом в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: "Вишь, какой убогой, -
Знать, от голода качается, болезный".
Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, потягивая руку:
"На, пожалуй … маленько крепче будешь".

Ведущий 1: Жены-мироносицы и те ученики Господни, что были с ними у Гроба, пошли в Иерусалим возвестить другим ученикам о случившемся.

В тот же первый день недели, вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: Мир вам! Они видели Его своими глазами: Он воскрес.

Оттого-то вечерняя горестная служба Страстной субботы переходит в Пасхальную утреню — самую светлую службу в году.

В ночь со Страстной Субботы на Воскресенье - вспыхивает свет в храмах, звонят колокола, траурные одеянья священников сменяются пурпурными пасхальными.

Чтец: “Христос Воскрес” Я. Полонский

Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!

Ведущий 2: Были прежде пасхальные гулянья, пасхальные хороводы, пасхальные качели — ставили их на лугу недалеко от храма. Сюда собирались парни и девушки.

И обязательно совершались на Святой Седмице дела милосердные. Кормили нищих, навещали больных, посылали куличи и другую праздничную снедь в приют, больницы, тюрьмы.

Пасха — праздник неугасимой надежды, праздник Чуда, вечно спасающего мир, когда мир уже, кажется, стоит на краю гибели.

Ведущий 1: По поверью, Христос, сошедши в ад, сковал Сатану двенадцатью железными цепями, 12 железными замками, заточил за 12 железными дверями. И сказал: когда сумеет Сатана перегрызть 12 железных замков, 12 железных цепей, 12 железных дверей — наступит конец света.

Ведущий 2: Как только Господь с праведниками вышел из ада, Сатана принялся перегрызать оковы. Он точит их зубами по сей день, и за год удается ему перегрызть, перекусить 12 железных дверей, 12 железных цепей, одиннадцать железных замков… И уже за дужку 12 принимается он…. но тут исчезает год, приходит новая Пасха. Вспыхивает свет в храмах, священники возглашают: “Христос воскрес!”.

И 12 железный цепей, 12 железных дверей, 12 железный замков — оковы Сатаны — срастаются, становятся крепче прежнего. На волоске держится мир — и всегда бывает спасен.

Ведущий 1: Православные Христиане называют этот день "праздником праздников". Это самый главный день православного церковного года.

Пасхе предшествует семинедельный Великий Пост. Неделю перед Пасхой называю Страстной Седмицей. Каждый день седмицы связан с событиями последних дней из земной жизни Христа.

(Музыка)

Чтец: Великая Суббота, вечер. В доме тихо перед заутреней. Я пробираюсь в зал — посмотреть, что на улице. Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. В зале обои розовые от солнца, оно заходит. В комнатах пунцовые лампадки пасхальные. Постлали пасхальный ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В столовой на окошках крашеные яйца в корзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом…

… На большом подносе — на нем и я могу улечься — темнеют куличи, белеют пасхи. Розы на куличах и красные яйца кажутся черными. Входят на носках двое, высокие молодцы в поддевках, и бережно выносят обвязанный скатертью поднос… (Иван Шмелев “Лето Господне”.)

Ведущий 1: Как самый большой и наиболее чтимый христианский праздник, Пасха группирует вокруг себя целый цикл народных примет.

По мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти бывают необычайно злы, поэтому после захода солнца мужики и бабы боятся выходить на двор. Злятся черти по тому, что как только ударит первый колокол к заутрене, бесы, как груши с дерева, сыплются с колокольни на землю. Как только отойдет заутреня, чертей лишают свободы: скручивают, связывают или приковывают на чердаке, к колокольне, на дворе, в углу. Чертям это, разумеется, не нравится.

Ведущий 2: Считается, что православные люди могут увидеть мучения чертей, если придут на чердак или в темный угол двора со свечой, с которой простояли пасхальную утреню.

Можно также выйти с пасхальным яйцом на перекресток дорог и покатить яйцо вдоль по дороге — тогда черти должны будут выскочить и проплясать трепака.

Чтец: В пасхальную ночь трудно приходится ведьмам, колдунам и прочей нечисти. Считается, что если во время пасхальной заутрени обернуться и поглядеть на народ: все колдуны будут спиной стоять к алтарю.

Чтец: Пасха, Воскресение Христово! Вся неделя, что следует за ней, — Святая седмица. Всю неделю открыты будут Царские врата в Храмах. А по старому поверию — раскрыты будут и небеса для восходящих душ, и сама преисподняя не посмеет удерживать мертвых. Поэтому старики и старухи мечтают, чтобы Бог даровал им смерть именно в пасхальную неделю.

Ведущий 1: Существуют и пасхальные приметы, которые можно назвать хозяйственными. Народ убежден, что пасхальные яства, освященные церковною молитвою, имеют сверхъестественное значение и обладают силой. Например: все кости от пасхального стола сберегаются: часть из них зарывается в землю, с целью предохранить нивы от градобития, часть хранят дома и во время летних гроз бросается в огонь, чтобы предотвратить удары грома. Также сохраняется головка освященного кулича для того, чтобы хозяин, выезжая сеять в поле, на своей ниве мог его съесть, что обеспечивает хороший урожай.

Ведущий 2: У девушек есть свои приметы. В дни святой Пасхи не берут в руки соли, чтобы руки не потели, умываются водою с красного яйца, чтобы быть румяной, притом становятся на топор, чтобы быть крепкой (топор, говорят, удивительно помогает и девушка делается такой крепкой, что по пословице, "хоть об дорогу бей, а ей все нипочем").

Чтец: Даже лихие люди — воры, бесчестные игроки в карты и прочие — и те создали свои приметы.

Чтец: Охотники также имеют свои приметы, которые сводятся к главному требованию: никогда не проливай крови в великие дни светлой седмицы, когда вся тварь земная вместе с людьми радуется Христову Воскресенью и по-своему славит Бога.

Нарушители этого Христианского правила подчас жестоко наказываются Богом. Бывали случаи, когда охотник, снарядившись на охоту, нечаянно убивал себя, или не находил дороги домой и без вести пропадал в лесу, где его мучила нечистая сила.

Ведущий 1: Много пасхальных примет и суеверий связано с пасхальными яйцами. Пасхальное яйцо знаменует собой мир, обагренный кровью Христа.

Нельзя, например, есть яйцо и выбрасывать скорлупу на улицу, потому что на протяжении всей святой седмицы сам Христос с апостолами в нищенских рубашках ходит по земле, и по неосторожности в него может попасть скорлупой.

Ходит Христос с целью наблюдать, хорошо ли православные исполняют его завет оделять нищую братию; награждает щедрых, наказывает скупых.

Если яйцо, полученное при Христовании от священника, сохранить в течение 3 или даже 12 лет, то стоит съесть такое яйцо тяжелобольному — всю хворь как рукой снимет.

Ведущий 2: Помогает яйцо и при тушении пожара: если человек, отличающийся праведной жизнью, возьмет такое яйцо и троекратно обежит горящее здание со словами "Христос Воскрес", то огонь утихнет, а затем прекратится.

Чтец: На пасхальных яйцах рисовали символы, которые имели большое значение (показывает яйца с символическими рисунками, сделанные ребятами):

сосна — долголетие и здоровье

звезда — человеколюбие

петушиный гребень — защита от нечисти

дубовый лист — гармония

солнце — к урожаю

сорочьи лапки — символ святых.

Ведущие рассказывают о пасхальных играх, ребята играют.

Пасхальные игры

  1. Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц: делали простой деревянный или картонный каток, вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали крашеные яйца, или призы, игрушки. Играющие по очереди катят свое яйцо, предмет, который задели — выигран.
  2. Цоканье яйцами.
  3. Эстафета с яйцами (2 команды). Каждый участник с яйцом в ложке добирается до финиша и возвращается назад, можно держать ложку не в руках, а во рту.

Ребята рассказывают о блюдах пасхального стола, предлагают угощение.

Пасхальный стол

В этот день главное место на праздничном столе занимают традиционные пасхальные блюда.

  1. В центре стола — кулич.
  2. Пасха — это особое творожное блюдо, которое готовится только один раз в году. Пасхи делают 2-х видов: сырые и вареные. Поскольку сырой творог долго хранить нельзя, то пасху из него делают небольшую, а вареная пасха может храниться всю пасхальную неделю.
  3. Разноцветные яйца.

Для окраски яиц, кроме красителей, можно использовать:

  • зеленые яйца можно получить, сварив яйца с зеленью озимых всходов или с замороженной зеленью шпината;
  • фиолетовыми яйца сделают запасенные с прошлой весны цветы ольхи;
  • красными будут яйца, если их сварить вместе со свеклой или корой вишни.

Ведущий 1: Поскольку существует обычай по долгу хранить в доме Пасхальные яйца, иногда до следующей Пасхи, народные умельцы стали делать яйца из дерева и расписывать их разными узорами и картинками. Затем появились очень красивые яйца из фарфора, серебра, бисера. Такие яйца делали в специальных мастерских.

Мастера знаменитой в XIX веке российской ювелирной фирмы Фаберже делали яйца из драгоценных камней, золота, серебра. Чаще всего по заказу царского двора.

Ведущий 2 : В России святая Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей, с ней были связаны представления о вечном обновлении жизни, о возрождении и очищении человеческой души. Праздники, и особенно такие святые, как Пасха, объединяли людей в едином чувстве, настроении и состоянии души. Такие праздники духовно сплачивали разобщенных людей. Они объединяли семьи. Члены семьи, пусть на короткое время, собирались вместе, объединенные общим делом.

Вот и сейчас Пасха, а с ней и те обряды, обычаи, что складывались веками, возвращаются на русскую землю.

Звучит музыка.