Цель: развивать умение прогнозировать текст, развивать навыки правильного и осознанного чтения; совершенствовать умение пересказывать текст по плану; воспитывать честность и чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к людям.
Оборудование: скороговорки на доске, пословицы в конвертах, рисунки к рассказу “Почему”; выставка книг Осеевой, грамзапись “Синие листья”, Осеевой, музыкальная заставка, радиоприемник микрофон.
Ход урока
I. Организация урока
II. Жужжащее чтение книг детьми (2 мин)
Дети читают книги.
- Называют автора и произведения.
Техника чтения, отработка дикции.
Чтение с доски:
Три сестрицы тараторки
Тараторили на горке
Съел молодец
Тридцать три пирога с пирогом,
Да все с творогом.
Учитывается правильность чтения, четкость. (Учащиеся получают жетоны (4 – 5 человек)
III. Вступительная беседа
Звучит музыкальная заставка.
Учитель: - Что это?
Учащиеся: – Это позывные сигналы радиопередачи
Учитель: – Для кого звучит радиопередача
- А как называется аппарат для приема для приема сигналов?
- Кто следит за радиоаппаратом?
Учащиеся: – Радиотехник
Учитель: – Радиотехник готов?
Радиотехник: “Да готов!” (называется ученик)
Выключается микрофон
Учитель: И так, наш микрофон установлен во 2 классе средней общеобразовательной школы с. Терса. У нас в гостях радиослушатели – учителя нашей школы.
- Послушайте отрывок, отгадайте кто автор и как называется рассказ.
Ученики: – “Синие листья”. Осеева.
- Что знаете о писательнице?
Ответы детей
- Какие произведения читали?
Дети называют произведения
- Какую тему мы начали изучать?
Чтение таблички “Я и мои друзья!”
Учитель: Сегодня мы прочитаем еще два рассказа В.А. Осеевой, обсудим проблемы, которые она поднимает в этих рассказах, и подумаем, как надо себя вести в подобных ситуациях.
IV. Проверка домашнего задания.
1. Защита рисунков. Учащиеся читают выразительно отрывки.
А) Ответы на вопросы
- Какой рассказ мы читали дома?
- Как мальчик повел себя?
- Почему ему было стыдно?
- Почему так сильно расстроилась мама?
Б) Защита рисунков (3 – 4 человека)
2. Пересказ по плану (3 – 4 человека)
(План в тетради по чтению)
3. Работа с пословицами.
На столах конверты с пословицами. Выбрать и прочитать пословицы, которые подходят по смыслу к рассказу.
(по 5 пословиц, работать в парах)
Дети читают пословицы и доказывают правильность выбора.
4. Обобщающая беседа.
- О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?
- Чему учит нас рассказ?
V. Изучение нового материала.
1) Рассказ о творчестве В.А. Осеевой.
Наша радиопередача продолжается и спец коры познакомят с творчеством писательницы.
Послушайте и подумайте, хватит ли нам информации, чтобы предположить, о чем рассказ “Хорошее”.
Выступают учащиеся. Показ портрета.
На доске лента жизни писательницы.
1 ученик: Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств.
В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. С 1937г. она начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборник “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Отцовская куртка”, “Простое дело”.
2 ученик: Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.
Заслуги Валентины Александровной Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васек Трубачев и его товарищи”. Это трилогия. По II части создан кинофильм “Отряд Трубачева сражается” В.А. Осеева прожила 67 лет.
- Хватит ли нам информации, чтобы предположить о чем рассказ “Хорошее”?
- В каких случаях мы употребляем слово “хорошо”?
2) Первичное чтение рассказа “Хорошее”.
- Давайте послушаем рассказ (читают 2 учащихся).
- Как вы думаете о чем рассказ?
Читая, подмечайте все хорошее.
Как вы думаете, правы мы оказались или нет?
3) Проверка понимания.
- Что же хорошего в рассказе? / Хорошие мысли, хорошее желание.
- А что было не очень хорошим в рассказе? (Поступки мальчика)
- О каких делах мечтал Юра?
- А как поступал на самом деле?
- Как это характеризует мальчика?
- Надо ли дожидаться беды, или можно найти хорошие дела в обычной жизни?
- Мог ли Юрик стать хорошим другом? Почему?
- Что бы вы посоветовали Юре?
- Какие пословицы подходят к этому рассказу?
4) Чтение по ролям с предварительной проверкой.
- Сколько действующих лиц в этом рассказе?
- Кто должен читать слова, после авторских: “Юра думает… ?”.
- Есть ли слова у Трезора? (Да, то что он думает, как будто хочет сказать.)
- Как можно читать мысли Юры? (Мечтательно)
- А слова, обращенные к сестре, няни и к собаке? (Грубо, резко)
Чтение 2–3 раза.
VI. Физминутка
Побежим скорее в лес
Там послушаем рассказ.
Помахали мы крылами
Покружились над полями.
VII. Продолжение изучения нового материала.
1) Чтение рассказа учителем “Просто старушка” В.А. Осеевой.
- Послушайте рассказ. Подумайте, почему я прочитала вам этот рассказ после рассказа “Хорошее”.
2) Беседа после прочитанного.
- Почему мальчик так поступил?
- А почему девочка задавала такие вопросы?
- Как бы вы поступили на месте этих детей?
(Дети делают свои выводы)
VIII. Итог урока
- О каких человеческих качествах заставляют задуматься рассказы В.А. Осеевой?
- Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?
- Будете ли вы ждать награды?
А вас хочет поблагодарить солнышко.
(На доске)
Какое слово спрятало солнышко? (Доброта)
Чтение стихотворения
Добрым быть, совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются и взрослые и дети.
Мы можем сравнить доброту с солнцем, а его лучами являются добрые слова.
Музыкальная заставка.
Радиопередача подошла к концу.
IX. Домашнее задание
Придумать кроссворд о творчестве Осеевой. Нарисовать рисунок к понравившиму рассказу прочитать рассказы выразительно страницы 20 – 21.
Оценки за урок.
Приложение №1
Выставка книг писательницы В. Осеевой.
В. Осеева “Сыновья” . Из. Малыш М. 1989г.
В. Осеева “Волшебное слово”. (рассказы) М. 1988г.
В. Осеева “Хозяюшка”. (рассказы) М. 1988г.
Приложение № 2
Варианты пословиц в конвертах на листочках (1 конверт на 1 пару учеников)
Вариант 1
- Где труд, там и радость.
- Крепкую дружбу и водой не разольешь.
- Добрый человек добру и учит.
- Нет друга лучше, что родная матушка.
- Кто скоро помог, тот дважды помог.
Вариант 2
- Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
- Делу время, а потехе – час.
- Друзья познаются в беде.
- Добрый человек добру и учит.
- Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Вариант 3
- Вежливость открывает все двери.
- Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
- Нет друга – ищи, а нашел – береги.
- Крепкую дружбу и водой не разольешь.
- Кто скоро помог, тот дважды помог.
Вариант 4
- Лето прохлопали, осень протопали, а тут снег наголову.
- Сердце матери лучше солнца греет.
- Красив тот, кто красиво поступает.
- Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
- Добрый человек добру и учит.
Вариант 5
- Бояться не надо, надо у4мом раскинуть.
- При солнышке тепло, при матери добро.
- Чтение – вот лучшее умение.
- На смелого собака лает, а трусливого – кусает.
- Друзья познаются в беде.
Литература к уроку.
- Костимская Е.С., Байкова М.И. М. “Вако” 2003г.
- В. Осеева “Васек Трубачев и его товарищ” М. (Детская литература) 1989г.