Урок литературного чтения во 2-м классе по теме: "В. Осеева "Хорошее", "Просто старушка"

Разделы: Литература, Начальная школа


Цель: развивать умение прогнозировать текст, развивать навыки правильного и осознанного чтения; совершенствовать умение пересказывать текст по плану; воспитывать честность и чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к людям.

Оборудование: скороговорки на доске, пословицы в конвертах, рисунки к рассказу “Почему”; выставка книг Осеевой, грамзапись “Синие листья”, Осеевой, музыкальная заставка, радиоприемник микрофон.

Ход урока

I. Организация урока

II. Жужжащее чтение книг детьми (2 мин)

Дети читают книги.

- Называют автора и произведения.

Техника чтения, отработка дикции.

Чтение с доски:

Три сестрицы тараторки
Тараторили на горке

Съел молодец
Тридцать три пирога с пирогом,
Да все с творогом.

Учитывается правильность чтения, четкость. (Учащиеся получают жетоны (4 – 5 человек)

III. Вступительная беседа

Звучит музыкальная заставка.

Учитель: - Что это?

Учащиеся: – Это позывные сигналы радиопередачи

Учитель: – Для кого звучит радиопередача

- А как называется аппарат для приема для приема сигналов?

- Кто следит за радиоаппаратом?

Учащиеся: – Радиотехник

Учитель: – Радиотехник готов?

Радиотехник: “Да готов!” (называется ученик)

Выключается микрофон

Учитель: И так, наш микрофон установлен во 2 классе средней общеобразовательной школы с. Терса. У нас в гостях радиослушатели – учителя нашей школы.

- Послушайте отрывок, отгадайте кто автор и как называется рассказ.

Ученики: – “Синие листья”. Осеева.

- Что знаете о писательнице?

Ответы детей

- Какие произведения читали?

Дети называют произведения

- Какую тему мы начали изучать?

Чтение таблички “Я и мои друзья!”

Учитель: Сегодня мы прочитаем еще два рассказа В.А. Осеевой, обсудим проблемы, которые она поднимает в этих рассказах, и подумаем, как надо себя вести в подобных ситуациях.

IV. Проверка домашнего задания.

1. Защита рисунков. Учащиеся читают выразительно отрывки.

А) Ответы на вопросы

- Какой рассказ мы читали дома?

- Как мальчик повел себя?

- Почему ему было стыдно?

- Почему так сильно расстроилась мама?

Б) Защита рисунков (3 – 4 человека)

2. Пересказ по плану (3 – 4 человека)

(План в тетради по чтению)

3. Работа с пословицами.

На столах конверты с пословицами. Выбрать и прочитать пословицы, которые подходят по смыслу к рассказу.

(по 5 пословиц, работать в парах)

Дети читают пословицы и доказывают правильность выбора.

4. Обобщающая беседа.

- О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?

- Чему учит нас рассказ?

V. Изучение нового материала.

1) Рассказ о творчестве В.А. Осеевой.

Наша радиопередача продолжается и спец коры познакомят с творчеством писательницы.

Послушайте и подумайте, хватит ли нам информации, чтобы предположить, о чем рассказ “Хорошее”.

Выступают учащиеся. Показ портрета.

На доске лента жизни писательницы.

1 ученик: Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств.

В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. С 1937г. она начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборник “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Отцовская куртка”, “Простое дело”.

2 ученик: Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.

Заслуги Валентины Александровной Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васек Трубачев и его товарищи”. Это трилогия. По II части создан кинофильм “Отряд Трубачева сражается” В.А. Осеева прожила 67 лет.

  • Хватит ли нам информации, чтобы предположить о чем рассказ “Хорошее”?
  • В каких случаях мы употребляем слово “хорошо”?

2) Первичное чтение рассказа “Хорошее”.

  • Давайте послушаем рассказ (читают 2 учащихся).
  • Как вы думаете о чем рассказ?

Читая, подмечайте все хорошее.

Как вы думаете, правы мы оказались или нет?

3) Проверка понимания.

  • Что же хорошего в рассказе? / Хорошие мысли, хорошее желание.
  • А что было не очень хорошим в рассказе? (Поступки мальчика)
  • О каких делах мечтал Юра?
  • А как поступал на самом деле?
  • Как это характеризует мальчика?
  • Надо ли дожидаться беды, или можно найти хорошие дела в обычной жизни?
  • Мог ли Юрик стать хорошим другом? Почему?
  • Что бы вы посоветовали Юре?
  • Какие пословицы подходят к этому рассказу?

4) Чтение по ролям с предварительной проверкой.

  • Сколько действующих лиц в этом рассказе?
  • Кто должен читать слова, после авторских: “Юра думает… ?”.
  • Есть ли слова у Трезора? (Да, то что он думает, как будто хочет сказать.)
  • Как можно читать мысли Юры? (Мечтательно)
  • А слова, обращенные к сестре, няни и к собаке? (Грубо, резко)

Чтение 2–3 раза.

VI. Физминутка

Побежим скорее в лес
Там послушаем рассказ.
Помахали мы крылами
Покружились над полями.

VII. Продолжение изучения нового материала.

1) Чтение рассказа учителем “Просто старушка” В.А. Осеевой.

- Послушайте рассказ. Подумайте, почему я прочитала вам этот рассказ после рассказа “Хорошее”.

2) Беседа после прочитанного.

  • Почему мальчик так поступил?
  • А почему девочка задавала такие вопросы?
  • Как бы вы поступили на месте этих детей?

(Дети делают свои выводы)

VIII. Итог урока

  • О каких человеческих качествах заставляют задуматься рассказы В.А. Осеевой?
  • Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?
  • Будете ли вы ждать награды?

А вас хочет поблагодарить солнышко.

(На доске)

Какое слово спрятало солнышко? (Доброта)

 

Чтение стихотворения

Добрым быть, совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются и взрослые и дети.

Мы можем сравнить доброту с солнцем, а его лучами являются добрые слова.

Музыкальная заставка.

Радиопередача подошла к концу.

IX. Домашнее задание

Придумать кроссворд о творчестве Осеевой. Нарисовать рисунок к понравившиму рассказу прочитать рассказы выразительно страницы 20 – 21.

Оценки за урок.

Приложение №1

Выставка книг писательницы В. Осеевой.

В. Осеева “Сыновья” . Из. Малыш М. 1989г.

В. Осеева “Волшебное слово”. (рассказы) М. 1988г.

В. Осеева “Хозяюшка”. (рассказы) М. 1988г.

Приложение № 2

Варианты пословиц в конвертах на листочках (1 конверт на 1 пару учеников)

Вариант 1

  1. Где труд, там и радость.
  2. Крепкую дружбу и водой не разольешь.
  3. Добрый человек добру и учит.
  4. Нет друга лучше, что родная матушка.
  5. Кто скоро помог, тот дважды помог.

Вариант 2

  1. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
  2. Делу время, а потехе – час.
  3. Друзья познаются в беде.
  4. Добрый человек добру и учит.
  5. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Вариант 3

  1. Вежливость открывает все двери.
  2. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
  3. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
  4. Крепкую дружбу и водой не разольешь.
  5. Кто скоро помог, тот дважды помог.

Вариант 4

  1. Лето прохлопали, осень протопали, а тут снег наголову.
  2. Сердце матери лучше солнца греет.
  3. Красив тот, кто красиво поступает.
  4. Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
  5. Добрый человек добру и учит.

Вариант 5

  1. Бояться не надо, надо у4мом раскинуть.
  2. При солнышке тепло, при матери добро.
  3. Чтение – вот лучшее умение.
  4. На смелого собака лает, а трусливого – кусает.
  5. Друзья познаются в беде.

Литература к уроку.

  1. Костимская Е.С., Байкова М.И. М. “Вако” 2003г.
  2. В. Осеева “Васек Трубачев и его товарищ” М. (Детская литература) 1989г.