Литература
-
Урок-композиция "Любовь, любовь! — все в ней тайна…" 2006
Урок-композиция – первый урок по изучению произведения И.С.Тургенева «Ася» в 8-м классе – позволяет лучше узнать личность Тургенева, прочувствовать его возвышенную, но безответную любовь к П.Виардо. Уроку свойственны соединение художественного слова (отрывков писем и дневников, проясняющих историю создания «Аси») и музыки. На таком уроке дается предварительный комментарий, необходимый для восприятия произведения, и создается атмосфера чуткости и взволнованности, особый эмоциональный настрой.
-
Современная литература о молодежи и для молодежи 2006
Современная литература вызывает определённый интерес у подростков. Как сделать уроки внеклассного чтения по данной теме интересными и нужными юношам и девушкам XXI века? Сотрудничество преподавателя литературы, городской библиотеки и киноцентра по подготовке и проведению уроков внеклассного чтения по теме «Современная литература о молодёжи и для молодёжи» вызывает большой интерес у подрастающего поколения. Она создаёт условия для проведения интересных уроков по современной литературе, вызывает у подростков живой интерес, желание читать и обсуждать произведения отечественной литературы.
-
Интегрированный урок: информатика + литература по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в форме деловой игры "Суд над Раскольниковым" 2006
Данный урок-суд даёт возможность обобщить знания учащихся, полученные при изучении романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" и темы "Power Point" – создание презентаций, графического редактора "Paint", Microsoft Office Publisher; научить самостоятельно оценивать явления, действия и деятелей, размышлять над различными точками зрения, сравнивать аргументы, подбирать факты для доказательства собственной позиции, работать в группах. Учащиеся на уроке получили оценку за предоставленный теоретический материал, за блиц-опрос и творческую работу.
-
Тема урока: "Денис Давыдов — сын России" 2006
Данная разработка может быть использована как на уроке литературы по теме: "Дружба в жизни А.С. Пушкина" в 9-м классе, так и на внеклассном мероприятии, посвященном Защитникам Отечества. В настоящий момент в России произошла потеря общих для всех граждан страны духовных ценностей, снизилось воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В целях патриотического воспитания детей разработано это мероприятие.
-
Викторина по произведениям А.С. Пушкина "Капитанская дочка", "Дубровский", "Пиковая дама" для учащихся 8-х классов 2006
Викторина по литературе проводится по типу телевизионной игры "Умницы и умники". Она способствует формированию у учащихся внимательного отношения к детали в художественном произведении, к её роли в идейно-образной структуре. Викторину можно провести на обобщающем занятии по творчеству А.С. Пушкина, можно в форме диагностического контроля перед непосредственным изучением произведений А.С. Пушкина.
-
Сценарий гостиной "Я в Болдине писал, как давно уже не писал…", посвященной 175-летию Болдинской осени 1830 г. 2006
Литературно-музыкальная гостиная "Я в Болдине писал, как давно уже не писал..." посвящена 175-летию Болдинской осени 1830 года. Сценарий гостиной успешно апробирован на практике; в драматургической форме знакомит детей с периодом жизни и творчества А.С. Пушкина, давно получившего поэтично звучащее название - Болдинская осень. Материалом для гостиной послужили стихотворения А.С. Пушкина, романсы на его стихи, инсценировки фрагментов произведений, тексты ведущих... Гостиная рассчитана на детей среднего и старшего возраста.
-
Урок внеклассного чтения по теме: "Бессмыслица как средство создания чудесных ситуаций в сказочной повести Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес". 5-й класс 2006
Перспективный подход к изучению литературы: развитие творческих способностей учащихся, фантазии для работы на уроках литературы, чему в наибольшей степени способствует внеклассное чтение, т.к. позволяет взглянуть на изучаемое с субъективных позиций.
-
Изучение новеллы О.Бальзака "Гобсек" в школе 2006
Новелла "Гобсек" – одно из первых произведений Бальзака–реалиста. Она написана в 1830 году и входит в сцены частной жизни "Этюдов о нравах". "Гобсек" Бальзака" – это сложное по жанру и композиции произведение. На уроке разбираются особенности композиции произведения.
-
Урок литературы по сказкам В.А.Жуковского и А.С.Пушкина в 5-м классе 2006
В статье рассматриваются такие понятия, как "мотив", "нравственный смысл произведения", "антитеза" на примере анализа сказки "Спящая царевна" и "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях". Формируется понятие о философских категориях добра и зла, законе единства и борьбы противоположностей, разбираются причины и способы решения жизненных конфликтов.
-
Преподавание литературы в режиме технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина—В.В.Давыдова. 5–8-е классы 2006
В статье представлены материалы из опыта преподавания литературы в режиме технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Рассматриваются условия применения данной технологии на уроках литературы в среднем звене школы. В качестве основной методической позиции в обучении литературе взято моделирование художественно-творческого процесса. Представляется общая модель системы уроков и как образец моделирования творческого процесса дано описание системы уроков по изучению темы "Мифология" в 6-м классе.
-
Из опыта работы в творческих мастерских на уроках литературы 2006
Творческое отношение к любому делу под силу каждому. Творчество заложено в детях самой природой. Технология мастерских призвана развивать творческие способности, мышление.
-
Внеклассное мероприятие по литературе: Праздник "Пасхи" 2006
Предлагается внеклассное мероприятие по литературе "Праздник Пасхи". Православные христиане называют этот день "праздником праздников и торжеством торжеств". Пасху празднуют не только православные христиане, но и представители других ветвей христианства. Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она - начало весны, пробуждение природы. Мероприятие проводится в форме литературного вечера, на котором ребята знакомятся с обычаями и традициями русского народа, связанными с праздником Пасхи (приметы, игры, пасхальный стол). Ребята знакомятся также со стихами русских поэтов, в которых отражены народные традиции.
-
С Кузбассом связанные судьбы 2006
Данный материал дает возможность учащимся знать трагические странницы истории нашей страны, Кузбасса. Учит детей быть честными, нетерпимыми к проявлению несправедливости, воспитывает чувство уважения к прошлому. Может быть использован для проведения литературных вечеров на базе школьной библиотеки, во внеклассной работе, а так же при изучении отдельных тем на уроках литературы.
-
Урок литературы в 8-м классе по изучению стихотворений из цикла "Памяти Вали": "Питерские сироты, детоньки мои…" 2006
Данная поурочная разработка ориентирована на базовую программу литературного образования в школе по учебнику "Литература" для национальных школ под редакцией К. М. Нартова. Урок состоит из двух частей: в I части подробно обсуждается жизнь и творчество А. Ахматовой в годы войны, трагедия детей блокадного Ленинграда. Во II части проводится самостоятельный анализ этих стихотворений и беседа (выявление восприятия стихотворений).
-
Антиномия нравственной свободы и власти в "Легенде о Великом Инквизиторе" (Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы") 2006
Тема необходима для понимания творчества Достоевского и мировой литературы в целом, так как выводит на широкие обобщения и позволяет работать над ценностным самоопределением. На основе литературного материала школьники учатся понимать сущность антиномии, выявлять критерии противопоставления категорий, логически обосновывать свои выводы, пытаются сделать свой выбор между нравственной свободой и властью, между Иметь и Быть.
-
Включение учащихся в аналитическую деятельность 2006
Один из аспектов изучения литературы – активизация художественного восприятия текста, являющаяся основополагающим в аналитической деятельности учащихся для формировании активности и самостоятельности. Предлагаю систему уроков по изучению повести А.С. Пушкина "Метель".
-
Урок литературы по теме: "Символика яблока в русской литературе": "И к царевне наливное…" 2006
Познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности; научить их различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы; заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов. Воспитывать нежное трепетное чувство к наследию прошлого, приобщать к различным видам искусства; умению видеть не только красоту, но и тайну бытия.
-
Урок литературного чтения по интегрированному курсу "Родной мир" на тему: "Борис Емельянов "Мамины руки". Текст. Тема. Главная мысль (ИНОС)". 3-й класс 2006
Извлечение из текста идеи произведения в результате его анализа приводит читателя к пониманию мыслей, чувств, мудрости автора. Разобраться в связях и взаимоотношениях героев помогает система образов, которая наглядно представляет внутреннюю структуру произведения.
-
Разработка комбинированного урока литературы (внеклассное чтение и развитие речи) по теме: "Счастье – это когда тебя понимают". (По рассказу Т.Ломбиной "Объяснительная записка") 2006
Воспитание человека-гражданина, утверждал Достоевский, начинается с ожога от чужой боли. Сострадание, чуткость, внимание к людям, терпимость – такие редкие для нашего времени качества – формируются и в ходе урока внеклассного чтения по рассказу Тамары Ломбиной, опубликованном в альманахе "Девочка". В предложенной разработке удачно сочетаются работа с текстом рассказа и урок развития речи, позволяющие создать сочинение в форме письма.
-
Развитие речи учащихся с нарушением интеллекта в процессе творческой деятельности 2006
Творческий потенциал ребенка хорошо развивается через удовлетворение его потребности в необычном, сказочном. Уроки творчества побуждают интерес к познавательной деятельности, создают атмосферу общей увлеченности, способствуют развитию речи, самореализации, сохранению каждым ребенком индивидуальности.
-
Интегративный подход: его реализация на уроках словесности и литературы (из опыта работы) 2006
В методической литературе предлагаются пути содержания гуманитарного образования, среди них интегративный подход в обучении. В работе представлены пути реализации интеграции из опыта работы. Даётся описание нетрадиционных форм урока (защита проектов, исследование, урок открытых мыслей). Предложен материал по УМК "Вокруг тебя – мир". Интегрированное обучение создаёт условия для творчества и сотворчества учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активизации мыслительной и творческой деятельности и развивающих приёмов обучения.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "В мире расколотом надвое" (М.А. Шолохов "Тихий Дон") 2006
Задача учителя – помочь учащимся осмыслить вечные философские проблемы бытия: что есть добро и зло, жизнь и судьба.
-
Урок казахской литературы в 11-м классе 2006
Урок закрепления новых знаний по повести казахского писателя Тахави Ахтанова позволяет учащимся 11-го класса выявить проблематику произведения. На основе материала осуществляется воспитание уважительного отношения к труду чабана, заложившего в национальный характер высокую ответственность за социальный образ человека. Вопросы рассчитаны на знание содержания повести, на понимание и осмысление сложного внутреннего мира героев.
-
Тема урока: "Гимн смелости" по трагедии Пушкина "Пир во время чумы" 2006
Урок "Гимн смелости" по трагедии А.С.Пушкина "Пир во время чумы" представлен в форме проблемной беседы, в ходе которой происходит осмысление вечных вопросов жизни человека: добра и зла, мужества и смирения, жизни и смерти.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Бородинское сражение как композиционный центр романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" 2006
Данный урок направлен на развитие умений проблемного анализа психологического портрета героев литературного произведения; особенное внимание уделяется внутреннему миру человека, соотнесенности его судьбы с судьбой Отечества. Свою воспитательную задачу учитель видит в совершенствовании позитивных установок для формирования нравственных позиций учащихся.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Судьба человека в тоталитарном государстве" (В.Шаламов "Колымские рассказы") 2006
Варлам Шаламов. Писатель, который принёс настоящую правду в литературу о государстве, опутанном проволокой ГУЛАГа. Целых 17 лет провёл Шаламов в Колымских лагерях. Но он выжил, чтобы рассказать. Цель данного урока: выявить идею, объединяющую цикл "Колымские рассказы" Варлама Шаламова.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему: "Средства создания характеров в сказке Р.Киплинга "Маугли" (2 урока) 2006
Средства создания характеров героев в сказке Р.Киплинга "Маугли".
-
Чтение через увлечение 2006
В статье, адресованной учителям литературы, описаны некоторые приёмы работы по развитию у детей интереса к чтению.
-
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне "Мадонны войны! Ваши лики святые…" 2006
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне "Мадонны войны! Ваши лики святые...".
-
Урок-наставление в 8-м классе. Тема: "Какие мы, когда нас никто не видит…" (По сборнику рассказов Л.Петрушевской "Неспелые ягоды крыжовника") 2006
Урок литературы в 8-м классе поднимает непростой разговор, разговор о самом главном: "Какой я, когда меня никто не видит", и ставит два проблемных вопроса: Что нужно сделать, чтобы жизнь не заморозила наши мысли и надежды? На что я должен надеяться, человек?