Литература
-
Преподавание литературы в режиме технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина—В.В.Давыдова. 5–8-е классы 2006
В статье представлены материалы из опыта преподавания литературы в режиме технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Рассматриваются условия применения данной технологии на уроках литературы в среднем звене школы. В качестве основной методической позиции в обучении литературе взято моделирование художественно-творческого процесса. Представляется общая модель системы уроков и как образец моделирования творческого процесса дано описание системы уроков по изучению темы "Мифология" в 6-м классе.
-
Из опыта работы в творческих мастерских на уроках литературы 2006
Творческое отношение к любому делу под силу каждому. Творчество заложено в детях самой природой. Технология мастерских призвана развивать творческие способности, мышление.
-
Внеклассное мероприятие по литературе: Праздник "Пасхи" 2006
Предлагается внеклассное мероприятие по литературе "Праздник Пасхи". Православные христиане называют этот день "праздником праздников и торжеством торжеств". Пасху празднуют не только православные христиане, но и представители других ветвей христианства. Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она - начало весны, пробуждение природы. Мероприятие проводится в форме литературного вечера, на котором ребята знакомятся с обычаями и традициями русского народа, связанными с праздником Пасхи (приметы, игры, пасхальный стол). Ребята знакомятся также со стихами русских поэтов, в которых отражены народные традиции.
-
С Кузбассом связанные судьбы 2006
Данный материал дает возможность учащимся знать трагические странницы истории нашей страны, Кузбасса. Учит детей быть честными, нетерпимыми к проявлению несправедливости, воспитывает чувство уважения к прошлому. Может быть использован для проведения литературных вечеров на базе школьной библиотеки, во внеклассной работе, а так же при изучении отдельных тем на уроках литературы.
-
Урок литературы в 8-м классе по изучению стихотворений из цикла "Памяти Вали": "Питерские сироты, детоньки мои…" 2006
Данная поурочная разработка ориентирована на базовую программу литературного образования в школе по учебнику "Литература" для национальных школ под редакцией К. М. Нартова. Урок состоит из двух частей: в I части подробно обсуждается жизнь и творчество А. Ахматовой в годы войны, трагедия детей блокадного Ленинграда. Во II части проводится самостоятельный анализ этих стихотворений и беседа (выявление восприятия стихотворений).
-
Антиномия нравственной свободы и власти в "Легенде о Великом Инквизиторе" (Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы") 2006
Тема необходима для понимания творчества Достоевского и мировой литературы в целом, так как выводит на широкие обобщения и позволяет работать над ценностным самоопределением. На основе литературного материала школьники учатся понимать сущность антиномии, выявлять критерии противопоставления категорий, логически обосновывать свои выводы, пытаются сделать свой выбор между нравственной свободой и властью, между Иметь и Быть.
-
Включение учащихся в аналитическую деятельность 2006
Один из аспектов изучения литературы – активизация художественного восприятия текста, являющаяся основополагающим в аналитической деятельности учащихся для формировании активности и самостоятельности. Предлагаю систему уроков по изучению повести А.С. Пушкина "Метель".
-
Урок литературы по теме: "Символика яблока в русской литературе": "И к царевне наливное…" 2006
Познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности; научить их различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы; заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов. Воспитывать нежное трепетное чувство к наследию прошлого, приобщать к различным видам искусства; умению видеть не только красоту, но и тайну бытия.
-
Урок литературного чтения по интегрированному курсу "Родной мир" на тему: "Борис Емельянов "Мамины руки". Текст. Тема. Главная мысль (ИНОС)". 3-й класс 2006
Извлечение из текста идеи произведения в результате его анализа приводит читателя к пониманию мыслей, чувств, мудрости автора. Разобраться в связях и взаимоотношениях героев помогает система образов, которая наглядно представляет внутреннюю структуру произведения.
-
Разработка комбинированного урока литературы (внеклассное чтение и развитие речи) по теме: "Счастье – это когда тебя понимают". (По рассказу Т.Ломбиной "Объяснительная записка") 2006
Воспитание человека-гражданина, утверждал Достоевский, начинается с ожога от чужой боли. Сострадание, чуткость, внимание к людям, терпимость – такие редкие для нашего времени качества – формируются и в ходе урока внеклассного чтения по рассказу Тамары Ломбиной, опубликованном в альманахе "Девочка". В предложенной разработке удачно сочетаются работа с текстом рассказа и урок развития речи, позволяющие создать сочинение в форме письма.
-
Развитие речи учащихся с нарушением интеллекта в процессе творческой деятельности 2006
Творческий потенциал ребенка хорошо развивается через удовлетворение его потребности в необычном, сказочном. Уроки творчества побуждают интерес к познавательной деятельности, создают атмосферу общей увлеченности, способствуют развитию речи, самореализации, сохранению каждым ребенком индивидуальности.
-
Интегративный подход: его реализация на уроках словесности и литературы (из опыта работы) 2006
В методической литературе предлагаются пути содержания гуманитарного образования, среди них интегративный подход в обучении. В работе представлены пути реализации интеграции из опыта работы. Даётся описание нетрадиционных форм урока (защита проектов, исследование, урок открытых мыслей). Предложен материал по УМК "Вокруг тебя – мир". Интегрированное обучение создаёт условия для творчества и сотворчества учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активизации мыслительной и творческой деятельности и развивающих приёмов обучения.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "В мире расколотом надвое" (М.А. Шолохов "Тихий Дон") 2006
Задача учителя – помочь учащимся осмыслить вечные философские проблемы бытия: что есть добро и зло, жизнь и судьба.
-
Урок казахской литературы в 11-м классе 2006
Урок закрепления новых знаний по повести казахского писателя Тахави Ахтанова позволяет учащимся 11-го класса выявить проблематику произведения. На основе материала осуществляется воспитание уважительного отношения к труду чабана, заложившего в национальный характер высокую ответственность за социальный образ человека. Вопросы рассчитаны на знание содержания повести, на понимание и осмысление сложного внутреннего мира героев.
-
Тема урока: "Гимн смелости" по трагедии Пушкина "Пир во время чумы" 2006
Урок "Гимн смелости" по трагедии А.С.Пушкина "Пир во время чумы" представлен в форме проблемной беседы, в ходе которой происходит осмысление вечных вопросов жизни человека: добра и зла, мужества и смирения, жизни и смерти.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Бородинское сражение как композиционный центр романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" 2006
Данный урок направлен на развитие умений проблемного анализа психологического портрета героев литературного произведения; особенное внимание уделяется внутреннему миру человека, соотнесенности его судьбы с судьбой Отечества. Свою воспитательную задачу учитель видит в совершенствовании позитивных установок для формирования нравственных позиций учащихся.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Судьба человека в тоталитарном государстве" (В.Шаламов "Колымские рассказы") 2006
Варлам Шаламов. Писатель, который принёс настоящую правду в литературу о государстве, опутанном проволокой ГУЛАГа. Целых 17 лет провёл Шаламов в Колымских лагерях. Но он выжил, чтобы рассказать. Цель данного урока: выявить идею, объединяющую цикл "Колымские рассказы" Варлама Шаламова.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему: "Средства создания характеров в сказке Р.Киплинга "Маугли" (2 урока) 2006
Средства создания характеров героев в сказке Р.Киплинга "Маугли".
-
Чтение через увлечение 2006
В статье, адресованной учителям литературы, описаны некоторые приёмы работы по развитию у детей интереса к чтению.
-
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне "Мадонны войны! Ваши лики святые…" 2006
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне "Мадонны войны! Ваши лики святые...".
-
Урок-наставление в 8-м классе. Тема: "Какие мы, когда нас никто не видит…" (По сборнику рассказов Л.Петрушевской "Неспелые ягоды крыжовника") 2006
Урок литературы в 8-м классе поднимает непростой разговор, разговор о самом главном: "Какой я, когда меня никто не видит", и ставит два проблемных вопроса: Что нужно сделать, чтобы жизнь не заморозила наши мысли и надежды? На что я должен надеяться, человек?
-
Интегрированный урок: русский язык + литература по теме: "А.М. Горький – "…отец и наставник Человеков на земле". 11-й класс 2006
Подобранный материал позволит проверить знания учащихся по изученным произведениям Горького: ранним рассказам, пьесе "На дне", роману "Мать". Воспоминания современников позволят учащимся постичь личность Горького как человека и писателя. Дидактический материал дает возможность проверить знания учащихся по орфографии и пунктуации.
-
Урок-семинар на тему: "Каждый человек ответственен за добро и зло" по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". 11-й класс 2006
Главная цель учителя: так перечитать роман вместе с ребятами, чтобы не нарушить очарование булгаковской прозы. Цели урока: проследить в романе соотношение вечных ценностей – добра и зла; учить через художественный текст понимать добро и зло, воспитывать милосердие и сострадание.
-
Урок внеклассного чтения в 8-м классе по теме: "Береги честь смолоду" (проблема чести в произведениях А.С.Пушкина "Капитанская дочка" и В.Каверина "Два капитана") 2006
В.И.Даль в своем словаре определяет слово "честь" как "внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, длагородство души и чистая совесть". Является ли "честь" качеством сугубо дворянским или же это общечеловеческое понятие?
-
Библейские мотивы в поэзии Серебряного века 2006
В уроке дано философское обобщение анализируемых стихотворений на библейские темы, проведены аналогии с современностью. Урок построен на основе индивидуальной технологии.
-
Анализ первого действия драмы А.М. Горького "На дне" 2006
Чтение драматического произведения может быть увлекательным тогда, когда учитель предлагает ученику интересные вопросы для осмысления прочитанного и обращает внимание юного читателя на те моменты, которые являются ключевыми. Одним из наиболее сложных для восприятия произведений школьной программы является драма Горького «На дне» и в силу её полифонического звучания, и потому, что философский подтекст не всегда понятен школьнику. Автор статьи предлагает опыт аналитического прочтения первого действия пьесы в контексте означенных проблем и в связи с тем, что сцены этого сложнейшего произведения традиционно предлагаются в качестве тем выпускного сочинения по литературе.
-
Классицизм как литературное направление. 9-й класс 2006
Теория литературы – неизменный спутник изучения художественного произведения, так как помогает понимать замысел писателя, вырабатывает принципы оценки литературных явлений и умение их анализировать, обостряет и развивает критическую мысль, способствует формированию эстетических взглядов ученика. В данной работе дается материал к уроку "Классицизм как литературное направление".
-
Литературно-музыкальная композиция для учащихся 9–11-х классов "У войны не женское лицо" 2006
В литературно-музыкальной композиции "У войны не женское лицо" показана взаимосвязь многих произведений о войне, выявлены общие темы и образы, показана трагедия несостоявшейся любви. Одновременно с этим вся композиция проникнута жизнеутверждающим началом, надеждой на счастье.
-
Право на социальный и биологический эксперимент (по повестям М.А. Булгакова "Собачье сердце" и "Роковые яйца") 2006
Содержание урока – продолжение разговора об индивидуальном писательском подходе к изображению действительности. Преемственность в использовании основных булгаковских приемов в произведениях разных жанров: тема операции–эксперимента, учителя–ученика и др.
-
Урок литературы на тему: "С днем рождения, Акакий Акакиевич!" (по повести Н.В. Гоголя "Шинель") 2006
Урок по повести Н.В. Гоголя "Шинель" нацелен на пробуждение чувств сопереживания, сострадания судьбе "маленького человека". Этому служит и выбранная форма "Урок – День Рождения героя", которая призвана уменьшить дистанцию между произведением и читателями. Учитель постарался донести важную для современного человека мысль, что есть унижение, которое возвышает... В анализе текста повести присутствует проекция на сегодняшнюю жизнь: актуальны ли проблемы "маленького человека" в наши дни? а как должно быть в жизни?