Цель урока:
- показать основные особенности изображения новой действительности и “нового человека” в повести М. Булгакова и в сатирических рассказах М. Зощенко;
- рассмотреть отношение писателей к поднимаемым ими проблемам, показать мастерство и гражданское мужество писателей.
Материал:
- портреты М. Булгакова и М. Зощенко;
- магнитофонные записи с отрывками из произведений писателей.
Ход урока.
План.
I. 1. Изображение новой соц. обстановки в повести М. Булгакова “Собачье сердце”.
2. “Новый человек” - Шариков.
II. 1. Изображение новой соц. обстановки в сатирических рассказах М. Зощенко ( “Собачий случай”, “Агитатор”, “Жертва революции”, “Медик”, “Хозрасчет”, “Собачий нюх”, “Пациентка”, “Тормоз Вестингауза” и др.Р).
2. “Новый человек” в изображении М. Зощенко.
III. 1. Эволюция “маленкького человека” (от Гоголя до Зощенко).
2. “Новый мир” и “новый человек” в изображении М. Булгакова и М. Зощенко, мастерство и гражданское мужество.
“… после недавней революции все, в сущности, только началось. …юмор понимания, который не высмеивает, а как бы подбодряет смехом поскорей избавиться от невежества и прочих недостатков”.
Ф. Д. Кривин.
I.
1. Беседа.
- Кто является представителем новой действительности в повести М. Булгакова “Собачье сердце”?
- В чем причина конфликта между проф. Преображенским и домкомом во главе со Швондером?
- Какие мысли высказывает проф. Преображенский во время обеда (гл. 3) ? Как он относится к новой власти? Выберите из текста (гл. 3) выражения профессора, которые демонстрируют его общественную и этическую позицию.
2. Выборочное чтение “Дневника доктора Борменталя” (гл. 5) и беседа по прочитанному.
- Прав ли док. Борменталь, считающий, что проф. Преображенскому удалось создать нового человека и что можно “развить Шарика в очень высокую психическую личность”?
- Кто прав: проф., считающий, что у Шарика человеческое сердце, или Борменталь, считающий, что у героя сердце собачье?
- Какое значение вложил Булгаков в эпитет “собачье” в названии произведения?
Чтение по ролям отрывка (гл. 6) :разговор Шарикова с проф. Преображенским (или прослушивание его записи).
- Чьи мысли (свои или чужие) высказывает Шариков в споре с Филиппом Филипповичем? К чему сводится его “философия”?
- Как вы думаете, почему в роли повествователя выступает пес Шарик, а не Шариков?
- Только ли профессор создает Шарикова?
- Физическое (Преображенского) и идеологическое (Швондера) насилие над личностью. Чем опасна любая форма?
Чтение по ролям беседы Борменталя и Преображенского (гл. 8) (или прослушивание записи). Обсуждение диалога:
- Как объясняет профессор цели и оценивает результат своего эксперимента?
- В чем видит он социальные и нравственные уроки истории?
- Какие образы повести, на ваш взгляд, стали нарицательными, т. е. приобрели характер символа определенного человеческого типа?
II.
1. Прослушивание записи 2-3 рассказов М. Зощенко (или чтение учащимися).
Беседа.
- Кто является героем в рассказах М. Зощенко?
- Где, в какой обстановке изображены герои Зощенко? Какова их речь? Поведение?
- С каким подходом к изображению человека полемизировал М. Зощенко в своем творчестве 20-х г. г.?
- Какие формы выражения авторской позиции в творчестве М. Зощенко вы видите?
- Какими худ. средствами создается тип “зощинского” героя? Как можно назвать его в рамках традиций русской литературы? (“Маленький человек”).
III.
- Вспомните писателей и их произведения, в которых мы видели “маленького человека”.
- Какова эволюция “маленького человека” от Гоголя до Зощенко?
- Что вы можете сказать о новой действительности и “новых людях”, изображенных в произведениях М. Булгакова и М. Зощенко?
(“Новый мир” и “новый человек” - лозунги революционной, коммунистической идеологии, которые по-своему понимает неподготовленный к новой жизни простой обыватель.)
- Как эпиграф отражает тему урока? Сделайте свой вывод в письменном виде.