Тип: исследовательская образовательная экспедиция.
Цели:
- пробудить у уч-ся чувство национальной гордости и патриотизма;
- пробудить у уч-ся интерес к тв-ву А.Н.Радищева, к изучению его биографии;
- включить уч-ся в исследовательскую деятельность литературоведческого, культурологического и исторического характера.
Опережающие задания:
1. Подготовить исследовательские работы по заданным темам.
- История города, географическое положение города, народные промыслы в городе, город в наши дни.
Оформление:
- Портрет А.Н.Радищева;
- Карта средней полосы России с выделенным маршрутом Петербург – Москва;
- Изображения городов на фотографиях и иллюстрациях;
- Изображение гербов городов;
Маршрут:
На уроке целесообразнее “останавливаться” в наиболее крупных городах, известных либо народными помыслами, либо своей историей.
Петербург - Чудово – Новгород – Валдаи – Вышний Волочок – Торжок – Тверь – Клин.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя литературы.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством писателя Александра Николаевича Радищева. Вы уже знаете, что именно после выхода книги “Путешествие из Петербурга в Москву” он был приговорён к смертной казни, заменённой впоследствии ссылкой в Сибирь. И сегодня на уроке мы с вами проедем по тому маршруту, по которому в XVIII веке проехал Радищев, увидим те города, которые произвели на писателя большое впечатление и побудили его к написанию книги. Познакомимся с их географическим местоположением, с их историей, с их особенностями. В этом путешествии сопровождать нас будет учитель географии. Перед нашей экспедицией в каждый город была направлена группа исследователей, которая должна была узнать о данном населённом пункте как можно больше и выявить наиболее значимую информацию. Именно эти исследователи и будут нашими экскурсоводами. Итак, в путь!
III. Вступительное слово учителя географии.
Маршрут А.Н.Радищева проходил по Северо-Западу России по древнему торговому пути “из варяг в греки”, на котором возникла Новгородская Русь. Здесь в устье Невы, собирающей воды всех бассейнов Ладожского озера, в узле морских, речных и озёрных путей вырос самый северный из крупнейших городов мира – Санкт-Петербург, к которому экономически тяготеет Северо-Западная Россия.
Северо-запад Русской равнины - озёрный край: здесь около 7 тыс. озёр. Среди них несколько больших озёр – Ладожское, Онежское, Псковское, Чудское, Ильмень. Это лесной край. Леса занимают немногим мене половины всей площади. К сожалению, сейчас леса сильно вырублены, особенно на юге и на юго-западе. Поэтому промышленное значение они имеют только на северо-востоке, в остальных же районах главным образом водоохранное, с ограниченной естественным приростом вырубкой древесины.
В XVIII веке на дальние расстояния передвигались на лошадях. Ехали долго, поэтому было много времени на размышления, о России, о том, что окружало путешественника, эти впечатления и отразил А.Н.Радищев в своей книге “Путешествие из Петербурга в Москву”.
VI. Мы выезжаем из Санкт-Петербурга. Давайте познакомимся с этим городом.
Выступления уч-ся:
- знакомство с гербом и историей города;
- географическое местоположение города;
- рассказ уч-ся о впечатлении автора, о чём размышлял А.Н.Радищев при выезде из северной столицы.
V. Первая остановка Чудово.
Выступления уч-ся:
- знакомство с гербом и историей города;
- знакомство с географическим местоположением города;
- рассказ уч-ся о впечатлении автора, какие мысли навевает данный город на А.Н.Радищева;
- демонстрация иллюстраций, фотографий.
VI. Рассказ об остальных городах по аналогии.
Примечание. Так как уч-ся данного класса занимается по программе спецкурса “Информационная культура”, то после выступления они представляют свою работу ( источники информации, маршрутный лист, оформление).
Заключение.
I. Слово учителя географии.
Нужно сказать, что и на современном этапе развития России этот маршрут актуален, хотя сейчас по нему мчатся скоростные поезда и современные машины. По-прежнему Москва и Петербург остаются центрами, которые притягивают к себе денежные средства. Жители небольших городов ездят на работу в столицы, потому что по месту жительства рабочих мест нет. Вот и получается, что города, с которыми мы сегодня познакомились, как и 200 лет назад являются центрами народных промыслов, центрами развития культуры, центрами зарождения духовных ценностей, но остаются на низком экономическом уровне развития.
II. Слово учителя литературы.
Сегодня на уроке мы познакомились с маршрутом, который послужил источником написания книги, которая стала судьбоносной в жизни А.Н.Радищева. На последующих уроках мы подробно рассмотрим некоторые главы и попытаемся выяснить, что же напугало императрицу и заставило подписать её страшный приговор писателю.
III. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание. Прочитать главу “Медное”.