Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству С.А. Есенина "Тебе в залог я сердце оставляю…"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цель: вызвать интерес к личности поэта, сформировать представление о поэтической индивидуальности.

Оформление сцены: портрет поэта, фотографии разных лет.

“Тебе в залог я сердце оставляю…”

С.А.Есенин

Звучит песня на стихи С.Есенина “Не жалею, не зову, не плачу…” Демонстрируются слайды: времена года, портреты Есенина разных лет. Предлагается фрагмент документального фильма: Есенин на открытии памятника А.Кольцову.

1918 год. На открытии памятника в Москве документальная хроника подарила нам “живого” Сергея Есенина. Мы видим его молодым и очень красивым.

Тоскуют, тоскуют березы,
Осенним исходят дождем
И желтые листья, как слезы,
Роняют и ночью и днем.

Дрожат от мороза под утро,
И вдруг замирают в забвенье,
И шепчут тоскливо кому-то:
“Есенин, Есенин, Есенин…”

Автор: Татьяна Смертина

Стихотворение “Да кто ж так до сердца проймет?”

Да кто ж так до сердца проймет?
Да кто же плакать так заставит?
Да кто ж так Русь свою поймет
И сгоряча бел-свет оставит?
Уже водица мерзнет в сенях,
В стога уметано все сено,
И ясень надломил колено…
Опять – октябрь…
Грусть деревень…
Вспахали зябь…
Сергеев день…
Хоть годы – сгасчивы, быстры,
То имя – нежно в сердце носим!
В помин Его летят листы
Со всех берез русоволосых!
Заплакав, гуси в даль пронзают,
Звенит осенник в синь дождей,
И в честь Его себя сжигают
Рябины по России всей!

Автор: Татьяна Смертина

Что мы знаем о Сергее Есенине, для которого стихи были лучшей, главнейшей частью его жизни?

Его поэтические произведения – это вся его жизнь и его биография. Понимаем ли мы ее?

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей её покинуть.

Звучит фонограмма (читает С.Есенин)

Если каждое или почти каждое стихотворение Есенина – художественное целое, то жизнь его – раздерганную, странную, противоречивую – понять сложно.

Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.
Приятны мне свиней испачканные морды
И в тишине ночной звенящий голос жаб.
Я нежно болен воспоминаньем детства,
Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь.
Как будто бы на корточки погреться
Присел наш клен перед костром зари.
О, сколько я на нем яиц из гнезд вороньих,
Карабкаясь по сучьям, воровал!
Все тот же он теперь, с верхушкою зеленой?
По-прежнему ль крепка его кора?

Он – певец Руси! В его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них “русский дух”, в них “Русью пахнет”.

Звучит песня на стихи С.Есенина “Клен ты мой опавший…”

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь.
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой – ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?

У него счастливое детство. Любимец в семье. Живой, спокойный, веселый, умный, общительный. Хорош собой. На него стали рано заглядываться девушки. С отличием закончил Константиновское четырехклассное училище (1909), вышел “учителем школы грамоты”. (Демонстрируются слайды).

Летом 1912г. Сергей Александрович Есенин переехал в Москву, служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец.

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь,
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть
Золотою лягушкой луна
Распласталась над тихой воде,
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!...

Работал в книгоиздательстве, в типографии. В этот период примкнул к революционно настроенным рабочим, оказался под надзором полиции. Занимался на историко-философском отделении университета Шанявского (1913г. – 1915г.).

Печататься начинает в 1914 году в московских журналах (дебют – стихотворение “Береза”).

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Весной 1915г. приезжает в Петроград, где знакомится с А.Блоком, С.Городецким, сближается с Николаем Клюевым, оказавшим на него значительное влияние.

(Из дневников, записных книжек и писем, 9 марта 1915г., А.Блок)

- Днем у меня рязанский парень со стихами.

Крестьянин Рязанской губернии. 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные.

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, –
Я одурманен весной.
Радуют тайные вести,
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха. Снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

(Из воспоминаний С.М.Городецкого)

- Для него не было никаких ценностей в жизни кроме его стихов. Все его выходки, бравады и неистовства вызывались только желанием заполнить пустоту жизни от одного стихотворения до другого.

Стихи он принес завязанными в деревенский платок. С первых же строк мне было ясно, какая радость пришла в русскую поэзию. Начался какой-то праздник песни.

Но не меньше, чем прочесть стихи, он торопился спеть рязанские “прибаски, канавушки и страдания”. Исполняется песня на стихи С.Есенина “Ты поила коня”.

Ты поила коня из горстей в поводу,
Отражаясь, березы ломались в пруду.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок.
Мне хотелось в мерцании пенистых струй
С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.
Но с лукавой улыбкой, брызнув на меня,
Унеслася ты вскачь, удилами звеня.
В пряже солнечных дней время выткало нить.
Мимо окон тебя понесли хоронить.
И под плач панихид, под кадильный канон,
Все мне чудился тихий раскованный звон.

“Застенчивая, счастливая улыбка не сходила с его лица. Он был очарователен со своим звонким озорным голосом, с барашком вьющихся льняных волос – которые он позже будет с таким остервенением заглаживать под цилиндр, – синеглазый”. (Звучит фонограмма, читает стихи С.Есенин).

Он явился в город, чтоб рассказать о своей восторженной любви, рассказать о красоте, окружающей его.

Город восторгался им. Появились лицемеры и завистники. Друзья поили вином. И он почувствовал, что этот город должен его погубить. (Звучит песня на стихи С.Есенина “Отговорила роща золотая”, демонстрируются слайды).

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер вдаль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

Этот прекрасный и неподдельный поэт по-своему отобразил эпоху и обогатил ее песнями, по-новому сказал о любви, о синем небе, упавшем в реку, о месяце, который ягненком пасется в небесах, и о цветке неповторимом – о самом себе.

Первый сборник стихов Есенина “Радуница” (1916г.) – восторженно принят критикой. Последующие “Голубень”, “Преображение”, “Сельский часослов” все (1918г.) и др. – в стихах складывается особый есенинский мир: животные, растения, явления природы очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми гармоничный, целостный, прекрасный мир.

Самое драгоценное в нем, – писал Б.Пастернак, – образ родной природы, лесной, среднерусской, рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью, как она давалась ему в детстве.

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил – печальный
Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:
“О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,
Сияли зеленя,
За голые колени
Он обнимал меня.

И так, вздохнувши глубко,
Сказал под звон ветвей:
“Прощай, моя голубка,
До новых журавлей”.

В начале 1918г. Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встречает революцию. Создает поэмы “Иорданская голубица”, “Инония”, “Небесный барабанщик” и др., проникнутых предчувствием и “преображения” жизни. Размышляя, “куда нас несет рок событий”, обращается к истории (поэма “Пугачев”, 1921г.)

Поиски в сфере образности сближают Есенина с Мариенгофом, Шершеневичем и др., они объединяются в группу имажинистов. Есенин становится завсегдатаем “Стойла Пегаса” – литературного кофе с критикой “шутовского кривляния ради самого кривляния” “собратьев” – имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры. (Демонстрация слайдов).

В начале 20-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы “развороченного бурей быта” (распался брак с Зинаидой Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, окружает его “чужой и хохочущий сброд” (сборники “Исповедь хулигана”, 1921г., “Москва кабацкая”, 1924г.). (Звучит песня на стихи С.Есенина “Забава”).

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот – и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! Какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта – ласкать и корябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черной жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились –
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути, –
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной, -

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921г.), (звучит музыка).

Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922г. – август 1923г.), сопровождалось шумными скандалами, эпатирующими выходками Есенина, обнажило их “взаимопонимание”, усугублявшееся отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора знала несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.

Тогда я понял,
Что такая Русь.
Я понял, что такое слава.
И потому мне
В душу грусть
Вошла, как горькая отрава.
На кой мне черт.
Что я поэт!...
И без меня в достатке дряни.
Пускай я сдохну,
Только…
Нет,
Не ставьте памятник в Рязани!

На родину вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием “быть певцом и гражданином… в великих штатах СССР”. 1923 – 1925гг. создаются лучшие строки: стихотворения “Отговорила роща золотая…”, “Письмо матери”, “Мы теперь уходим понемногу…”, цикл “Персидские мотивы”, поэма “Анна Снегина”, “Страна негодяев” и др.

Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. “Русь Советская” – “Русь уходящая”. Он все больше ощущает себя певцом “золотой бревенчатой избы”, поэзия которого “здесь больше не нужна”. Эмоциональной доминантой лирики становятся осенние пейзажи, мотивы, подведение итогов, прощания.

Мы многое еще не осознаем,
Питомцы ленинской победы,
И песни новые
По-старому поем,

Как нас учили бабушки и деды.
Друзья! Друзья!
Какой раскол в стране,
Какая грусть в кипении веселом!

Знать, оттого так хочется и мне,
Задрав штаны,
Бежать за комсомолом.
Я уходящих в грусти не виню,

Ну где же старикам
За юношами гнаться?
Они несжатой рожью на корню
Остались догнивать и осыпаться.

Последние 2 года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. В очередной раз пытается начать семейную жизнь, брак с внучкой Льва Николаевича Толстого Софьей.

В конце ноября 1925г. измученный скитальчеством и бивуачным бытом попадает в психоневрологическую клинику. Одной из последних поэм “Черный человек” (“Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен…”), в которой прошедшая жизнь предстает частью ночного кошмара. Прервав курс лечения, 23 декабря Есенин поехал в Ленинград, где в ночь на 28 декабря… (Демонстрируются слайды).

Кому писал Есенин кровью в самый последний час? Может быть, он перекликнулся с тем другом, который еще не родился, с человеком грядущей эпохи, которого одни готовят боями, а Есенин – песнями. Поэт погиб потому, что был несроден революции. Но во имя будущего.

Есенин осознавал свою внутреннюю незащищенность, потому в его творчестве присутствует мотив Смерти…

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свидания, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Умер Поэт! Угасла творческая жизнь, в которую до последней минуты вплетал драгоценные нити поэзии Сергей Есенин. Трагическая судьба постигла и любимых женщин поэта. Погибла Зинаида Райх в собственной квартире. Галина Бениславская, по версии следствия, застрелилась на могиле поэта. (Звучит музыка, демонстрируются слайды).

Дункан погибла 15 сентября 1927 года. Танцовщица села в маленькую гоночную машину, обернула вокруг шеи длинную красную шаль и, прощально махнув рукой, сказала последние слова: “Прощайте, мои друзья! Я иду к славе!”.

Конец шали свешивался позади автомобиля. Машина тронулась, конец шали запутался на ось заднего колеса, смерть наступила мгновенно. Похоронили ее в Париже. (Демонстрируются слайды).

Из воспоминаний об Айседоре Дункан и ее благородном поступке.

Сразу после смерти поэта его книги разошлись огромными тиражами. Советский суд присудил деньги Айседоре Дункан, а не Софье Есениной – Толстой, так как Дункан и Есенин не были официально разведены. Дункан жила в крайней нужде, но от четырехсот тысяч франков отказалась: “Отдайте деньги его матери и сестрам. Им они нужнее, чем мне”. Но деньги семьей получены не были.

Вы помните,
Вы все, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.

Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас замучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел –
Катиться дальше вниз.

Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.

Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В разворочённом бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму –
Куда несет нас рок событий.

Год кончался так мрачно! Смерть Есенина была воспринята, как что-то личное. Утрата ощущается и сегодня, кажется, что осталось пустым место лирика. (Демонстрируются слайды).

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Сергей Есенин открыл перед читателями те стороны души переломной эпохи, которые не находили места в поэзии его современников.

Его стихи были созвучны настроениям молодежи, он один из первых в советской поэзии почувствовал необходимость раскрыть духовный мир своего читателя (современника). Писал искренне, правдиво, не скрывая своих сомнений, колебаний, заблуждений.

Жизнь – обман с чарующей тоскою,
Оттого так и сильна она,
Что своею грубою рукою
Роковые пишет письмена.

Я всегда, когда глаза закрою,
Говорю: “Лишь сердце потревожь,
Жизнь – обман. Но и она порою
Украшает радостями ложь.

Обратись лицом к седому небу,
По луне гадая о судьбе,
Успокойся, смертный, и не требуй
Правды той, что не нужна тебе”.

Хорошо в черемуховой вьюге
Думать так, что эта жизнь – стезя.
Пусть обманут легкие подруги,
Пусть изменят легкие друзья.

Пусть меня ласкают нежным словом,
Пусть острее бритвы злой язык, -
Я живу давно на все готовым,
Ко всему безжалостно привык.

Холодят мне душу эти выси,
Нет тепла от звездного огня.
Те, кого любил я, отреклися,
Кем я жил – забыли про меня.

Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.

Есенин – визитная карточка России. Его стихи находят живой отклик в наших душах. Все прочувствованное им, прожитое за короткую жизнь, он превратил в шедевры поэзии. Он воспел землю, плененный ею, воспел любовь, как счастье, и счастье, как любовь.

Закончить вечер хочется словами Сергея Есенина:

Цветите, юные, и здоровейте телом:
У Вас иная жизнь. У Вас другой напев.

Звучит песня на стихи С.Есенина (“Не жалею, не зову, не плачу”.)

Список литературы.

  1. Есенин С.А. Стихотворения. Поэмы. Статьи. – М.: Олимп, 1998.
  2. Русское зарубежье о Есенине: Воспоминания, эссе, очерки, рецензии, статьи: В 2 т. М., 1993.
  3. Дункан А. Моя жизнь. Моя Россия. Мой Есенин. М., 1972.