Предварительная подготовка к уроку.
Оформление кабинета:
- Для выпускников – накрыть столы к чаю, подготовить легкие сладости.
- Для родителей – поставить рядами дополнительные стулья.
- У доски – декоративный камин, на нем цветы, свечи, раскрытая книга. На столах у выпускников также свечи.
Оформление доски:
- На центральной части – запись темы урока.
- На боковых частях – высказывания русских писателей о любви.
Подготовить:
- Листы бумаги, ручки, конверты.
- Сборник высказываний великих людей о любви «Чашечка мудрости».
- Книги для вручения выпускникам.
- Магнитофон, записи музыкальных произведений.
ХОД УРОКА
Вышла книга.
В свет.
В эпоху.
К современникам на суд.
Пусть по голосу,
По вздоху,
Не в родню к чертополоху, –
В добрый список занесут.
Книга… Что это такое?Книга? Не набор страниц,
Это царство непокоя,
Рокот грома, взлет зарниц,
Сердца стук и слов сраженье,
Рифмы звон, как звон мечей,
Страсть, порыв, изнеможенье
Сквозь бессонницу ночей.Это слез, любви и гнева
Пережитая глава,
Ветка жизненного древа,
Воплощенная в слова.Это музыки дыханье,
Это шелесты листвы,
Звезд полночных полыханье,
Дрожь рассветной синевы.Вы коснитесь книги этой
Осторожно,
Не спеша:
В ней живет душа поэта,
Обнаженная душа.
(Н. Браун)
I. Дорогие ребята! Вот и прозвенел последний звонок на ваш последний школьный урок. Я очень рада, что ваш выбор остановился именно на уроке литературы. Я благодарна вам за то, что вы предоставили мне возможность обратиться к вам с напутственным словом перед вашей дальней дорогой в большую жизнь. А поможет мне в этом великая русская литература – неиссякаемый источник мысли, мудрости, духовной энергии.
Мы с вами часто в эти годы встречались и на обычных рабочих уроках, и на творческих, и на контрольных, читали книги, обсуждали их, спорили, пытались докопаться до истины. У кого-то это получалось хорошо, и свидетельство этому – ваши оценки. У кого-то возникали проблемы, с кем-то мы ссорились… Но сегодня все это позади. Что же осталось в ваших сердцах? Что дали вам эти уроки? Какие стали памятными? Нужна ли вообще вам литература?
Именно эти вопросы были предложены вам в качестве предварительного задания к сегодняшнему уроку. Настала пора проверить эту работу. Итак, …
Чтение отрывков из сочинений учащихся.
А теперь давайте обратимся к теме нашего урока. О чем можно говорить с красивыми семнадцатилетними юношами и девушками? Ну конечно же, о любви! Итак, тема нашего урока:
«Только влюбленный имеет право на звание человека». (А. Блок)
(Тема любви в русской литературе.)
Тема любви относится к категории так называемых «вечных» тем в мировой литературе. Сколько бы лет ни кануло в историю, какие бы перемены ни происходили в жизни, люди всегда влюблялись, влюбляются и будут влюбляться. А писатели и поэты всегда писали, пишут и будут писать об этом необыкновенном, таинственном, преображающем человека чувстве.
Давайте сейчас с вами вспомним героев произведений русской литературы, которых их создатели наделили счастьем любить и (или) быть любимыми. Ваша задача: назвать автора, произведение и героя, которого любил названный мною персонаж.
Викторина «Влюбленные герои».
- Александр Чацкий (Софья Фамусова. А. С. Грибоедов «Горе от ума».)
- Татьяна Ларина (Евгений Онегин. А. С. Пушкин «Евгений Онегин».)
- Петр Гринев (Маша Миронова. А. С. Пушкин «Капитанская дочка».)
- Александр Печорин (Кн. Вера Лиговская. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».)
- Ася (Г-н Н. И. С. Тургенев «Ася».)
- Кузнец Вакула (Казачка Оксана. Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».)
- Евгений Базаров (Анна Одинцова. И. С. Тургенев «Отцы и дети».)
- Лариса Огудалова (Сергей Паратов. Н. А. Островский «Бесприданница».)
- Андрей Болконский (Наташа Ростова. Л. Н. Толстой «Война и мир». )
- Мария Болконская (Николай Ростов. Л. Н. Толстой «Война и мир».)
- Соня Мармеладова (Родион Раскольников. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».)
- Г-н Желтков (Кн. Вера Николаевна Шеина. А. И. Куприн «Гранатовый браслет».)
- Григорий Мелехов (Аксинья Астахова. М. А. Шолохов «Тихий Дон».)
- Маргарита (Мастер. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».)
Так было, так есть и так будет.
Так было во все времена:
Джульетта Ромео так любит
И Грею Ассоль так верна.Офелия Гамлету верит,
У Ростовой с Болконским роман.
И каждый на сердце проверит
от страшный любовный дурман.Татьяна Онегину пишет.
Печорин влюбленный молчит.
И каждый из них вдруг услышит,
Что сердце так гулко стучит.И каждый из них вдруг поймет,
Что иначе не может и быть,
Что сердце недаром поет
И что без любви невозможно прожить.
(Л. Марченко)
Итак, страница первая. Она освещена именем «солнца русской поэзии» - А. С. Пушкина. Тема любви – одна из главных в его творчестве. Вспомним прекрасные строки:
***
Я вас любил, любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем…
***
Я помню чудное мгновенье –
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…
***
И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может…
***
Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец…
Татьяна Ларина – одна из любимых героинь Пушкина. Она пленяет своей душевной красотой, искренностью, способностью к большому чувству. Выросшая вдали от шумного света, Татьяна чиста и безыскусна. Встретив Онегина, она увидела в нем своего суженого, избранника. В своей любви Татьяна предстает как цельная, сильная и нравственно чистая натура. Онегина она полюбила «не шутя» и на всю жизнь. Подчиняясь прежде всего велениям собственного сердца, а не застывшим условностям светской жизни, Татьяна решает первой признаться Онегину в своем чувстве. Вспомним: ночь, Татьяне не спится, она просит няню оставить ее одну, садится к столу, берет в руки бумагу, перо. «Все тихо. Светит ей луна. Татьяна пишет…»
Ученица читает «Письмо Татьяны к Онегину» (желательна инсценировка).
Следующая страница, которую мы открываем, связана с творчеством крупнейшего поэта-импрессиониста XIX века Афанасия Афанасиевича Фета.
Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний. Его стихотворения обычно не имеют сюжета, это лирические миниатюры, назначение которых – передать впечатление от мимолетных явлений жизни, показать мир в его подвижности, зафиксировать нюансы чувств:
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец –
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак, и венец!
В поэзии Фета преобладают три темы: искусство, природа и любовь. Любовь для поэта – защита «от вечного плеска и шума жизни». Любовная лирика Фета отличается богатством оттенков, нежностью и душевной теплотой. «Поэт – чародей», как называл себя Фет, описывал словами удивительной свежести и прозрачности «сердца напрасную дрожь», «пленительные сны».
Поэт тонко раскрывает переживания людей, показывает беглые настроения, отдельные нюансы, зыбкость «получувств», «полуэмоций».
Ученик читает стихотворение «Я тебе ничего не скажу».
Рассказ, о котором сейчас у нас с вами пойдет речь, К. Г. Паустовский назвал одним из «самых благоуханных» рассказов о любви. Я говорю о рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
Автор повествует о жертвенной, бескорыстной, благоговейной любви, к тайне которой герой не позволяет прикоснуться никому. Вспомним сюжет. Мелкий служащий, «маленький человек» Г. С. Желтков вот уже много лет влюблен в светскую даму, княгиню Веру Николаевну Шеину. Любовь эта – источник и высшего наслаждения и одновременно глубокого страдания, ведь она безответна, безнадежна. Письма Желткова становятся предметом насмешек мужа Веры Николаевны, а подарок – гранатовый браслет – вызывает гнев и мужа, и брата. Да и самой княгине «надоела вся эта история».
Вмешательство родственников Веры Николаевны толкает несчастного влюбленного покончить с собой: «Остается только одно – смерть». Но даже уходя из жизни, он продолжает боготворить свою любовь. В предсмертной записке Желтков просит Веру Николаевну прослушать сонату №2 Л. В. Бетховена.
На фоне музыки Л. В. Бетховена в исполнении учителя звучит отрывок из рассказа «Гранатовый браслет»: «Она узнала с первых же аккордов ... сладко, сладко, сладко».
Откроем еще одну страницу великой Книги Любви. Имя Бориса Леонидовича Пастернака сегодня прочно заняло свое место в истории русской литературы XX века. Из всего огромного творческого наследия поэта остановимся лишь на одном стихотворении.
Центральным произведением Пастернака является роман «Доктор Живаго» - роман о революции и интеллигенции. Главный герой романа – Юрий Живаго, глазами которого мы видим происходящие вокруг него события. Но кроме всего прочего автор наделяет своего героя поэтическим даром: роман заканчивается поэтической тетрадью Юрия Живаго, которому Пастернак отдает самое дорогое, чем сам обладал. В стихах этих торжествует живая жизнь и открывается сокровенный смысл человеческого существования. Не раз вспоминает герой романа свечу, что горела за окном московского дома, где была та, которую он полюбил. В бескрайнем просторе мира свеча становится точкой притяжения для человеческой души. Этот мерцающий неверный огонек приобретает почти мистический смысл: он не гаснет, являясь единственным источником света, в котором так нуждается заблудшая душа. И что бы ни случилось, как бы ни бушевала метель, как бы ни застило свет человеку, который соблазном погружен во тьму, – он не одинок, не потерян в мире. Об этом стихотворение Юрия Живаго «Зимняя ночь».
На фоне лирической музыки ученик читает стихотворение «Зимняя ночь».
У любви в художественных произведениях существует множество символов, среди которых особое место занимает образ свечи. Ее так легко задуть, погасить неосторожным прикосновением; и в то же время свеча может стать источником огромного огня, пожара, который способен целиком поглотить душу человека.
Ребята, перед уроком вы получили домашнее задание – подобрать из художественных произведений цитаты, в которых встречается образ свечи. Посмотрим, что у вас получилось.
Викторина «Свеча».
Говорить о любви в художественных произведениях можно еще очень и очень долго, ибо любовь в книгах так же многолика, как и в жизни. Прав был К. Г. Паустовский, сказавший, что «у любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание».
Так что же такое любовь? У Анны Андреевны Ахматовой об этом было свое мнение.
Ученица читает стихотворение А. Ахматовой «Любовь».
Закончить эту часть нашего урока мне хотелось бы еще раз словами А. А. Блока: «Только влюбленный имеет право на звание человека»!
II. Евгений Змаятин когда-то сказал: «Будущее литературы – это ее прошлое». Но эта истина верна не только по отношению к литературе, но и к жизни. Действительно, от того, каким было наше прошлое, зависит, каким будет наше будущее. Дорогие ребята, ваше школьное прошлое уже почти закончилось, вы стоите на пороге вашего взрослого будущего. Давайте попробуем заглянуть в него – я предлагаю вам сейчас написать миниатюру «Каким я буду через десять лет». А через десять лет, в … году, на вечере встречи выпускников мы узнаем, кому сегодня действительно удалось заглянуть в свое будущее.
Звучит лирическая музыка. Выпускники в течение 4-5 минут пишут сочинения, затем заклеивают их в конверты, которые подписывают и сдают учителю.
III. Напутственное слово учителя (вручение каждому выпускнику книг, «Чашечки мудрости»).