Литературно-музыкальная гостиная в выпускном классе по теме: "Только влюбленный имеет право на звание человека…"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Предварительная подготовка к уроку.

Оформление кабинета:

  1. Для выпускников – накрыть столы к чаю, подготовить легкие сладости.
  2. Для родителей – поставить рядами дополнительные стулья.
  3. У доски – декоративный камин, на нем цветы, свечи, раскрытая книга. На столах у выпускников также свечи.

Оформление доски:

  1. На центральной части – запись темы урока.
  2. На боковых частях – высказывания русских писателей о любви.

Подготовить:

  1. Листы бумаги, ручки, конверты.
  2. Сборник высказываний великих людей о любви «Чашечка мудрости».
  3. Книги для вручения выпускникам.
  4. Магнитофон, записи музыкальных произведений.

ХОД УРОКА

Вышла книга.
В свет.
В эпоху.
К современникам на суд.
Пусть по голосу,
По вздоху,
Не в родню к чертополоху, –
В добрый список занесут.
Книга… Что это такое?

Книга? Не набор страниц,
Это царство непокоя,
Рокот грома, взлет зарниц,
Сердца стук и слов сраженье,
Рифмы звон, как звон мечей,
Страсть, порыв, изнеможенье
Сквозь бессонницу ночей.

Это слез, любви и гнева
Пережитая глава,
Ветка жизненного древа,
Воплощенная в слова.

Это музыки дыханье,
Это шелесты листвы,
Звезд полночных полыханье,
Дрожь рассветной синевы.

Вы коснитесь книги этой
Осторожно,
Не спеша:
В ней живет душа поэта,
Обнаженная душа.
(Н. Браун)

I. Дорогие ребята! Вот и прозвенел последний звонок на ваш последний школьный урок. Я очень рада, что ваш выбор остановился именно на уроке литературы. Я благодарна вам за то, что вы предоставили мне возможность обратиться к вам с напутственным словом перед вашей дальней дорогой в большую жизнь. А поможет мне в этом великая русская литература – неиссякаемый источник мысли, мудрости, духовной энергии.

Мы с вами часто в эти годы встречались и на обычных рабочих уроках, и на творческих, и на контрольных, читали книги, обсуждали их, спорили, пытались докопаться до истины. У кого-то это получалось хорошо, и свидетельство этому – ваши оценки. У кого-то возникали проблемы, с кем-то мы ссорились… Но сегодня все это позади. Что же осталось в ваших сердцах? Что дали вам эти уроки? Какие стали памятными? Нужна ли вообще вам литература?

Именно эти вопросы были предложены вам в качестве предварительного задания к сегодняшнему уроку. Настала пора проверить эту работу. Итак, …

Чтение отрывков из сочинений учащихся.

А теперь давайте обратимся к теме нашего урока. О чем можно говорить с красивыми семнадцатилетними юношами и девушками? Ну конечно же, о любви! Итак, тема нашего урока:

«Только влюбленный имеет право на звание человека». (А. Блок)

(Тема любви в русской литературе.)

Тема любви относится к категории так называемых «вечных» тем в мировой литературе. Сколько бы лет ни кануло в историю, какие бы перемены ни происходили в жизни, люди всегда влюблялись, влюбляются и будут влюбляться. А писатели и поэты всегда писали, пишут и будут писать об этом необыкновенном, таинственном, преображающем человека чувстве.

Давайте сейчас с вами вспомним героев произведений русской литературы, которых их создатели наделили счастьем любить и (или) быть любимыми. Ваша задача: назвать автора, произведение и героя, которого любил названный мною персонаж.

Викторина «Влюбленные герои».

  1. Александр Чацкий (Софья Фамусова. А. С. Грибоедов «Горе от ума».)
  2. Татьяна Ларина (Евгений Онегин. А. С. Пушкин «Евгений Онегин».)
  3. Петр Гринев (Маша Миронова. А. С. Пушкин «Капитанская дочка».)
  4. Александр Печорин (Кн. Вера Лиговская. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».)
  5. Ася (Г-н Н. И. С. Тургенев «Ася».)
  6. Кузнец Вакула (Казачка Оксана. Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».)
  7. Евгений Базаров (Анна Одинцова. И. С. Тургенев «Отцы и дети».)
  8. Лариса Огудалова (Сергей Паратов. Н. А. Островский «Бесприданница».)
  9. Андрей Болконский (Наташа Ростова. Л. Н. Толстой «Война и мир». )
  10. Мария Болконская (Николай Ростов. Л. Н. Толстой «Война и мир».)
  11. Соня Мармеладова (Родион Раскольников. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».)
  12. Г-н Желтков (Кн. Вера Николаевна Шеина. А. И. Куприн «Гранатовый браслет».)
  13. Григорий Мелехов (Аксинья Астахова. М. А. Шолохов «Тихий Дон».)
  14. Маргарита (Мастер. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».)

Так было, так есть и так будет.
Так было во все времена:
Джульетта Ромео так любит
И Грею Ассоль так верна.

Офелия Гамлету верит,
У Ростовой с Болконским роман.
И каждый на сердце проверит
от страшный любовный дурман.

Татьяна Онегину пишет.
Печорин влюбленный молчит.
И каждый из них вдруг услышит,
Что сердце так гулко стучит.

И каждый из них вдруг поймет,
Что иначе не может и быть,
Что сердце недаром поет
И что без любви невозможно прожить.
(Л. Марченко)

Итак, страница первая. Она освещена именем «солнца русской поэзии» - А. С. Пушкина. Тема любви – одна из главных в его творчестве. Вспомним прекрасные строки:

***

Я вас любил, любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем…

***

Я помню чудное мгновенье –
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…

***

И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может…

***

Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец…

Татьяна Ларина – одна из любимых героинь Пушкина. Она пленяет своей душевной красотой, искренностью, способностью к большому чувству. Выросшая вдали от шумного света, Татьяна чиста и безыскусна. Встретив Онегина, она увидела в нем своего суженого, избранника. В своей любви Татьяна предстает как цельная, сильная и нравственно чистая натура. Онегина она полюбила «не шутя» и на всю жизнь. Подчиняясь прежде всего велениям собственного сердца, а не застывшим условностям светской жизни, Татьяна решает первой признаться Онегину в своем чувстве. Вспомним: ночь, Татьяне не спится, она просит няню оставить ее одну, садится к столу, берет в руки бумагу, перо. «Все тихо. Светит ей луна. Татьяна пишет…»

Ученица читает «Письмо Татьяны к Онегину» (желательна инсценировка).

Следующая страница, которую мы открываем, связана с творчеством крупнейшего поэта-импрессиониста XIX века Афанасия Афанасиевича Фета.

Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний. Его стихотворения обычно не имеют сюжета, это лирические миниатюры, назначение которых – передать впечатление от мимолетных явлений жизни, показать мир в его подвижности, зафиксировать нюансы чувств:

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец –
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак, и венец!

В поэзии Фета преобладают три темы: искусство, природа и любовь. Любовь для поэта – защита «от вечного плеска и шума жизни». Любовная лирика Фета отличается богатством оттенков, нежностью и душевной теплотой. «Поэт – чародей», как называл себя Фет, описывал словами удивительной свежести и прозрачности «сердца напрасную дрожь», «пленительные сны».

Поэт тонко раскрывает переживания людей, показывает беглые настроения, отдельные нюансы, зыбкость «получувств», «полуэмоций».

Ученик читает стихотворение «Я тебе ничего не скажу».

Рассказ, о котором сейчас у нас с вами пойдет речь, К. Г. Паустовский назвал одним из «самых благоуханных» рассказов о любви. Я говорю о рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Автор повествует о жертвенной, бескорыстной, благоговейной любви, к тайне которой герой не позволяет прикоснуться никому. Вспомним сюжет. Мелкий служащий, «маленький человек» Г. С. Желтков вот уже много лет влюблен в светскую даму, княгиню Веру Николаевну Шеину. Любовь эта – источник и высшего наслаждения и одновременно глубокого страдания, ведь она безответна, безнадежна. Письма Желткова становятся предметом насмешек мужа Веры Николаевны, а подарок – гранатовый браслет – вызывает гнев и мужа, и брата. Да и самой княгине «надоела вся эта история».

Вмешательство родственников Веры Николаевны толкает несчастного влюбленного покончить с собой: «Остается только одно – смерть». Но даже уходя из жизни, он продолжает боготворить свою любовь. В предсмертной записке Желтков просит Веру Николаевну прослушать сонату №2 Л. В. Бетховена.

На фоне музыки Л. В. Бетховена в исполнении учителя звучит отрывок из рассказа «Гранатовый браслет»: «Она узнала с первых же аккордов ... сладко, сладко, сладко».

Откроем еще одну страницу великой Книги Любви. Имя Бориса Леонидовича Пастернака сегодня прочно заняло свое место в истории русской литературы XX века. Из всего огромного творческого наследия поэта остановимся лишь на одном стихотворении.

Центральным произведением Пастернака является роман «Доктор Живаго» - роман о революции и интеллигенции. Главный герой романа – Юрий Живаго, глазами которого мы видим происходящие вокруг него события. Но кроме всего прочего автор наделяет своего героя поэтическим даром: роман заканчивается поэтической тетрадью Юрия Живаго, которому Пастернак отдает самое дорогое, чем сам обладал. В стихах этих торжествует живая жизнь и открывается сокровенный смысл человеческого существования. Не раз вспоминает герой романа свечу, что горела за окном московского дома, где была та, которую он полюбил. В бескрайнем просторе мира свеча становится точкой притяжения для человеческой души. Этот мерцающий неверный огонек приобретает почти мистический смысл: он не гаснет, являясь единственным источником света, в котором так нуждается заблудшая душа. И что бы ни случилось, как бы ни бушевала метель, как бы ни застило свет человеку, который соблазном погружен во тьму, – он не одинок, не потерян в мире. Об этом стихотворение Юрия Живаго «Зимняя ночь».

На фоне лирической музыки ученик читает стихотворение «Зимняя ночь».

У любви в художественных произведениях существует множество символов, среди которых особое место занимает образ свечи. Ее так легко задуть, погасить неосторожным прикосновением; и в то же время свеча может стать источником огромного огня, пожара, который способен целиком поглотить душу человека.

Ребята, перед уроком вы получили домашнее задание – подобрать из художественных произведений цитаты, в которых встречается образ свечи. Посмотрим, что у вас получилось.

Викторина «Свеча».

Говорить о любви в художественных произведениях можно еще очень и очень долго, ибо любовь в книгах так же многолика, как и в жизни. Прав был К. Г. Паустовский, сказавший, что «у любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание».

Так что же такое любовь? У Анны Андреевны Ахматовой об этом было свое мнение.

Ученица читает стихотворение А. Ахматовой «Любовь».

Закончить эту часть нашего урока мне хотелось бы еще раз словами А. А. Блока: «Только влюбленный имеет право на звание человека»!

II. Евгений Змаятин когда-то сказал: «Будущее литературы – это ее прошлое». Но эта истина верна не только по отношению к литературе, но и к жизни. Действительно, от того, каким было наше прошлое, зависит, каким будет наше будущее. Дорогие ребята, ваше школьное прошлое уже почти закончилось, вы стоите на пороге вашего взрослого будущего. Давайте попробуем заглянуть в него – я предлагаю вам сейчас написать миниатюру «Каким я буду через десять лет». А через десять лет, в … году, на вечере встречи выпускников мы узнаем, кому сегодня действительно удалось заглянуть в свое будущее.

Звучит лирическая музыка. Выпускники в течение 4-5 минут пишут сочинения, затем заклеивают их в конверты, которые подписывают и сдают учителю.

III. Напутственное слово учителя (вручение каждому выпускнику книг, «Чашечки мудрости»).