Тема урока: Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании.
(По роману А.С.Пушкина “Капитанская дочка”).
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.
А.С.Пушкин
Представление учебного проекта.
Тематика проекта выбрана с учетом учебной ситуации по предмету для последующего углубления знаний учеников.
Цели:
- Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.
- Выяснить, каково отношение народа и историков к Пугачеву.
- Развить навыки самостоятельной работы с историческими источниками, информационными технологиями.
- Воспитать у детей интерес к истории и культуре России.
Осуществление учебного проекта.
Для формирования навыков поисковой и исследовательской деятельности проект осуществляется в несколько этапов.
I этап – класс разделен на 3 группы:
- историки занимаются сбором информации об исторической эпохе Екатерины II;
- пушкинисты работают над историческим трудом Пушкина “История Пугачевского бунта” и романом “Капитанская дочка”;
- художники иллюстрируют текст.
II этап – подведение промежуточных итогов:
- участники каждой группы представляют отчет о проделанной работе и вырабатывают план дальнейшей деятельности.
III этап – работа с компьютером:
- размещение информации, собранной на слайдах.
IV этап – презентация:
- учащиеся наглядно предъявляют результат своей проектной деятельности.
“Эпоха Екатерины II”.
Слайд № 1. Представлена тема исследования, приводится эпиграф – слова А.С.Пушкина.
Слайд № 2. Выводятся цели урока.
Слайд № 3. На слайде - портреты Екатерины II и Петра III
Историки представляют исторические факты об эпохе правления Екатерины II.
Слайды № 4, 5. На слайде размещается таблица, показывающая усиление крепостного гнета эпохи Екатерины II.
Историки исследуют положение крепостных и государственных крестьян, работных людей и казаков рассматриваемой эпохи.
Слайд № 6. На слайде - карта крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.
Историки представляют собранные ими сведения о ходе крестьянской войны.
Слайд № 7. На слайде приводится высказывание историка эпохи Екатерины II о Емельяне Пугачеве.
“Исследования по роману
“Капитанская дочка ”
Слайд № 8. На слайде – название исторического труда А.С.Пушкина.
Слайд № 9. На слайде – портрет А.С.Пушкина и изображение книги “История Пугачевского бунта”, издательства 1934 года.
Учащиеся исследуют историю создания исторического труда А.С.Пушкина.
Слайд № 10. На слайде – маршрут поездки А.С.Пушкина по местам пугачевского восстания.
Учащиеся по карте изучают путь Пушкина, описывают его встречи с очевидцами событий.
Слайд № 11. Приведены выводы учащихся о роли А.С.Пушкина в исследовании эпохи Екатерины II.
Учащиеся подводят итоги деятельности поэта как историка.
Слайд № 12. На слайде – название романа “Капитанская дочка” и вопрос из эссе М.И.Цветаевой “Пушкин и Пугачев”.
Учащиеся ищут ответ на вопрос: “Как соотносятся историческая правда и вымысел в романе, каков он – настоящий Пугачев?”.
Слайд № 13. Ответ на приведенный в слайде № 5 вопрос М.И.Цветаевой.
Слайд № 14. Приводится высказывание А.С.Пушкина о бессмысленности и беспощадности русского бунта.
Учащиеся пытаются осмыслить представленное высказывание, связать его с современностью.
Слайды № 15, 16, 17, 18, 19. На слайдах изображены иллюстрации художников к роману “Капитанская дочка”.
Учащиеся представляют самостоятельно выполненные иллюстрации к роману.
Вывод учителя по уроку: