Интегрированный урок по литературе и истории на тему: "Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании". (По роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"). 8-й класс

Разделы: История и обществознание, Литература

Класс: 8


Тема урока: Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании.

(По роману А.С.Пушкина “Капитанская дочка”).

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.

А.С.Пушкин

Представление учебного проекта.

Тематика проекта выбрана с учетом учебной ситуации по предмету для последующего углубления знаний учеников.

Цели:

  1. Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.
  2. Выяснить, каково отношение народа и историков к Пугачеву.
  3. Развить навыки самостоятельной работы с историческими источниками, информационными технологиями.
  4. Воспитать у детей интерес к истории и культуре России.

Осуществление учебного проекта.

Для формирования навыков поисковой и исследовательской деятельности проект осуществляется в несколько этапов.

I этап – класс разделен на 3 группы:

- историки занимаются сбором информации об исторической эпохе Екатерины II;

- пушкинисты работают над историческим трудом Пушкина “История Пугачевского бунта” и романом “Капитанская дочка”;

- художники иллюстрируют текст.

II этап – подведение промежуточных итогов:

- участники каждой группы представляют отчет о проделанной работе и вырабатывают план дальнейшей деятельности.

III этап – работа с компьютером:

- размещение информации, собранной на слайдах.

IV этап – презентация:

- учащиеся наглядно предъявляют результат своей проектной деятельности.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

“Эпоха Екатерины II”.

Слайд № 1. Представлена тема исследования, приводится эпиграф – слова А.С.Пушкина.

Слайд № 2. Выводятся цели урока.

Слайд № 3. На слайде - портреты Екатерины II и Петра III

Историки представляют исторические факты об эпохе правления Екатерины II.

Слайды № 4, 5. На слайде размещается таблица, показывающая усиление крепостного гнета эпохи Екатерины II.

Историки исследуют положение крепостных и государственных крестьян, работных людей и казаков рассматриваемой эпохи.

Слайд № 6. На слайде - карта крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.

Историки представляют собранные ими сведения о ходе крестьянской войны.

Слайд № 7. На слайде приводится высказывание историка эпохи Екатерины II о Емельяне Пугачеве.

“Исследования по роману

“Капитанская дочка ”

Слайд № 8. На слайде – название исторического труда А.С.Пушкина.

Слайд № 9. На слайде – портрет А.С.Пушкина и изображение книги “История Пугачевского бунта”, издательства 1934 года.

Учащиеся исследуют историю создания исторического труда А.С.Пушкина.

Слайд № 10. На слайде – маршрут поездки А.С.Пушкина по местам пугачевского восстания.

Учащиеся по карте изучают путь Пушкина, описывают его встречи с очевидцами событий.

Слайд № 11. Приведены выводы учащихся о роли А.С.Пушкина в исследовании эпохи Екатерины II.

Учащиеся подводят итоги деятельности поэта как историка.

Слайд № 12. На слайде – название романа “Капитанская дочка” и вопрос из эссе М.И.Цветаевой “Пушкин и Пугачев”.

Учащиеся ищут ответ на вопрос: “Как соотносятся историческая правда и вымысел в романе, каков он – настоящий Пугачев?”.

Слайд № 13. Ответ на приведенный в слайде № 5 вопрос М.И.Цветаевой.

Слайд № 14. Приводится высказывание А.С.Пушкина о бессмысленности и беспощадности русского бунта.

Учащиеся пытаются осмыслить представленное высказывание, связать его с современностью.

Слайды № 15, 16, 17, 18, 19. На слайдах изображены иллюстрации художников к роману “Капитанская дочка”.

Учащиеся представляют самостоятельно выполненные иллюстрации к роману.

Вывод учителя по уроку: