Цели: Обучение навыкам анализа текста, нахождению особенностей жанра сказки литературной.
Развитие монологической речи учащихся, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, формирование потребности в самостоятельной исследовательской и творческой деятельности..
Воспитание уважения к истории народа, его традициям, толерантности и сострадания к другим людям.
Наглядность: Рождественские открытки, рисунки, фигурки ангелов, рождественская звезда, портрет Г.Х.Андерсена.
Музыкальное оформление: Английские и французские рождественские песни, “Маленькой елочке холодно зимой”, “В лесу родилась елочка”.
Литература: Г.Х. Андерсен. Девочка со спичками.
Журнал “Очаг” №1-1996 г., №12-1997 г.
План.
Я счастлив счастием мне чуждым
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.
Б.Л.Пастернак
Ребята, сегодня у нас обычный и необычный урок, мы будем говорить о знакомом и незнакомом: о сказке, но необыкновенной, рождественской. Назовите мне имена сказочников, чьи сказки вы читали?
Очень хорошо, что вы вспомнили имя Ганса Христиана Андерсена, сказки которого нам хорошо известны, мы любим и гадкого утенка, и крошечную Дюймовочку, самоотверженную Герду, и жертвенную Русалочку… Всех героев не перечислить, но мы можем вновь встретиться с ними, открыв книгу сказок Андерсена.
К сегодняшнему уроку вы должны были прочесть сказку “Девочка со спичками”. Давайте найдем в этой сказке те элементы, которые присущи литературным сказкам, сказкам вообще.
Вы правы, трижды девочка зажигала спички, такое троекратное повторение характерно для многих сказок.
Кроме того, зажженные спички вызывают к жизни чудесные картины, почти волшебные для маленькой нищей девочки. На этом волшебство сказки и заканчивается.
И холод, и снег, и огромные старые туфли – все это достаточно реальная и страшная картина. Тем более, что автор срисовывал ее почти с натуры, это воспоминания матери Андерсена, это ее нищее и горькое детство.
Рисунок 1
Что заставило девочку отправиться в канун Нового года в холодную темную пору, босую и с непокрытой головой?
Она должна была продать спички, выручить за них гроши, но за весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее, а дома было также холодно, как и на улице.
Что решает сделать девочка, спрятавшись в уголке за выступом дома?
“Руки ее совсем закоченели. Ах, если бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и ...чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечка”.
Что видит маленькая нищенка, пока горит эта “удивительная свечка”?
“Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью…Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! … пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталось обгорелая спичка”.
Что тогда делает девочка? Да, как и положено в сказках, девочка снова чиркает спичкой.
“ Девочка увидела … стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный фарфором, на столе… стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь спрыгнул вдруг со стола и … вперевалку заковылял по полу. Он шел прямо к бедной девочке, но… спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая стена”.
Как вы думаете, что должно было произойти дальше, ведь мы помним о законах, по которым строится сказка? Да, вы правы, девочка снова зажгла спичку.
“Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой…. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки … смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но … спичка погасла. Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре превратились в ясные звездочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный след”.
Сказочное троекратное повторение случилось, но чудеса закончились, как только догорали спички… И все же, даже в андерсоновской несказочной реальности происходит чудо. Девочка снова чиркает спичкой, и… “когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую”.
Почему именно бабушку видит малютка?
“Старая бабушка… одна во всем мире любила ее”.
И тогда девочка, не в силах потерять бабушку еще раз, просит взять ее с собой. “ И она торопливо чиркнула всеми спичками,…. и они вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем. Бабушка взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко – высоко – туда, где нет ни голода, ни мороза, ни страха, – они вознеслись к Богу”.
Девочку, замерзшую в последний вечер старого года, нашли утром люди. Но они, говорили, что девочка хотела погреться – сожгла целую пачку спичек. Чего же они не знали?
“ И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее счастье”.
Работа над композицией сказки: давайте составим схему и увидим, что же стало или могло бы стать настоящим чудом для малютки-нищенки в последний день старого года? Девочка испытывает холод, голод и одиночество, происходят чудеса и наступает Новогоднее Счастье.
Холод. Голод. Одиночество. |
Чудо: печь, огонь. |
Чудо: гусь с черносливом. |
Чудо: елка со свечами. |
Чудо: Бабушка. |
Новогоднее Счастье. |
Рисунок 2
Скажите, почему или для чего сочинил Ганс Христиан Андерсен эту печальную, пронзительную и совсем, на первый взгляд, новогоднюю сказку?
Героини сказки датского писателя встретили Новогоднее Счастье. А знаете ли вы, откуда пошли традиции встречать Новый год, а сначала Рождество новогодней елкой, украшать ее свечами, звездами?
А сейчас ребята нам расскажут о празднике Рождества.
Белый снег, белешенький, постели дороженьку,
Чтобы мы играли, рождество встречали,
Встретим мы чудесными танцами и песнями,
Мы живем счастливо всей земле на диво
Елка вся в иголочках, станем в круг у елочки,
Поглядим и снова мы запеть готовы.
Нам знакома история Рождества Христова. Пещера, освещенная неземным светом, в яслях, служащих обычно кормушкой, на соломе лежит в пеленках чудесный малютка – Христос, над ним склонилась с грустной улыбкой его Мать – Дева Мария. Такая прекрасная и кроткая, с безграничной любовью смотрит она на новорожденного сына, и ее сердце уже сжимается от предчувствия великих страданий Христа, пришедшего на землю, чтобы научить людей любви, терпению и правде.
Есть такое предание, будто около пещеры росла елочка, и в тот миг, когда в небе раздалось пение ангелов, вдруг как бы посыпались оттуда звездочки и упали на ветки деревца, сразу засверкавшего от их света. С тех пор зажженная елочка является символом любви, радости и мира. Звери, привлеченные этим светом, пришли к елочке и, пораженные, легли вблизи, причем ни один хищник не тронул лежавших тут же ягнят. В этот миг всюду был мир. Вот почему и у нас ставится рождественская елка, зажигаются на ней свечи – звезды и на елку вешаются, зверюшки разного рода, а на верхушке елки сияет большая звезда, а под нею – ангел, славословящий родившегося спасителя Мира от злобы и неправды.
Рисунок 3
Прослушивание песни “Маленькой елочке”, а возможно и пение ее всеми вместе.
Маленькой елочке холодно зимой,
Из лесу елочку взяли мы домой.
Сколько на елочке шариков цветных,
Розовых пряников, шишек золотых.
Бусы повесили, яркие шары –
Сласти, подарочки – все для детворы.
Нравится елочке наше торжество,
Весело, весело нам на Рождество.
Мы сегодня говорили о радостном и волшебном Новогодье, о традициях и обычаях, о грустной и щемящей сказке датского волшебника о девочке со спичками. Но, самое главное, мы сказали о счастье человека видеть и чувствовать чужое несчастье, чужую боль, неблагополучие. Мы сказали о великом даре – милосердия и сострадания, которого так нам порой не хватает, и именно этот дар делает вечно молодыми и нужными нам сказки, написанные сто с лишним лет тому назад!