Тема эта очень актуальна для нашего времени, помогает воспитывать читателя, внимательного к слову, способствует более глубокому изучению былинного эпоса, развитию интереса к устному народному творчеству, к историческому прошлому России. Кроме того, она предполагает осуществление межпредметных связей: соединение языкового, литературоведческого и исторического материала.
Данный урок предлагается как обобщающий в системе уроков по былинам по учебнику-хрестоматии для 7 класса, автор-составитель В.Я. Коровина, Москва “Просвещение”, 2003 год.
В течение ряда уроков учащиеся знакомятся с былинными героями, литературоведческими понятиями, классификацией былинных текстов. В тетрадях даётся объяснение часто встречающихся понятий, устаревших слов и этимология. Изучение текстов былин желательно проводить параллельно с другими видами искусства: живописью, музыкой. Нелишним будет и просмотр мультипликационных фильмом об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и других.
Урок призван обобщить, систематизировать, углубить литературоведческие знания, показать красоту, образность языка былин; на примерах былинных текстов прикоснуться к культуре, истории русского народа, сформировать уважительное отношение к родному языку, культуре; заинтересовав былинным жанром, подвигнуть учащихся к словесному творчеству (сочинению текста в стиле былины).
Условия проведения урока-путешествия продумывает каждый учитель. Но очень важно организовать серьёзную предварительную работу ребят с богатейшим справочным материалом, которым часто снабжены сборники былин.
Хорошо, если будет звучать торжественная или фольклорная музыка, появятся атрибуты былинного времени (например, изготовленные ребятами шлемы, щиты, мечи). Всё это способствует эмоциональному настрою участников.
Подготовка к уроку.
1. Класс делится на 3 команды (дружины).
2. Каждая дружина выбирает себе название, пишет противнику похвалу-пожелание в былинном стиле.
Оформление урока.
Вывешивается красочно оформленный маршрут путешествия с названием темы урока. По ходу выполнения заданий предлагается объявлять количество баллов за ответы на каждом этапе. Рисунок 1.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
- Талантливый русский народ создал богатый фольклор: мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовый песни, волшебные и бытовые сказки, героические былины. В них отразились достоинство и ум народа, его нравственный облик и душа, его историческая память. И если мы будем знать фольклор, будет жить память народная, вечно будет славиться Русь богатырская.
Приглашение совершить необычное, увлекательное путешествие в мир былинных преданий.
2. Разминка.
- Соберите-ка богатырскую дружину, перечислив былинных богатырей.
- Представьте свои дружины.
Например:
Гой то вы, третий ряд,
Татарское полчище,
Враги всей матушки Руси.
Дети Золотой Орды,
Змеёныши Тугарински.
Вы по что Землю-мать пужати,
Города, сёла поджигати.
Вы не трогайте нашу Землю-мать.
Уходите вы по добру, по здорову.
Ай, вы первый ряд,
Собаки заморски,
Печенеги злые.
Хватить вам ходить на нашу Русь – Матушку,
Сиротить малых деток,
Вас детёнышей-зверёнышей
Не бывати вам царями земли русской.
3. – Собрана ли дружина?
Готовы ли богатыри к дальнему пути? Богатыри должны быть в полном воинском убранстве. Как же снаряжались русские богатыри, отправляясь в путь-дорогу? Нужно проверить добротность богатырских снаряжений.
- Каждой команде-дружине предлагается список необходимых богатырю предметов. Нужно вспомнить постоянные эпитеты. Рисунок 2.
Доспехи ____________________________________________________________
Шелом ______________________________________________________________
Копьё _______________________________________________________________
Лук ________________________________________________________________
Стрела ______________________________________________________________
Палица _____________________________________________________________
Конь _______________________________________________________________
Уздечка ____________________________________________________________
Седло ______________________________________________________________
- Использование постоянных эпитетов – одна из особенностей былины как произведения устного творчества. Дружины отправляются в путь.
4.
Богатырские дружины подъехали к Чёрной Грязи, “да той реке смородине, берёзе да покляпыя”, и услышали они то ли посвист соловьиный, то ли покрик звериный, то ли …
- Прослушать мелодию, вспомнить автора, название музыкального произведения. (М.Мусоргский “Картинки с выставки”).
5.
– А вот и славные Сорочинские горы, Пучай-река. Хорошо видно с высоты!
- Рассмотрите репродукции картин, назовите автора, вспомните эпизод, изображённый художником (например, картины В. Васнецова).
Все вы помните картину В.М. Васнецова “Богатыри” и её героев — Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. С кем Илья Муромец мерялся силой в поединке богатырском — с Добрыней Никитичем или Алёшей Поповичем? (С Добрыней Никитичем; об этом рассказывает былина “Бой Добрыни с Ильёй Муромцем”.)
6.
Каждый настоящий богатырь выходит на распутье. Вот и мы оказались у Горюч-камня (можно сделать макет камня). Что вы знаете о нём? Рисунок 3.
Это горюч камень или бел-горюч камень. В былинах он имеет зловещее значение. Обычно возле этого камня с богатырём случается несчастье. Это намогильный камень. В древности существовало представление о возможности воскрешения умерших людей. Для того, чтобы эти люди не смогли ожить и причинить зло живущим, могилы умерших закладывали камнями.
Горючим могильный камень назывался потому, что близкие умершего приходили на его могилу проливать горючие (горькие, жгучие) слёзы.
Намогильные камни чаще всего были из известняка – материала, распространённого на Руси, сравнительно лёгкого и твёрдого, легко обрабатываемого, потому камень имеет эпитет белый.
- Перед нами три дороги. Какую выбрать? Но помните, что русский богатырь никогда не выбирал лёгких дорог.
Наехал Илья Муромец на развилку трёх дорог, а там камень-горюч лежит с надписью: “Если прямо ехать — убитому быть, направо ехать — женату быть, а налево ехать — богатому стать”. По двум дорогам Илья проехал, очистил их. А одну решил оставить кому-нибудь молодому. Какую же именно? (“В третью сторону не поеду. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется”.)
Первая дорожка.
- Вспомните все бои Ильи Муромца.
- Как называется первая (с хронологической точки зрения) былина об Илье Муромце? (“Болезнь и исцеление Ильи”).
- Какой былиной заканчивается повествование об Илье Муромце? (“Три поездки Ильи Муромца”).
- Былина “Болезнь и исцеление Ильи” – былина бытовая (или новеллистическая). А к каким былинам относится былина “Илья Муромец и Соловей разбойник”? (К героическим былинам).
Вторая дорожка.
Владимир, князь стольнокиевский, часто раздавал поручения удалым добрым молодцам. Ваша задача – жену добыть.
- Вписать недостающие слова в тексте, описывающем внешность красавицы, указать её имя.
А которая бы девица красотой (красна),
Красотой (красна) и ростом (высока).
Да лицо у неё – ровно (белый) снег,
Щёки у неё – будто (алый) цвет,
Очи (ясные) у неё – как у ясна сокола,
Брови (чёрные) – как два соболя,
А ресницы у неё – как два чистых бобра,
Походочка у неё была (павиная),
Тиха-смирна бы речь (лебединая).
(Добрыня и Дуная-сват. Былины. М.: Просвещение, 1995.)
Третья дорожка.
- По отрывку из былины узнать, о каком богатыре идёт речь, назвать былину.
Немножко поры да миновалося,
Да на пяту гридня отворялася,
Да лезет-то чудо поганое –
Да богу собака не молится,
Князю с княгиней он не кланяется,
Князьям и боярам челом не бьёт;
Вышина у собаки ведь трёх сажен,
Ширина у собаки ведь двух охватов,
Промеж глаз его да калёна стрела
садился собака как за дубов стол,
По праву руку от князя Владимира,
по леву руку от княгини Апраксии.
На неё шубонька да голёвой парчи,
Приунизана да скатным жемчугом,
Приобсажена камнями самоцветными:
А на ножках лапотцы семи шелков …
На головушке да шляпа сорочинская,
Приунизана да красным золотом …
(Дюк Степанович. “Дюк Степанович”).
А тут ли оратай-оратаюшко
Гужики шёлковые повыстегнул,
Кобылу из сошки повывернул,
Они сели на добрых коней, поехали,
Как хвост-то у ней расстилается,
А грива-то у неё да завивается.
У оратая кобыла ступью пошла …
(“Вольга и Микула Селянинович”)
7.
– Вот и добрались богатыри до стольного Киева-града, да ворота заперты. Попробуем отпереть их, найти ключ.
- Объясните значение слов, словосочетаний.
1 дружина.
Покляпая берёза (кривая, наклонённая в
одну сторону).
замуравела дорожка (заросла травой).
Леванидов крест ( место остановки или встречи
богатырей, место принятия решений).
Полянина (женщина-богатырь; реже —
богатырь, войско).
2 дружина
Заколодела дорожка (замёрзла, стала
непроходимой).
косая сажень в плечах (широкие плечи, большого
роста человек).
скатный жемчуг (крупный, круглый, ровный, будто
скатанный).
шелепуга (плеть, кнут).
3 дружина
Заутреня (у христиан: ранняя церковная
служба).
белояровое пшено (светлая, отборная пшеница).
стольный град (главный город в княжестве, в
государстве).
ратовище (древо копья, рогатины).
8.
– Вот и попали мы на пир! А на пиру кто чем похваляется!
Кто силой богатырской
Кто умом-разумом,
Кто молодой женой,
Кто старушкой матерью.
А мы похвалим-ка друг друга!
Похвалы у дружинников готовы. Дружины по очереди зачитывают заготовленные тексты похвал в былинном стиле.
9. Подведение итогов. Награждение победителей.
Учитель также может составить текст в былинном стиле для подведения итогов.
Например:
Ой, вы гой еси, добры молодцы
Да вы умницы, девицы-красавицы.
Речь вели мы с вами серьёзную
Про былину богатырскую, про русскую.
О героях достойных, об их подвигах
Вы читали стихи с восхищением
И учились у наших пращуров
Доброте, отваге, терпению.
Вы великое сейчас дело делаете:
Постигаете наук изначалия
Так трудитесь же, и не жалейте сил
Чтобы мысль летела быстрым голубем,
Наш журнал “пятёрками” расцвечивая.