Литература
-
Индивидуально ориентированная система обучения на уроках литературы (из опыта работы) 2006
Традиционная система обучения ограничивает свободу ученика: её целью являются знания, умения и навыки (ЗУНы). В индивидуально ориентированной системе обучения (ИОСО) ЗУНы – средство развития. Моя задача – создать условия для развития каждого ученика, который должен получить "практику успешности" в любой деятельности и вне её через уроки литературы по технологии ИОСО.
-
Урок литературы по теме: "Мифы Древней Греции". Тесты 2006
Предлагаю вашему вниманию тест-викторину к заключительному уроку "Мифы Древней Греции". Вопросы и тест составила сама.
-
Литературный вечер "Диалоги о В.М. Шукшине" 2006
На литературном вечере идет спор о тех вопросах, которые поставил В.М. Шукшин и решать которые завещал нам. Речь идет об уроках В.М. Шукшина, о способе жить в искусстве, о позиции художника. На вечере прозвучат воспоминания о писателе, его письма, отрывки из статей, стихи и песни.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "В.И. Белов – "поэт жизни действительной". Нравственный потенциал романа "Кануны" 2006
Первый урок (из двух предполагаемых) по творчеству В.Белова завершает изучение творчества представителей "деревенской прозы" В.Распутина, В.Шукшина, В.Астафьева, Ф.Абрамова, Б.Можаева. Используемые формы и методы призваны развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, умение анализировать эпизоды текста и давать оценку поступкам героев, воспитывать высокие нравственные чувства в учащихся.
-
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: "А.С. Пушкин. "Зима!.. Крестьянин, торжествуя…" 2006
Урок погружает в поэтический мир произведений А.С. Пушкина. Жизнь поэта, как и любого другого человека, состоит из радостей и огорчений, взлётов и падений, удач и промахов. Однако гению труднее, чем всем остальным, так как он наблюдательнее, видит то, что совсем близко, рядом, чего мы в повседневной жизни не замечаем, и рассказывает об этом в своих произведениях. А задача читателя, а значит, наша, – понять всё, что стоит за словом. Урок знакомит с небольшим отрывком из 5-й главы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Учитель должен донести, а учащиеся – понять, какие мысли, чувства и настроения передаёт поэт, и воссоздавать всё это в своём воображении.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Использование выразительных возможностей цвета для передачи лирического настроения в творчестве Сергея Есенина" 2006
Задачи урока: ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии Есенина; углубить представления о есенинской поэтике в одном из её важнейших аспектов; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение и навыки выразительного чтения; продолжить формирование навыков исследовательской работы; показать глубокое чувство родной природы и Родины в лирике Сергея Есенина; воспитывать интерес к чтению.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Вильям Шекспир "Гамлет". Центральный конфликт трагедии. Гамлет как носитель основной идеи произведения" 2006
Изучение трагедии В.Шекспира "Гамлет" входит в курс литературы 9-го класса. Как правило, педагогами уделяется недостаточно внимания произведениям зарубежной литературы, что связано с нехваткой времени для их изучения, недостаточным количеством часов для более подробного ознакомления с шедеврами мировой классики. В связи с этим предлагаемый урок – это одна из возможностей расширить представления учащихся о литературном контексте, в котором развивалась русская литература, и вместе с этим это попытка углубить их знания о мировой литературе. Цели данного урока – формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, приобщение учащихся к богатствам мировой литературы, использование воспитательного потенциала зарубежной классики, формирование эстетического вкуса, развитие литературных способностей.
-
Игра-путешествие "Сказочное царство Пушкина" 2006
Сказки А.С. Пушкина – настоящий кладезь для нравственного и эстетического воспитания, воспитания читательской культуры, знакомства с секретами поэтического мастерства и художественными средствами литературы. Отличное знание пятиклассниками сказок А.С. Пушкина дает возможность сделать игру занимательной и применять различные формы работы: литературную игру – путешествие по сказочному царству, рассчитанную на повторение сказок А.С. Пушкина и развитие внимания учащихся к слову поэта (для игры используются карта сказочного царства и подорожная грамота); инсценирование эпизодов сказок (по выбору учащихся).
-
Открытый урок: Научный спор о поиске истины. "Собеседник в поисках истины" 2006
Занятие проводилось на уроке литературы в 6-м классе перед изучением романа Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Данный текст использовался на семинарах со студентами БГПУ и преподавателями школ и вузов, когда решался вопрос о первостепенной роли учителя в воспитательном процессе. Тема всегда привлекает внимание и дает прекрасные результаты.
-
О чем хотел нам сказать Булгаков, или Мое прочтение романа "Мастер и Маргарита" 2006
Основные задачи представленного исследования – показать, что роман Булгакова направлен против атеизма, что атеизм советского периода – это всего лишь оправдание вседозволенности и аморальности человека.
-
Внеклассная работа по литературе. Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству С.Есенина: "С любовью в сердце…" 2006
Представленная композиция содержит богатый материал по жизни и творчеству С.Есенина. Это внеклассное мероприятие по литературе хорошо проводить в 11-м классе после изучения творчества С.Есенина. Учащиеся, как правило, охотно читают и учат стихи Есенина, пытаются больше узнать о его жизни, о том, что происходило с ним в столь сложную революционную эпоху. Материал мероприятия отражает взлеты и падения, смену настроения и взглядов поэта, показывает причины этого. В композиции принимают участие сами школьники, среди которых немало талантливых. Удивительные стихи С.Есенина отражены в его биографии, именно это и прослеживается в композиции. Все, что происходило с поэтом, стало отражением не только его собственной жизни, но и жизни всей страны в переломную эпоху. В композиции отражены чувства Есенина, его боль, переживания, а главное – любовь к жизни, несмотря на все ее перепетии.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Познание Родины в лирике А.Фета и Ф.Тютчева" 2006
Данный урок посвящен творчеству двух замечательных русских поэтов XIX века А.А. Фету и Ф.И. Тютчеву. В 9-м классе происходит первое серьезное знакомство с творчеством этих поэтов, поэтому урок, на наш взгляд, должен быть ярким, запоминающимся. Не стоит на этом уроке углубляться в подробный анализ лирики поэтов – нужно показать глубину их понимания окружающего мира, напевность фетовского стиха и философичность тютчевского. На уроке рассматриваются вопросы: из чего складывается такое сложное понятие, как любовь к Родине, в творчестве Фета и Тютчева; основные мотивы лирики поэтов; можно ли понять красоту окружающего мира и уложить ее в какие бы то ни было рамки; в чем пленительность стихов Фета и Тютчева? Урок построен на сопоставлении стихотворений поэтов, на чувственном восприятии лирики, творческой активности учащихся. Стихотворения к уроку подобраны с целью воспитания у учащихся любви к природе, искусству, музыке, поэтическому слову.
-
Урок-исследование в 10-м классе «Авторская позиция в изображении батальных сцен. (А.С. Пушкин – поэма "Полтава"; М.Ю. Лермонтов – стихотворение "Бородино"; Л.Н. Толстой – "Севастопольские рассказы", роман-эпопея "Война и мир")» 2006
На уроке литературы в 10-м классе проводится сопоставительный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино" и поэмы А.С. Пушкина "Полтава". Рассматриваются принципы изображения войны у Л.Н. Толстого.
-
Рабочая тетрадь для учащихся 8-го класса "Человек и природа в лирике кузбасских поэтов" 2006
Рабочая тетрадь по курсу "Человек и природа в лирике кузбасских поэтов" – это маленькое пособие, в котором имеются стихотворения кузбасских поэтов и разнообразные задания к ним. Задания, представленные в этой тетради, дают возможность получить представление о литературном процессе в Кузбассе, узнать больше о творчестве поэтов родного края, усовершенствовать навыки работы с текстом лирического произведения, отточить умение использовать изобразительно-выразительные средства при анализе двух или нескольких лирических произведений, определять темы и мотивы.
-
Внеклассное мероприятие по литературе. "Своя игра" по пьесе Мартина Мак-Донаха "Королева красоты" 2006
Урок изучения современной зарубежной драматургии – пьесы Мартина Мак-Донаха "Королева красоты" – построен в форме телеизионной викторины "Своя игра".
-
Нравственное воспитание на уроках русской литературы 2006
"Человек без нравственных устоев – существо самое нечестивое и дикое, низменное в своих половых и вкусовых инстинктах". Так говорил Аристотель. Пройдет время, и другой философ – Гегель – сформулирует эту мысль так: "Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера". Система вопросов рассчитана на то, что учащийся должен сам определить собственное отношение к отдельным персонажам, гуманистическим идеалам, которые несут персонажи, аргументировать свою точку зрения конкретными фактами. На уроке звучат различные доводы в защиту или обвинение того или героя, происходит столкновение мнений, коллективный поиск оптимальных выводов, а это основа формирования активного, творчески мыслящего читателя.
-
Н.В. Гоголь. "Майская ночь, или Утопленница". Смысловой анализ поэтических средств изобразительности в картине украинской ночи. 6-й класс 2006
Поэтическая картина украинской ночи написана поэтом в романтическом стиле – стиле восторга и восхищения перед "необъятной" и в то же время ласковой украинской природой. Эта страница из "Майской ночи" дает возможность учителю раскрыть перед учащимися не только гениальное мастерство Гоголя в области словесной живописи, его безграничную любовь к родной Украине, но и закрепить умения учащихся в анализе поэтических картин природы.
-
Мифы народов мира. Урок-соревнование по литературе в 6-м классе 2006
Урок-соревнование по литературе "Мифы народов мира" (6-й класс) проводится после знакомства учащихся с греческими мифами о двух подвигах Геракла ("Авгиевы конюшни" и "Яблоки Гесперид"), индийским (о появлении бога Брахмы), скандинавским ("Путешествие Тора в Утгард") и славянским (народный миф о Солнце). Урок проходит в виде соревнования двух команд одного класса. Состав команд выбирается при помощи жеребьевки, которая делает этот состав случайным и разноуровневым. Задания подобраны таким образом, что позволяют проверить знания учащихся по данной теме, способствуют развитию воображения, умения работать в команде.
-
Темперамент и его значение для педагогической деятельности на уроках русского языка и литературы 2006
Чтобы каждый ребёнок был услышан и понят в процессе урока, задача учителя – найти гибкий способ взаимодействия с детьми. Это возможно, на наш взгляд, при владении информацией о темпераменте. Поэтому педагогу целесообразно скорректировать свою педагогическую деятельность с учётом типов темперамента обучаемых, разработать соответствующие каждому типу темперамента задания и применить их в процессе обучения. Методы и формы подачи материала не могут быть одинаковыми. Задача педагога на уроках – не "исправлять" темперамент, а работать с тем, что есть, качественно преобразовывая это, переводя на новый уровень взаимодействия и терпимого отношения детей к психологическим особенностям друг друга.
-
Патриотическое воспитание. Урок литературы в 11-м классе по теме: "Сергей Есенин как национальный поэт" (с использованием информационных технологий, метода проектов, ситуации личностно ориентированного обучения) 2006
Урок литературы в 11-м классе с использованием информационных технологий, метода пректов, ситуации личностно ориентированного обучения. Урок знакомит учащихся с особенностями творчества Есенина, учит патриотизму, воспитывает любовь к родному краю.
-
Литературная гостиная "Судьба и поэзия Ольги Берггольц" 2006
Литературная гостиная – особая форма проведения урока литературы. На таком уроке ученики полностью и с максимальной отдачей погружаются в атмосферу того времени, о котором идет речь, с интересом, вниманием слушают учителя и принимают деятельное участие в проведении урока; у школьников активизируются память, внимание, воображение и другие психические процессы, развивается речь. Ни один школьник не останется равнодушным к судьбе того или иного поэта, побывав в такой гостиной. В данной литературной гостиной мы приоткрываем страницы книги жизни О. Берггольц, которые повествуют о днях блокады Ленинграда. Словно из далеких 40-х годов, мы слышим голос поэтессы, ее стихи, воспоминания, читаем страницы блокадного Ленинграда.
-
Мастерская по литературе по рассказу А.Приставкина "Фотография" 2006
Я узнала о писателе А. Приставкине, о котором прежде ничего не знала. Я представила, как сложно жить сиротой, что значит для писателя близкий человек. После мастерской хочется познакомиться и с другими произведениями писателя. Он пишет просто, откровенно, доступно и очень трогательно.
-
Сценарий литературной гостиной "Любовь, любовь – гласит преданье – союз души с душой родной…" (дополнение к урокам по любовной лирике Ф.И. Тютчева) 2006
В увлекательной форме учащиеся знакомятся с некоторыми фактами биографии Ф.И. Тютчева, узнают о женщинах, которых любил поэт. Сценарий может быть использован как элемент урока.
-
Тема урока: "Валентина Александровна Осеева "Сыновья". 2-й класс 2006
Цели предлагаемого урока: познакомить детей с рассказом "Сыновья"; продолжить формировать и совершенствовать технику чтения, четкую дикцию, развивать умение отвечать на вопросы к тексту; воспитывать положительные качества личности, отрицательное отношение к лени.
-
Образ кошки в мифологии, фольклоре и русской литературе 2006
Данная тема интересна для учащихся 5–11-х классов.<br> На уроке прослеживается роль кошки в мифологии, фольклоре и русской литературе.<br> Занимательно переплетение мифов, сказок, авторских произведений.<br> Основные цели и задачи урока-коференции: <br> 1. Познакомить учащихся с произведениями фольклора и русской литературы, раскрывающими образ кота. <br> 2. Обучить интерпретации художественного текста<br> 3. Формировать навыки анализа эпического произведения малой формы<br> 4. Формировать навыки выразительного чтения учащихся<br> 5. Развивать устную речь учащихся, умение слушать и слышать собеседника<br> 6. Развивать интерес к фольклору и литературным произведениям о животных.
-
Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс 2006
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся.
-
Мастерская письма "Давайте говорить друг другу комплименты…" 2006
Одна из главных целей мастерских: создать ситуацию, находясь в которой, ученик сам бы ответил на все возникающие у него вопросы, получил бы ответы, быть может, не похожие ни на какие другие, отличные не только от тех, которые придумал сосед, но и от тех, которые нашел сам мастер.
-
Изобразительные возможности фонетического уровня русского языка на уроках литературы 2006
Одним из распространенных подходов при обучении целостному анализу текста является уровневый. В статье предлагаются упражнения, позволяющие развить навыки выявления и интерпретации художественных приемов фонетического уровня.
-
Урок-исследование по теме: "В.В. Розанов. Жанр трилогии "Уединенное" и "Опавшие листья" 2006
В школьной программе по литературе произведения В.В. Розанова не изучаются. Это имя знакомо даже не всем учителям литературы. Данный урок-исследование был первым из намеченных далее и проходил как внеклассное мероприятие для учащихся 9-го класса. Ход урока и его результаты показали, что В.В. Розанов как писатель вызвал интерес у школьников и желание продолжить в дальнейшем знакомство с его произведениями.
-
Тематическое портфолио по чтению 2006
Я столкнулась с проблемой, заключающейся в том, что есть дети с нарушениями речи. Причины возникновения этих нарушений разнообразны: они могут быть органические и функциональные, биологические и социальные. Расстройства чтения могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования и др. Нарушение речи ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. А исправить нарушение речи можно только при систематической работе с ребенком. Я решила собрать материал об исправлении нарушения речи учащихся, чтобы изучать этот материал и применять его в практике.