Цели:
- Знать сюжет, систему образов, идею произведения; смысл включения ее в сборник “Миргород” наряду с повестью “Тарас Бульба”.
- Уметь сопоставлять и анализировать текст, обобщать и делать выводы, моделировать ситуацию.
- Воспитать активную жизненную позицию.
Оборудование: текст, иллюстрации художника Каневского.
Ход урока
1. Вступление:
Продолжаем знакомиться с творчеством Н.В. Гоголя. В прошлом году мы читали повести из сборника “Вечера…”, в этом году познакомились с повестью Тарас Бульба из сборника “Миргород”, куда вошла и “ Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”.
2. Аналитическая беседа по тексту:
- Чем объяснить, что Гоголь включил в сборник “Миргород” такие разные произведения?
- Почему повесть так называется?
- Ваши впечатления от повести? Какие вопросы возникли?
- Почему повесть начинается с изображения Ивана Ивановича? Как рисуется этот образ? Какой художественный прием использует Гоголь? Какие эпитеты употребляет для характеристики? Продолжите этот ряд: “прекрасный”, “богомольный”… (праздный, черствый, эгоистичный)
- А что говорит Гоголь об Иване Никифоровиче? Почему так подробно говорил об Иване Ивановиче, а об Иване Никифоровиче в двух словах?
- Что говорит об их дружбе? Почему они дружат? Какие различия показывает Гоголь? Найдите примеры иронии.
- Почему, сделав в конце вывод, что герои - “прекрасные люди”, автор не поставил восклицательный знак?
Инсценировка эпизода “Ссора”.
- Ваши впечатления от чтения. Что смешного в поведении героев? Как вы считаете, почему Гоголь вводит как предмет обмена свинью? Когда это образ еще возникает? ( “Подложит свинью” Иван Иванович, свинья съест заявление.)
- Найдите отношение автора к происходящему?(“Великолепный спектакль”)
- Почему же так легко поссорились?
Чтение эпизода о хлеве.
Озаглавьте эпизод. Какую роль играет пейзаж? Как относится автор к изображаемому? До чего доходят они в мести друг к другу? Посмотрите прошение в суд (клевета).
3. Миргород и его обитатели:
- Почему автор не прекращает повествование о героях, а вводит новых персонажей?
- Проанализируйте эпизоды ( задание по группам):
- Миргород (гл.4);
- Суд (гл.5);
- Обитатели суда (гл.5);
- Городничий;
- Ассамблея;
- Антон Прокофьевич;
- Какие люди живут в городе? Случайно ли среди них наши герои?
4. Работа с иллюстрациями:
Узнаете героев и эпизоды? Ваши впечатления? Насколько художнику удалось передать характер гоголевских героев?
5. Заключение:
Однако повесть на этом не заканчивается.
- Как связаны со всем содержанием повести заключительные слова Гоголя: “Скучно на этом свете, господа!”?
- Хорошо ли жить, когда скучно? А как нужно жить, чтобы не было скучно?
- Помогите героям жить лучше. Что им нужно для этого?
- Почему же один становится Тарасом Бульбой, а другой - Иваном Никифоровичем?
- Чем объяснить, что Гоголь поставил две повести в один сборник?
- Как вы думаете, почему Гоголь назвал сборник “Миргород”, ведь действие в городе Миргород происходит только в “Повести о том…”?
- Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к предисловию, которым сопроводил автор повесть, когда ее отказывались печатать: “Долгом почитаю предуведомить, что происшествие, описанное в этой повести, относится к очень давнему времени. Притом оно совершенная выдумка. Теперь Миргород совсем не то. Строения другие; лужа среди города давно уже высохла, и все сановники: судья, подсудок и городничий - люди почтенные и благонамеренные”.
Учите, что слово “мир” означает еще и “общество”. Что же хотел сказать читателю Гоголь в предисловии?
6. Итог урока:
Л.Толстой писал: “Когда я читаю рассказ… - я всегда спрашиваю: “Что за человек ты, который пишешь? Что ты можешь дать мне?”
Давайте ответим на вопрос великого человека.
Что же представляет собой писатель, человек, создавший повести “Тарас Бульба” и “Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”?
7. Домашнее задание:
Напишите эссе “Что дал мне Гоголь?”