Цели урока:
Обучающие
- обучение анализу прозаического произведения в единстве его содержательной и художественной сторон,
- повторение литературоведческих понятий,
- углубление изученного на уроках музыки о жизни и творчестве В.-А. Моцарта.
Развивающие - развитие представлений о литературе и музыке как о видах искусства, о роли и значении этих видов искусства в жизни человека.
Воспитательные
- воспитание интереса к классической музыке,
- внутренней потребности в духовной стороне жизни.
Ход урока.
На доске эпиграф: « Я желал бы всеми силами души моей, чтобы музыка моя приносила людям подпору и утешение». (П.И.Чайковский)
Вступительное слово учителя о К.Г.Паустовском.
(К.Г.Паустовский - автор замечательных произведений о природе, но его можно назвать и «музыкальным писателем», так как многие свои произведения он посвятил великим композиторам и музыкантам: Григу, Шопену, Моцарту.
- Личность Моцарта всегда привлекала писателей и поэтов. Как вы думаете, чем?
(Короткой, но яркой жизнью, загадочной смертью, но главное - необыкновенной музыкой).
- Давайте послушаем фрагмент одного из произведений великого композитора.
(Звучит отрывок из «Реквиема»)
-Узнали вы это произведение? Почему оно так называется? С какой легендой связано создание «Реквиема»?
( Чтение отрывка из «Маленьких трагедий» А.С.Пушкина - монолога Моцарта о встрече с «черным человеком», заказавшим композитору «Реквием»).
-Была еще одна незабываемая встреча в жизни Моцарта. Откроем рассказ К.Г.Паустовского «Старый повар».
-Какое настроение создается в начале рассказа? Посмотрите на описание сада, дома, героев рассказа: старика и его собаки.
(Настроение грустное, унылое, безнадежное. Оно создается повтором слов «старый», «ветхий» и синонимов к ним).
-Какой предмет в интерьере дома выделяет писатель? (Клавесин).
С каким чувством пишет о нем Паустовский? ( Автор описывает клавесин с любовью, используя олицетворение: в доме старика к нему относятся как к живому существу).
Почему он называет клавесин «единственным богатством Марии»? (Это самая дорогая вещь в бедном доме старика и его дочери).
(Звучит фрагмент произведения Моцарта, написанный для клавесина. Ученики рассматривают репродукцию с изображением этого музыкального инструмента).
-С какого момента настроение рассказа резко меняется?
(С появлением в сторожке незнакомца. Эпитеты «молодой», «по-мальчишески», «быстро», «весело» придают повествованию живость, энергию, бодрость. Минорное звучание повествования меняется на мажорное).
-Для чего пришел незнакомец в дом старика?
В чем хочет исповедаться старый повар? (Ученики отвечают, используя текст рассказа).
-Как назвал незнакомец грех старика? Почему это «подвиг любви»?
(Цель кражи, совершенной стариком, не корысть, а спасение жизни жены. Другой возможности раздобыть денег на лекарства у старого повара не было).
-Какие желания высказывает перед смертью герой рассказа?
Как вы думаете, почему в ответ на желание, которое сам повар считает несбыточным, незнакомец садится за клавесин?
В чем смысл слов «Слушайте и смотрите», обращенных к старику? (Незнакомец понимает, что звуки музыки способны воскресить в памяти старика картины былого, заставят вспомнить счастливое прошлое, любимые черты жены).
Представим себе, что и мы находимся в сторожке старого повара, и послушаем одну из самых пленительных мелодий Моцарта - фрагмент его 40-ой симфонии.
(Звучит музыка).
-Что меняется вокруг, когда незнакомец начинает играть?
Как теперь звучит клавесин?
Что происходит в природе?
(«Быстрый звон рассыпался по сторожке», «клавесин пел полным голосом», «клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов», «старый пес вылез из будки», «яблони распустились за одну ночь», «ночь из черной сделалась синей». Смерть отступила: зиму сменила весна, к клавесину вернулось его былое звучание, ожил старый пес, а его слепой хозяин смог снова увидеть тот день, когда он впервые встретился со своею женой).
-Что же прогнало смерть, что вернуло старику утраченное счастье?
Почему ему удалось увидеть то, чего он так желал?
(Паустовский пишет о великой силе искусства, которому подвластно то, что кажется невероятным, об огромных возможностях, таящихся в музыке, звучание которой возродило, казалось бы, навсегда утраченное).
-Вспомните, в каких произведениях содержится похожая идея?
(Например, в сказке Г.-Х.Андерсена «Соловей»).
-Как заканчивается рассказ?
(Старик умирает, но он умирает счастливым: с его души снят мучивший его грех, он снова смог увидеть Марту, он знает, что о его дочери есть кому позаботиться).
-Почему автор называет Моцарта великим музыкантом? В чем его величие?
(Он написал музыку, которая прогоняет смерть и делает людей счастливыми).
-Как вы думаете, почему в рассказе именно музыкант выступает в роли священника, исповедующего умирающего?
( Не все и не всегда можно выразить словами, да и не всегда нужны слова, чтобы передать то, что лежит в душе. И тогда на помощь приходит музыка, которой доступно то, что не доступно даже поэзии).
-Как теперь вы понимаете эпиграф к уроку?
(По мнению Чайковского, в этом заключается главная задача музыки, а Паустовский показал в своем рассказе, как смогла музыка утешить нищего слепого старика и принести ему облегчение).