Цели:
- Расширить представление о юморе и сатире в русской литературе Серебряного века и в современной литературе, развивать мышление, речь, в частности такие мыслительные операции как анализ и синтез.
- Через форму Мастерской пробуждать желание творить, ориентировать учащихся на положительные нравственные ценности, воспитывать их людьми заинтересованными, приобщенными к духовной культуре человечества, формировать чувства коллективизма и взаимовыручки при сохранении индивидуальности.
Оборудование:
- телевизор;
- видеомагнитофон;
- видеозапись отрывка из кинофильма «Двенадцать стульев» с А. Папановым и А. Мироновым в главных ролях;
- форматы А-4 и А-3 для работы групп;
- карточки-рисунки с изображением смеющейся, горюющей, хмурящейся и спокойной рожиц для произвольного деления класса на группы (количество карточек строго соответствует числу учащихся);
- набор заданий-распечаток для каждой группы.
Смех есть признак силы…
Смех … необходим как настоящее оружие»
А.В. Луначарский
1. Класс делится на 4 группы (метод экзаменационного билета). Каждый ученик подходит к столу, на котором рисунком вниз раскладываются «билетики», на которых изображены смеющаяся, горюющая, хмурящаяся и спокойная рожицы. В это время учитель расставляет на каждый стол соответствующие изображения-эмблемки. Дети занимают места за столами.
Все эти передвижения можно совершать под звуки легкой музыки.
2. Слово мастера. Тема нашей мастерской в своем содержании включает оксюморонное понятие. Действительно, разве соединимы в одном целом смех и слезы? Как это понимать? А может, и не нужно понимать? Может, нужно просто читать и решать самому, плакать или смеяться? Наше время многие называют переломным, революционным, поэтому после долгих лет застоя и замалчивания сатира вновь становится одним из ведущих жанров литературы.
3. Индуктор. Стихотворение Александра Матюшкина «Дело – табак…»
Парень с девушкой смотрят во тьму,
На окошке сидят без движенья,
Смачно курят и в сизом дыму
Выясняют свои отношенья.Он спросил: «Ты не любишь меня?
Неужели все кануло в Лету?»
А она попросила огня
И стрельнула еще сигарету.Так дымили они допоздна
Под капели весенние всхлипы.
«Я пойду», - вдруг сказала она;
А в ответ только кашель и хрипы.Разошлись, сигареты забрав,
Сдунув пепел с джинсовой одежи…
Да, не зря утверждает Минздрав,
Что куренье вредит молодежи.
- Какое впечатление осталось от стихотворения?
- Что вызывает смех, улыбку в этом стихотворении?
4. «Глубокое» прочтение стихотворения.
Группы получают тексты данного стихотворения, и учащиеся, прочтя стихотворение еще раз, готовятся рассуждать на тему: о каких непростых проблемах заставило задуматься это простое стихотворение?
5. Социоконструкция. Учащиеся получают набор терминов и их определений.
Задание: соотнести определение и термин (метод лото), наклеив напротив термина соответствующее толкование.
Намерено количество определений и терминов разное. Среди определений есть лишние.
Сатира – вид комического (от греч. веселый, смешной), наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки.
Аллегория - один из тропов, иносказание, изображение какой-нибудь отвлеченной идеи в конкретном, отчетливо представленном образе.
Гипербола - один из тропов, художественное преувеличение, суть которого заключается в усилении каких-либо качеств.
Сарказм – едкая, язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом; крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование.
Ирония – отрицательная оценка предмета через его осмеяние; истинный смысл высказывания замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается.
Юмор – наиболее жизнеутверждающая и сложная форма комического; серьезное высказывается с усмешкой, в незначительном и даже ничтожном всегда просматривается важное и глубокое.
7. Форматы вывешиваются на доске, сравнивается работа групп, высказываются замечания и несогласия.
8. Углубление представления о юморе и сатире посредством знакомства с высказываниями известных поэтов и писателей.
Каждая группа получает набор высказываний, которые должны быть оглашены в группе, а затем каждый самостоятельно пытается написать, составить схему, таблицу либо что-то иное, в которой, исходя из определений и цитат, обозначит разницу между юмором и сатирой.
Предлагаемые высказывания:
- О муза пламенной сатиры!
Приди на мой призывный клич!
Не нужно мне гремящей лиры,
Вручи мне Ювеналов бич!
А.С. Пушкин - Смех – силе брат. (Пословица)
- «В смехе не только выражается отношение к
объекту осмеяния, дается его оценка, но вместе с
тем просвечивается и сам смеющийся человек,
уровень его культуры, характер его вкусов и т.д.»
А. Зись - «Смех есть признак силы… Смех…необходим как
самое настоящее оружие».
А.В. Луначарский - Шутка – любимица общества (пословица).
- «Если захотите рассмотреть человека и узнать
его душу, то вникните не в то, как он молчит, или
как он говорит, или как он плачет… а высмотрите
лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется
человек – значит хороший человек».
Ф.М. Достоевский - Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой…
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
А.Т. Твардовский - «Я спешу посмеяться над всем, иначе мне пришлось
бы заплакать».
Пьер Огюстен Бомарше - «Юмор должен возникать внезапно, а наспех
притянутые остроты не играют».
М. Зощенко
7. Социализация. Пишет каждый, затем ребята обмениваются работами по кругу, готовят одно выступление от группы.
8. Актуализация знаний, полученных ранее.
Учитель открывает плакат с написанными на нем именами писателей-сатириков XVIII -XIX веков, предлагает ознакомиться со списком и подумать, чем могут быть объединены эти писатели:
Д.И. Фонвизин «Недоросль», басни И.А. Крылова, А.С. Грибоедов «Горе от ума», Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков – Щедрин, А.П. Чехов.
Какова была судьба писателя-сатирика в ту эпоху?
9. Мозговой штурм. Назвать писателей-сатириков ХХ века. (Учитель фиксирует ответы детей на доске).
М. Зощенко, А. Аверченко, Н. Теффи, М. Булгаков, В. Маяковский, И. Ильф и В. Петров, Саша Черный, М. Жванецкий, В. Высоцкий и др.
10. Стимуляция воображения участников мастерской. Учитель предлагает всем сесть поудобнее, сомкнуть руки, т.е. «пристегнуть ремни безопасности», закрыть глаза. Раздается щелчок, означающий «старт». По мере «приближения» к прошлому начинает звучать музыка, сначала едва слышно, затем все отчетливее и громче. Это может быть «Марш энтузиастов»
Учитель: Итак, мы прибыли в прошлое. Как живут в 20-30 годы? Об этом мы узнали и узнаем из повестей и рассказов писателей этой эпохи.
10. Работа с текстами рассказов. Каждая группа получает схему «Виды и средства сатиры» (См. Приложение 1)
1 группа
Аркадий Аверченко (из «Рассказов о детях»)
Задание: Прочитайте рассказ. О чем он? Какие проблемы он рассматривает? Какой из способов комического употребляет автор?
2 группа
М. Зощенко, рассказ «Нищий»
Задание: Прочитать рассказ, обменяться мнениями внутри группы о прочитанном, выделить те проблемы и темы, которые волнуют автора рассказа. Какую форму комического использует Зощенко?
3 группа
М. А. Булгаков «Собачье сердце».
Методический комментарий: Поскольку проза Булгакова очень сценична, то нам кажется возможным предложить для анализа обработанный для постановки на сцене отрывок «Обретение Шариковым имени и документов»
Преображенский и Шариков сидят на диване. Уютно горит настольная лампа.
Преображенский: Как же вам угодно именоваться?
Шариков: Полиграф Полиграфович.
Преображенский (раздраженно): Не валяйте дурака, я с вами серьезно говорю.
Шариков (тоже раздраженно): Что-то не пойму я. Мне по матушке нельзя. Плевать – нельзя. А от вас только и слышу: «Дурак, дурак». Видно, только профессорам разрешается ругаться в Ресефесере.
Преображенский: Из-ви-ни-те. У меня расстроены нервы. Ваше имя показалось мне странным. Где вы, интересно знать, откопали себе такое?
Шариков (гордо): домком посоветовал. По календарю искали – какое тебе, говорят? Я и выбрал.
Преображенский: Ни в каком календаре ничего подобного быть не может.
Шариков: (с чувством превосходства): Довольно удивительно, когда у вас в смотровой висит. (Показывает календарь).
Преображенский: Где?
Шариков (торжественно): Четвертого марта празднуется.
Преображенский: Покажите… Гм… Черт…. В печку его немедленно! (Пауза). Фамилию позволите узнать?
Шариков (с достоинством): Фамилию я согласен наследственную принять.
Преображенский (ошеломленно): Как? Наследственную? Именно?
Шариков: Шариков.
Входит Швондер.
Швондер: Ну что ж, оформляйте документ.
Преображенский (недоуменно): как же писать?
Швондер (снисходительно): Дело несложное. Пишите удостоверение, гражданин профессор. Что так, мол, и так, предъявитель сего действительно Шариков Полиграф Полиграфович, гм… зародившийся в вашей, мол, квартире…
Преображенский (растеряно): Гм… вот черт! Глупее ничего себе представить нельзя. Ничего он не зародился, а просто …одним словом…
Швондер (злорадно): Это - ваше дело, зародился или нет. В общем и целом ведь вы делали опыт, профессор! Вы и создали гражданина Шарикова.
Шариков (угрюмо): И очень просто!
Преображенский (раздраженно): Я бы очень просил вас не вмешиваться в разговор. Вы напрасно говорите «и очень просто» - это очень непросто.
Шариков (обиженно): Как же мне не вмешиваться?
Швондер: Простите, профессор, гражданин Шариков совершенно прав. Это его право – участвовать в обсуждении его собственной участи, в особенности поскольку - постольку дело касается документов. Документ - самая важная вещь на свете.
Преображенский: Одним словом, кончим это. (Вырывает листок из блокнота и пишет) «Сим удостоверяю»… Черт знает, что такое… Гм… «Предъявитель сего – человек, полученный при лабораторном опыте путем операции на головном мозгу, нуждается в документах»… Черт! Да я вообще против получения этих документов. Подпись «профессор Преображенский».
Швондер (настороженно): Довольно странно, профессор, как это вы документы называете идиотскими? Я не могу допустить пребывания в доме бездокументного жильца, де еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг война с империалистическими хищниками?
Шариков (категорично): Я воевать никуда не пойду!
Швондер (вполголоса): Вы, гражданин Шариков, говорите в высшей степени несознательно. На воинский учет необходимо взяться.
Шариков: На учет возьмусь, а воевать - шиш с маслом. Я тяжко раненый при операции. Меня, вишь, как отделали! (Показывает рубец на лбу).
Швондер (осторожно): Вы анархист – индивидуалист?
Шариков: Мне белый билет полагается.
Швондер: Ну-с, хорошо, неважно пока. Факт в том, что мы удостоверение профессора отправим в милицию, и вам выдадут документ.
Преображенский: Вот что, э… Нет ли у вас в доме свободной комнаты? Я согласен ее купить.
Швондер (ехидно): Нет, профессор, к величайшему сожалению. И не предвидится.
Преображенский: Это кошмар, честное слово!
Задание: Подготовиться к чтению по ролям, может быть, к инсценировке. Какие проблемы поднимает автор в этом отрывке? Какую форму комического использует Булгаков?
4 группа
И. Ильф и В. Петров «Двенадцать стульев»
Задание: Сопоставить жизнь столичного города («Собачье сердце» М. Булгакова) и провинциального городка № («Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова). Вспомните утверждение профессора Преображенского о том, что «разруха не в клозетах, а в головах». Какие выводы вы можете сделать?
11. Социализация. Перед ответом 4-ой группы демонстрируется эпизод начала фильма «Двенадцать стульев» с А. Папановым в роли Воробьянинова.
12. Метод незаконченного предложения с выходом на рефлексию.
Задание: продолжить предложение «Здоровый, жизнеспособный народ…»
После того, как дети огласят свои варианты продолжения фразы, зачитываем отрывок из статьи Т.Г. Елисеевой «Клоп» Маяковского и «Собачье сердце» Булгакова в контексте времени»:
«Здоровый, жизнеспособный народ всегда видит свои недостатки и знает, что меткое, своевременно сказанное острое слово – действенное орудие борьбы против них».
13. Заключительное слово учителя.
Смех - признак крепкого здоровья. Даже бег трусцой не сравним с целительным эффектом смеха. Ученые доказали, что безудержный хохот в течение 5 минут не только снижает состояние депрессии, но и оказывает благотворное влияние на деятельность сердца и легких. Швейцарские ученые разработали систему эквивалентности смеха и физических нагрузок. Одна минута смеха равна отдыху в течение полутора часов. А если человек посмеется 50 раз в день, это равносильно сорокаминутной пробежке.
Смейтесь! Смех – это состояние души!
14. Домашнее задание-рефлексия. Письменно высказать свое мнение о том, что достойно пера писателя-сатирика сегодня?