Литературно-музыкальная композиция "М.Ю. Лермонтов и музыка"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Лермонтов – один из самых музыкально одаренных русских поэтов. Уже в раннем детстве он слышал песни от матери. В заметках 1830 года поэт писал: “Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать”.

В детстве Лермонтов учился играть на скрипке, занимался музыкой в Благородном пансионе при Московском университете и в Петербургской школе гвардейских подпрапорщиков. Он любил слушать музыку, с детских лет знал русские народные песни. На песенной основе он создает “Песню про купца Калашникова”.

Музыкальность Лермонтова не могла не отразиться на его творчестве. Он положил на музыку свою “Казачью колыбельную песню”. “Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь за потрясенными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою” – писал Белинский. И естественно, что русские композиторы обращались к лермонтовской поэзии, находили в стихах поэта близкие, волнующие их мотивы.

Звучит стихотворение “Парус”.

Стихотворение “Тучи” – это раздумье поэта-изгнанника о своей судьбе. Оно проникнуто настроением грусти. Романс Даргомыжского “Тучки” был создан вскоре после гибели поэта. Прослушаем романс Даргомыжского. Он построен в форме так называемой “сдвоенной” русской песни, и состоит из медленной, протяжной и скорой плясовой песни, образуя широкий запев и припев. “Широкая, распевная народного склада мелодия первой части сливается с начальными пейзажными стихами поэта:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную”,

– замечает музыковед М. Пекелис.

Стихотворение “Горные вершины” – перевод второй “Ночной песни странника” Гете. Очень хорошо об этом стихотворении написал Белинский:

“Эта пьеса, по художественности, достойна великой тени, которой колоссальный облик так грандиозно представлен в ней. Какое тихое, успокоительное чувство ночи после знойного дня в этой маленькой пьесе Гете, так грациозно переданной нашим поэтом”.

Ученик читает стихотворение под звуки романса Варламова.

Песня рыбки из поэмы “Мцыри” привлекла внимание многих композиторов – Балакирева, Аренского, Даргомыжского, Ипполитова-Иванова и других. Прослушаем романс Балакирева, мелодия, которая создает ощущение покоя, необычайной нежности и чистоты.

В песне Селима из поэмы “Измаил-бей” поется о деве, которая напутствует своего друга, молодого горца, отправляющегося на битву с врагами. В ней выражена идея верности, любви к своему народу, Родине, она носит вольный характер.

Учащиеся читают песню Селима из поэмы “Измаил-бей” (ч. III, строфа 15).

Прослушаем “Песню Селима” Балакирева. Мужественный характер мелодии свидетельствует о глубоком проникновении композитора в стихотворение.

Балакирев обратился к этим стихам М.Ю. Лермонтова, потому что восприятие кавказского Востока как родина вольности было присуще и ему. Композитор признавался в любви к творчеству поэта. “Дышу Лермонтовым”, –писал он В.В. Стасову из Пятигорска. Ученик читает стихотворение “И скучно и грустно”.

Ведущий: В статье “Стихотворения М. Лермонтова” Белинский писал: “Страшен этот глухой могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех обаяний жизни! От него содрогается человеческая природа, стынет кровь в жилах... И какая простота в выражении, какая естественность, свобода в стихе! Так и чувствуешь, что вся пьеса мгновенно излилась на бумагу сама собою, как струя горячей крови из раны, с которой вдруг сорвана перевязка”.

Звучит романс Даргомыжского, на текст стихотворения М. Лермонтова.

Ведущий: Стихотворение “Мне грустно потому, что я тебя люблю” — один из шедевров зрелого творчества Лермонтова. Это монолог, в котором поэт предсказывает возлюбленной ее будущее. Стихотворение проникнуто грустным настроением. “Цветущая молодость” прекрасно женщины вызывает у поэта горестные и мрачные предчувствия: “За каждый светлый день иль сладкое мгновенье/Слезами и тоской заплатишь ты судьбе”.

Романс Даргомыжского тоже имеет форму монолога, которая помогает передать социально-философский характер стихотворения. Мелодия романса насыщена речевыми интонациями, а последняя строфа, являющаяся как бы итогом всего стихотворения, выделена мызыкально и повторена дважды.

Звучит романс Даргомыжского, на фоне музыки ученик читает стихотворение.

Ведущий: Поэзия Лермонтова привлекла и А. Рубинштейна. Он написал на лермонтовские тексты оперы “Демон”, “Купец Калашников” и множество романсов: “Молитва”, “Кинжал”, “Парус”, “Тучки небесные”, “Утес”, “Горные вершины”. Романс “Желанье” пользовался любовью слушателей ,начиная с пятидесятых годов 19 века. Он был написан на одноименное стихотворение. Это одно из наиболее ярких произведений лирики Лермонтова.

Ученик читает стихотворение “Желанье”.

Под звуки романса Римского-Корсакова “Когда волнуется желтеющая нива” заканчивается встреча учащихся с творчество М.Ю. Лермонтова.

Литература, используемая при подготовке литературно-музыкальной композиции.

  1. “Лермонтовская энциклопедия”. М, 1981.
  2. Белинский В.Г. ПСС. М., 1954 т.5.
  3. Журналы “Литература в школе”.
  4. М.Ю. Лермонтов “Лирика”.