Приемы развития критического мышления при изучении рассказа В. Солоухина "Мститель"

Разделы: Литература


Цели по содержанию:

Дидактические: формирование знаний, умений, контроль.

Образовательные: на материале рассказа добиться осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; создать условия для развития аргументированного и логичного мышления на основе текста произведения.

Развивающие: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, доказывать, формулировать обобщающий вывод, работать над развитием речевой деятельности учащихся.

Воспитательные: воспитание чувства ответственности, гуманного отношения к человеку, самодисциплины, толерантности.

Для достижения указанных целей предлагается такая структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Этап вызова (актуализация и мотивация).
  3. Этап осмысления текста рассказа.
  4. Рефлексия.
  5. Домашнее задание.

Модель урока.

  1. Оргмомент и приветствие.
  2. Совсем недавно мы с вами закончили изучение романа «Дубровский » А. С. Пушкина. Написаны сочинения, изучен роман .К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ В. Солоухина «Мститель». Это произведение было написано 45 лет назад в 1961 году. Имя писателя вам хорошо знакомо по рассказам «Каравай хлеба», «Ножичек с костяной ручкой».
    Что объединяет роман 19 века «Дубровский» и рассказ «Мститель»? (ответы учащихся: «обиженный герой», «не отомстил обидчику», «отказался от мести»).
    Кого, по вашему мнению, называют мстителем?
    («отплатил тем же», «не прощает обиды», «может постоять за себя» ).
    Учитель обращает внимание шестиклассников на значение слова «мститель»:
    Тот, кто мстит. Мстить - совершать действие по отношению к кому-либо в отплату за причиненное зло.
  3. Работа в парах: разделите рассказ на смысловые части и каждую часть озаглавьте.

В результате обсуждения в классе получился план:

  • Удар в спину.
  • Желание отомстить.
  • Несостоявшаяся месть.

При анализе первой части рассказа работа шла по рядам.

Первый ряд, анализируя текст, выяснял, как меняется восприятие пейзажа героем рассказа до обиды и после нее.

Второму ряду предстояло найти изменение цветов пейзажа.

Третий ряд выписывал в тетрадь все, что связано с изменением настроения героя.

Составление обобщающей таблицы.

  Пейзаж Цвета. Чувства.
До конфликта мальчиков. «теплый, радостный денек», «серебряные нити паутины». «золотой, голубой, синий, серебристый». «дурачились, радовались».
После конфликта «не видел ни солнца, ни неба». «черно на душе». «навертывались слезы, обида злость».

Проблемный вопрос при обсуждении таблицы: почему такую обиду вызвал у героя поступок Витьки, ведь он «никогда не плакал от физической боли»? Найдите в тексте необходимые доказательства.

Обиделся и разозлился, потому что

  • «ударил тайком»;
  • «когда-то заступился за Витьку»;
  • «не дрались на «любака»;

При анализе второй смысловой части рассказа шестиклассники составляли синквейн.

Месть.

Черная, злая.

Отомстить, избить, отплатить.

Месть - душа с обидой и злостью.

Злоба.

--------------------------------------------

Месть.

Обидная, горькая.

Плачет, недоумевает, сердится.

Месть - удар исподтишка.

Горечь.

---------------------------------------------

Подводя итог первой и второй части рассказа, шестиклассники приходят к выводу, что блестяще задуманный план мести не был осуществлен!

Учащиеся самостоятельно дают оценку поступку героя: на основе текста рассказа составляется схема причин отказа от мести.
img1.JPG (23753 bytes)

Школьники вслед за автором находят главную мысль рассказа: «непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди…»

4. Рефлексия.

На наших глазах происходит чудесное превращение: ситуация конфликта, обиды оборачивается великодушием и прощением. Мы тоже не остались с вами равнодушными к героям рассказа, он вызвал определенные чувства, переживания. Учащимся дается письменное задание: выразить свое отношение к рассказу, ответив на вопросы.

  • Приходилось ли вам бывать в такой ситуации?
  • Всегда ли вы мстили обидчику?
  • Какой жизненный урок получили вы?
  • Выразите свое отношение к рассказу, используя пять строк синквейна.

Вот некоторые из ответов учащихся.

Настя В. «Я часто обижала братишку, если он вредничал мне. Но теперь я поняла, что он просто требует к себе внимания».

Женя П. «Я еще в мае решила отомстить подруге. И, когда мы приехали в лагерь, я ее унизила перед всеми, а теперь очень жалею».

Ксюша Б. «Все обиды перемелются, злость надо держать в себе».

Ян Р. «Я не буду мстить человеку слабее себя».

Вадим О. «Своему ровеснику надо все прощать, хоть и нелегко».

Синквейн.

Доброта.

Справедливая, хорошая.

Простить, помириться, понять.

Доброта - это умение прощать.

Великодушие.

--------------------------------------------

Друзья.

Интересные, добрые.

Дружить, общаться, гулять.

Друзья – это те, с кем тебе интересно.

Дружба.

---------------------------------------------

Итог урока. Да, действительно, дружба ребят складывается из умения прощать обиды, из желания самому сделать первый шаг к примирению. Поэтому хочется пожелать вам, чтобы вы всегда вспоминали этот рассказ, когда захотите поднять руку на своего обидчика, и слова самого В. Солоухина: «Даже в безвыходных, казалось бы, ситуациях нужно уметь не переступать грань человеческого, не поддаваться порывам злости».

5. Домашнее задание: прочитать рассказ Солоухина «Закон набата», дать развернутый ответ на вопрос: «Как я понимаю смысл названия рассказа?»