Интегрированное обучение русскому языку по программе "Занимательная лингвистика"

Разделы: Литература


Пояснительная записка.

Лингвистика обычно является предметом изучения в высшей школе. Поэтому прежде всего хотелось бы объяснить, чем вызвана необходимость занятий по лингвистике в средней школе. Рост интереса к изучению иностранных языков в последние годы, возрождение изучения мертвых языков (в первую очередь латинского), необходимость повысить престиж изучения родного языка – все это стало отправной точкой для создания элективного курса для средней школы.

Настоящее владение языком состоит не только из освоения орфографии, пунктуации, синтаксиса и т.д. Школа должна вырабатывать у детей отношение к языку как к уникальному инструменту и объекту познания. Научить сопоставлять, анализировать языковые факты, развить интерес к языку – это значит дать человеку капитал, который он может использовать всю жизнь.

Сегодня, когда высокий уровень владения родным языком становится одним из необходимых условий социального успеха, когда образованному человеку необходимо освоить один, а то и несколько языков, курс лингвистики, изложенный на доступном детям уровне, должен стать базой для изучения языковых предметов.

Хотелось бы отметить отличительную черту данного курса. В нем происходит интеграция знаний, полученных школьниками из разных учебных дисциплин (русский и иностранные языки, литература, история, математика и информатика).

Основное направление программы – развитие языкового мышления учащихся.

Образовательная цель: познакомить учащихся с объектом языкознания, методами исследований.

Развивающая цель: повысить у детей интерес к языку, показать им связи различных языковых явлений между собой.

Воспитательная цель: повысить престиж изучения русского языка.

Главные принципы курса – научность, системность и доступность. Программа состоит из трех разделов.

Раздел I. “Язык и наука о нем. Языки народов мира” (6 класс – 68 часов).

Раздел II. “Система языка” (7 класс – 68 часов)

Раздел III. “Лингвистика: путь к овладению языком” (8 класс – 68 часов).

Раздел I.

Язык и наука о нем. Языки народов мира (5 класс – 68 часов).

Тематика занятий
1-2 Лингвистика – наука о языке.
3-4 Знаки вокруг нас. Язык – знаковая система.
5-6 Язык и общество. Языки со словами и без слов.
7-8 Происхождение языка.
9-10 Язык людей и “язык” животных.
11-12 Живые и мертвые языки.
13-14 Естественные и искусственные языки.
15-16 Контрольная работа.
17-18 Языки и диалекты.
19-20 Предпосылки возникновения письма.
21-22 Пиктографическое (рисуночное) письмо.
23-24 Идеографическое (символическое) письмо.
25-26 Переход к звуко-буквенному письму.
27-28 Контрольная работа.
29-30 Сравнительно-исторический метод в языкознании.
31-32 Праиндоевропейцы и их язык.
33-34 Классификация индоевропейских языков. Индоиранские языки.
35-36 Славянская и балтийская группы.
37-38 Кельтские языки. Греческий, албанский, армянский языки.
39-40 Германские и романские языки.
41-42 Контрольная работа.
43-44 Другие языковые семьи. Мировые языки.
45-46 Уровни языка. Фонетический уровень. Звуки речи.
47-48 Артикуляционная база языка. Речевой аппарат человека.
49-50 Гласные и согласные.
51-52 Фонема.
53-54 Ударение и интонация.
55-56 Соотношение звуков и букв в разных языках. Транскрипция.
57-58 Повторение пройденного материала.
59-60 Позиции и чередование звуков.
61-62 Исторический путь русского языка.
63-64 История русской лексики.
65-66 Из истории русской фонетики.
67-68 Графика и орфография. Реформы и реформаторы. История русской грамматики.

Раздел II.

Система языка (6 класс – 68 часов)

Тематика занятий
1-2 Повторение пройденного за прошлый учебный год.
3-4 Слово - основная единица языка.
5-6 Слово и его значение.
7-8 Вместе и врозь. Сочетаемость слов.
9-10 Словари – сокровищница языка. Толковые словари и их создатели.
11-12 Значение слова. Многозначность.
13-14 Виды переносных значений.
15-16 Контрольная работа.
17-18 Деление слов на классы. Тематические группы слов.
19-20 Омонимы.
21-22 Синонимы.
23-24 Антонимы.
25-26 Термины.
27-28 Жаргон.
29-30 Повторение пройденного материала.
31-32 Исконные и заимствованные слова.
33-34 Причины и источники заимствования слов. Жизнь слова в чужом языке.
35-36 Фразеологизмы.
37-38 Источники фразеологии.
39-40 Виды лингвистических словарей.
41-42 Проверочная работа.
43-44 Семантика – наука о значениях языковых единиц.
45-46 Элементы значения слов. Семантические многожители.
47-48 Самостоятельная работа.
49-50 Морфема. Варианты морфем.
51-52 Две работы морфем.
53-54 Словообразование: как делаются слова.
55-56 Поэты и морфемы.
57-58 Корни и аффиксы. Виды аффиксов в разных языках.
59-60 Словообразовательные и словоизменительные аффиксы.
61-62 Заключительный урок. Повторение пройденного.
63-64 Контрольная работа.
65-66 Таблица ступеней словообразования.
67-68 Слово без корня. Аптекамты и железярусы.

РАЗДЕЛ III

Лингвистика: путь к овладению языком.

(7 класс – 68 часов)

Тематика занятий
1 - 2 Повторение пройденного за прошлый год.
3 - 4 Процессы словообразования.
5 - 6 Грамматика – способ устройства языка.
Для чего нужна грамматика.
7 - 8 Грамматическая форма и грамматическое значение.
9 - 10 Контрольная работа.
11 - 12 Способы выражения грамматического значения.
Синтетические и аналитические языки.
13 - 14 “Склеивание” и “сварка” морфем.
15 - 16 Повторение пройденного материала.
17 - 18 Части речи.
19 - 20 Части речи.
21 - 22 Еще одна часть речи (Категория состояния).
23 - 24 Служебные слова.
25 - 26 Слова, не относящиеся к частям речи.
27 - 28 Синтаксический уровень языка.
Предложение и словосочетание.
29 - 30 Основа предложения.
31 - 32 Что такое члены предложения?
33 - 34 Порядок слов в предложении и словосочетании.
35 - 36 Контрольная работа.
37 - 38 Стилистические ресурсы языка.
39 - 40 Функциональные стили языка. Разговорный и официально – деловой стили.
41 - 42 Научный, публицистический и художественный стили.
43 - 44 Самостоятельная работа. Язык и речь.
45 - 46 Языковая норма и речевые ошибки.
Орфоэпическая норма.
47 - 48 Лексическая норма.
49 - 50 Морфологическая норма.
Синтаксическая норма.
51 - 52 Контрольная работа.
53 - 54 Возникновение славянского письма.
55 - 56 Славянская азбука. Славянский счет.
57 - 58 Фонетические процессы: от древнерусского языка к русскому.
59 - 60 Грамматические формы: от древнерусского языка к русскому.
61 - 62 Контрольная работа.
63 - 64 Исторические изменения в лексике русского литературного языка.
65 - 66 Изучение иностранного языка – проникновение в культуру народа.
67 - 68 Зачем нам нужна лингвистика (обсуждение домашнего сочинения).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Дроздова О.Е. “Уроки языкознания для школьников”, 5 – 8 классы; М “Владос”; 2001 г.
  2. Дроздова О. Е. “Методические рекомендации к урокам языкопознания в 5 – 8 классах”; М, “Валдос”, 2003 г.
  3. Власенков А. И. “ Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе. Пособие для учителя” 5 – 6 классы; М “Аркти”,2000 г.
  4. Власенков А. И. “Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе. Пособие для учителя”. 7 – 8 классы; М “Аркти”, 2000 г.
  5. Аксенова М. Языкознание. Русский язык. “Энциклопедия для детей”, том 10, М “Аванта +”, 1998 г.

 V год обучения (“Подготовка к ЕГЭ”)

Пояснительная записка

В последние годы в нашей стране проводится эксперимент по введению ЕГЭ. Задача данной программы состоит в том, чтобы, во – первых, максимально охватить теоретический и практический материал, который может быть включен в ЕГЭ, а во – вторых, выработать у учащихся навык выполнения заданий.

Темы расположены в соответствии с языковой логикой, что позволяет учащимся усваивать материал последовательно. Программа состоит из следующих разделов: “Орфографии”, “Пунктуации”, “Культуры речи”, “Грамматики”, “Анализа текста”. Особое внимание уделено разделам “Культура речи” и “Анализ текста”. Задания, связанные с языковыми нормами, различными типами речевых ошибок, лексическим значением слов, наиболее трудны для учащихся. Раздел “Анализ текста” призван научить школьников проводить комплексный анализ текста и писать сочинение по предложенному исходному тексту.

К программе прилагаются образцы заданий ЕГЭ последних лет.

Программа рассчитана на два года

(10 – 11 классы).

Тематика занятий
Раздел I. Орфография.
1. Основы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова. Гласные, проверяемые ударением.
2. Гласные, не проверяемые ударением.
3. Чередующиеся гласные.
4. Гласные о - е после шипящих и –у- в корнях, суффиксах и окончаниях.
5. Правописание согласных в корне слова.
Звонкие и глухие согласные.
6. Удвоенные согласные в слове.
7. Непроизносимые согласные.
8. Гласные ы – и после ц в корне.
9. Буквы э – е, й.
10. Гласные ы – и после приставок.
11. Буква щ, ч и сочетания согласных шч, жч, зч, стч, здч.
12. Особенности правописания некоторых иноязычных слов. Вопросы транскрипции и транслитерации.
13. Некоторые принципы написания иноязычных слов.
14. Употребление прописных букв.
Прописные буквы в начале текста.
15. Прописные буквы после знаков препинания.
16-17 Собственные имена лиц.
18. Клички животных.
19. Имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах.
20. Имена прилагательные, образованные от индивидуальных названий.
21-22 Географические названия.
23. Астрономические названия.
24. Названия исторических эпох и событий.
25. Названия праздников, народных движений, знаменательных дат.
26. Названия учреждений, организаций и предприятий.
27. Наименования должностей и званий.
28. Названия орденов, медалей, знаков отличия.
29. Названия, выделяемые кавычками.
30. Сложносокращенные слова и аббревиатуры.
31. Условные имена собственные.
32. Употребление ъ – ь.
Разделительные ъ – ь.
33. Употребление ь при обозначении на письме мягкости согласных.
34. Употребление ь для обозначения грамматических форм.
35. Правописание приставок, не изменяющихся на писме.
36. Приставки на –з и –с.
37. Приставки -пре и –при.
38. Гласные ы и и после приставок.
39-40 Правописание имен существительных.
Склонение имен существительных.
41. Правописание окончаний имен существительных.
42. Суффиксы имен существительных.
43. Правописание сложных существительных.
44. Правописание имен прилагательных.
Склонения имен прилагательных.
45. Окончания имен прилагательных.
46. Суффиксы имен прилагательных.
47-48 Правописание сложных прилагательных.
49. Правописание имен числительных.
Числительные количественные, порядковые, дробные.
50. Числительное пол-.
51. Правописание местоимений.
Отрицательные местоимения.
52. Правописание глаголов.
Личные окончания глаголов.
53. Употребление ь в глагольных формах.
54. Суффиксы глаголов.
55. Правописание причастий.
Образование причастий.
56. Правописание –нн- и –н- в причастиях и отглагольных прилагательных.
57. Правописание наречий.
Гласные на конце наречий.
Наречия на шипящую.
58. Отрицательные наречия. Слитное написание наречий.
59. Дефисное написание наречий.
60. Разделительное написание наречных сочетаний.
61. Правописание предлогов.
62. Правописание союзов.
63. Правописание частиц.
64-65

66

Правописание не и ни.
67. Междометия и звукоподражательные слова.
68. Правила переноса слов.

Раздел II. Пунктуация.

69. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи.
70. Тире между членами предложения.
71-72 Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
73. Знаки препинания при повторяющихся словах.
74. Знаки препинания при обособленных членах. Обособленные определения.
75. Обособленные приложения.
76. Обособленные обстоятельства.
77. Обособленные дополнения.
78-79 Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения.
80. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
81-82 Сложные предложения. Сложносочиненное предложение.
83-84 Сложноподчиненные предложение.
85. Сравнительный оборот.
86. Цельные по смыслу выражения.
87-88 Бессоюзное сложное предложение.
89. Сложное предложение с разными видами связи.
90. Прямая речь. Диалог. Цитаты.

Раздел III. Культура речи.

91. Терминология. Определение языка. Основные разновидности языка.
92. Типы лексических единиц по времени употребления. Слова с ограниченной сферой употребления. Различные типы слов.
93. Разделы языкознания. Различные типы словарей. Произношение слов. Смягчение согласных перед –е-. твердое произнесение согласных перед –е- в заимствованных словах.
94. Ударение.
95. Типология речевых ошибок.
Лексические ошибки.
Стилистические ошибки.
96. Ошибки в образовании грамматических форм.
97. Синтаксические ошибки.
98. Нормы лексической сочетаемости слов.
Грамматическая сочетаемость слов.
Управление глаголов и существительных.
99. Лексическое значение слов.
Употребление слова в несвойственном ему значении.
100. Речевые ошибки.
101. Грамматические ошибки.
102. Ошибки в синтаксическом оформлении предложения.
103. Грамматические формы слов.
Варианты падежных форм существительных.
104. Колебания в роде имен существительных.

Раздел IV. Грамматика.

105. Фонетика. Гласные звуки и их обозначение на письме.
106. Согласные звуки и их обозначение на письме.
107. Алфавит.
108. Словообразование. Морфемный анализ слова.
Словообразовательный разбор.
109. Морфология. Сложные случаи определения частей речи. Морфологические признаки разных частей речи. Имя существительное.
110. Имя прилагательное. Имя числительное.
111. Местоимение.
112. Глагол.
113. Наречие. Предлог.
114. Союз. Частица.
115. Синтаксис. Типы связи слов в словосочетании.
116. Простое предложение. Типы сказуемого.
117. Второстепенные члены предложения.
118. Типы односоставных предложений.
119. Простое осложненное предложение.
120. Сложное предложение. Типы сложноподчиненных предложений по значению.
121. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
122. Сложные предложения с разными видами связи.

Раздел V. Анализ текста.

123. Смысловой анализ текста.
124. Речеведческий анализ текста.
Стили языка.
125. Типы речи.
126. Структура текста. Связь предложений в тексте.
127. Языковой анализ текста. Основные типы слов в русском языке. Лексика с точки зрения происхождения.
128. Типы лексических единиц по времени употребления. Лексика с точки зрения сферы употребления. Стилистическая окраска лексики.
129. Многозначность слова. Переносное значение слова.
130. Различные связи слов в языке.
Синонимы. Антонимы, омонимы, паронимы.
131. Фразеологизмы как языковые единицы. Лексика и фразеологизмы в тексте.
132-133 Изобразительно – выразительные средства.
134-135 Упражнения по комплексному анализу текста.
136. Готовимся к написанию сочинения.

СПИСОК ПОСОБИЙ:

  1. Б. Меркин “Русский язык”. Подготовка к ЕГЭ, Дидактические и справочные материалы. Тесты; М 2004 г.
  2. Д. Э. Розенталь “Русская орфография и пунктуация”; М “Русский язык”, 1990 г.
  3. А. Б. Буяновер “Индивидуальный справочник для работы над ошибками по русскому языку”, М “Гелеос”,2004 г.
  4. Д. Э. Розенталь “Секреты стилистики. Правила хорошей речи”, М “Айрис”, 1996 г.
  5. В. И. Капинос “ЕГЭ Контрольные измерительные материалы. Русский язык.2004 – 05”; М; “Просвещение”, 2005 г.
  6. В. И. Капинос “Учебно – тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. 2003”; М; “Интеллект – Центр”, 2003 г.
  7. О. А. Емельянова “ Тесты. Русский язык. 11 класс”, М “Прометей”; 1997 г.