Интегрированный урок по литературе в 9-м классе по теме: "Сопоставительный анализ эпизодов "Сцена прощания Андрея и Ирины" и "Сцена прощания Касьяна и Натальи" (по рассказу М. Шолохова "Судьба человека" и повести Е. Носова "Усвятские шлемоносцы")

Разделы: Литература


Оборудование урока: тексты анализируемых эпизодов на каждом столе, фрагмент художественного фильма “Судьба человека”, выставка репродукций картин русских художников, изображающих прощание перед отправкой на фронт, фонограмма песни из спектакля “Юнона и Авось”.

Учащимся заранее дается задание прочитать рассказ М. Шолохова “Судьба человека” и повесть Е. Носова “Усвятские шлемоносцы”. Группа учащихся готовит под фонограмму песню из спектакля “Юнона и Авось” на слова А. Вознесенского.

1. Объявление темы урока, целей и задач.

2. Вступительное слово учителя.

Читая дома произведения Шолохова и Носова, вы, наверное, обратили внимание, что в них есть нечто общее. Мы не просто проанализируем два отдельно взятых эпизода, а сопоставим их, найдем то общее, что хотели показать писатели.

- Вспомните, что такое эпизод произведения.

- По какой схеме выполняется анализ эпизода? (Прил. № 1)

Вернемся к теме нашего урока.

Давным-давно была война,

Давным-давно прошла она,

Для тех, кто жил, она была когда-то…

Итак, Великая Отечественная… Почему именно эта тема? Война закончилась давно, боле 60 лет назад. Одни считают, что о ней говорить не просто нужно, а необходимо, ведь это наша история. Другие утверждают, что не стоит бередить былое. Третьи о войне не знают ничего.

На уроке литературы произведения М. Шолохова и Е. Носова вернут нас в то страшное время.

Обратите внимание на выставку репродукций картин русских художников. Все они тоже затрагивают тему войны и расставания.

3. Сопоставительный анализ эпизодов.

- Что вы знаете о рассказе М. Шолохова “Судьба человека” и повести Е. Носова “Усвятские шлемоносцы”?

Рассказ Михаила Шолохова “Судьба человека” появился в конце 1956 года. Это довольно редко явление в истории литературы, когда небольшой рассказ становится событием. Он привлек внимание читателей тем, что в нем с предельной ясностью, правдивостью описан подвиг народа и чувства человека, прошедшего войну. В этом произведении тихое семейное счастье, мирный труд противопоставлены войне и изуверству.

Повесть Евгения Носова “Усвятские шлемоносцы” впервые опубликована в журнале “Наш современник” в 1977 году, а отдельной книгой вышла в издательстве “Молодая гвардия” в 1980 году. Автор говорил о своем произведении, что хотел “исследовать солдатскую психологию”. “Повесть даже не о войне как таковой, не о боях, не о баталиях, а лишь о том, как весть о ней пришла в глубинное русское село и как люди привыкали к мысли, что нужно оставить свои пашни, сенокос, своих близких и идти на защиту родной земли”.

По-моему, обоим писателям их замыслы удалось воплотить в своих произведениях.

- Определим текстовые границы эпизодов.

Чтение сцены прощания Андрея и Ирины из рассказа Шолохова “Судьба человека”. (Прил. № 2)

Просмотр эпизода из кинофильма “Судьба человека” (сцена прощания Андрея и Ирины на вокзале).

- Как вы считаете, передает ли игра актеров мастерство писателя в изображении тяжелой сцены расставания?

Чтение сцены прощания Касьяна и Натальи из повести Носова “Усвятские шлемоносцы”. (Прил. № 3)

- Определите временные границы обоих эпизодов. (Начало Вов).

- Каков основной смысл эпизодов? (Последнее прощание перед разлукой, важно показать чувства героев).

- Чьими глазами мы видим происходящее? (Андрея и Касьяна)

- Назовите действующие лица обоих эпизодов. (Андрей, Ирина, их дети, Касьян, Наталья, их дети, мать Касьяна).

- Какое место занимают эпизоды в произведениях?

(В обоих случаях показан психологически сложный момент, с которого начинается долгий, трудный путь русского народа к победе. Но если в рассказе “Судьба человека” мы наблюдаем дальнейшую судьбу главного героя Андрея Соколова, который с войны вернулся живым, то в повести “Усвятские шлемоносцы” все иначе. Касьян, скорее всего, домой не вернется. Недаром в день его ухода “в недосягаемом одиночестве все кружил и кружил забытый всеми курганный орел, похожий на распростертую рубаху…”).

- Какую роль играют эпизоды в развитии тем и идей произведений?

(Оба эпизода помогают раскрыть психологию поступков и поведения тех, кто отправляется на войну, и тех, кто их провожал. Они готовят читателя к мысли о том, что и там, на войне, в боях, нашим героям будет нелегко, как нелегко будет и тем, кто остался ждать их дома).

- Давайте дадим краткую характеристику персонажей и событий на момент начала действия эпизодов.

(В рассказе Шолохова Андрей Соколов до войны работал слесарем, затем шофером. И была у него дружная семья: любимая и любящая жена Ирина, повзрослевший 17-летний сын Анатолий и дочери Настенька и Олюшка. Он “…скопил немного деньжонок и перед войной поставил себе домишко об двух комнатках…Ирина купила двух коз. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты – стало быть, все в порядке”.

В повести Носова с Касьяном, простым крестьянином, мы впервые встречаемся во время сенокоса, в поле, куда в полдень на помощь ему спешили малолетние сыновья - Сергунок с Митюнькой - да Наталья, носившая их третьего ребенка, - вся Касьянова семья. “Чувствуя, что за ним наблюдают домашние, он, превозмогая боль в плече, молодцевато, одним духом выбрил закоулок между двумя куртинками ивняка…” Видно, дорожил Касьян вниманием родных, самых близких людей).

- Знаете ли вы, каково значение имен главных героев произведений?

(Андрей – муж, мужчина, мужественный, храбрый.

Касьян – шлемоносец, защитник.)

- Как ворвалась война в мирную жизнь героев произведений?

(В рассказе “Судьба человека” об этом говорится так: “А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на третий – пожалуйте в эшелон”. И никаких описаний. Да и что можно еще сказать, и так все ясно. Война, как беда, разрушила все планы, мечты, жизнь.

В повести “Усвятские шлемоносцы” весть о войне застала Касьяна с Натальей там же, на сенокосе. Война!.. “В лугах все так же сиял и звенел погожий полдень, неподвижно дремали на той стороне коровы… и невольно рождалось неверие в сказанное: слишком несовместимо было с обликом мира. Это внезапное, нежданное, почти забытое слово, чтобы вдруг сразу принять его, не поверив всему, что окружало, - земле и солнцу”. Но в отличие от Андрея, Касьяну пришлось ждать повестки гораздо дольше, “живя под тягостным спудом неизвестности”, боясь начать что-то делать по дому и оставить это незаконченное на жену”.

- Теперь давайте рассмотрим, как изображают писатели своих героев в сценах прощания. Какие художественные изобразительно-выразительные средства используют в своих произведениях? Как ведут себя мужчины?

(Андрей старался держаться мужественно. Метафора “тут от жалости к ней сердце на части разрывается” выдает его душевную муку. Еще одна метафора – “оторвался я от Ирины” - свидетельство того, что их прощание – боль, все равно, что резать по живому. И боязнь показать свою боль, слабость заставила его силой разнять руки Ирины и толкнуть в плечи. И эта минутная злость, заставившая оттолкнуть от себя жену, стала горестным воспоминанием и виной на всю жизнь: “До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул”.

Касьян тоже старался скрыть свое волнение и “с перхотой в горле, стиснув зубы, нырнул в горничную дверь, схватил по пути картуз с кухонного простенка и вылетел во двор”. Метафора “вылетел во двор” показывает желание героя поскорее прекратить эти мучительные для всех минуты расставания, эти тяжелые проводы. Внутреннюю борьбу его подчеркивают эпитеты и метафоры: “через силу порывая липучие тенеты отчего дома”, “превозмогая хватавшую за ноги жалость к оставшимся…”, сравнение: “Остановился Касьян, похолодел, сжался нутром, будто левым соском напоролся на вилы…”)

- Как показаны жены Андрея и Касьяна?

(Ни Ирина, ни Наталья в ночь перед разлукой не сомкнули глаз. От слез Ирины на груди Андрея “всю ночь рубаха не просыхала”.

Наталья тоже не сомкнула глаз, все не могла наглядеться на мужа. А наутро заплаканная и растрепанная Ирина от горя была похожа на помешанную. Сравнение:”Она упала мне на грудь, руки на шее моей сцепила и вся дрожит, будто подрубленное дерево” - показывает ее состояние. Подрубили дерево, оставили без опоры. Сравнение же “…прижалась ко мне, как лист к ветке” говорит о том, что не было и нет у Ирины ближе и роднее ее мужа, и оттого так страшно то, что увезут его сейчас неведомо куда, оторвут от нее. И до самого последнего момента, до тех пор, пока мог видеть ее Андрей, она шептала что-то беззвучно и клонилась к Андрею, будто хотела “шагнуть против сильного ветра”. Это сравнение проводит аналогию между ветром и той неведомой силой, что придавила, упала страшным грузом, заставила страдать миллионы людей.

Наталья же, причитая, только удерживая за штаны старшего сына, чтобы тот не увязался за отцом, и, замахав на Касьяна, хотевшего было вернуться, прокричала: “Нельзя, Касьян! Не вертайся, ради Бога!” Это было последнее, что сказала Наталья мужу.

Прощальные слова Ирины, прерывающиеся всхлипами, так же трагичны: “Родненький мой…Андрюша…не увидимся…мы с тобой…больше…на этом свете…”).

Сценка (он и она)

Он:

Я ухожу, чтоб возвратиться…
Смотри, уже пылает небо.
Я ухожу, чтоб возвратиться,
Над нашим счастьем поднят меч.

Она:

Я верю, встреча состоится.
С тобою буду, где б ты ни был…
Я верю, встреча состоится,
Как тысячи счастливых встреч.

Звучит песня из спектакля “Юнона и Авось” в исполнении учащихся.

Слово учителя.

Тяжелый миг расставания. Больно отрывать от сердца вторую половину свою, но еще больнее видеть, может, в последний раз, плачущих детей, плоть от плоти своей.

Касьян, “уже ухватясь за спасительную щеколду, услышал звеняще-отчаянный голосок, пробивавшийся сквозь бабьи вопли:

- Папка! Папка!.. Я с тобой!.. Я с тобой, папка!..”

Дети Андрея были сдержаннее. “Все ребята держались молодцом. Ну, у дочерей, не без того, посверкивали слезинки. Анатолий только плечами передергивал, как от холода…” Но это потому, что они были старше детей Касьяна и не хотели еще больше расстраивать и без того раздавленную горем мать.

Такая вот история. Два произведения. Два писателя. Но замысел у обоих один: показать человека, который завоевывал Победу. Оба произведения отличаются психологизмом повествования, мастерским показом внутреннего состояния героев в самую тяжелую минуту жизни.

Жил в селе Усвяты простой мужик по имени Касьян, и “ничего не хотел другого, как прожить и умереть на этой вот земле, родной и привычной до каждой былки”.

Жил Андрей, уроженец Воронежской области, и был у него в семье мир и на душе покой.

Разные герои, разные характеры. Но рисуя судьбы двух мужчин и их семей, авторы сходятся в одном: необходимо показать весь ужас, через который пришлось пройти миллионам людей, самые трагические стороны войны.

-Как рассмотренные эпизоды раскрывают идейный смысл произведения?

(Проанализировав и сопоставив эпизоды из двух произведений, мы пришли к выводу, что Победу ковали простые люди, такие же, как мы. Пусть они чувствовали не так, как мы сегодня, разговаривали чуть по-иному. И вроде не похожи мы вовсе на них. Но нужно к ним присмотреться, прислушаться хотя бы из благодарности за то, что сделали для нас эти простые мужчины и женщины, в лихую годину оторванные от дома, от семьи, от работы и своих неспешных мыслей о смысле жизни).

4. Итог. Сегодня на уроке мы рассмотрели два эпизода из произведений М. Шолохова и

Е. Носова. Что дало нам их сопоставление? Какой вывод можно сделать?

(Мы увидели, что боль расставания, которую испытали герои анализируемых произведений, не частный случай. Два совершенно разных писателя с удивительной правдивостью показали внутреннее состояние героев, их душевную муку. И оба писателя сошлись в мысли о том, что война, любая война, - это не только горе всего народа, но, в первую очередь, трагедия отдельно взятой семьи, отдельно взятого человека).