Литература
-
Развитие навыков критического мышления в процессе работы с текстом 2007
Умение мыслить критически - необходимое условие адаптации человека к меняющимся обстоятельствам жизни; Урок развития речи в 7-м классе. Основная мысль текста Анализ стихотворения в прозе Тургенева И.С. "Дурак". Основной прием урока - чтение с остановками; Урок развития речи в 7-м классе. Подготовка к написанию сочинения "Существуют универсальные списки книг для чтения". Технологическая карта урока. Конспект урока
-
Конспект урока литературы в 5-м классе с использованием ИКТ "Братья наши меньшие" в стихотворениях поэтов XX века" 2007
Конспект урока литературы в 5-м классе с использованием ИКТ. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого удаётся разнообразить процесс обучения. Урок проводится с применением презентации для более наглядного изучения темы. Презентация может служить сопровождением речи учителя на уроке и может быть использована в качестве материала для самостоятельного анализа стихотворений поэтов ХХ века по теме: "Братья наши меньшие".
-
Интегрированный урок по литературе. Повесть А.С. Пушкина "Метель" 2007
Урок по литературе для 6-го класса, Занятие включает в себя как учебный материал, так и упражнения социально-психологического тренинга, способствующие лучшему прочувствованию произведения учащимися. В качестве музыкального сопровождения используется музыка Г.В.Свиридова.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Легенда о Данко" (по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль" 2007
Проводится подробный анализ художественного текста по проблемным вопросам, учащиеся учатся определять роль средств художественной выразительности, составлять синквейны по ключевым словам.
-
Художественный образ дождя 2007
Своей работой я хочу напомнить, что каждый человек должен любить свою землю, родную природу, уметь чувствовать и понимать, не проходить мимо прекрасного, смотреть широко раскрытыми глазами на окружающий мир.
-
Разработка урока по литературе в 9-м классе "Элегия в русской поэзии первой половины XIX века" 2007
Элегическая поэзия - основа философской лирики. Анализ стихотворений В.Н. Жуковского, К.Н. Батюшкова и А.С. Пушкина дает возможность совершенствовать навыки интерпретации поэтического текста. В течение урока учащиеся заполняют таблицу, которая позволяет увидеть развитие жанра элегии в литературе первой половины XIX века.
-
Урок "Образное слово Бунина. Конструирование поэтического текста" 2007
Давно и прочно утвердилось мнение о Бунине как об одном из величайших стилистов в русской литературе. В его творчестве (как в прозе, так и в поэзии) ярко проявились те черты русской литературы, которые сам писатель считал "драгоценнейшими". Писатель обогащает нас знанием великолепного искусства слова. Замечательно, если из авторского опыта и у читателя возникнут идеи, желание сконструировать поэтический текст, создать что-то свое, даже если это свое и будет "пристилизовано" к Бунину как замечательному художнику слова.
-
Интегрированный урок "Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе" 2007
В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. На этом уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым были посвящены многие замечательные произведения русской литературы. Дохтуров, Милорадович, Раевский, братья Тучковы, Багратион, Кудашев и Кутайсов - эти имена теперь вошли в легенды о доблести и мужестве, беспримерном героизме. Их имена вдохновляли М.Лермонтова, М.Цветаеву и Л.Толстого. Величайший гуманист Толстой в романе "Война и мир" выражает дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, уничтожая её детей: и русских, и французов. О славе и доблести героев нашей армии говорят сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка, Музей-панорама "Бородинская битва". Мультимедийный проект "Герои 1812 года".
-
Урок литературы "Судьба, долг, сострадание… или Почему люди несчастны" (по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк") с использованием техник коопераций 2007
Данный урок имеет место в системе уроков преподавания литературы в 7-м классе по программе В.Я. Коровиной. Своеобразностью этого урока является использование в его структуре технологий техник коопераций "1–2–все", "Трёхшаговое интервью", направленных на развитие коммуникативных способностей: умения рассуждать, иметь свою точку зрения на поставленную проблему, аргументированно отстаивать своё суждение в группе, считаться с мнением других.
-
Изучение поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" на уроках литературы 2007
В статье представлена система уроков по изучению поэмы М.Ю. Лермонтова, сочетающая комплекс педагогических технологий: метод творческого чтения, проблемного изложения материала, технологию системы РО (Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Предложенная система заданий позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся на всех этапах уроков. Особое внимание уделено усвоению теоретических понятий и работе учеников по сопоставительному анализу различных источников информации.
-
Уроки словесности (интегрированный урок русского языка и литературы) 2007
Планирование уроков русского языка и литературы - это один из главных педагогических приемов, используемых в работе. Речевая деятельность учащихся многообразна: слушание, чтение, говорение, письмо. Наше время требует грамотного, осмысленного овладения не просто речью, а хорошей речью. У кого же учиться, как не у мастеров слова - писателей и поэтов. В условиях сельского безденежья, когда сложно обновить учебники по предметам, я составляю свое тематическое и поурочное планирование во взаимосвязи русского языка и литературы, которое позволяет добиваться положительных результатов.
-
Урок чтения в 3-м классе по теме: "Хлеб – всему голова" 2007
Цели урока: ознакомить детей с рассказом о хлебе; развивать мышление у детей, обогащать словарный запас; воспитывать уважение к хлеборобам, чувство доброты.
-
Разработка урока-обобщения по теме: "Н.В. Гоголь, поэма "Мертвые души" 2007
Урок-обобщение по теме "Н.В. Гоголь, поэма "Мертвые души" систематизирует накопленный материал, помогает разрешить противоречие между "высоким" жанром поэмы и сознательно сниженным, но таким "замашистым" языком. На уроке закладывается дальнейшая линия изучения литературы, "вышедшей из Гоголя", рассматриваются некоторые интертекстуальные связи. Разработка имеет дополнительный материал, который является результатом работы над текстом на предыдущих уроках и представляет как самостоятельный интерес, так и специальный - в классах, изучающих риторику.
-
Открытый урок по теме: "Серебряный век русской культуры" 2007
Цели урока: охарактеризовать духовную жизнь русского общества начала ХХ в., наиболее значительные достижения науки, так как современники называли начало ХХ века "революцией в естествознании", изменившей мировосприятие современников; познакомиться с представителями русской оригинальной религиозно-философской мысли, которых объединяла любовь к Отечеству, волновала судьба России и значимость поиска места и роли России в мировой истории; познакомиться с ведущими направлениями в литературе и на примере футуризма показать влияние литературных открытий на формирование общественного сознания.
-
Военно-патриотическое воспитание школьников на уроках литературы и русского языка посредством литературных произведений, основанных на краеведческом материале 2007
В настоящее время проблема военно-патриотического воспитания является очень актуальной. Если раньше решали с помощью октябрят, пионеров, комсомольцев, с помощью конкурсов строя и песни, военно-патриотических слётов, тимуровского движения, то сейчас всё это забыто. К сожалению, и литература уделяет этому вопросу очень мало внимания, так как старые книги утратили свою актуальность, а новые ещё не появились, а те, которые существуют, являются далеко не образцом для подражания. В поисках путей решения этой проблемы и возникла необходимость написания вариативной программы с использованием военной тематики, в которой особое место следует отвести литературным произведениям, основанным на краеведческом материале.
-
О культуре современного урока 2007
Основу культурного современного урока составляют коммуникативно-речевые задачи. Они формируют у учеников умение анализировать, оценивать общение (в том числе и свое собственное), и главное - умение общаться и пользоваться даром слова. Вопросы культуроведческого направления рассматриваются в данной ситуации.
-
Внеклассное меропрятие для учащихся 5–7-х классов "Последний герой" 2007
Предлагаемый проект внеклассного занятия выстроен в форме праздника-игры "Последний герой", посвященного празднованию Дня защитника Отечества. Нестандартная форма занятия призвана создать ситуацию психологической раскованности, раскрепостить сознание, устранить угрозы возможного отчуждения некоторых ребят от участия в празднике-игре. Важной стороной актуальности предлагаемого проекта выступают возрастные особенности учащихся 5–7-х классов, где будет проводиться праздник-игра.
-
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5-м классе по произведению Саши Чёрного "Дневник фокса Микки" 2007
Задачей урока является высветить личность и судьбу А.М. Гликберга - интересного человека, замечательного писателя, так ярко и драматично прожившего свою жизнь; пробудить интерес к чтению как к увлекательному процессу. Форма проведения урока - групповая работа с карточками, самостоятельные сообщения учащихся, викторины.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: «Анализ произведения А.С. Пушкина "Медный всадник"» 2007
Учащиеся 9-го класса развивают умение давать характеристику главному герою на основе анализа произведения А.С. Пушкина "Медный всадник".
-
Интегрированный урок-семинар по роману Достоевского "Преступление и наказание" 2007
Данная работа - взаимодействие двух предметов: литературы и информатики. Нам кажется, что использование ИКТ представляет возможность сделать русскую литературу ближе, понятнее для учащихся. Дети вносят в составление презентаций свою долю творчества, свое видение русской классики. Эта работа - один из способов возбудить интерес к русской литературе, сделать её доступнее, долее читаемой. В ходе работы дети прочитывают заново текст, обращают внимание на художественные детали, а затем используют это в презентациях.
-
Элективный курс по литературе "Жизнь и творчество С.А. Есенина" для учащихся 11-х классов 2007
Элективный курс "Жизнь и творчество С.А. Есенина" рассчитан на 12 часов. Цель данного курса - переосмыслить роль поэзии С.Есенина и его личности в русской литературе XX века. Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности, что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы. Основными видами, формами организации учебной деятельности являются лекции, семинары, практические занятия.
-
Методическая разработка урока-беседы по рассказу М.А. Булгакова "Морфий" 2007
С медицинской точностью автор ведет повествование, избирая форму дневника наркомана-морфиниста, показывая путь от эйфории, сладкого забытья, которое приносит наркотик на первых стадиях привыкания, до полной моральной и физической деградации личности, того, чем неминуемо заканчивается жизнь наркомана.
-
Урок по литературе в 6-м классе по теме: «М.Ю. Лермонтов. "Бородино"» 2007
Урок по литературе в 6-м классе с использованием межпредметных связей по истории, изобразительному искусству по теме "Бородино" М.Ю. Лермонтова.
-
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме: «Творчество И.С. Тургенева. Роман "Отцы и дети"» 2007
Интеллектуальная игра была проведена среди учащихся группы по профессии «Судоводитель – помощник механика».
-
Урок внеклассного чтения «Э.Успенский. "Гарантийные человечки"» 2007
Урок-игра, урок-театрализация дает возможность детям «войти» в мир книги, стать непосредственными участниками, героями интересной сказочной повести. Данный урок можно проводить как во 2-м классе по программе «Школа-2100» после изучения раздела «Сказочные человечки», так и в 3-м классе после изучения раздела «Летние путешествия и приключения».
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Человек и природа в лирике М.Ю. Лермонтова" 2007
Урок разработан с учетом программных и возрастных рекомендаций. Использован частично поисковый метод, приемы – слово учителя, выразительное чтение, работа с изобразительным материалом. Главной задачей является обучение анализу поэтического текста.
-
План-конспект урока "Мир Геннадия Айги – мир духовности" 2007
Урок посвящен памяти чувашского поэта, философа, неординарного художника слова. Основные методы, используемые на уроке: интерактивное обучение, ролевая игра, презентация, книжная выставка, музей художественной детали, элементы творческой мастерской, дифференцированного обучения. Урок рассчитан на один академический час в 10–11-х классах в рамках уроков литературы с национальным компонентом (чувашская литература).
-
Урок-обзор по теме: "Пусть душа останется чиста!" (по лирике Н.Рубцова) 2007
Жизненные впечатления, душевные переживания, лирическое осмысление природы, философские размышления о прошлом, настоящем и будущем России в лирике Николая Рубцова – поэзии искренней, настоящей, идущей из души. В 11-м классе поэзия Н.Рубцова изучается обзорно, не вызывая в памяти выпускников ни сопереживания, ни понимания. Считаю целесообразным расширить знания о русском поэте XX века через урок-обзор: от жизни к лирическим переживаниям, к пониманию и осмыслению его поэзии. Учащиеся получают задание после обзорной лекции о поэзии 60–70-х годов, они имеют возможность подготовиться к уроку-обзору: выучить стихотворения наизусть, подготовить сообщения о жизненном и творческом пути поэта. На втором уроке происходит обсуждение мини-исследований о традициях русских поэтов в лирике Н.Рубцова.
-
Тема урока: «С.А. Есенин. "С добрым утром!"» 2007
Данный урок помогает развивать эмоциональное восприятие природы. Методы и приемы, позволяющие ученику овладеть навыками правильного чтения и анализа произведения, формировать речевые навыки.
-
Урок-конференция по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-звезда" 2007
В каждом произведении литературы немало "загадок", часто на каждую загадку имеется несколько правильных ответов. А отгадать лучше всех сможет тот, кто внимательно следит за "подсказками" автора. Одной из таких "подсказок" бывает название произведения.