Литература
-
Роль иконы и иконопочитания в жизни и творчестве Л.Н. Толстого. По роману "Война и мир" 2007
Русские писатели очень часто обращались в своих произведениях к иконописи. Неожиданно для всех "чёрные доски" открыли духоносные краски: её отношения с реальным физическим пространством. Испокон веков к иконе предъявляли одно главное требование - молитвенность. В целом литература XIX века высоко оценивает икону как неотъемлемую часть православной духовности, храмового убранства, домашней молитвы, православного быта. Но тот же век дал и первые примеры несколько другого отношения к иконе, в основном, возможно, через личностное восприятие духовенства. Например, в творчестве Льва Николаевича Толстого.
-
Литературно-музыкальная композиция "Яркие страницы жизни и творчества Сергея Есенина" 2007
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Сергея Есенина. В сценарии акцент сделан как на основные события в жизни поэта, так и на музыкальное оформление композиции (указаны музыкальные произведения, отрывки из них, исполнители, а также возможное исполнение песен на стихи поэта).
-
Тема любви и смерти в рассказе И.Бунина "Легкое дыхание" 2007
Данный урок - один из нескольких, посвященных творчеству И.Бунина. Это анализ рассказа "Легкое дыхание". Своеобразие этого урока в том, что он предполагает работу в группах, которые получают свои задания заранее и имеют возможность выполнить предварительную подготовку к уроку, что делает разговор на уроке более содержательным. Сам И.Бунин всегда декларировал свою приверженность классической литературе. Ни к каким литературным течениям, столь популярным в начале XX века, он никогда не принадлежал. Тем не менее его творчество не было чуждо художественным поискам начала века. Некоторые художественные приемы, использованные Буниным, близки модернизму, что мы и пытаемся выявить на этом уроке. Выявление "эффекта легкого дыхания" - вот, образно говоря, главная задача, которую вместе с учениками мы решаем на уроке.
-
В театре Ивана Андреевича Крылова 2007
Урок-мастерская проводится в актовом зале с учащимися 6-х классов. Проведена предварительная работа по изучению басен И.А. Крылова: чтение, обсуждение, викторины. Участниками являются все присутствующие: актеры (специально подготовленные ученики), участники конкурсов, зрители.
-
Прощание с Матерой 2007
Работа над повестью В. Распутина "Прощание с Матерой" в 11-м классе - часть процесса рассмотрения темы "Человек и природа, человек и мир, его окружающий, в русской литературе 70-90-х годов. Главная задача, которая ставится перед учащимися, - проникнуться авторской идеей воскрешения мира в душе человека, понять абсолютную значимость авторского слова, внимательное отношение к которому окажется ключом к разного рода "открытиям" читателя, увидеть мотивное многообразие произведения и проследить связь между мотивами и их развитие.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме: "Жанровое и художественное своеобразие поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2007
На уроке литературы в 8-м классе учащиеся анализируют произведение М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".
-
А.С. Пушкин. "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького человека" в повести "Станционный смотритель" 2007
Основная цель урока — ввести учащихся в мир «маленького человека» пушкинской прозы, пробудить сочувствие и сострадание к герою повести; выявить ключевую идею; показать особенности сюжета и композиции повести.
-
Сценарий музыкально-литературной композиции "Вампиловские чтения в лицее" 2007
Мастерская слова посвящена памяти драматурга Александра Вампилова, 70-летию со дня его рождения. Для популяризации творчества драматурга А.Вампилова для учащихся 8—9-х классов были организованы: конкурс стихотворений, чтение отрывков из произведений А.Вампилова, драматизация «Венок Вампилову»; конкурс сочинений, эссе, стихотворений, написанных учащимися («У портрета Вампилова»); викторина о жизни и творчестве А.Вампилова. Вампиловские чтения завершает литературно-музыкальная композиция.
-
Делу - время, потехе - час 2007
"Сказка о потерянном времени" Е.Л. Шварца вызывает большой интерес у детей школьного возраста. В ней совмещается сказочная образность с театральной условностью и иронией. На представленном уроке третьеклассники проводят разбор произведения, чтобы затем на материале этого произведения поставить кукольный спектакль.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Спор о правде и мечте" (по пьесе М.Горького "На дне") 2007
В мероприятии участвовало 24 учащихся из 11-го класса. Ребята достаточно хорошо подготовились: были отработаны сцены из пьесы, грамотно построены вопросы. Заметно было, что участники диспута хорошо знакомы с творчеством М.Горького. Судя по высказываниям о прочитанной пьесе, учащихся взволновала проблематика произведения, так как все вопросы сводились к одному - нужна ли человеку правда. Отрицательным моментом было то, что учащиеся не владеют этическими нормами проведения научных диспутов, можно было заметить, как они друг друга перебивали или вместо поставленного вопроса отвечали совершенно на другой. В общей оценке практически все цели и задачи были достигнуты. Итогом мероприятия стало написание сочинения на тему "Человек, вот правда!".
-
Внеклассное занятие по литературе в 5-м классе "Праздник сказки" 2007
Представлен сценарий внеклассного мероприятия по литературе в 5-м классе, где включены интеллектуальные задания, проверяющие знания обучающихся о литературных и народных сказках. Данное занятие проводится в игровой форме, позволяет обобщить и закрепить полученные знания о сказках.
-
Литературно-музыкальная гостиная "Шекспир – всегда открытия" 2007
Литературно-музыкальная гостиная – одна из форм работы, создающая условия для расширения кругозора и творческого развития ребёнка. Учащиеся выступают в роли сценаристов, художников, чтецов, костюмеров, артистов, музыкантов . Материал предлагаемой гостиной – это сонеты, фрагменты трагедий: «Макбет», «Гамлет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта», комедии «Укрощение строптивой» позволяет школьникам прикоснуться к творчеству В.Шекспира, обогатить и углубить знания, выразить свою творческую индивидуальность.
-
"Тебе, о Родина, сложил я песню ту…" (урок-концерт) 2007
Урок знакомит учащихся с творчеством Сергея Есенина.
-
Урок-семинар "Дню Победы посвящается" 2007
Урок-семинар посвящен Дню Победы. На уроке анализируются произведения Б.Васильева "Завтра была война", "В списках не значился", "А зори здесь тихие", "Неопалимая купина".
-
Конспект урока литературы в 5-м классе "Библия - книга книг" 2007
Урок литературы в 5-м классе знакомит учеников с историей создания Библии, ее авторами, основными понятиями, знакомит с использованием библейских образов в поэзии, живописи, скульптуре и др. видах искусства, развивает у обучающихся чувство прекрасного, повышает уровень эрудиции, совершенствует навык обобщать информацию, работать с опорным конспектом по литературе, расширяет словарный запас учеников, воспитывает толерантное отношение к людям, придерживающимся иных взглядов.
-
Порядок слов в предложении. Инверсия 2007
Цель урока - углубить знания учащихся о смысловой и грамматической сочетаемости слов; познакомить с новыми выразительными средствами языка; обобщить и систематизировать знания учащихся о том, что языковые средства выбираются в зависимости от стиля, от конкретной речевой ситуации. Научить учащихся находить различные средства выразительности, умению свободно их использовать в тексте. На уроке используются занимательные разноуровневые задания, которые помогают учащимся разобраться в данном вопросе.
-
Историко-литературная композиция "Спасибо тебе, городок на Каме" 2007
Данная разработка может быть использована для проведения как урока литературы или внеклассного чтения, так и внеклассного мероприятия. На основе краеведческого материала дан обзор поэзии "чистопольского периода" литературы военных лет, создан поэтический образ "городка на Каме", давшего приют эвакуированным писателям в суровые годы войны.
-
Программа деятельности кружка "Лингвист" 2007
Логическим продолжением урока является внеклассная работа по предмету. Этому требованию отвечает деятельность кружка "Лингвист". Программа деятельности кружка предусматривает занятия с учащимися выпускного класса и носит повторно-обобщительный характер курса русского языка и литературы.
-
Библейские сюжеты в произведениях живописи 2007
Урок завершает разговор о Библии в среднем (в несколько измененном виде) и старшем звене. Также он может быть проведен в рамках курса "Мировая художественная культура" (с акцентами на "искусствоведах").
-
"…Раскаянье мое благослови!" А.С. Пушкин и религия 2007
Урок-лекция по литературе в 9-м классе. Путь А.С. Пушкина к вере от "афеизма" через сомнения, искания на основе его стихов "Пророк", "Дар напрасный, дар случайный...","Бесы", "Отцы пустынники и жены непорочны", "Памятник" представлен на уроке-лекции. Материал можно при желании расширить за счет выступлений учащихся с более подробным анализом этих стихотворений.
-
Урок литературы по теме "Былина в устном народном творчестве". 7-й класс 2007
Урок литературы в 7-м классе расширяет представления учащихся о былинах.
-
Литературно-музыкальная композиция "Пусть душа останется чиста!" (К 70-летию со дня рождения Н.Рубцова) 2007
Данный материал, составленный из стихов, воспоминаний о поэте, представляет собой обзор жизни и творчества Николая Михайловича Рубцова.
-
Роль предметов гуманитарного цикла в духовном развитии и формировании учащегося 2007
Тысячи людей верят в миф, будто без гуманитарных ценностей можно построить стабильное государство. Увы... Жизнь доказывает обратное: как только ослабевает внимание к гуманитарным ценностям, никакие экономические рычаги не помогают в разрешении социальных кризисов. Отсюда и вытекает, что даже в профессиональных учебных заведениях предметы гуманитарного цикла чрезвычайно важны: через них в учащихся формируется и укрепляется человеческое начало. Формировать нравственное отношение к себе, к окружающему миру - чрезвычайно сложная задача, которую в силу своего жизненного и профессионального опыта решают преподаватели литературы, истории и обществоведческих дисциплин на бинарных уроках литературы и истории, литературы и химии.
-
Урок-диалог в 10-м классе "История деградации души человека в рассказе А.П. Чехова "Ионыч" 2007
Предлагаемый вниманию учителей урок по рассказу А.П. Чехова "Ионыч" составлен с использованием диалога. Урок-диалог дает возможность каждому ученику не думать одинаково, думать не так, как все. Данный урок может быть использован в 10-м классе как возможный вариант анализа рассказа после самостоятельного знакомства обучающихся с текстом произведения.
-
Художественный синтез как характерная черта русской литературы начала XX века 2007
Проблема портрета недостаточно разработана в литературоведении применительно к стилю Бунина. Практическая значимость работы состоит в том, что её основные положения могут быть использованы при изучении творчества Бунина, его роли в словесном искусстве на уроках в старших классах и внеклассных занятиях, посвящённых Бунину и проблемам развития реалистической поэтики в XX в.
-
Разучиваем стихотворения С.Есенина "Заколдован неведимкой…" 2007
Во вводной части занятия описана беседа с детьми по картине К.Юона "Зимнее солнце". В основной части занятия описана работа над разучиванием стихотворения С.Есенина "Заколдован невидимкой...". В заключительной части описана игра с кубиками Зайцева Н.
-
Открытый урок литературы в 5-м классе по теме "Анализ стихотворения И.Северянина "В парке плакала девочка"" 2007
В данных материалах представлен конспект урока, посвящённого творчеству одного из самых эпатажных поэтов Серебряного века, который, однако, "тем хорош, что он не то, что думает о нём толпа пустая". Анализ лирической миниатюры И.Северянина позволяет сделать вывод о неожиданных сторонах его личности: ранимости, искренности, доброте. Урок интересен необычными формами и приёмами работы (использование цветовых сигнальных карточек, игра в лексическое лото и др.). Любовь к поэзии учитель стремится формировать и через обращение к межпредметным связям.
-
Урок литературы в 6-м классе по рассказу Ф.Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке" 2007
Данный урок литературы целесообразно проводить, на мой взгляд, после знакомства с Библией, когда прочитаны притчи о блудном сыне, о добром самарянине, учащиеся познакомились с историей рождения Христа. Урок требует предварительной подготовки.
-
Урок-беседа с элементами диспута на тему: "Нравственные искания Андрея Болконского" 2007
Тип урока - беседа с элементами дискуссии. Урок предполагает учет личностных характеристик учащихся, поэтому перед беседой-дискуссией учащимся предлагаются задания по выбору: работа с текстами, сочинение-эссе, участие в беседе-дискуссии. Диалог способствует активизации деятельности учащихся. Дети отвечают на те вопросы, которые лучше знают, приобретая опыт выступлений.
-
Развитие коммуникативных способностей учащихся как фактор социализации личности школьника на уроках литературы 2007
Наиболее эффективный способ развития коммуникативных способностей учащихся - поиск путей активизации практической деятельности школьников, путей активизации учебного процесса, совершенствование работы над устными и письменными монологическими высказываниями учащихся, развитие самостоятельной работы. Позитивную роль в этот процесс вносят музейно-педагогические программы. Интеграция их классно-урочной, музейно- педагогической, самостоятельной, творческой, исследовательской работы - основа коммуникативного развития учащихся как фактор социализации личности школьника в условиях современного образования.