Разработка урока по литературе в 9-м классе "Элегия в русской поэзии первой половины XIX века"

Разделы: Литература


Цели урока:

1) Подвести итоги по теме “Поэты пушкинской плеяды”

2) Закрепить умения жанрового анализа текста.

Ход урока

1. Звучит фрагмент элегии в обработке современных авторов.

Учитель: Каким настроением проникнута музыка? О чем она?

О дороге, о загадочных образах, влекущих вдаль.

Учитель: Загадочные образы, милые и близкие каждому влюбленному и чувствительному сердцу, печаль, разочарования, все это характерно для жанра элегии. Как развивалась и совершенствовалась элегия в русской поэзии? Что нового внесли представители разных художественных направлений в русскую поэзию - на эти вопросы нам предстоит по ходу урока найти ответы.

Итак, начнем разговор об элегии.

Что в себя включает это понятие? Каковы особенности жанра?

Ученик: Элегия (греч. elegia. от еlegos - жалобная песня) лирическая стихотворение медитативного характера, чаще всего лирический монолог, содержанием которого становится рефлексия, древнейших жанровых форм, в античной литературе элегией называли называли лирическое стихотворение, написанное независимо от содержания) двустишьями.

Учитель: В литературе нового времени элегия утрачивает четкость формы, зато приобретает определенность содержания - это свободное, эмоционально окрашенное (чаще всего в тона грусти и скорби) философское размышление. В русской литературе элегия становится одним из основных жанров в поэзии Жуковского, Батюшкова, А.С. Пушкина.

Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль…

Писал о творчестве В.А. Жуковского А.С. Пушкин. Первое опубликованное в “Вестнике Европы” Стихотворение Жуковского оказалось событием в русской литературе.

Для того, чтобы понять мысль поэта обратимся к комментарию биографов.

Ученик: Биография Жуковского может считаться прекрасным художественным произведением. Жизнь поэта, полная идеалов любви, искусства, дружбы, согретая верой, стала его большим художественным созданием. И в ней было много контрастов: кроткий в частной жизни, Жуковский участвовал в Бородинском сражении и бестрепетно заступался перед властным императором за ненавистных тому людей.

Учитель: Когда была написана элегия?

В 1801 году Жуковский написал элегию “Сельское кладбище”. Это перевод английского предромантика грея, которое получило мировую известность и стало одной из примет романтического движения второй половины XVIII века. С этим переводом он вошел в русскую литературу. В 1802 году он принес свой перевод Карамзину, чтобы опубликовать его в “Вестнике Европы”, но Карамзин его забраковал. тогда юный автор переработал, после чего Карамзин принял её с восхищением. Труд Жуковского затмил все другие переводы этой элегии на русский язык, которых было немало. Первое произведение оказалось событием в русской литературе.

Учитель: Каковы особенности художественного направления и стиля?

Ученик: В рамках романтического движения Жуковский был крупнейшим русским предромантиком. Наука знает свыше 10000 определений романтизма, но самое короткое принадлежит бесспорно Жуковскому. Однажды на вопрос придворной дамы, что такое романтизм, о котором все твердят, Жуковский ответил:

“Романтизм - это душа”

Чувствительность, мечтательность- вот что отмечает поэзию Жуковского. Он избегал бурных страстей.

Учитель: Особенностью поэзии Жуковского являлось открытие нового суггестивного стиля.

Ученик: Поэзия Жуковского - поэзия недомолвок и умолчаний. Предпочтение контекстуального значения слова перед его словарным значением.

Учитель: Каков сюжет элегии?

Ученик: Элегия “Сельское кладбище” начинается характерным для эпохи чувствительным пейзажем: туманный сумрак, луна, темные сосны и язвы, дикая сова, таящаяся под сводом башни, изредка нарушаемая жужжанием вечернего жука. Такое введение помогало читателю глубже почувствовать настроение поэта, овладевшее им на кладбище, где покоятся “праотцы села”, простые люди.

Учитель: Что сближает элегию Жуковского с пейзажем Ник. Пуссена? (тишина, покой, идиллия)

Ученик: Его раздумья принимают социальную окраску. Равенство всех перед лицом смерти, скромный, но полезный труд почивших поселян, условия жизни, лишившие возможности проявить прекрасные качества сердца и ума и совершить высокий подвиг - вот предмет размышления поэта на сельском кладбище.

Учитель: Какой образ возникает в конце элегии?

Ученик: В конце элегии возникает образ сентиментального поэта, друга почивших поселян, который уныло, задумчиво, молчаливо наблюдает за тихой зарей и, склонив голову, уходит в дубраву, лить слезы. Скоро и он нашел в могиле “приют от всех земных тревог”. Перевод Жуковского поражает своим меланхолическим тоном и необыкновенной теплотой чувства.

Учитель: Каковы художественные особенности стихотворения?

Ученик: Жуковский отличается романтической субъективностью, он использует обилие метафор, эпитетов, синтаксический параллелиум, шестистопный ямб.

Учитель: В чем особенность элегии Жуковского?

Ученик: Автор романтической элегии не описывает в словесной форме чувство вообще, а раскрывает свое чувство. Он рисовал переживания конкретного живого человека.

Элегия знает несколько разновидностей: есть элегия любовная, философская, гражданская и т.д.

“Сельское кладбище”- элегия-идиллия. Традиция жанра элегии уходит далеко в прошлое литературы древнего Рима, древней Греции и еще дальше - в творчество Малой Азии.

Учитель: Первоначально это была жалобная надгробная песня, и стихотворение Грея-Жуковского сохранило связь с далеким первоисточником. Вместе с тем здесь очевидны черты идиллии: Близость могил и колыбелей, нравственная жизнь крестьян противопоставлена суете искателей жизненных благ.

В чем же заслуга Жуковского?

Ученик: Элегия у Жуковского освобождается от известной скованной, обусловленной канонами “классической” поэтики.

Элегия у Жуковского становится свободным, разнообразным по форме стихотворением - непосредственным выражением мысли и чувства поэта. Изображаемая Жуковским природа- романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца.

Учитель: “Романтизм - это душа” - говорил Жуковский. Но в России начала XIX века существуют и другие литературные течения, оказавшие не меньшее влияние на развитие поэзии. Одно из них - “Легкая поэзия”. К этому художественному направлению принадлежит творчество Константина Николаевича Батюшкина. Он создал гениальную идею, по глубине и форме, не уступающей самому Пушкину. Вторая творческая группа занималась этой темой.

Пожалуйста, теоретики, дайте определение “Легкой поэзии”.

Ученик: Эстетику “легкой поэзии” осознал и сформулировал Константин Батюшков. Традиция и сам термин были заимствованы из Франции. Там под “легкой” или “мимолетной” поэзией понималась вся стихотворная продукция, противостоящая высокой поэзии классицизма. к ней причислялись небольшие по объему и поверхностные по содержанию стихотворения. Главными достоинствами этих произведений считались совершенная форма и отсутствие претензий на глубокомыслие.

Первоначально к этому направлению относили салонную лирику. Затем стали относить Грессе Эвариста Парни. Они сумели добиться выражения подлинно больших чувств. При избрании во Французскую академию Эварист Парни произнес речь, которая была посвящена характеристике и утверждению жанра элегии:

“Элегическая поэзия имеет свои достаточно строгие правила. Первое из них есть истина чувств и выражений. Элегантность стиля необходима, но недостаточна: нужен еще тактичный выбор деталей и образов”.

Учитель: В России термин “легкая поэзия” ввел К.Н. Батюшков в “Речи о влиянии легкой поэзии на язык”.

Каковы особенности стиля?

Ученик: Точное, конкретное значение слова. Суггестивный стиль Жуковского был зависим от немецкой и английской поэзии чувства, а в области чувств - эта область противоречит.

Стиль “легкой поэзии” сложился пол влиянием рационалистического отношения к слову, свойственного французской культуре.

Учитель: В чем особенность лирического героя “легкой поэзии”?

Ученик: Лирический герой удаляется от суеты жизни, он далек от суеты и корыстолюбия. У него всегда хорошее настроение. К нему приходит возлюбленная - пастушка, или в одежде пастушки, веселая, добрая, жизнерадостная, такая же, как и он.

Учитель: Знаменитый литературовед и критик Айхенвальд писал о Батюшкове: “Лучшие из его стихотворений – Элегии”.

Давайте послушаем одно из таких, лучших стихотворений.

(Чтение наизусть элегии “Мой гений”)

Как вы думаете, какими чувствами была наполнена душа поэта?

Ученик: Любовью, легкой грустью, сладострастием.

Учитель: Почему “Память сердца” оказывается сильнее памяти рассудка?

Ученик: Память сердца пленяет сладостью, оказывается благотворной рациональной памяти рассудка. Любовь - вот память сердца сильнее всего остального. Она приносит поэту успокоение.

Учитель: Что вы узнали о героине произведения? Можно ли было угадать ее среди знакомых поэта?

Ученик: Батюшков создает конкретный образ с минимальным использованием художественных средств: “локоны льняные”, “очи голубые”

Учитель: Какую роль играют воспоминания?

Ученик: Они “утоляют печальный сон”, “Образ милый, незабвенный повсюду странствует за мной”

Учитель: С помощью каких слов поэт описывает силу своей любви, что так крепко хранится в памяти сердца?

Ученик: Несколько раз повторяются слова “Я помню”. Образ любимой - незабвенный, “Мой гений”, “Хранитель - гений мой”, милый, несравненный.

Учитель: Какие особенности стиля “легкой поэзии” можно отметить?

Ученик: Героиня - возлюбленная пастушка, особый образ лирического героя.

Учитель: Вопрос к биографам: В каком году было написано стихотворение?

Ученик: Стихотворение “Мой гений” было написано в 1815 году. Пушкин с восхищением отзывался о стихотворении “Мой гений”, хвалил его, кроме первых четырех строчек.

Учитель: Все же элегия поражает искренностью и глубиной чувств. Айхенвальд пишет: “В его элегии есть и нежная чувствительность, и мрачная горечь, и Шекспировская сила страсти”. “Мой гений” - почему так называется стихотворение?

Ученик: Гений - возлюбленная. Гений - любовь.

Учитель: Итак, подведем итоги. К какому виду элегии принадлежит стихотворение К.Н. Батюшкова?

Ученик: Любовная элегия. Трудно уложить элегию Батюшкова в одну литературную традицию. Его поэзия- поэзия сладострастия, поэзия конкретных слов и четкой формы. Батюшков добивается выразительности и яркости при минимальном использовании художественных средств, он сблизил французскую и русскую литературу.

Учитель: Русская культура, русская литература складываются естественно из великого множества компонентов, но пушкинский компонент наиболее велик и значительно превосходит любой другой.

А.С. Пушкину принадлежит создание новой романтической элегии.

Каковы черты романтизма?

Ученик: Поэтика романтизма - поэтика крайностей и контрастов. Принципиальное значение имеет романтическое двуемирие: противопоставление вечной гармонии той действительности, в которой человеку приходится пребывать короткий миг.

Романтики любили определять время словами “никогда”, “всегда”. Особую роль имеет пейзаж. Он отображает состояние души героя. Так, например, душу романтического героя может вместить только океан или горы.

Герой романтических произведений всегда одинок, противопоставлен толпе, разочарован в жизни. Основа мировоззрения лирического героя - пессимизм.

Учитель: Русская элегия вплотную подошла к высокому романтизму в 1820 г. послушаем стихотворение, которое явилось таким шагом.

(выразительное чтение наизусть элегии “погасло дневное светило”)

Когда было написано стихотворение “Погасло дневное светило”?

Ученик: Элегия была написана с 18 по 19 августа 1820 года на военном бриге, по пути из Феодосии в Гурзуф и доработана в сентябре.

Готовя в 1825 году сборник стихотворений, Пушкин предполагал дать элегии эпиграф (“Прощай, моя родная страна” Байрон). Пушкин находился в южной ссылке, где познакомился с Раевским, с Марией Николаевной Раевской.

Учитель: Посмотрите внимательно на репродукцию с картины Ивана Айвазовского “Пушкин в Гурзуфе”. Какими строчками из элегии вы могли бы прокомментировать картину?

(Шуми, шуми послушное ветрило, волнуйся надо мной, угрюмый океан)

Учитель: Как вы думаете что объединяет картину Айвазовского, элегию Пушкина и творчество Байрона?

Ученик: Стиль - романтизм, океан, любовь к стихиям.

Учитель: Какими словами обращается А.С. Пушкин к окружающей его природе? И что эта природа - фон или буйство стихии?

Ученик: Пушкин использует славянизмы - ветрило, светило, обращается к стихиям.

Учитель: Пейзаж элегии - романтический. Природа - стихия, неподвластная, бунтующая, такая же, как душа лирического героя. Какими чувствами наполнена душа лирического героя?

Ученик: Лирический герой полон разочарования, его душа испытывает дисгармонию с миром. Воспоминания о юге “полуденной стране” вызывает противоречивые чувства “душа кипит и замирает”.

Учитель:

Лети, корабль, неси меня к пределам дальним.
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей
Почему поэт избегает родины?

Ученик: Там его постигло разочарование в любви, в друзьях, во всем том, во что верил и любил.

Учитель: Какими словами заканчивает Пушкин элегию?

Ученик:

Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся надо мной, угрюмый океан.

Учитель: Каким настроением проникнуты строки?

Ученик: Строки печальные, пессимистические, только океан отражает то, что существует поэт: одиночество, любовь, горечь разочарований, тоску.

Учитель: Пушкинский лир- герой романтический. Его переживания противоречивы, глубоки и трагичны.

С помощью, каких художественных средств удалось поэту добиться такой выразительности?

Ученик: Метафоры, эпитеты, олицетворения слова употребляются и в прямом и в метафорическом смысле.

Учитель: Каковы лексические особенности?

Ученик: Использование славянизмов (светило, ветрило).

Учитель: Какова ритмика этого стихотворения?

Ученик: Четырехстопный ямб, перекрестная и опоясывающая рифма, мужские и женские окончания.

Учитель: К какому виду элегий можно отнести стихотворение Пушкина?

Ученик: Оно совмещает философскую и любовную элегии. В нем есть тоска по “безумной любви”, рефлексия собственных впечатлений.

Учитель: Обратите внимание на таблицу. Как вы думаете, почему Белинский сказал: “Без Жуковского не было бы Пушкина?”

Ученик: В творчестве А.С. Пушкина есть все компоненты нововведений его предшественников К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского.

Приложение