Элективный курс “Жизнь и творчество С.Есенина” рассчитан на 12 часов. Этот курс предметно-ориентированный. Как и другие элективные курсы такого типа, данный курс требует от учителя серьёзной подготовки, активизации творческого мышления для того, чтобы реализовать поставленные задачи: углубить знания учащихся, привить школьникам навыки самостоятельной работы с текстом, научно-популярной литературой.
Цель данного курса – переосмыслить роль поэзии С.Есенина и его личности в русской литературе 20 века.
Данный курс носит практико-ориентированный характер. Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности, что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы. Часть занятий должна быть построена на результатах исследований, проведенных школьниками.
Следует уделить больше внимания не только чтению и анализу произведений Сергея Есенина, но и его письмам, тем воспоминаниям, которые оставили после себя люди из близкого окружения поэта.
Имя С. Есенина и его произведения знакомы учащимся ещё из курса начальной школы. Многие его стихотворения были прочитаны и проанализированы на уроках в среднем и старшем звене. Следует избегать дублирования материала. Очень важно не только читать и анализировать произведения, но и стараться сопоставить их с теми событиями, которые происходили в жизни поэта в данный период.
В примерном планировании определено количество часов, отведённых на каждую тему, рекомендованы виды деятельности, предложен список литературы, к которой можно обращаться при работе по той или иной теме.
Данный элективный курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которые знают и любят творчество С. Есенина. Целесообразно проводить его после изучения творчества поэта на уроках литературы (1час в неделю).
Основными видами, формами организации учебной деятельности являются лекции, семинары, практические занятия.
При оценивании достижений школьников можно использовать как накопительную, так и рейтинговую оценку.
Примерное планирование элективного курса “Жизнь и творчество С.А. Есенина”.
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Виды деятельности (учителя и школьников) |
1. | “Бесконечная легенда” (слово о Сергее Есенине и его роли в русской литературе). | 1 |
Лекции учителя. Просмотр видео и фотоматериалов. |
2. | Периодизация творчества С. А. Есенина. |
3 |
Лекции учителя. Составление таблицы. Доклады учащихся. Комментированное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. |
3. | Любовь в жизни С. Есенина | 2 |
Доклады учащихся. Просмотр фотоматериалов. Чтение и анализ любовной лирики. |
4. | Последний год жизни и тайна смерти С. Есенина. | 2 |
Лекция учителя. Комментированное чтение стихотворений. |
5. | Из дневников, записных книжек и писем (С.Есенин в воспоминаниях современников). | 2 |
Исследовательская деятельность. Просмотр и обсуждение фотоматериалов. Доклады учащихся. |
6. | “Есенин – это вечное” (музыкально-литературный вечер). | 2 |
Совместная подготовка сценария. Конкурс чтецов. |
Тема 1. Бесконечная легенда (слово о С. Есенине и его роли в русской литературе).
Талант и время. Духовный путь С. Есенина. Художественные искания поэта. Поэтический мир Есенина. Размышления С. Есенина о литературе и искусстве.
Тема 2. Периодизация творчества Сергея Есенина.
Периодизация творчества поэта 1-период (июль 1912 года – октябрь 1917года). Приезд в Москву. “Суриковский кружок”. Учеба в университете. Работа в типографии. Публикация первых произведений. (“Там, где капустные грядки”, “Воробышки”, “Пороша”, “Лебёдушка”, “С добрым утром”, “Ус” и другие).
2-период (октябрь 1917 года – июль 1918года). Поэтический взлёт Есенина. Вступление в боевую дружину, стихотворения “Небесный барабанщик”, “Пришествие”, “Преображение”, “Иорданская голубица”, “Сельский часослов”.
3-период (июль 1918 года – ноябрь 1918года). Раздумья поэта о событиях, происходящих в России. Активизация крестьянских выступлений. Формирование творческого кредо С. Есенина (“Ключи Марии”). Безумная популярность и одиночество поэта (поэмы “Товарищ”, “Инония”). Общение в Москве с А. Белым. Напряжённая творческая работа. Возвращение к теме Родины. Сомнения Есенина в правильности хода революции.
4-период (ноябрь 1918 года – конец 1920 года). Знакомство с А. Мариенгофом. Вступление Есенина в группу имажинистов. Разгром партии левых эсеров. Слежка за Есениным (“Сорокоуст”). Вступление в профессиональный союз писателей. Арест по анонимному доносу.
5-период (начало 1921 года – май 1922 года). Предчувствие надвигающегося голода (стихотворение “Хлеб”). Всплеск народного сопротивления большевизму (поэма “Пугачёв”). Работа над поэмой “Страна негодяев”.
6-период (май 1922 года – август 1923 года). Пребывание за границей с А. Дункан. Впечатления от поездки. Работа в Париже над циклом стихотворений “Москва кабацкая”. Публикация первой автобиографии. Возвращение в Россию.
7-период (август 1923 года – ноябрь 1923 года). Встреча С. Есенина с Л. Троцким. Второй арест Есенина.
8-период (ноябрь 1923 года – декабрь 1925 года). Создание цикла “Персидские мотивы”, поэмы “Анна Снегина”. Травля поэта. Роковая роль исторической поэмы “Песнь о великом походе”. Последнее посещение Госиздата. Выезд из Москвы в Ленинград. Смерть поэта.
Тема 3. Любовь в жизни Есенина.
Вступление в гражданский брак с А.Р. Изрядновой. Венчание с З. Н. Райх. Знакомство с Галиной Бениславской. Знакомство с А. Дункан. Расторжение брака с Зинаидой Райх. Заключение брака с А. Дункан. Знакомство с Софьей Толстой. Регистрация брака. Анализ любовной лирики.
Тема 4. Последний год жизни и тайна смерти Сергея Александровича Есенина.
Работа над поэмой “Анна Снегина” Возвращение Есенина в Москву. Поездка в Баку. Выход в свет книги “Берёзовый ситец”. Подготовка к публикации собрания сочинений в трёх томах. Завершение работы над поэмой “Чёрный человек”. Пребывание в клинике. Встреча с Клюевым, Устиновым, Приблудным, Эрлихом. Гибель Сергея Есенина в гостинице “Англетер”.
Тема 5. Из дневников, записных книжек и писем (С. Есенин в воспоминаниях современников).
Сергей Есенин и его окружение. Русское зарубежье о Есенине. С.Есенин и крестьянская Россия. Друзья поэта и его враги.
Тема 6. “Есенин – это вечное” (музыкально-литературный вечер).
Оформление зала. Выставка различных изданий произведений С.Есенина, фотографий, портретов Есенина и его современников.
Совместная работа учителя и учащихся над созданием сценария музыкально-литературного вечера.
Список литературы.
- Занковская Л.В. Новый Есенин. – М., “Флинта”, 1997 г.
- Куняевы Станислав и Сергей. Жизнь Есенина.– М., “ Центрполиграф”, 2002г.
- Е. Гусляров и О. Карпухин. Есенин в жизни. – Калининград, 2000 г.
- Ю. Прокушев. Воспоминания о смерти С. Есенина. – М., 1965 г.
- Гулин А.В. “В сердце светит Русь…” (Духовный путь Сергея Есенина). Литература в школе №4, 2001 г.
- Дункан Айсидора. Моя жизнь. Моя Россия. Мой Есенин. – М., “Издательство политической литературы”, 1992 г.
- Есенин С.А. Материалы к биографии. – М., “Историческое наследие”, 1993 г.
- Русское зарубежье о Есенине. В 2-х томах. – М., “Инкон”, 1993 г.
- Бишарев О. Тайна смерти Есенина. – М.: “Инкон”, 1993 г.
- Хлысталов Э. Тринадцать уголовных дел Сергея Есенина. – М., “Русланд”, 1994 г.
- Тайна смерти Есенина – М., “Зеркало”, 1994г.
- Прокушев Ю. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. – М., “Советская Россия”, 1978 г.
- Базаров В.Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия. – Л., “Советский писатель”, 1982 г.
- Шешуков С. Неистовые ревнители. – М., “Художественная литература”, 1984 г.
- Товарищи по чувствам, по перу… Сергей Есенин в Грузии. – Тбилиси, “Мерани”, 1986 г.