Цель: Познакомить с миром животных в стихотворениях русских поэтов ХХ века.
Задачи:
1. Научить определять тематику стихотворений, видеть нравственную глубину стихотворения; отрабатывать навыки выразительного чтения текста, находить художественные особенности в тексте;
2. Развивать умения анализировать, сравнивать стихотворения;
3. Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим».
Методы:
1. объяснительно-иллюстративный.
2. частично-поисковый.
Оборудование урока:
- компьютер;
- экран;
- презентация, созданная с использованием программы Microsoft Power Point
- карточки с вопросами для анализа стихотворений;
- фотографии домашних животных.
Ход урока
1. Чтение эпиграфа к уроку.
Любая жизнь ценна.
Прекрасна, дети.
И, наблюдая, думаем подчас,
что на большой и голубой планете
не можем мы без них
или они без нас…
Работа со слайдом: (Смотри приложение)
2. Беседа с учащимися:
Учитель: Ребята. Как вы думаете, без кого не можем обойтись мы?
Учащиеся: Наверно, без животных.
Учитель: К сегодняшнему уроку вы принесли фотографии своих животных и написали небольшие сочинения о них. Расскажите немного о своих любимцах. Зачем вам они нужны?
Учащиеся: (Рассказывают о своих животных, зачитывают выдержки из сочинения. «Без моего котика в доме пусто», «Мой котик очень смешной, я всегда могу с ним поиграть. Если мне грустно, то я посмотрю на него и у меня поднимается настроение», «Если я заболею, то моя кошка всегда со мной рядом», «Моя собака-это мой друг. Она приносит мне радость и согревает душу» и т. д. )
Учитель: Прослушав ваши сочинения, можно сделать вывод, что у многих из вас есть какие-то животные. Всем они нужны для общения, чтобы согреть душу и принести частичку тепла в ваш дом. Я надеюсь, что вы для них тоже делаете много хорошего. Ведь на добро надо отвечать добром.
Ребята! Мы с вами находимся на уроке литературы, поэтому поговорим о «братьях наших меньших» в стихах русских поэтов ХХ века. Попробуем проанализировать стихи. Вы выскажете своё мнение об отношениях человека и природы.
3. Знакомсво со стихотворением С. А. Есенина.
С. Есенин – замечательный русский поэт. Его называют певцом русской природы.
(Обращается внимание на портрет поэта. )
Работа со слайдом: (Смотри приложение. Слайд № 4)
Послушайте внимательно стихотворение Сергея Александровича Есенина «Песнь о собаке», и попробуем с вами вместе проанализировать это произведение.
Звучит стихотворение в исполнении заранее подготовленного ученика.
4. Анализ стихотворения С. А. Есенина «Песнь о собаке»:
(фронтальная работа класса)
1. Какие чувства вы испытывали, когда слушали стихотворение?
2. Определите тему и основную мысль стихотворения.
3. Как поэт рисует материнскую тоску и нежность?
4. Найдите метафоры. Объясните их смысл. .
5. Каким автор показывает «хозяина» в этом стихотворении?
Работа со слайдом: (Смотри приложение. Слайд № 5)
5. Работа в группах (На столах раздаточный материал с вопросами)
Учитель: Вы сейчас поработаете ещё над 3 стихотворениями: Веры Инбер «Сеттер Джек», Владимира Владимировича Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», Николая Глазкова «Песнь Разлуки».
Ваша задача: прочитать эти стихотворения, а потом в группах проанализировать их.
6. Работа в группах (На столах раздаточный материал с вопросами)
1 группа: Анализ стихотворения Веры Инбер «Сеттер Джек».
1. Выразительно прочитать стихотворение.
2. Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Что поразило в нём?
3. Какими эпитетами вы опишете Джека?
4. Найдите строки, помогающие передать внутреннее состояние собаки.
5. О чём просит автор задуматься читателя?
2 группа: Анализ стихотворения Владимира Владимировича Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
1. Выразительно прочитать стихотворение.
2. Определить тему и основную мысль стихотворения.
3. Какие согласные звуки использует автор? Понаблюдайте, как с помощью этих звуков поэт передаёт топот лошадиных копыт, чувство тоски и одиночества.
4. Чем отличается от толпы лирический герой?
3 группа: Анализ стихотворения Николая Глазкова: «Песнь разлуки»
1. Выразительно прочитать стихотворение.
2. Определите тему и основную мысль стихотворения.
3. Какие словесные картины можно нарисовать, прочитав это стихотворение?
4. Как в этом стихотворении противопоставлен мир природы и человека? (подберите примеры, характеризующие человека и природу)
7. Выступление учащихся с анализом стихотворений.
(Во время выступления используется презентация. )
Работа с презентацией: (Смотри приложение. Слайды № 6-11)
8. Обобщение и систематизация знаний
Беседа с учащимися:
1. Что объединяет все стихотворения?
2. Почему нам так трудно обходиться без животных?
3. Что нам даёт общение с нашими меньшими друзьями?
9. Подведение итогов
10. Домашнее задание
Выучить понравившееся стихотворение наизусть.
Литература:
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Шаг за горизонт» учебник литературы для 5 –го класса