Цели урока:
обобщить, повторить и систематизировать полученные знания по поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”,
повысить интерес к литературе.
Развивающие задачи: формировать умение проводить литературные аналогии и прогнозировать ситуацию.
Воспитательные задачи: воспитывать активную жизненную позицию, умение объективно оценивать явления жизни.
Оборудование урока: иллюстрации к образам поэмы “Мертвые души”, индивидуальные конверты-копилки, с материалом, подготовленным на предыдущих уроках.
Оформление доски: под темой урока эпиграф:
Гоголь, смеша и смеясь, невидимо плакал, оттого, что в его сатиры улеглась вся бесконечная Русь своею отрицательною стороною, со своею плотью, кровью и дыханием.
И.А. Гончаров
Справа от эпиграфа – копии иллюстраций художников П. Боклевского и А. Лаптева к поэме, а также сделанные самими учащимися, ниже эпиграфа – план урока.
1. Сатирическая направленность поэмы.
2. Образы помещиков и ваш взгляд на них.
3. Уроки Гоголя.
4. “Замашистый” язык Гоголя.
5. Традиции Гоголя и литературные аналогии.
ХОД УРОКА.
I. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся в буквальном смысле объять необъятное, потому что именно таковой является поэма Гоголя “Мертвые души”. Без преувеличения можно сказать, что перед нами целый мир, Вселенная, заключенная в этой маленькой книге. Чтобы нам с вами не потеряться в этой бесконечности, мы будем придерживаться плана, который вы видите на доске.
Итак, давайте рассмотрим первый пункт и скажем, что мы говорили о сатире. Откройте ваши копилки и дайте определение этому литературоведческому термину.
Варианты ответов из различных источников, которые были рассмотрены классом на предыдущих уроках по данной теме, по литературоведческому словарю, толковому словарю Ожегова, энциклопедическому словарю и др.
То есть сатира – это уничтожающая критика пороков, окружающей действительности. В сущности, смысл сатиры Гоголя заключен в эпиграфе к нашему уроку (читаем). Так над чем же смеется, что критикует Гоголь в своей поэме? На этот вопрос нам поможет ответить второй пункт плана.
II. Работа по карточкам.
Учитель раздает шесть карточек с опорными словами – словесными
рядами, – по которым учащиеся должны опознать литературный персонаж. Вопрос: По этим ключевым словам назовите данного героя, дайте ему краткую характеристику
Карточка №1 “Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья”. (Манилов).
Карточка №2 “Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся,, батюшка, отец мой, святители, страсти, почивали, я чай, маненько повременю, авось, ахти.” (Коробочка).
Карточка №3 “Продулся в пух, убухал четырех рысаков, свинтус, тресну со смеху, жидомор, отыграл бы, просадил бы, эх, брат, юркость характера, брудастая, бранный задор” (Ноздрев).
Карточка №4 “Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с теленка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило” (Собакевич).
Карточка №5 “Дряхлым инвалидом, лишенные верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина, пыль, навоз, гниль, прореха” (Плюшкин).
Учитель задает вопрос, почему нет карточки на Чичикова? (Потому, что этот персонаж все время меняется в зависимости от того, с кем в данный момент разговаривает: с Маниловым сюсюкает, с Ноздревым хамит и “тыкает”, с Коробочкой коверкает слова, с Собакевичем рыкает… Хотя есть и у него дифференцирующие его авторские слова: “Ни толст, ни тонок, говорит ни громко, ни тихо”, т. е. он приспосабливается ко всем). (См. Дополнительный материал к уроку),
Беседа с учащимися. Взгляд на иллюстрации П.Боклевского и А.Лаптева.
Итак, вот они тут все – опустившиеся, неприятные, пугающие образы Гоголя. Вспомните определяющие детали портрета и быта помещиков по тексту поэмы (метод микроскопического анализа, примененный на предыдущих уроках. См. Дополнительный материал к уроку), посмотрите еще раз на них глазами иллюстратора и ответьте, в чем, по-вашему, удача художника? (Они напоминают животных: Манилов – кота, Собакевич – медведя, Ноздрев – собаку, Коробочка – курицу, Плюшкин – паука).
А теперь давайте поработаем соавторами этих мастеров, – попробуем придумать каждому персонажу мелодию со своим лейтмотивом: а то Слово есть, Рисунок есть, пусть будет и Музыка (Интересно, что варианты учащихся отличаются оригинальностью, непредсказуемостью, т.к. большинство учащихся данного класса занимаются музыкой).
На уроках мы с вами говорили, чем опасен каждый из персонажей Гоголя, а теперь, не уходя от оксюморона, заключенного в названии – “Мертвые души”, – скажите, кто же УМЕР в каждом из них? (Манилов – миротворец, дипломат; Ноздрев – человек, который может горы свернуть, если его энергию направить в нужное русло; Собакевич – умный хозяйственник в лучшем смысле этого слова, опора общества; Коробочка – просто хлебосольная, добросердечная, сердобольная русская женщина; Плюшкин – интеллигент, глава большой дружной семьи; Чичиков – человек богатых, неисчерпаемых возможностей, который с его задатками психолога мог стать незаменимым в любой сфере деятельности).
Так почему же все-таки Гоголь показал помещиков с худших сторон? Есть ли сегодня такие люди, может, они, говоря языком писателя, “повымерли” давно?
(Есть, и их, увы! очень много).
Сейчас мы с вами подошли к очень важному моменту нашего разговора и третьему пункту плана.
Внимание! Вопрос: В чем главный урок Гоголя для вашего возраста? Говорю “для вашего возраста”, потому что у всех русских классиков есть свои уроки для каждого периода жизни (Обычные варианты ответов: не болтать по пустякам, стараться, чтобы слово не расходилось с делом, не злословить, остерегаться пошлости и пр.).
Слово учителя.
Вот прозвучало слово, которого я ждала – “пошлость”. Напомните, что оно обозначает? (Низкий, вульгарный, недостойный…). А какое слово является его антонимом?
(Высокий, возвышенный). Я нарисую на доске две точки: нижняя точка – это, как вы понимаете, “пошлость”, верхняя – “возвышенное, прекрасное”. Между ними черта, которая обозначает путь человека, нормальное, обычное его поведение. Как вы думаете, вот из этого среднего положения, куда легче дойти? (Учащиеся дают однозначный ответ: скатиться всегда легче, чем подняться. Восхождение требует гораздо больших затрат времени, сил, работы тела, ума и сердца). Вот вы и вынесли один из самых важных уроков Гоголя:
Чтобы однажды, взглянув в зеркало не увидеть свое “оскотинившееся лицо”, надо много работать над собой, уметь увидеть в обыденном – необыкновенное, в земном – возвышенное и всеми силами стремиться к нему. Вы скажете: “Мы это знаем, сколько раз нам это говорили!” Но тут начинается самое интересное: Гоголь, писатель-провидец, как бы предчувствует это наше восклицание и говорит, напрямую обращаясь к нам с вами. Давайте найдем и прочитаем лирическое отступление, которое, возможно, осталось вне вашего внимания:
“Много свершилось в мире заблуждений, которых бы, казалось, теперь не сделал и ребенок. Какие искривленные, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь…Но мимо его в глухой темноте текли люди…Умели среди бела дня попасть вновь в непроходимые захолустья, умели напустить вновь слепой туман друг другу в очи…Видит теперь все ясно текущее поколение, смеется над неразумием своих предков…и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки” (т. I, гл. 10).
Горько звучат эти слова, но есть в поэме и обнадеживающее напутствие, и вы его знаете. Какое?
Учащиеся наизусть цитируют или находят в тексте:
“Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”
III. Дискуссия с учащимися.
От этих слов великого писателя мы с вами перейдем к четвертому пункту нашего плана об особенностях его языка. Взгляните на слово “мужество” в последней цитате и ответьте, какое значение оно здесь имеет? (Будущая, взрослая жизнь с ее испытаниями и тяготами, для преодоления которых надо быть настоящим мужественным человеком). Согласитесь, что Гоголь подобрал одно-единственное и очень удачное слово для выражения довольно широкой мысли, хотя и звучащее непривычно в данном контексте. Не случайно Иван Сергеевич Тургенев писал: “Язык его до безумия неправильный, приводит меня в восторг: живое тело”. Давайте еще раз заглянем в нашу копилку и извлечем из нее те “замашистые” слова, которые собрали в ходе чтения. (Учащиеся предлагают свои варианты: взбутетенить, забранки загинаешь, пришпандорь, скалдырник, повеликатней, корячиться, как корамора, такая потьма, неавантажная, побратима с медом, бочковатость ребр, незачем бабиться, во всю пропалую, субдительный суперфлю, всё из обезьянства и т.д., а затем отмечают, что слова эти, скорее всего, являются яркими авторскими неологизмами – вспомним Лескова! – и относятся к разговорной просторечной лексике).
Вы не видите здесь парадокса? Жанр – поэма, а лексика явно снижена, хотя мы знаем, что для поэмы характерен скорее возвышенный стиль с соответствующей лексикой, не правда ли? Бичуя пошлость, не идет ли писатель на поводу у неё же самой? (Учащиеся предлагают свои рассуждения, и если их мнения расходятся, то может возникнуть дискуссия).
Учитель должен подвести детей к выводу о мастерстве писателя:
Да, объектом описания в поэме является пошлость жизни, словарный состав произведения, казалось бы, служит этой основной идее – раскрыть механизмы всего низменного.
Однако здесь мы сталкиваемся с тайной творчества: в устах гениального писателя все эти слова, разговорные обороты речи, явные грамматические неправильности рождают, как сказал В. В. Стасов, язык “неслыханный по своей естественности”: сочный, красочный и убедительный. И пусть эта тайна останется для вас тайной до тех пор, пока вы не захотите сами ее раскрыть, углубившись в изучение русской литературы, великого русского слова. И здесь пришло время поговорить о традициях Гоголя, и мы переходим к пятому пункту нашего плана.
IV. Слово учителя.
Николай Васильевия Гоголь, как не раз отмечалось учеными, – это следующая после Пушкина столбовая веха на пути нашей литературы. Без него немыслимы ни Салтыков-Щедрин, ни Достоевский, ни Чехов… Герои и идеи Гоголя перекочевали и расселились у писателей-сатириков начала XX века, как у себя дома (произведения Зощенко, Ильфа и Петрова, Булгакова). Хотя гоголевские образы претерпели фантастические изменения, суть осталась та же.
Сейчас вы услышите сокращенный вариант маленькой поэмы в 10 пунктах с прологом и эпилогом, принадлежащей М Булгакову, с творчеством которого вам очень скоро предстоит познакомиться, называется она “Похождения Чичикова” (Подготовленные заранее учащиеся читают сокращенный мною текст за 5 минут).
На очень печальной ноте заканчивается это новое похождение Чичикова. Попробуйте объяснить эту интонацию. (Конечный вариант ответа: пока есть условия, будут жить и чичиковы, и ноздревы. Где “служат лицам, а не делу”, где льстят и угодничают, там всегда будут те же самые “звериные морды”, вместо человеческих лиц).
V. Домашнее задание.
Но мне бы хотелось закончить наш урок на другой ноте. Как вы помните, последние слова повести Булгакова: “И ничего: ни Чичикова, ни Ноздрева и, главное, ни Гоголя…”. Дома вы напишете сочинение “Гоголь есть!”, где постараетесь выразить свое отношение к поэме, к образам, к писателю, к нашему сегодняшнему уроку. Я надеюсь, что ваше общение с Николаем Васильевичем Гоголем этим уроком не закончится.