Цели урока.
Обучающие:
- дальнейшее овладение навыками идейно – художественного анализа произведения; умение излагать материал при помощи новых информационных технологий.
Развивающие:
- развитие креативных способностей; способствовать развитию логического мышления и образного восприятия.
Воспитательная:
- воспитание патриотизма через воспитание любви к родной истории, литературе, живописи, воспитание интернационализма через изучение учебных предметов.
Методы:
1.Словесный;
2.Частично-поисковый;
3.Практический;
4.Информационный.
Ход урока.
I. Организационный момент:
Здравствуйте, садитесь. Ребята, сегодняшний урок наш не совсем обычный – его будут вести сразу три учителя (литературы, истории, информатики), да и предмет, о котором мы будем говорить, - тоже неординарный. Через 6 лет, в 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Сегодня будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым были посвящены многие замечательные произведения. Итак, страницы подвига.
Как вы думаете, что испытывает человек, который должен его совершить?
(2 – 3 ответа)
- Вот как на этот вопрос ответил поэт Виталий Коротич:
Слайд 1.
- Звучит стихотворение "Идя на подвиги" в исполнении ученика-1:
Идя на подвиги,
Не алчут орденов,
Не бредят
Благодарностью державы,
Не узнают примерный вес чинов,
Достойных стать
Эквивалентом славы.
Идя на подвиги,
Не ведают о том,
Насколько щедрость родины огромна,
И называют чрезвычайно скромно
Все то, что станет подвигом потом.
Слайд 2.
Учитель истории:
Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для нашего народа. Вторжение неприятеля, "двунадесяти языков" наполеоновского войска в пределы России, Бородинское сражение, пожар в Москве, напряженная борьба вызвали могучий народный подъем. И поэтому поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы: русский Денис Давыдов, грузин Петр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашев и турок Александр Кутайсов – России верные сыны.
Слайд 3.
Учитель литературы:
Образы защитников Отечества неоднократно вдохновляли писателей и поэтов.
Вот как это было воплощено в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Бородино”:
- С анализом стихотворения выступает ученик-2.
Слайд 4.
Учитель истории:
Отечественная война выявила славную плеяду выдающихся полководцев и военноначальников. Одним из них был главнокомандующий 1-ой армией Барклай де Толли.
- Сообщение ученика – 3 о Б.Де Толли.
Слайд 5.
Учитель истории:
Огромной любовью солдат пользовался любимец еще А.Суворова, главнокомандующий 2-ой армией князь Петр Багратион.
- Сообщение ученика –4 о Багратионе.
Слайд 6.
Учитель литературы:
Таким любимцем солдат показан в романе “Война и мир” Л.Н. Толстого Андрей Болконский. “Наш князь” называли его солдаты.
-Сообщение ученика –5 об Андрее (по роману Л.Толстого “Война и мир”)
Слайд 7.
Учитель истории:
Дохтуров, Милорадович, Раевский, Ермолов, братья Тучковы и легендарный атаман Платов… Эти имена теперь стали легендой, легендой о доблести, мужестве, беспримерном героизме.
Сообщение группы учеников о Дохтурове, Ермолове, Тучкове.
Слайды 8-9-10.
- Звучит анализ Стихотворения “Генералам 12 года” М.Цветаевой :
ГЕНЕРАЛАМ ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА.
Сергею
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, -
Очаровательные франты
Минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань господня
И сердце матери, - вчера
Малютки-мальчики, сегодня –
Офицера!
Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я видела, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик.
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена...
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна...
О, как, мне кажется, могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век...
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало – трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли!
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие –
И весело переходили
В небытие.
26 декабря 1913
Феодосия
Слайд 11.
Учитель истории:
Однако всех их объединяет фигура главного героя 1812 года – фельдмаршала М. И.Кутузова.
Сообщение ученика-6 о Кутузове.
(Историческое и литературное (по роману Л.Толстого “Война и мир”)
Слайд 12.
Учитель истории: Гибельной для захватчиков стала “малая война”,
под которой Кутузов понимал военные действия ополчений , армейских и крестьянских партизанских отрядов. Инициатива принадлежала Барклаю де Толли. Над французскими войсками поднялась “дубина народной войны”- крестьяне уходили в леса и по-своему боролись с неприятелем .Такими были Фёдор Потапов и старостиха Василия Кожина.
Сообщение ученика – (по истории. Ф. Потапове и В. Кожиной). Сообщение ученика - (по литературе о Долохове).
Слайды 13-14-15.
Учитель истории:
Героем партизанской войны стал Денис Давыдов – гусар, храбрец, поэт.
Сообщение ученика-8 о Давыдове.
Слайд 16.
Учитель литературы:
Денис Давыдов стал прототипом Денисова в Романе Толстого “Война и мир”. Именно в его отряд попал младший из Ростовых – Петя. Его гибелью автор подчёркивает антигуманистическую идею войны: она не щадит даже совсем юного, почти мальчика, героя.
Сообщение ученика-9 о Пете Ростове. (По роману Л. Толстого “Война и мир”.)
Слайд 17.
Учитель литературы: Величайший гуманист Толстой, создавая в романе образы героических защитников Отечества, выражает не менее главную и дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, убивая её детей, равно любимых: и русских, и французов. Вот таким он изображает после сражения Бородинское поле.
Сообщение ученика – 10 о Бородинском поле. (По роману Л.Н.Толстого “Война и мир”.)
Слайд 18.
Учитель литературы: Блестящие офицеры, не жалевшие жизни своей во имя Родины… Поистине подвиг их незабвенен и будет звучать в веках. Вот кем их видит поэт – исполнитель Булат Окуджава. (Песня “ Кавалергарда век не долог…” звучит в исполнении группы учащихся.)
Слайд 19.
Учитель истории: По окончанию войны у Тверской заставы была сооружена деревянная триумфальная арка, через 20 лет она была заманена каменной. Теперь это главное украшение святого места – Поклонной горы, на которой слились два великих подвига воедино: подвиг героев России войны 1812 года и героев СССР Великой отечественной войны 1941 – 1945 годов. О славе и доблести нашей армии говорят величайшие памятники: Музей российского оружия и Музей-панорама Бородинской битвы. О героях 1812 года напоминают сегодня названия улиц, перекрестков и проездов, расположенных вблизи Кутузовского проспекта, в них увековечены имена Барклая, Давыдова, Кожиной и др.
Слайды 20-30.
Заключение
Учитель литературы:
- Ребята, вы сегодня приняли участие в таком непростом разговоре. Наверное, стоит все-таки понять, что героями не рождаются, ими становятся, когда в час великих испытаний на вопрос "что ближе, дороже – ты сам или Родина" человек находит свой ответ.
Слайды 30-34-35.
Использованная литература и дополнительные материалы для проведения урока
- Стихи "Идя на подвиг", автор В.Коротич.
- Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино".
- Стихотворение "Генералам 12 года", автор М.Цветаева.
- Песня Булата Окуджавы "Кавалергарда век не долог...".
- Доклады учащихся.
- Мультимедийный проект "Герои 1812 года".
- Литература для 10 класса. (Ю. Лебедев)
- Л.Толстой, "Война и мир".
- Интернет-материалы.
- А.Н. Боханов, История России, М.,“Русское слово”,2004.