Литература
-
Литературная гостиная "Земля моей любви" (о творчестве Л. Лапцуя) 2007
Методическую разработку литературной гостиной "Земля моей любви" о творчестве ненецкого поэта Леонида Лапцуя можно использовать на занятиях по литературе и во внеклассной работе на I курсе средних специальных учебных заведений.
-
Визуальная поэзия. Материалы к спецкурсу по анализу поэтического текста 2007
В предлагаемой статье дается история визуальной (конкретной) поэзии, предлагается классификация. Данный материал может быть использован на занятиях спецкурса по анализу поэтического текста, на занятиях литературного кружка, в качестве дополнительного материала на уроках.
-
Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы" 2007
Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь.
-
Урок-игра по басням И.А. Крылова для 5-го класса 2007
На уроках литературы учителя должны не только научить детей внимательно читать и анализировать художественные произведения, но и воспитать ребят, развить их творческие способности. Игра на уроке в равной степени способствует как приобретению знаний, так и развитию многих необходимых качеств личности. Поэтому, обобщая знания по той или иной теме, подводя итоги изучению произведения, часто предлагаю ребятам сыграть. На уроках литературы использую игры различного типа: и такие, в основе которых лежит соревнование, и такие, которые базируются на стремлении претворить произведение в слове, сценическом действии.
-
Открытый урок "Не стоит село без праведника" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор"). 10-й класс 2007
Урок-аналитическая беседа в 10-м классе "Не стоит село без праведника" по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор".
-
Урок-лекция по теме: "А.И. Солженицын "Матренин двор". 10-й класс 2007
Урок-лекция для десятиклассников по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор" знакомит учащихся с основными периодами жизни и творчества А.И. Солженицына.
-
Интегрированный урок по литературе и изобразительному искусству в 5-м классе 2007
Урок помогает создать условия для "погружения" учащихся в идейно-эмоциональную атмосферу произведения и проанализировать особенности выразительности средств, сопоставлять различия выразительных средств разных видов искусств и обобщать свои наблюдения, помогает организовать эффективное, педагогически целесообразное взаимодействие образов музыки, литературы, изобразительного искусства; усвоить понятие "художественный образ" в искусстве, его качество: многозначность и целостность, обобщённость и конкретность, единство объективного и субъективного.
-
Урок литературы в 11-м классе по повести В. Распутина "Прощание с Матерой" 2007
Современная школа обязана выпустить в жизнь нравственно подготовленных, чистых и сильных людей. При 3–4 часах в неделю учитель обязан подготовить ребят к выпускному сочинению, поэтому в одном уроке необходимо интегрировать сразу несколько предлагаемых на экзамене тем. Урок по повести В.Распутина может помочь детям собрать материал сразу к нескольким экзаменационным темам.
-
Философская концепция рассказа А.П. Чехова "Студент" 2007
Урок-размышление помогает сформировать у учащихся представление о философской концепции рассказа А.П. Чехова "Студент", воспитать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям; подводит учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.
-
Игра-путешествие по сказкам А.С. Пушкина 2007
Урок литературы в 5-м классе проводится в игровой форме с целью показать учащимся удивительный мир сказок, их мудрость и красоту; закрепить уважение и любовь к сказкам; воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом. Можно использовать, как внеклассное мероприятие.
-
Интегрированный урок: математика + биология + физика + изобразительное искусство + музыка + литература по теме: "Этот удивительный мир симметрии" 2007
Интегрированный урок биологии, математики и физики по теме "Этот удивительный мир симметрии" учит учащихся различать многообразные проявления симметрии в окружающем мире, показывает важную, исключительную роль принципа симметрии в научном познании мира и в человеческом творчестве.
-
Урок по литературе в 11-м классе по теме: "Библейские мотивы в творчестве Б.Пастернака" 2007
Урок по теме "Библейские мотивы в творчестве Бориса Пастернака" продолжает знакомство с творчеством поэта и расширяет знания учащихся по теме "Нравственное наследие христианства в русской литературе". Данный урок показал ученикам, какое значение в жизни и творчестве Пастернака имели идеи христианской нравственности, как они воплотились в произведениях поэта.
-
Урок-мастерская в 6-м классе по теме: "Краткость и изобразительность миниатюр М.М. Пришвина" 2007
На уроке развития речи учитель пытается активизировать творческие способности всех учеников, учитывая их индивидуальные возможности, эмоциональные особенности. Вся работа проводится с опорой на миниатюры Пришвина. Учащиеся, анализируя одну из миниатюр, пытаются создать свои, что пробуждает интерес к процессу обучения. Работа идёт от простого к сложному и вызывает интерес у учащихся.
-
Урок внеклассного чтения в 9-м классе на тему: "Человек должен следовать своей мечте?!" (по роману Пауло Коэльо "Алхимик") 2007
На примере романа П.Коэльо "Алхимик" с учащимися 9-го класса ведется разговор о смысле жизни, о нравственных ценностях.
-
Урок внеклассного чтения по теме: "Мой друг – альманах" 2007
Данный урок проведён в сентябре. Но создание альманаха – процесс длительный (недаром выходят один раз в год). И лишь в декабре совместными силами учащихся был выпущен школьный альманах "Утренняя звезда", посвящённый 180-летию выступления декабристов на Сенатской площади. Чтобы выработать необходимые для составления альманаха умения и навыки, поддерживаем интерес к этому виду работы, после каждой крупной темы предлагаем ребятам делать эскизные проекты альманахов.
-
Литературная игра для 8-го класса "Умники и умницы". "Маленький принц" А. де Сент-Экзюпери 2007
Берегите Землю! Эта мысль пронизывает все произведение великого писателя – гуманиста, летчика, бойца, проповедника духовных ценностей. Об этом – его любимая сказка "Маленький принц".
-
Периодизация поэзии 50–90-х годов ХХ века 2007
Поэзии 50-90-х годов XX века посвящен предложенный урок. На уроке составляется синхронистическая таблица русской поэзии за этот период.
-
Интегрированный урок по теме: "Пространства России во взглядах географов и в произведениях литераторов" 2007
Литературно-географическая конференция посвящена литературным произведениям, в которых отражена природа родного края и России в целом.
-
Из опыта использования методики педагогических мастерских в обучении литературе 2007
Полноценный урок литературы сегодня – это урок мысли и чувства, эстетических переживаний и "добывание" знаний о людях, о жизни, о литературе. Атмосфера искусства, атмосфера творчества и сотворчества на уроках создается увлеченным отношением учителя к предмету, постановкой волнующих школьников нравственных, эстетических, политических, психологических проблем, характерных для изучаемого произведения. Представляю вашему вниманию педагогическую мастерскую "Поговорим о милосердии" (по рассказу В.П. Астафьева "И милосердия..."). Урок проводится в 5-м классе после изучения произведения В.П. Астафьева "Васюткино озеро".
-
Урок внеклассного чтения в 9-м классе по теме: "Голубков огонь не берет" по рассказу Т.Толстой "Соня" 2007
В 9-м классе продолжаем говорить о ситуации, которая сложилась в современной литературе, уделяя особое внимание "литературе с модернистской доминантой". На примере рассказа Т.Толстой "Соня" учимся определять особенности стиля автора с учетом принадлежности к литературе модернизма. Развивать умения и навыки в анализе прозаического произведения, определять тему и идею, особенности изображения героев, стиль, язык и т.д. - вот главная задача урока.
-
Урок литературы в 6-м классе по повести Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" 2007
Урок литературы в 6-м классе по повести Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" представлен в форме обобщающего, закрепления и углубления понятий о юморе. Урок-театр позволяет создать условия для погружения в мир гоголевского юмора. Предварительная подготовка к уроку способствовала сплочению классного коллектива, развитию творческих способностей детей и их фантазии.
-
Урок внеклассного чтения по современной литературе на тему: Т.Толстая. Рассказ "Любишь – не любишь" 2007
Урок разработан с использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Объем содержания методов, приемов работы способствует более полному освоению новых знаний всеми категориями учащихся на пределе возможностей каждого, формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.
-
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по теме: "Родительный падеж имен существительных 1-го склонения. Д.Мамин-Сибиряк. "Серая Шейка" (2 часа) 2007
На уроке продолжается изучение падежей имен существительных. Работа ведется по сказке Мамина-Сибиряка "Серая Шейка".
-
Система работы над устными и письменными высказываниями школьников по содержанию повести М.М. Пришвина "Кладовая солнца". 6-й клас 2007
Главная задача учителя-словесника - создавать коммуникативно-речевые ситуации для того, чтобы ученик связно и выразительно говорил, умел слушать и обсуждать, грамотно и логично писать, выразительно читать и создавать собственные устные и письменные высказывания в различных жанрах. В данном случае предлагается создание разных учебных ситуаций при изучении повести М.М. Пришвина "Кладовая солнца" для развития умений учащихся пользоваться всеми видами речевой деятельности, результатом которой являются следующие формы работы: написание сочинения по повести М.М. Пришвина "Кладовая солнца"; создание творческого проекта в форме литературно-музыкальной композиции "Михаил Михайлович, спасибо за любовь, за мудрые слова..."; выступление с литературно-музыкальной композицией перед учащимися, учителями, родителями; участие в городском конкурсе "Мир вместе с книгой".
-
Урок литературы в 10-м классе по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" 2007
Урок литературы в 10-м классе по драме А.Н. Островского "Бесприданница" решает проблемный вопрос: смерть Ларисы Огудаловой случайность или неизбежность?
-
Урок по литературе на тему: "Хроника кровавых злодеяний, или История страстной женской натуры" (По произведению Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") 2007
Урок "Хроника кровавых злодеяний, или История страстной женской натуры", посвященный изучению произведения Н.С. Лескова, занимает в системе игровых уроков особое место. Он требует от учащихся не только грамотно, убедительно, аргументировано излагать свою точку зрения, но и приводить доводы, вовсе не близкие учащемуся, но соответствующие роли, которая им исполняется ("обвинение", "защита"). Решение проблемных вопросов урока. (Можно ли оправдать героиню очерка, совершившую не одно "кровавое злодеяние"? Смог бы оправдать ее автор? Что для Н.С. Лескова важнее, рассказать о преступлении или описать "страстную женскую натуру"?) позволяет продолжить обучение определять замысел автора и видеть его реализацию в общем виде и в деталях, формировать умение понимать проблему художественного произведения с учетом времени его создания.
-
Открытый урок по литературе на тему: "Что может быть милей бесценного родного края?" (по стихотворениям Г.Ф. Граубина) 2007
Урок знакомит с личностью и творчеством забайкальского поэта Георгия Рудольфовича Граубина, раскрывает многогранность его таланта, выраженного в тематике его стихотворений, показывает любовь поэта к родному краю, призывает к бережному отношению к природе.
-
Урок внеклассного чтения по литературе в 8-м классе на тему: "Сопоставительный анализ произведений М.Ю. Лермонтова "Мцыри" и Э.Л. Войнич "Овод" 2007
Обращение к русско-зарубежным параллелям, при котором сопоставляются близкие по идейно-тематическому принципу произведения, помогают найти новые возможности для глубинного понимания той или иной проблемы. Сопоставительный анализ обогащает работу над характеристиками действующих лиц, близких по своим внутренним качествам. Громкое чтение отдельных глав, чтение-сопереживание, чтение-размышление - основа основ при подготовке к уроку внеклассного чтения. Коллективное чтение важно еще и потому, что одновременно учитель дает историко-литературный комментарий, приобщая школьников к литературоведению.
-
Мифопоэтический аспект анализа рассказа В.М. Шукшина "Далекие зимние вечера" 2007
Миф является решающим фактором для понимания всей художественной продукции человека, древней и современной. В литературных произведениях отыскивается столько структурных и содержательных элементов мифа (мифологем), что они становятся определяющими для оценивания и понимания данного произведения. В предложенной работе - попытка рассмотреть рассказ В.М. Шукшина с этой точки зрения.
-
Статья "Книга и подросток" 2007
Дети и подростки делятся на "окрыленных чтением" и "приговоренных к чтению", последних, к сожалению, больше. Почему? Попытаюсь дать свою трактовку назревшей проблеме.