Литература
-
Категории добра и зла в произведениях Л.Н. Андреева (на материале повести "Иуда Искариот" и рассказа "Правила добра") 2007
Леонид Андреев - один из немногих в русской литературе писателей, посвятивших своё творчество поиску парадоксальных ответов на сложнейшие этико-философские вопросы. Диалектика добра и зла, преданности и предательства особенно ярко представлена в творчестве Леонида Андреева произведениями "Правила добра" и "Иуда Искариот". В статье даётся анализ названных произведений Л.Н.Андреева в контексте эволюции понятий добра и зла в литературе и философии XX века, развития темы добра и зла в творчестве писателя, стиля и художественных особенностей произведений. Уделяется внимание философскому и литературному интертексту в произведениях Андреева.
-
Урок по литературе "Урок-обобщение по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка". 8-й класс 2007
Предлагаемый урок дается в рамках школьной программы на основе учебного комплекса и учебного пособия под редакцией В.Я. Коровиной для 8-го класса. Занятие предполагает работу в группах, использование интерактивных методов обучения, что способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся. Урок рассчитан на 2 академических часа. Урок может быть использован при работе с программами других авторов. Методы, используемые на уроке: работа с текстом, работа в группах, заполнение таблицы.
-
"Не смейте забывать учителей!" (Внеклассное чтение по произведениям современных писателей и поэтов о школе и учителях) 2007
Урок проводится в 8-м классе после работы над рассказом В.Астафьева "Фотография, на которой меня нет" по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной. Учитель заранее даёт список произведений для внеклассного чтения. Учащиеся выпускают стенгазеты о профессии учителя, учат стихотворения наизусть, готовят свои рисунки на конкурс "Мой любимый учитель".
-
Памятник древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". 9-й класс 2007
"Слово о полку Игореве" с гениальной силой и проникновенностью отразило главное бедствие своего времени - отсутствие политического единства Руси, вражду князей между собой и, как следствие, слабость ее обороны от все усиливавшегося нажима кочевых южных и восточных соседей Руси. "Слово о полку Игореве" возникло в сложной культурной обстановке. Оно не было одиноким памятником, при всей его исключительности. Русская культура накануне монголо-татарского нашествия отмечена энергичным поступательным движением. Культура Руси развивалась и крепла, проникалась народными началами и углубляла свою самобытность.
-
"Перекличка веков. Идеи просвещения, науки и образования в литературе России". Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для старшеклассников 2007
Цели урока: Проследить, какое выражение нашли идеи просвещения и науки в литературе XVIII-XIX веков. Подробнее познакомиться с творчеством писателей и поэтов XVIII-XIX веков, которым были близки идеи просвещения. Соотнести представления о человеке и его отношении к науке в XVIII-XIX веках и в наше время; определить, какие черты человеческой личности считались наиболее значимыми.
-
Использование метода учебного проекта на уроках литературы 2007
В работе поднимаются актуальные проблемы современного литературного образования, формирования информационной и коммуникативной компетентности учащихся на уроках литературы. Среди используемых форм и методов обучения (деятельностные, ролевые, практико-ориентированные, проблемные и другие), направленных на формирование компетенций школьников, метод учебного проекта получил широкое распространение. Этим вызван интерес автора статьи к данной проблеме. В работе представлен как теоретический, так и практический материал. В теоретической части дается определение метода учебного проекта, алгоритм и этапы подготовки учебного проекта. В практической части представлен материал уроков по созданию учебных проектов в 5, 8, 10, 11-х классах.
-
О способах повышения речевой культуры обучающихся 2007
Актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры. Центральным понятием общения становится "речевой поступок". Критерий оценки уровня речевой культуры - степень активности обучающегося в процессе общения, которую легко определить и зафиксировать. В статье сформулированы рабочие принципы, которые способствуют повышению эффективности обучения. В качестве примера использования риторизированной технологии приведена разработка урока-дискуссии, проведённого в 8-м классе.
-
Открытый урок литературы в 5-м классе по рассказу В.И. Белова "Скворцы" 2007
Рассказ В.И. Белова "Скворцы" из раздела курса программы для 5-го класса Т.Ф. Курдюмовой "Литература XX века". Особенность построения урока - педагогическая мастерская. Главное в мастерской - реализация творчества, формирование самооценки, умение ценить творчество другого, атмосфера сотрудничества. Развиваю познавательную самостоятельность через поисковый характер деятельности, методом проблемного обучения, диалогового общения.
-
Культурологическое прочтение повести М.Ю. Лермонтова "Фаталист" 2007
Изучение повести "Фаталист" М.Ю. Лермонтова проходит как заключительный этап системы уроков по роману "Герой нашего времени". И ключевая философская проблема - вопрос о пределах свободы личности - получает здесь своё завершение.
-
"Как пламень жертвенный, чиста моя любовь" (А.С. Пушкин) 2007
Заседание литературного клуба учащихся 1-го класса, посвященного А.С. Пушкину.
-
Интегрированный урок (литература + английский язык) в 9-м классе по теме: "Как пламень жертвенный, чиста моя любовь…" 2007
Предлагаемый урок - плод совместного труда и координации работы учителей литературы и английского языка, это попытка активизировать интерес девятиклассников к творчеству А.С. Пушкина, к его жизни. Урок развивает интеллектуальные и творческие способности, стимулирует желание высказываться, читать стихи, петь песни как на русском языке, так и на английском.
-
Тема урока в 6-м классе: "Красота русского костюма. Выполнение эскиза кокошника" 2007
На отрытом уроке по изобразительному искусству учащиеся знакомятся с народными костюмами и выполняют эскиз кокошника.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Сопоставительный анализ рассказов В.Пелевина "Ника" и И.Бунина "Легкое дыхание" 2007
Урок литературы в 11-м классе проводит сопоставительный анализ рассказов И.Бунина и В.Пелевина.
-
Семинарское занятие по литературе в 11-м классе "Октябрьская революция глазами современников и потомков. Путь прозрения" 2007
Урок-семинар по литературе в 11-м классе обобщает и систематизирует знания учащихся о значении Октябрьской революции в судьбах и творчестве русских писателей и поэтов, об отношении к революции ее современников и потомков.
-
Интегрированный урок литературы и истории по теме: "Я частица России" 2007
Интегрированный урок истории и литературы выявляет взаимосвязь таких понятий, как Родина, человеческий род с исторической и социальной позиции.
-
Тема урока: "Темные пятна на страницах детских воспоминаний" 2007
В современном мире школьникам не уйти от вопросов: что такое добро и зло, любовь и ненависть, как жить в обществе. Немаловажной проблемой является и так называемое "стадное" чувство, когда из ложной гордости, из-за боязни показаться "слабаком", "рохлей" подростки совершают поступки, о которых могут сожалеть, будучи взрослыми людьми. Урок является попыткой подсказать ученикам выход из положения, на опыте других избежать ошибок.
-
Игра "Кто хочет стать миллионером" (по творчеству А.С. Пушкина). 9-й класс 2007
Нетрадиционные уроки помогают избегать однообразия, схематизма, обеспечивают интенсивную работу учащихся, позволяют разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а следовательно, и эффективности урока. Такие уроки дольше остаются в памяти детей, они интересны и познавательны. Одним из таких уроков является разработанная мною игра "Кто хочет стать миллионером" для 9-го класса по творчеству А.С. Пушкина.
-
Деревенские посиделки. Праздник устного народного творчества для учащихся начальных классов 2007
Праздник для ребят начальных классов, который знакомит с устным народным творчеством, целью которого ставится: воспитание любви к своей земле, к своему народу; приобщение к истокам культурных традиций русского народа; пробуждение интереса к русскому фольклору.
-
Разработка урока литературы в 11-м классе по творчеству В.С. Высоцкого "У времени в плену…" 2007
Урок литературы по творчеству В.С. Высоцкого может быть проведен в классах с углубленным изучением предмета и как внеклассное мероприятие для старших классов средних образовательных учреждений. В подготовке данного урока использовались реальные ответы учащихся на уроке. Для удобства при работе с техническими средствами советуем сделать запись на современных информационных носителях.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме: "Повести временных лет" 2007
Цели: знакомство с историей создания "Повестей...", с походами князя Олега; развитие навыков чтения и работы с текстом, умений анализировать прочитанное и делать выводы; воспитание патриотических чувств.
-
Интегрированный урок в 9-м классе (литература + химия + физика + география + МХК) "М.В. Ломоносов и эпоха Просвещения" 2007
Цель урока: расширение знаний учащихся о М.В. Ломоносове, как о великом русском ученом.
-
Анализ рассказа И.Бабеля "Гедали" 2007
И.Бабель страстно мечтал о новой жизни и приходил в ужас от тех способов, которыми её пытались построить. Это противоречие художественно воплотилось в сборнике "Конармия". Рассказ "Гедали" - об ответственности каждого человека перед отдельным человеком и перед человечеством. И о том, что главным критерием твоего жизненного выбора должны быть не отвлечённые идеи насильственного "осчастливливания" всего мира, а судьба каждого единичного человека.
-
"Сталинградская битва". Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Сталинградской битвы 2007
Сталинградская битва - одно из важнейших событий Великой Отечественной войны, пример несгибаемого мужества, нечеловеческой стойкости, беспримерной любви советского человека к своей родине, своей земле. Сталинград - страница истории, написанная кровью, страница, которую нельзя забыть. История героев, которым нельзя не поклоняться, перед которыми мы в вечном долгу. Этому величайшему событию посвящена литературно-музыкальная композиция. Чтобы помнили.
-
Урок с элементами театрализации (А.Радищев "Путешествие…"). 9-й класс 2007
"Главный протест против крепостного права и самодержавия, угнетения человека человеком" (А.Н. Радищев. "Путешествие из Петербурга в Москву"), урок с элементами театрализации. Тема - одна из сложных в курсе литературы. Элементы театрализации, музыка, заочное путешествие позволяют ученикам погрузиться в эпоху.
-
Конспект урока в 11-м классе по роману Булгакова "Мастер и Маргарита" 2007
"Что есть истина? От названия произведения и эпиграфа к нему - к основному философско-нравственному вопросу романа" (по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита") - интегрированный урок, на котором используются фрагменты музыкальных произведений, работа с репродукцией картины, фрагмент фильма, разные виды работы с текстом.
-
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения русскому языку, литературе, риторике 2007
Формирование коммуникативной компетенции закладывает навыки осмысленного чтения, общения и осознания себя языковой личностью, находящейся в постоянном диалоге как с окружающим миром, так и с самим собой, что помогает сложному процессу формирования личности.
-
Использование системы Е.Н. Ильина в процессе литературного образования старшеклассников 2007
В статье описывается опыт работы учителя по использованию системы Е.Н. Ильина в процессе литературного образования старшеклассников, которая основана на преподавании литературы как нравственно-этического курса, формирующего Человека. Автор статьи рассматривает урок литературы как урок искусства, который строится по закону "трёх О": очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. На учебном занятии стремится к гибкой сочетаемости литературных знаний и жизненного опыта учителя и учеников. Поиск нравственных истин, их осмысление происходит в процессе совместной деятельности педагога и учащихся на творческой основе.
-
Развитие творческой деятельности учащихся на уроке-исследовании по теме "Любовная лирика А.С. Пушкина" 2007
Разрабатывая урок в 10-м классе по литературе, выбрала тему "Любовная лирика А.С. Пушкина". На нём использовала исследовательскую работу, которая позволила раскрыть творческие способности, читательский и зрительный опыт учеников, умения анализировать и сопоставлять стихи Пушкина и Абая, возбудить живой интерес к лирике поэта, научить понимать прекрасное в поэзии. В результате появился интересный урок, что помог мне ввести учеников в поэтический мир Пушкина.
-
Урок-мастерская "Мой Северобайкальск" 2007
Тип урока - педагогическая мастерская, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного и коллективного открытия. Творческий процесс в мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения: создание текста, накопление фактических знаний, осознание ценностных ориентаций. Материал выбирается, а затем создается нечто новое. На следующем этапе происходит осмысление закономерностей процесса (см. рефлексия). Важную роль в развертывании творческого процесса играет ассоциативное мышление.
-
Поэтическая исповедь М.Ю. Лермонтова "Как часто, пёстрою толпою окружён…" 2007
Открытый урок по литературе в 9-м классе создает условия для расширения представления учащихся о лирике М.Ю. Лермонтова, способствует обучению школьников анализу стихотворения, выразительному чтению.