Цели уроков:
- совершенствовать литературные умения старшеклассников;
- отрабатывать навыки анализа художественного текста;
- развивать исследовательскую культуру девятиклассников;
- воспитать уважение к человеческой личности;
- привить читательский интерес к творчеству писателя.
Задачи уроков:
- организовать деятельность по составлению тематических черт литературного типа;
- выделить черты новаторства Достоевского в изображении “маленького человека”;
- совершенствовать видение взаимосвязи образной системы и жанровых особенностей произведения;
- обеспечить выполнение групповых частично-поисковых заданий на основе сопоставления разных интерпретаций художественного текста.
Ход уроков
Урок 1
1. Оргмомент.
2. Провокация интереса. Слайд 2 (Приложение1).
“Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…”
Ф. М. Достоевский.
3. Вступительное слово учителя.
- Вы прочли роман “Бедные люди” и познакомились с высказыванием великого писателя о своем художественном кредо. Какова же главная тема творчества этого автора?
- Человек и его внутренний мир.
- Данная черта станет определяющей у Достоевского и будет именоваться психологизмом. Это свойство прозы писателя появилось под влиянием молодого критика Валериана. Майкова, вместе с которым начинающий автор входил в кружки братьев Бекетовых, М. В. Петрашевского, С. Ф. Дурова. Майков выдвигает в качестве главной задачи современной литературы психологизм, изучение человеческой природы. Слайд 3
“И Гоголь и Достоевский изображают действительные обстоятельства. Но Гоголь - поэт по преимуществу социальный; г. Достоевский - по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; для другого самое общество интересно по его влиянию на личность индивидуума”.
- Как называется направление в искусстве и литературе ХIХ века, для которого характерно “изображение типической личности в типических обстоятельствах”:
а) сентиментализм;
б) романтизм;
в) реализм;
г) классицизм?
- Роман “Бедные люди” явился громким литературным дебютом писателя. Автора интересовал особый тип человека, открытый в свое время Пушкиным, Гоголем. Этот интерес обозначился в заглавии. Восторг был всеобщим, никому не известный молодой писатель стал одним из участников “натуральной школы”, а его произведение открывало ее второй альманах “Петербургский сборник”, изданный в 1846 году. Властитель дум В. Г. Белинский после прочтения романа в волнении вопрошал его автора (Слайд 4): “Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали?”- “Это была самая восхитительная минута в моей жизни”. Ф. М. Достоевский.
- Как вы думаете, почему роман снискал славу еще до выхода в свет?
- Его тема взволновала читателей насущными проблемами современности.
- Прочтите “ странички из дневников” со своими замечаниями о произведении.
4. Обсуждение учениками эмоционального восприятия романа.
- Какой же тип героя волнует писателя в романе?
- Маленький человек.
Слайд 5: “Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: “Ведь это тоже люди, ваши братья!”
В. Г. Белинский.
Слово учителя:
- Тема “маленького человека” была выстрадана русской литературой первой половины ХIХ века. Докажите или оспорьте данный тезис.
(Ученики приводят примеры произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, посвященных этой теме. )
5. Целеполагание
- Каждый автор, безусловно, вносит свое видение в черты известного литературного типа. Какие вопросы вы бы подняли сегодня на уроке, чтобы лучше понять роман?
- В чем смысл заглавия?
- Что нового внес в тему Достоевский?
- Какие черты традиции и новаторства присутствуют в образе Девушкина?
- Как особенности жанра передают идейное содержание?
- Вы верно определили наш путь работы над изучением романа. Вот наши задачи:
Слайд 6.
- Как заглавие романа вместе с декларацией знакомой темы раскрывает новый аспект в ее звучании?
- Почему автор выбрал эпистолярный жанр?
- Какие тематические черты включает образ Макара Девушкина?
- Определите степень новаторства писателя в изображении “маленького человека”.
- Для эффективной работы разобьемся на группы. Вам дается 25 минут, чтобы выполнить задание и обсудить итоги наблюдений на следующем уроке.
Группа 1 Жанровые и стилевые особенности произведения.
Группа 2. Макар Девушкин и его “предшественники”
Группа 3. “Двойники” главного героя в романе.
Группа 4. Соотношение традиции и новаторства в “Бедных людях”.
(Класс разбивается для коллективного решения проблем на группы. )
6. Самостоятельная работа в группах
Урок 2
1. Коллективный диалог.
Ученики записывают результаты промежуточных этапов. Вопросы группируются по единству учебной задачи, но обсуждение идет в логике решения центральной проблемы “Маленький человек: тип или личность?” (В конспекте за вопросом следует указание номера группы, дающей ответ. )
- Сравните схемы образных систем “Станционного смотрителя”, “Шинели”, “Бэлы”, “Бедных людей, которые вы составили дома в качестве опережающего задания. Почему так колоссально разрастается образная система романа Достоевского о “маленьком человеке”? - 2 группа.
- В соответствии с жанром романа, избранным автором.
- Вдумайтесь в смыслы заглавия произведений и сопоставьте их - 2 группа.
- Название “Станционный смотритель” указывает на социальное положение главного героя. “Медный всадник” - символ безразличия государства к судьбе “маленького человека”, игнорирования его надежд и подавления личности. “Шинель” - предмет поклонения Башмачкина, обретения смысла существования, способ самоутверждения.
- Почему название романа Достоевского формулируется во множественном числе? - 3 группа
- Автор назвал произведение “Бедные люди”, чтобы показать типичность судеб героев. Писатель рисует в романе серию “двойников” Макара, поэтому так велика образная система произведения.
- На какое слово в заглавии падает логическое ударение? - 4 группа.
- Достоевский делает акцент на слове “люди”, показывая не только нищету персонажей, но и их мечты, планы на изменение жизни, заботу о ближнем, чувство достоинства.
- Назовите “двойников” Макара в романе и прочитайте эпизоды произведения, доказывающие, что перед нами “маленькие люди” - 3 группа. Ученики называют чиновника Горшкова, Петра Покровского, Захара Прокофьевича, Емельяна Ивановича, Терезу. Зачитываются ключевые эпизоды для доказательства правильности суждений - 3 группа.
- Найдите в рассуждениях Девушкина упоминания о литературных героях, которые родственны ему по принадлежности к типу “маленького человека” - 2 группа.
Приводятся отрывки из писем Макара от 1 июля (стр. 57 - 58), от 6 и 8 июля.
“Теперь я “Станционного смотрителя” здесь в вашей книжке прочел; ведь вот скажу я вам, маточка, случается же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя как по пальцам разложена… Ведь я то же самое чувствую, вот совершенно так, как в книжке, да я и сам в таких же положениях подчас находился, как, примерно сказать, этот Самсон-то Вырин, бедняга. Да и сколько между нами ходит Самсонов Выриных, таких же горемык сердечных!. . Я сам это видал, - это вот все около меня живет; вот хоть Тереза - да чего далеко ходить! - вот хоть бы и наш бедный чиновник, - ведь он, может быть, такой же Самсон Вырин, только у него другая фамилия, Горшков”…
- Проанализируйте форму повествования в “Станционном смотрителе”, “Медном всаднике”, “Шинели”, “Бэле”. Слышим ли мы в этих произведениях речь “маленьких людей”? - 2 и 4 группы.
- В “Шинели” и “Медном всаднике” повествование доверено автору, в “Станционном смотрителе” о событиях говорит рассказчик, Максим Максимыч сам излагает историю взаимоотношений Бэлы и Печорина. В “Шинели” мы не просто не слышим монологов героя - автор открыто утверждает: “Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями, и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы…” В “Станционном смотрителе” поведать о своих злоключениях доверено герою, но читатель узнаёт эту историю от рассказчика. Из уст Вырина звучат воспоминания о Дуне. Евгений в “Медном всаднике” в форме несобственно прямой речи мечтает о будущем счастье с Парашей. Максим Максимыч - прекрасный рассказчик, понимающий мир природы и чувства людей. Но это ещё не психолог. Вот почему портрет “странного человека” Печорина автор “поручит” странствующему офицеру.
- Какие качества Девушкина-повествователя раскрывает эпистолярная форма - 1 группа.
- Во-первых, Девушкин говорит сам, далее, мы видим мучительный процесс личностного роста героя в борьбе за обретение собственного “слога”, наконец, письма показывают, что круг забот Макара не ограничивается собой и Варенькой. Герой помогает ближнему.
Презентация слайда 7 с письмом Достоевского брату, Михаилу Михайловичу.
- Сопоставьте письмо писателя брату и послания Девушкина. Почему автор романа не принимал упреков Белинского в неумении “одолеть препятствия со стороны языка и формы”?
- “Незрелая” манера Достоевского - новаторский прием, попытка говорить на “косноязычном языке” “маленького человека” и утвердить его достоинства.
Демонстрация слайдов 8,9, 10 с цитатами Бахтина, Виноградова, Достоевского о новаторстве стиля “Бедных людей”:
“В гоголевском мире автор “Бедных людей” произвел “коперниковский переворот”, сделав предметом изображения не действительность героя, а его самосознание как действительность второго порядка”
М. М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского.
“Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями”.
В. В. Виноградов.
“Не понимают, как можно писать таким слогом. Во всем они привыкли видеть рожу сочинителя, я же моей не показывал. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет”.
Ф. М. Достоевский.
- Перечитайте письма Макара и докажите, что его мечты и мысли делают личность титулярного советника душевно богаче, нежели характеры его предшественников в галерее “маленьких людей”
- 2 группа.
(Письма от 12 апреля (стр. 17 - 18), 22 июня (стр. 59 - 60), 5 сентября (стр. 121 - 122) - восприимчивость к страданиям других;
4 августа (стр. 94 - 97), 1 августа (стр. 87 - 88)- бедность;
26 июня (стр. 65) - мечты о литературной славе;
12 июня (стр. 55)”В пословицу меня ввели…” - отсутствие смирения в сравнении с Башмачкиным, возмущение насмешками;
28 июня (стр. 68); 1 июля (стр. 72) - стремление помочь ближнему;
7 июля (стр75 - 76); 28 июля (стр. 84 - 86) - мечты о любви;
8 июля - гордость за честную бедность. 0
- Зачем Достоевский повторяет эпизод из “Шинели” (прием у значительного лица), но меняет его исход? Почему после счастливого приговора суда умирает Горшков?
- Письма Макара показывают нам, что он обладает частью традиционных тематических черт “маленького человека” (после ответов группы 4 в качестве обобщения на доске появляется 11 слайд с выводами):
1. Низким, бедственным, подчиненным социальным положением
2. Страданием от сознания своей слабости и ошибок.
3. Неразвитостью личности.
4. Остротой жизненных переживаний.
5. Осознанием себя “маленьким человеком” и стремлением утвердить свое право на жизнь.
Но новаторство Достоевского в разработке темы огромно: (12 слайд)
Его герой окружен “двойниками”.
Он не изолирован от общения с людьми: мир “маленького человека” разрастается.
Девушкин не только призывает к сочувствию, но и оказывает деятельную помощь ближнему.
Мечты героя Достоевского не ограничиваются удобствами быта: он мечтает о любви и литературном успехе.
Персонажи романа не выдерживают испытания счастьем.
- Прочитайте последнее письмо Макара. Какие ощущения оно вызывает?
- Трагические из-за отчаяния от отъезда Вареньки и комические при сетованиях на конец формирования “слога”.
- О каком качестве прозы Достоевского это говорит?
- О психологизме; подтекст, недосказанность отражают трагическую ситуацию.
Демонстрация 3 слайда с высказыванием В. Майкова.
- Аникин утверждает: “В изображении “бедных людей” Достоевский начал скорее с отрицания “маленького человека”: изуродованные бедностью Девушкины (Прохарчины, Голядкины и т. д.) показаны как карикатура, чувство протеста движет писателем, и он показывает, что “так жить нельзя”, как живут герои ранних его произведений. А это, напомним, уже совсем другое направление, нежели утверждение темы “маленького человека”. - Согласны ли вы с точкой зрения литературоведа?
2. Подведение итогов урока.
- Своим творческим кредо Достоевский считал потребность “при полном реализме открыть человека в человеке”. Это ему удалось. “Униженные и оскорбленные” будут полноправными героями всей прозы писателя, но главными персонажами они станут в “Двойнике”(1846), “Господине Прохарчине” (1846), “Ползункове”, “Романе в девяти письмах” (1847). Оказывается, “Бедные люди” не единственное произведение эпистолярного жанра у Достоевского. Домашнее задание тоже предоставит вам шанс поработать в жанре письма.
3. Домашнее задание (13 слайд).
1. - В своем последнем послании к Макару Варенька пишет: “Я буду вам писать, друг мой, я обещаюсь, но ведь один бог знает, что может случиться…”. Напишите послание Вареньки, по возможности следуя авторскому стилю.
2. Напишите письмо другу с впечатлениями о “Бедных людях” и героях романа.
3. Создайте эссе “Мое любимое письмо в “Бедных людях””
4. Проведите лингвистический анализ одного из писем в романе
5. Создайте рассуждение “Роль обращений в понимании чувств героев”
Литература:
- Пушкин А. С Драматические произведения. Проза. /Вступит. статья Г. Волкова. - М. , Худож. лит, 1982, с. 217 - 226.
- Гоголь Н. В. Петербургские повести. Послесл. С. Бочарова - М. , “Сов. Россия”, 1978, с. 133 - 170.
- Лермонтов М. Ю. Сочинения в 2-х томах, том 1. - М. , Правда, 1990, с. 456 - 488
- Достоевский Ф. М. Бедные люди. Белые ночи. Униженные и оскорбленные/ Прим. Н. Будановой, Е. Семенова, Г. Фриндлера. - М. , Правда, 1987, с. 3 - 114.
- Бахтин Н. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М. 1979
- Русские писатели. Библиографич. слов. [в 2 ч]. ч. 1 А-Л/ ред. кол. : Б. Ф. Егоров и др. под ред. П. А. Николаева. - М. : Просвещение, 1990, с. 268 - 270
- Аникин А. А. Тема “маленького человека” в русской классике//в кн. : Петренко Л. П. , Аникин А. А, Галкин А. Б. Темы русской классики. Учебное пособие - М. : Прометей, 2000, с. 96 - 120
- Якушин Н. Великий русский писатель. // в кн. : Ф. Н. Достоевский. Изб. сочинения/ ред. кол. : Г. Беленький, П. Николаев; М. , Худож. лит. , 1990, с. 3 - 23
- Литература: Справ. шк. /Науч. разработка и сост. Н. Г. Быковой - М. , Филолог - общество “Слово”, 1995, с. 38 - 42
- Кутузов А. Г. , Киселев А. К. , Романичева Е. С. Как войти в мир литературы. 9 кл. : Метод. Пособие/ Под. ред. А. Г. Кутузова. - 2 изд. , стереотип. - М. : Дрофа, 2001, с. 90 - 91.