Цели урока:
- вызвать интерес к личности писателя, познакомить с его нравственными позициями;
- формировать у учащихся деятельное отношение к жизни, убеждение в том, что всё достигается большим трудом;
- воспитывать читательский вкус.
Задачи:
- научить чувствовать исключительную самобытность образного строя мысли писателя;
- выработать умение ориентироваться в тексте художественного произведения.
Оборудование:
- тексты рассказов;
- портреты писателя;
- книжная выставка, на которой представлены произведения А.П.Платонова;
- книги и статьи о А.П.Платонове.
- карточки, на которых записаны ключевые слова, позволяющие определить позицию автора по данной теме ( “Труд”, “Профессионализм”, “Талант”, “Творчество”, “Отдача всех жизненных сил”, “Служба людям”, “Интерес к работе”, “Учение”, “Польза”, “Чудо”, “Свобода”).
Работа с карточками: в процессе работы с произведениями учащиеся делают ряд выводов, раскрывая определение “Труд – это…”; на карточках зафиксированы основные составляющие этого определения и по мере раскрытия основных положений данные карточки фиксируются на доске. В результате выстраивается схема, позволяющая учащимся самостоятельно сделать вывод.
Предварительное задание: прочитать рассказы А.П.Платонова “В прекрасном и яростном мире”, “Корова”; определить по “Толковому словарю” значение слов “труженик”, “трудолюбие”.
Эпиграф:
Пока в пространстве
кружится планета,
На ней,
залитой солнцем,
никогда
Не будет дня,
чтоб не было рассвета.
Не будет дня,
чтоб не было труда.
Р.Рождественский.
Чтобы жить и светиться,
надо много трудиться.
А.Платонов
I.Организационный момент.
II. Активизация познавательной активности учащихся. Сообщение темы и цели урока.
Чтение учителем притчи Соломона.
“Пойди к муравью, ленивец, посмотри на
действия его и будь мудрым.
Нет у него ни начальника, ни приставника, ни
повелителя;
Но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во
время жатвы пищу свою.
Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты
встанешь от сна твоего?
Немного поспишь, немного подремлешь, немного,
сложив руки, полежишь.
И придёт, как прохожий бедность твоя и нужда твоя,
как разбойник”.
Беседа с учащимися:
- О чём говорится в этой притче? К кому обращается Соломон?
- Для чего (почему) трудится муравей?
- Какой смысл имеет эта притча?
- А зачем ещё трудится человек? И что значит - трудиться?
- Какого человека мы можем назвать тружеником?
- Что такое трудолюбие? Как вы понимаете значение этого слова?
А теперь сравним своё толкование слов с тем объяснением, которое даёт “Толковый словарь”:
Труженик – человек, который трудится,
трудолюбивый человек.
Трудолюбивый – любящий трудиться.
Слово учителя:
Объявление темы урока, работа с эпиграфом (строки Роберта Рождественского)
Как вы понимаете смысл строк Роберта Рождественского?
Вывод: Человек будет трудиться всегда и трудился всегда, т.к. только с помощью труда он смог превратиться из дикаря в разумное существо.
Слово учителя:
Но ведь труд – это не только добывание пропитания. Это понятие имеет много составляющих. А какие, мы и попытаемся разобраться на уроке. Помогут нам в этом рассказы Андрея Платоновича Платонова. Мы рассмотрим, каковы составляющие понятия “труд”, какой труд Платонов считал достойным человека.
III.
1) Анализ рассказа “В прекрасном и яростном мире”
Беседа с учащимися, построенная на работе с текстом рассказа.
- Главный герой рассказа – Мальцев. Найдите строки, характеризующие его работу. Прокомментируйте прочитанное.
- Два машиниста: Мальцев и Старый машинист, сменивший его на “ИС”. Сравните их во время движения поезда. (У Мальцева – темп, скорость. Его паровоз, как вихрь. У Старого машиниста паровоз еле тащится, нет ничего захватывающего. Рассказчик говорит о том, что это не работа.)
- Но ведь оба машиниста знают свою профессию? Но почему Костя говорит о том, что работа Старого машиниста – это “не работа”? (Мальцев чувствовал машину, а Старый машинист нет, он только исполняет обязанности машиниста.)
- Сделайте вывод, что же входит в понятие “труд”? (Труд – это профессионализм, талант, творчество)
Слово учителя:
Творческий труд – это не только труд актеров, писателей, это труд всякого любящего свое дело человека.
Ответьте письменно на вопрос: “Хотели бы вы работать вместе с человеком, похожим на Мальцева?” Мнение своё обоснуйте. (Лучше, если прозвучат согласие и несогласие, но если чего-то не будет, то самому подтолкнуть учащегося.)
Кроме профессионального, творческого талантливого труда необходимо ещё и помнить о других людях.
2) Анализ рассказа “Корова”
Слово учителя:
Но только ли человек может помочь другому человеку? Только ли человек трудится на земле? Ответ на этот вопрос мы найдем в рассказе “Корова”.
Беседа:
- Что мы узнаем о корове в начале рассказа? За что любит ее Вася? (Добрые глаза, нежадный рот. За то, что “свою силу не собирала для себя в жир и в мясо, а отдавала ее в молоко и работу.)
- Покажите, что корова – большая труженица. (Ей надо было жевать… трудиться с пищей, чтобы напитаться и давать людям молоко.)
- В какие моменты больше всего жаль корову?
- Продолжает ли корова трудиться в самые тяжелые моменты ее жизни? (Она забывала есть, жизненные силы покидали ее, но она продолжала работать (пахала, ездила за мукой в город).
- Дайте характеристику работе коровы? (трудиться несмотря на боль утраты, всю свою жизненную силу отдавать людям)
- Жизнь и работа неразрывно связаны у Платонова. Писатель считает, что трудится все, что окружает человека. Например, поля. Найдите в тексте слова, подтверждающие это. (рожают пшеницу)
- Трудится и паровоз. Прочитайте о работе паровоза. Выделите глаголы, характеризующие действия машины. (достиг, проворачивал колеса, дышал, миновал, бился в тяжелой работе)
- Какой прием использует А.Платонов, изображая работу паровоза? (олицетворение)
- То есть поля, паровоз трудятся как и люди.
- Кому они помогают? (людям)
-Еще одна составляющая понятия “труд” - это служба людям
- А как трудится Вася Рубцов, главный герой рассказа? Найдите эпизод, в котором рассказывается, как Вася помогает машинисту.
- Надо ли просить Васю о помощи? Почему? (Нет. Он сам предлагает ее. Ему было интересно работать, он чувствовал свою значимость)
- Каким должен быть труд человека? Выделите еще одну составляющую? (интерес к своему делу)
- Но Вася непостоянно трудится на дороге. У него есть главный труд. Какой? (учение)
То есть труд – это и учение.
- Почему Вася любил учиться? (узнавал много нового, интересного)
- О чем он думает, глядя на проходящие поезда? (мечтает о собственных великих открытиях и свершениях)
- Кем представляется ему “задумчивый человек”? (парашютистом, артистом, орденоносцем)
- Кем он является для Васи? (воплощением мечты)
- Вася мечтает об открытиях. Но в чем, по мнению Васи, истинное назначение человека на земле?
- Чтение сочинения. Выделить основную его мысль. Найти ключевые слова. (“Я тоже хочу, чтобы всем людям нашей Родины была от меня польза)
-Итак, труд – это польза.
3) Чтение “Автобиографического письма” писателя (о мечте)
- На чьи мечты похожи размышления А.Платонова? (На Васины. Следовательно, в уста Васи вложена точка зрения автора)
- Во что, по мнению А.Платонова, превратится мир человека, работающего для людей и во имя людей? (в чудо и свободу)
IV. Подведение итогов.
Мы открыли целую концепцию понимания того, что такое труд в понимании А.Платонова.
- Сделайте вывод. Каким должен быть труд с точки зрения писателя? К каким результатам он приведет?
Вывод учителя:
На уроке мы поговорили о роли труда в жизни человека, раскрыли его “формулу”.
Ваш основной труд сегодня – это учение. Чтобы достичь отличного результата необходимо учитывать и остальные составляющие. И только при таком условии проявится ЧУДО.
Однако не нужно подобно Мальцеву отстранятся от людей, противопоставляя себя им. Работая самому и наслаждаясь трудом, необходимо помнить и о других. И не только помнить, но прилагать усилия к тому, чтобы и остальные люди обрели себя, нашли свое место в жизни.
Прислушайтесь к словам А.Платонова, постарайтесь осознать их: “Труд есть основа – ось мира, его самое высокое, самое пламенное солнце. Труд – истинная мать жизни. Да святится же имя его”.