Цели урока:
1. обучающая: обучить навыкам сравнительного анализа, выразительному чтению стихов;
2. развивающая: умение делать выводы, обобщать, развитие устной и письменной речи;
3. воспитательная: на примере произведений писателя и поэта 19 века воспитать чувство жалости к животным, бережное отношение к природе.
Наглядность: портреты поэта и писателя, тексты.
Ход урока
Слово учителя: ребята, на уроке литературы, мы прочитали с вами рассказ А.Платонова “Корова”, дома вы должны были найти и прочитать стихотворение с таким же названием, написанное поэтом XIX века С. Есениным. Нам предстоит сегодня сравнить произведения разных авторов и жанров, но названные одинаково. Что же в них сходное и различное, попробуем выяснить. Приготовили тексты, ручки, тетради, карандаши. Запишем в тетради тему урока и разделим лист на две колонки. Озаглавим “сходное” и “различное”.
Беседа по тексту.
- Как называются произведения? (Оба произведения названы “Корова”).
- О чём эти произведения? (О корове, которая потеряла сына).
- Как описываются животные в произведениях? Что объединяет эти описания? (У А. Платонова: “худое тело…рога, лоб, добрые тёплые глаза; у С. Есенина: “Дряхлая, выпали зубы, свиток годов на рогах”).
- О чём думают коровы? Как авторы очеловечивают образы животных? (У С. Есенина: “Думает грустную думу о белоногом телке; у А. Платонова: “корова, тоскующая о своём сыне”. У обоих авторов коровы сравниваются с матерями, а их телята – с сыновьями.)
- Почему грусть – основное настроение животных? (У С. Есенина: “грустная дума”; у А. Платонова : корова грустная, печальная, тоскующая. Тоскуют и грустят, т.к. их телят должны повести на убой.)
- Какое время года изображено в произведениях? Почему пейзаж помогает выразить чувства и переживания героинь? (Осень - время печали, грусти; осенняя пора усиливает грусть и такое настроение. У А. Платонова: “…отрожавшие и отшумевшие поля за лето”; у С. Есенина: “скоро на гречневой свее”).
- Что ожидает коров? (Их ожидает гибель: одну поведут на убой, а другая сама попадёт под поезд).
- Как относятся к животным в произведениях? (У С. Есенина: “Бил её выгонщик грубый”; у А.Платонова: “Берегли, любили, без коровы плохо, ухаживали).
- Где подробнее описано переживание коровы? Почему? (У А. Платонова описанию переживаний коровы отведено больше места (ученики находят в тексте и читают отрывок), т.к. жанр произведения (рассказ) позволяет более подробное описание.
- Почему телёнок не с коровой? (У С. Есенина – повели на убой; у А. Платонова- подавился).
- Как автор показывает, что ожидает коров?(У С. Есенина: “…свяжут петлю на шее и поведут на убой”, у А. Платонова: от переживаний попадёт под поезд).
- Чему учат произведения? (С. Есенин рассказывает о горькой судьбе коровы, автор призывает читателя быть добрее к животным, любить их и не обижать. А. Платонов своим произведением доказывает, что животные тоже любят своих детей, переживают их гибель, и людям надо к ним добрее относиться.
Слово учителя.
- Проверим записи. Прочитаем, что у нас получилось.
Сходное. Различное. 1. Одинаковые названия. 2. Тема произведений.
3. Одинаковые “портретные” описания животных.
4. Авторы очеловечивают животных.
5. Основное настроение- грусть.
6. Время года- осень.
7. Жизненный итог-гибель героинь.
8. Главная мысль произведений.
1. Разное отношение к животным. 2. Произведения разные по роду и жанру: рассказ и стихотворение.
3. Разные причины гибели животных.
Выводы по уроку: Сегодня на уроке мы увидели, что у разных по жанру произведений разных авторов гораздо больше сходного, чем различного.
Домашнее задание: Напишите сочинение на тему: “Чему научили меня произведения А. Платонова и С.Есенина?”