Цели урока:
- Определить, каким оказался “Тулон” Болконского.
- Выявить роль данного эпизода в духовном становлении князя Андрея Болконского.
- Повторить литературоведческие термины (эпизод, антитеза).
- Развивать навыки мыследеятельности (сравнение, анализ, интерпретация).
- Воспитывать стремление познать себя, осмысливать своё предназначение.
Оснащение урока: плакаты (небо Аустерлица), фотография (небо Ноябрьска), фрагмент фильма, раздаточный материал (карточки), тетради, ручки, тексты романа.
Предварительное д/з:
- Повторить определение понятия “эпизод”.
- Подчеркнуть слова (части речи), которые преобладают при описании сражения и после ранения Болконского.
- Посчитать, сколько раз употреблено слово “небо” в эпизоде и сколько раз оно названо высоким.
- Отметить детали, которые показывают крушение идеалов Болконского.
- Индивидуальное задание слабой ученице (историческая справка).
Ход урока:
I. Оргмомент
(проверка готовности к уроку)II. Мотивация
Слово учителя. Объявляется тема урока: “Тулон” Андрея Болконского. (Анализ эпизода “Небо Аустерлица”)
Вопрос классу: обратите внимание, слово “Тулон” в заглавии употреблено в кавычках. Почему?
(Потому что это цитата, взятая из текста).
Вопрос классу: подтвердите текстом.
Вопрос классу: о чём свидетельствует неоднократное повторение этого слова рядом с именем Болконского?
(О том, что эта мысль не оставляла Болконского ни на мгновение, она постоянно была с ним).
Вопрос классу: С какой исторической личностью связано это слово?
(С Наполеоном)
Вопрос классу: как?
(Он впервые обратил на себя внимание. О нем впервые узнали в Париже. Наполеон Бонапарт получил чин бригадного генерала. Ему было в этот момент 24 года отроду. Начало было сделано)
Вопрос классу: так чем стал Тулон для Наполеона?
(Символом славы, первой ступенькой на его пути восхождения к величию).
Вопрос классу: а кем был Наполеон для Болконского?
(Кумиром)
Слово учителя.
Да и не только для него, Наполеон был кумиром для многих молодых людей того времени. Достаточно вспомнить слова Пушкина: “Мы все глядим в Наполеоны”.
Вопрос классу: итак, какой вывод из сказанного можно сделать?
(Так как Тулон для Наполеона стал восхождением к славе, то Болконский, мечтая о своём “Тулоне”, мечтал о собственной славе.)
Слово учителя.
Итак, сегодня на уроке мы с вами постараемся выяснить, каким же оказался “Тулон” Болконского и какова его роль на пути духовного становления героя, а узнать это мы сможем, проанализировав эпизод из романа, который в литературоведении носит название “Небо Аустерлица”.
III. Актуализация знаний
Слово учителя.
Я просила вас повторить, что такое эпизод. Дайте определение этого понятия.
(Эпизод – это относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе произведения, фиксирующая происшедшее в легко обозримых границах пространства и времени).
Вопрос классу: что мы должны сделать в первую очередь, анализируя эпизод?
(Прежде всего нужно установить ближайшие связи эпизода, то есть что ему предшествует)
Слово учителя.
А раз мы выявляем роль данного эпизода на пути духовного становления князя Андрея, то давайте и вспомним, что предшествовало в жизни Болконского его “Тулону”.
Вам предлагается следующее задание: на доске и листочках зафиксированы основные (уже известные вам) жизненные этапы Болконского на пути к “Тулону”. Ваша задача: стрелочкой вверх обозначить те, которые способствуют продвижению Болконского к его мечте, а стрелочкой вниз – те, которые мешают его движению к цели.
3 человека приглашаются к доске, остальные выполняют работу на листочках.
Том I, часть первая:
1) “…все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно” (гл.III)
2) “Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!” (гл.V)
3) “Бонапарте всё-таки великий полководец!” (гл.ХХIV)
4) “…счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…” (гл.ХХV)
Том I, часть вторая:
5) “он имел вид человека, …занятого делом приятным и интересным” (гл.III)
6) “Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела” (гл.III)
7) “Известие это [о переходе через мост] было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею” (гл.ХII)
8) “Я одно понимаю, что всё мерзко, мерзко и мерзко” (гл.ХIII)
9) “Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это было так странно, так не похоже на то, чего он надеялся” (гл.ХХI)
Том I, часть третья:
10) “Ему хотелось высказать Долгорукову свой, составленный им, план атаки” (гл.ХI)
11) “Военный совет …оставил в нём неясное и тревожное впечатление” (гл.ХII)
12) “…при этой мысли о смерти целый ряд воспоминаний, самых далёких и самых задушевных, восстал в его воображении” (гл.ХII)
Слово учителя.
Проверим.
Какой можно сделать вывод?
(Как видим, чем ближе Болконский к Аустерлицу, тем больше появляется факторов, мешающих движению к цели, заставляющих задуматься)
И в результате в финале ХII главы это противоречие выливается во внутренний диалог Болконского с самим собой. Давайте перечитаем этот внутренний диалог по ролям.
Чтение по ролям внутреннего диалога: (за автора, первый голос, другой голос).
И ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец представляется ему. Он твёрдо и ясно говорит своё мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берётся исполнить его, и вот он берёт полк, дивизию, выговаривает условие, чтоб уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведёт свою дивизию к решительному пункту и один одерживает победу. А смерть и страдания? – говорит другой голос. Но князь Андрей не отвечает этому голосу и продолжает свои успехи. Диспозиция следующего сражения делается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает всё он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он… Ну, а потом? – говорит опять другой голос, - а потом, ежели ты десять раз прежде этого не будешь ранен, убит или обманут; ну, а потом что ж? “Ну, а потом… - отвечает сам себе князь Андрей, - я не знаю, что будет потом, не хочу и не могу знать; но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей”, подумал он, прислушиваясь к говору на дворе Кутузова.
Вопрос классу: как вы думаете, зачем Толстой прерывает внутренний диалог Болконского бессмысленной шуткой денщиков?
(Чтобы спустить князя Андрея на землю, отрезвить его мысли о славе)
Вопрос классу: Получается?
(Нет)
Вопрос классу: Так какой голос побеждает в сознании Андрея Болконского?
(Первый)
Задание классу: Подтвердите текстом.
(“И всё-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!”)
IV. Анализ эпизода
Слово учителя.
Итак, именно с этими мыслями встречает Болконский Аустерлицкое сражение.
А теперь прочитайте его мысли в конце анализируемого нами эпизода.
(“Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!”)
Вопрос классу: Что же произошло с героем и его сознанием? Что послужило причиной столь резкой метаморфозы?
Поиск ответа на этот вопрос и будет одной из задач анализа исследования данного эпизода. Для этого давайте обратимся к сцене боя, во время которого Болконский осуществляет свои мечты.
Какая часть речи преобладает при описании сражения?
(Глагол)
Задание классу: Подтвердите текстом (кричал, бил, обогнал, схватил, бежали, хватали и т.п.)
Вопрос классу: Как вы думаете: почему преобладают именно глаголы?
(Они воспроизводят быстроту, лихорадочную напряжённость событий).
Вопрос классу: И вдруг всё исчезло. Какой приём использует автор?
(Антитезу)
Вопрос классу: Как проецируется название романа на эту сцену?
(Смертельной горячке боя противопоставлены тишина, спокойствие, вечный мир природы)
Вопрос классу: Покажите с помощью текста, как замедляется ритм фразы. С помощью каких художественных средств Толстой это делает?
(Замедляет его обилие определений-эпитетов и повторы слов, особенно важных)
Задание классу: Приведите примеры. Я вас просила посчитать дома, сколько раз употреблено слово “небо” в данном эпизоде? (12) названо высоким? (10). Зачитайте.
Вопрос классу: Наверное, это не случайно. Давайте поразмышляем, почему именно небо использует Толстой, для того чтобы показать духовное обновление героя?
Вопрос классу: Что являлось для Болконского неосознанной подготовкой к восприятию неба?
(Вера в бессмертие княжны Марьи и слова Тушина: “Как там ни говори, что душа на небо пойдёт… ведь это мы знаем, что неба нет, а есть атмосфера одна”)
Задание классу: А теперь давайте представим себя на месте Болконского там, на Праценской горе. Итак: “Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нём серыми облаками” (картина, фотография, эпизод фильма).
Вопрос классу: Прочувствовали? И теперь я вернусь к вопросу: почему именно небо использует Толстой, для того чтобы показать духовное обновление героя?
(Потому что это тайна, потому что это вечность)
Вопрос классу: Я не буду сейчас спрашивать, какие мысли ещё пришли к вам в голову, а вот какие мысли пришли в голову Болконскому, пожалуйста, зачитайте.
(“Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его”; “я ничего, ничего не знал до сих пор”).
Вопрос классу: Что, Болконский по-прежнему мечтает о славе?
(Нет, он мечтает только, “чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал её теперь”)
Вопрос классу: Так о чём же теперь мечтает Болконский?
(“Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему”)
Вопрос классу: Итак, небо меняет мировоззрение Болконского, но только ли оно одно? В.Набоков писал: “Читая книгу, следует прежде всего замечать детали и наслаждаться ими”.
Докажите текстом, какие детали использует Толстой, чтобы в сознании героя разрушился ореол святости Наполеона и победила одна из заповедей, постулат христианства: “Не сотвори себе кумира”.
(1) “Славный народ” // отдаёт приказ об усилении батарей (“Велите привезти из резервов”). – через поступок.
2) Отношение Толстого к Наполеону (“На лице его было сиянье самодовольства и счастия”; “рассматривал убитых и раненых”; “счастливым от несчастия других взглядом”). – через авторское отношение.
3) Внутреннее восприятие Болконским Наполеона (“Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи”; “…но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком…”; “так мелочен казался ему сам герой его”) – через внутреннее восприятие.
4) Внешнее выражение (“Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам, переносившим его, он теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал…”) – через внешнее проявление. )
Вопрос классу: В чём вы видите парадоксальность ситуации?
(Ситуация, действительно, парадоксальна. Сначала Наполеон говорит о Болконском величественные и милостивые слова: “Вот прекрасная смерть”. Затем, заметив, что это раненый, а не убитый, принимает в нём участие и велит лекарям заботиться об этом человеке. Кумир признал в Болконском героя – кумир отвергнут князем Андреем. И в этом отрицании Наполеона – знаменитая толстовская диалектика души героя)
Вопрос классу: Итак, мы видим, что кумир Болконского развенчан. А как же сам “Тулон” Болконского, ведь щедрый Лев Николаевич дарит князю Андрею именно ту ситуацию в бою, о которой тот мечтал?
(Сам “Тулон” Болконского развенчивается ещё до разочарования Наполеона. Наверное, он и подготавливает Болконского к этому разочарованию).
Задание классу: Докажите.
(“волоча его за древко”; “Князь Андрей видел уже ясно растерянное и вместе озлобленное выражение лиц этих двух людей, видимо не понимавших того, что они делали”; “Как бы со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову”).
Задание классу: А теперь, ребята, покажите мне, как Толстой описывает физическое состояние князя Андрея после ранения?
(“истекая кровью, и сам не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном”; “опять почувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что-то боли в голове”; “Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью”; “он потерял сознание от страшной боли”; “он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усиливалось, и он начинал бредить”)
Вопрос классу: Какой вывод из услышанного можно сделать?
(Никакой романтики, о которой грезил Болконский до сражения в войне нет – это грязь, кровь и боль)
Вопрос классу: А теперь вернёмся к теме урока. Скажите, после проанализированного нами эпизода, только ли потому слово “Тулон” взято в кавычки, что это цитата?
(Слово “Тулон” взято в кавычки ещё и потому, что оно употреблено в ироническом значении)
V. Итог урока
Вопрос классу: Итак, кто готов подвести итог нашего урока и дать ответ на главный вопрос: какова роль “Тулона” Болконского на пути его духовного становления?
(Под небом Аустерлица у Болконского меняются взгляды. Небо становится символом нового понимания жизни. Взамен былого кумира он обретает высокие и вечные ценности, которых не знал прежде: счастье просто жить возможность дышать, видеть небо – быть)
На следующих уроках мы продолжим исследование духовных исканий Андрея Болконского, поэтому запишите д/з
VI. Д/з:
Всем: перечитать эпизоды: Свидание Пьера и Андрея в Богучарове (т.2, ч.2, гл.8, 12, 13); Встреча с Наташей (т.2, ч.3. гл.2, 3; т.2, ч.3, гл.19); Андрей в войне 1812 года (т.3, ч.2, гл.5); Свидание с Кутузовым в Цареве-Займище (т.3, ч.2, гл.16); Бородинское сражение (т.3, ч.2, гл.25, 36, 37); Встреча с Наташей в Мытищах (т.4, ч.1, гл.32). Ответить на вопрос: как меняются взгляды Болконского и как герой воплощает в своей жизни главный девиз жизни писателя?
По желанию:
Разгадать загадку Толстого: почему над Наполеоном перед началом сражения ясное небо, а над лежащим Болконским оно уже с плывущими облаками?