Литература
-
"Мы все к своей родине привержены" (по произведению Н.С. Лескова "Левша") 2008
Главным героем урока по предложенной теме является Левша. Сопоставительная характеристика с другими действующими персонажами рассказа - государями Александром и Николаем, атаманом Платовым - подготавливает оценку тульского мастера. В центре внимания оказывается поездка русского умельца в Англию, которого не соблазнила заморская жизнь. Соотнеся поступки простого человека и "отцов Отечества", учащиеся приходят к выводу о том, чем им дорог родной край.
-
Интегрированный урок (литература, геометрия, французский язык и физика): "Путешествие по повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина с увеличительным стеклом" 2008
Хорошим средством повышения эффективности обучения и воспитания современных школьников являются межпредметные связи. Осуществление межпредметных связей сказывается на результате обучения. Знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, более эффективно достигается всестороннее развитие личности. Наша творческая группа имеет опыт проведения интегрированных уроков, в которых отражены межпредметные связи. Один из таких уроков мы и предлагаем вашему вниманию.
-
Воспитание нравственности на уроках литературы 2008
Cтатья по литературе с элементами уроков: 5-й класс – В.Г.Короленко «В дурном обществе; 9-й класс - «Герой нашего времени»; 11-й класс – «Мастер и Маргарита». В основе создания этой статьи лежит идея о нравственном воспитании учащихся на уроках литературы, потому что воздействие литературы на моральное становление личности велико и разносторонне. В ней приведены элементы уроков, которые помогут учителю организовать живое размышление над прочитанным, воспитать в детях нравственные понятия: доброту, дружбу и любовь.
-
Добро и Зло в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" 2008
Урок литературы по произведениям Н.В.Гоголя «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством». Ученики заранее готовят сообщения о детстве Гоголя. В результате беседы на уроке им удается определить основную проблему, объединяющую эти повести, – проблему добра и зла и сделать выводы, формирующие нравственность учеников.
-
Медиаурок внеклассного чтения "Сонеты о любви" 2008
Урок может быть проведен как предметный или как внеклассное занятие, на котором учащиеся знакомятся с сонетами, созданными в течение целого тысячелетия самыми замечательными поэтами незабываемых эпох.
-
Родная природа в изображении русских поэтов и художников 2008
Урок внеклассного чтения по литературе "Родная природа в изображении русских поэтов и художников" можно отнести к эмоционально-образным формам урока. Его главная цель — научить школьника воспринимать поэтические произведения (в данном случае стихи о природе) в совокупности с другими видами искусства (живописью, музыкой).
-
Открытый урок литературы в 8-м классе на тему "В чём загадка Мцыри?" 2008
Данная работа написана на основе открытого урока, который я провела после изучения поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова в 8-м классе. Основной вопрос: «В чём загадка Мцыри?» – решается через обсуждение проблемных ситуаций, которые способствуют раскрытию образа главного героя. У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого своё мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил…»
-
Урок-конференция "Литература учит жизни… Литература учит здоровому образу жизни…" 2008
Здоровье - состояние ответственности за судьбу свою и ближних. Формирование основ сохранения здоровья на уроках литературы средствами художественного слова - действенный инструмент в воспитании здоровой во всех отношениях личности. В этой связи хотелось бы привести пример одной из форм проведения урока литературы (внеклассное чтение) в 8-м классе с использованием здоровьесберегающих технологий. Приложение к уроку - презентация.
-
Интегрированный урок литературы и истории "Тайники русской жизни" 2008
На уроке идет рассмотрение образа Ивана Грозного в истории и литературе. Можно найти богатый материал об эпохе правления Ивана Грозного; используется инсценирование художественных произведений, пополняется и активизируется словарный запас учащихся.
-
"…Он видел мир и слушал свою душу с высоты эшафота" (Ю.Айхенвальд) 2008
Учитель использует в своей педагогической деятельности технологию подготовки и проведения урока, предложенную профессором М.М.Поташником. В течение четырех лет на уроках русского языка и литературы используется групповая форма учебной деятельности учащихся. Группы составлены на основе психофизиологических и социально-психологических особенностей учащихся. Когда ученики работают в группах, черты их темперамента могут влиять на конечный результат. Ученик может развиваться как творческая личность, когда учитель создает учебную ситуацию, в которой ученик применяет и совершенствует способ выполнения задания, характерный для его типа темперамента. Использование данной технологии создаёт условия для конструктивного диалога с учащимися на уроках и развития положительной мотивации к обучению.
-
Информационные технологии на уроках литературы. Урок по теме: "…Милосердие… не бывает чрезмерным…" (по рассказу В.М. Шукшина "Как зайка летал на воздушных шариках") 2008
Знакомство учеников 5-го класса с нравственно-этическими ценностями на примере небольшого рассказа В.М. Шукшина "Как зайка летал на воздушных шариках". Кто-то может подумать, что рано об этом говорить с детьми 10–11-летнего возраста. Оказывается — нет. Они прекрасно понимают, о чем идет речь в данном рассказе, и делают глубокие наблюдения, приходят к правильным выводам. Именно об этом предлагаемый урок литературы, проведенный в 5-м классе. Урок проведен с использованием информационно-коммуникационных технологий.
-
Интегрированный урок литературы и физики "Гроза в науке и искусстве" 2008
Интегрируя литературу и физику, учитель ставит перед собой задачу мобилизовать мышление учеников на получение знаний из различных источников в нетрадиционной форме, установить междисциплинарные связи этих двух предметов, обобщить знания, выработать навыки интегрированного подхода к изучению явлений природы и общества. Осуществляя такой методологический подход к развивающему обучению, у учителя всегда есть возможность организовать детей на собственную деятельность.
-
Интегрированный урок по культуре Серебряного века в 11-м классе "Судьба России в творчестве М.Волошина и К.Петрова-Водкина" 2008
Урок по культуре «Серебряного века» показывает художественный и философский аспекты восприятия и отображения темы революции и гражданской войны в творчестве поэта М.Волошина и художника К.Петрова-Водкина, демонстрирует возможности интегрированного урока в формировании в сознании учащихся целостной картины эпохи.
-
Конференция заинтересованных читателей 2008
Конференция – эффективная форма работы с читателями 13–14 лет, позволяющая объединить возможности урока литературы, школьной библиотеки, творческих объединений дополнительного образования. Это итоговое мероприятие "Недели детской и юношеской книги", знакомящее с книжными новинками, самодеятельным литературным творчеством учеников, результатами опросов читателей, творчеством писателей-юбиляров текущего года. Перед участниками ставятся практические задачи и прослеживаются пути их решения. Главная цель – воспитание массового читателя.
-
Урок литературы в 9-м классе на тему "У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Основной конфликт трагедии. «Вечные» проблемы и их разрешение в произведении" 2008
Задачи урока: рассмотреть особенности времени, историю создания трагедии Шекспира; выявить влияние окружающих на главных героев; развить умение давать оценку прочитанному тексту, систематизировать лекционный материал, сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать материал. Урок создан с использованием презентаций PowerPoint, Excel.
-
Тема урока "Текст. Тема текста. Способы связи предложений в тексте" 2008
Цель данного урока – научиться восстанавливать порядок, связь между предложениями; проследить, как развивается, уточняется, раскрывается основная авторская мысль за счет выражения смысловых связей между предложениями, используя грамматические способы связи. Тип урока – повторение изученного.
-
Интегрированный урок по истории и литературе на тему: "Быт и нравы купечества" 2008
Интегрированный урок истории и литературы был проведен в 10-м классе в связи с изучением в курсе истории учебного материала, связанного с преобразованиями в России во второй половине XIX века, в форме семинара, что позволило ученикам проявить творчество, самостоятельность. На уроке использовались пьесы А.Н.Островского «Бесприданница» и «Гроза», отражающие стремительные перемены в новой, пореформенной России; а также материалы постсоветского периода для сопоставления жизни купечества конца XIX в. и предпринимателей конца ХХ в.
-
Концепция человека в повести Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат" 2008
Данный конспект урока позволяет расширить представление о творчестве Л.Н.Толстого. Предложенная схема, помимо живого диалога о теории, естественного человека "Толстого" обращает и к теоретическим знаниям по литературе, наглядно демонстрируя связь между эпизодами, заставляя вспомнить определение композиции и ее составляющих. Думается, урок внеклассного чтения по повести «Хаджи-Мурат» – важный шаг вперед в постижении художественного мира Л.Н.Толстого.
-
"Гаврила Романович Державин – поэт и государственный деятель" 2008
В программе курса по литературе на изучение творчества Державина отводится всего 1 час. Для того, чтобы учащиеся имели представление о жизни поэта XVIII века, его творческих достижениях, был разработан урок по теме "Гаврила Романович Державин - поэт и государственный деятель". Цель данного урока - познакомить с биографией Державина, его творчеством. А также расширить представления учащихся о Державине как государственном деятель, показать его значимость в литературе.
-
Интегрированный урок исторической памяти русского народа. Тема: "Защитники православной земли Русской" 2008
Историческая память живёт в сердце русского народа, слагаются новые песни, новые стихи, создаются новые произведения, но пришедшие к нам из глубины веков жития героев - защитников земли Русской, летописи, повествующие о героическом прошлом Руси, остаются. Вспомним героев - защитников Отечества, и среди них Александра Невского.
-
Книга, о которой хочется рассказать 2008
В наше время все большее значение приобретает самообразование. А в самообразовании важно уметь программировать свою читательскую деятельность, т.е. определять интересующую тему, отбирать произведения, продумывать свои впечатления о прочитанных книгах.
-
Игра "Счастливый случай" по творчеству А.С. Пушкина 2008
Имя Александра Сергеевича Пушкина, его бессмертные творения постоянно дают повод для творчества как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Игра составлена по аналогии с телевизионной версией, даёт возможность ребятам ориентироваться в сложном поэтическом мире Пушкина; находить правильный ответ, используя свои знания, сопоставляя жизненные обстоятельства поэта с его творчеством.
-
Приди за светом и надеждой (Урок-композиция) 2008
Урок литературы расширяет представление учащихся о Вампилове: показывает его редкостный талант, человеческое обаяние, природное остроумие; воспитывает чувство патриотизма; пробуждает гордость за живущих рядом людей.
-
Урок литературы в 9-м классе. Тема: "Водевиль — удивительный и сложный мир" (А.П. Чехов. "Медведь") 2008
Урок включен в систему уроков по творчеству Чехова. Изучение данной темы поможет ученикам разобраться в особенностях нового жанра, а в дальнейшем - в драматургии "Вишневого сада". На уроке используется частично-поисковый метод, а яркая инсценировка помогает не только услышать текст, но и увидеть его. Это развивает самостоятельность и творческий потенциал ребят.
-
Урок литературы по теме "Дружбы и друзья в лирике А.С. Пушкина" 2008
Урок развивает эстетический вкус старшеклассников, приобщает к историческому культурному наследию русской литературы на основе творчества А.С.Пушкина.
-
Урок по творчеству М.Ю. Лермонтова "Так жизнь скучна, когда боренья нет…" 2008
Урок по творчеству М.Ю.Лермонтова знакомит с основными мотивами лирики поэта. Учащиеся включены в активную деятельность по анализу, осмыслению произведений М.Ю.Лермонтова. Рабочая карта позволяет учителю «видеть» процесс работы, а индивидуальные задания максимально дифференцируют процесс обучения. Вместе с тем они позволяют ребенку попробовать свои силы в постижении художественного мира произведения.
-
Тема Родины в лирике С.Есенина 2008
В представленном уроке используются разные формы работы с классом, групповые и индивидуальные. Индивидуально готовятся ответы на вопросы семинара, а группы, готовят презентации и подбирают музыку. На уроке звучит музыка, демонстрируются иллюстрации к стихам С.Есенина. Такой метод обучения помогает глубже понять духовный мир поэта и пробуждает интерес к изучению поэзии С.Есенина.
-
От детали к проблеме (из опыта анализа художественного произведения на уроках литературы в 9-м классе) 2008
Помочь ученику найти нравственную опору - такая цель стоит перед учителем. Повесть Н.В.Гоголя "Нос" раскрывает социальные проблемы русского общества середины XIX века. В духовный мир повести помогает проникнуть вдумчивое чтение. В ходе работы сравнивается русское общество XIX века и современная Россия, решаются "вечные" социальные и нравственные проблемы. Вникая в текст, ребенок учится чувствовать красоту и выразительность русского языка, развивает речь, образное и логическое мышление.
-
Урок-диалог с элементами комплексного анализа текста по теме "Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Ахматовой «Реквием»" 2008
Представлен конспект урока литературы по теме " Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Ахматовой "Реквием". Осознание своеобразия поэмы А.Ахматовой "Реквием" происходит путем осмысления образного строя и художественных особенностей произведения. Цель достигается через реализацию методов и приемов, актуализирующих в сознании учащихся смыслообразующую и рефлективную функции.
-
Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Невидимые параллели" (по произведению В.М. Гаршина) 2008
Урок строится на обучении в сотрудничестве. Целью урока является не только овладение знаниями, но и воспитание открытости, доброжелательности. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ и презентации.