Литература
-
"…Он видел мир и слушал свою душу с высоты эшафота" (Ю.Айхенвальд) 2008
Учитель использует в своей педагогической деятельности технологию подготовки и проведения урока, предложенную профессором М.М.Поташником. В течение четырех лет на уроках русского языка и литературы используется групповая форма учебной деятельности учащихся. Группы составлены на основе психофизиологических и социально-психологических особенностей учащихся. Когда ученики работают в группах, черты их темперамента могут влиять на конечный результат. Ученик может развиваться как творческая личность, когда учитель создает учебную ситуацию, в которой ученик применяет и совершенствует способ выполнения задания, характерный для его типа темперамента. Использование данной технологии создаёт условия для конструктивного диалога с учащимися на уроках и развития положительной мотивации к обучению.
-
Информационные технологии на уроках литературы. Урок по теме: "…Милосердие… не бывает чрезмерным…" (по рассказу В.М. Шукшина "Как зайка летал на воздушных шариках") 2008
Знакомство учеников 5-го класса с нравственно-этическими ценностями на примере небольшого рассказа В.М. Шукшина "Как зайка летал на воздушных шариках". Кто-то может подумать, что рано об этом говорить с детьми 10–11-летнего возраста. Оказывается — нет. Они прекрасно понимают, о чем идет речь в данном рассказе, и делают глубокие наблюдения, приходят к правильным выводам. Именно об этом предлагаемый урок литературы, проведенный в 5-м классе. Урок проведен с использованием информационно-коммуникационных технологий.
-
Интегрированный урок литературы и физики "Гроза в науке и искусстве" 2008
Интегрируя литературу и физику, учитель ставит перед собой задачу мобилизовать мышление учеников на получение знаний из различных источников в нетрадиционной форме, установить междисциплинарные связи этих двух предметов, обобщить знания, выработать навыки интегрированного подхода к изучению явлений природы и общества. Осуществляя такой методологический подход к развивающему обучению, у учителя всегда есть возможность организовать детей на собственную деятельность.
-
Интегрированный урок по культуре Серебряного века в 11-м классе "Судьба России в творчестве М.Волошина и К.Петрова-Водкина" 2008
Урок по культуре «Серебряного века» показывает художественный и философский аспекты восприятия и отображения темы революции и гражданской войны в творчестве поэта М.Волошина и художника К.Петрова-Водкина, демонстрирует возможности интегрированного урока в формировании в сознании учащихся целостной картины эпохи.
-
Конференция заинтересованных читателей 2008
Конференция – эффективная форма работы с читателями 13–14 лет, позволяющая объединить возможности урока литературы, школьной библиотеки, творческих объединений дополнительного образования. Это итоговое мероприятие "Недели детской и юношеской книги", знакомящее с книжными новинками, самодеятельным литературным творчеством учеников, результатами опросов читателей, творчеством писателей-юбиляров текущего года. Перед участниками ставятся практические задачи и прослеживаются пути их решения. Главная цель – воспитание массового читателя.
-
Урок литературы в 9-м классе на тему "У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Основной конфликт трагедии. «Вечные» проблемы и их разрешение в произведении" 2008
Задачи урока: рассмотреть особенности времени, историю создания трагедии Шекспира; выявить влияние окружающих на главных героев; развить умение давать оценку прочитанному тексту, систематизировать лекционный материал, сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать материал. Урок создан с использованием презентаций PowerPoint, Excel.
-
Тема урока "Текст. Тема текста. Способы связи предложений в тексте" 2008
Цель данного урока – научиться восстанавливать порядок, связь между предложениями; проследить, как развивается, уточняется, раскрывается основная авторская мысль за счет выражения смысловых связей между предложениями, используя грамматические способы связи. Тип урока – повторение изученного.
-
Интегрированный урок по истории и литературе на тему: "Быт и нравы купечества" 2008
Интегрированный урок истории и литературы был проведен в 10-м классе в связи с изучением в курсе истории учебного материала, связанного с преобразованиями в России во второй половине XIX века, в форме семинара, что позволило ученикам проявить творчество, самостоятельность. На уроке использовались пьесы А.Н.Островского «Бесприданница» и «Гроза», отражающие стремительные перемены в новой, пореформенной России; а также материалы постсоветского периода для сопоставления жизни купечества конца XIX в. и предпринимателей конца ХХ в.
-
Концепция человека в повести Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат" 2008
Данный конспект урока позволяет расширить представление о творчестве Л.Н.Толстого. Предложенная схема, помимо живого диалога о теории, естественного человека "Толстого" обращает и к теоретическим знаниям по литературе, наглядно демонстрируя связь между эпизодами, заставляя вспомнить определение композиции и ее составляющих. Думается, урок внеклассного чтения по повести «Хаджи-Мурат» – важный шаг вперед в постижении художественного мира Л.Н.Толстого.
-
"Гаврила Романович Державин – поэт и государственный деятель" 2008
В программе курса по литературе на изучение творчества Державина отводится всего 1 час. Для того, чтобы учащиеся имели представление о жизни поэта XVIII века, его творческих достижениях, был разработан урок по теме "Гаврила Романович Державин - поэт и государственный деятель". Цель данного урока - познакомить с биографией Державина, его творчеством. А также расширить представления учащихся о Державине как государственном деятель, показать его значимость в литературе.
-
Интегрированный урок исторической памяти русского народа. Тема: "Защитники православной земли Русской" 2008
Историческая память живёт в сердце русского народа, слагаются новые песни, новые стихи, создаются новые произведения, но пришедшие к нам из глубины веков жития героев - защитников земли Русской, летописи, повествующие о героическом прошлом Руси, остаются. Вспомним героев - защитников Отечества, и среди них Александра Невского.
-
Книга, о которой хочется рассказать 2008
В наше время все большее значение приобретает самообразование. А в самообразовании важно уметь программировать свою читательскую деятельность, т.е. определять интересующую тему, отбирать произведения, продумывать свои впечатления о прочитанных книгах.
-
Игра "Счастливый случай" по творчеству А.С. Пушкина 2008
Имя Александра Сергеевича Пушкина, его бессмертные творения постоянно дают повод для творчества как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Игра составлена по аналогии с телевизионной версией, даёт возможность ребятам ориентироваться в сложном поэтическом мире Пушкина; находить правильный ответ, используя свои знания, сопоставляя жизненные обстоятельства поэта с его творчеством.
-
Приди за светом и надеждой (Урок-композиция) 2008
Урок литературы расширяет представление учащихся о Вампилове: показывает его редкостный талант, человеческое обаяние, природное остроумие; воспитывает чувство патриотизма; пробуждает гордость за живущих рядом людей.
-
Урок литературы в 9-м классе. Тема: "Водевиль — удивительный и сложный мир" (А.П. Чехов. "Медведь") 2008
Урок включен в систему уроков по творчеству Чехова. Изучение данной темы поможет ученикам разобраться в особенностях нового жанра, а в дальнейшем - в драматургии "Вишневого сада". На уроке используется частично-поисковый метод, а яркая инсценировка помогает не только услышать текст, но и увидеть его. Это развивает самостоятельность и творческий потенциал ребят.
-
Урок литературы по теме "Дружбы и друзья в лирике А.С. Пушкина" 2008
Урок развивает эстетический вкус старшеклассников, приобщает к историческому культурному наследию русской литературы на основе творчества А.С.Пушкина.
-
Урок по творчеству М.Ю. Лермонтова "Так жизнь скучна, когда боренья нет…" 2008
Урок по творчеству М.Ю.Лермонтова знакомит с основными мотивами лирики поэта. Учащиеся включены в активную деятельность по анализу, осмыслению произведений М.Ю.Лермонтова. Рабочая карта позволяет учителю «видеть» процесс работы, а индивидуальные задания максимально дифференцируют процесс обучения. Вместе с тем они позволяют ребенку попробовать свои силы в постижении художественного мира произведения.
-
Тема Родины в лирике С.Есенина 2008
В представленном уроке используются разные формы работы с классом, групповые и индивидуальные. Индивидуально готовятся ответы на вопросы семинара, а группы, готовят презентации и подбирают музыку. На уроке звучит музыка, демонстрируются иллюстрации к стихам С.Есенина. Такой метод обучения помогает глубже понять духовный мир поэта и пробуждает интерес к изучению поэзии С.Есенина.
-
От детали к проблеме (из опыта анализа художественного произведения на уроках литературы в 9-м классе) 2008
Помочь ученику найти нравственную опору - такая цель стоит перед учителем. Повесть Н.В.Гоголя "Нос" раскрывает социальные проблемы русского общества середины XIX века. В духовный мир повести помогает проникнуть вдумчивое чтение. В ходе работы сравнивается русское общество XIX века и современная Россия, решаются "вечные" социальные и нравственные проблемы. Вникая в текст, ребенок учится чувствовать красоту и выразительность русского языка, развивает речь, образное и логическое мышление.
-
Урок-диалог с элементами комплексного анализа текста по теме "Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Ахматовой «Реквием»" 2008
Представлен конспект урока литературы по теме " Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Ахматовой "Реквием". Осознание своеобразия поэмы А.Ахматовой "Реквием" происходит путем осмысления образного строя и художественных особенностей произведения. Цель достигается через реализацию методов и приемов, актуализирующих в сознании учащихся смыслообразующую и рефлективную функции.
-
Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Невидимые параллели" (по произведению В.М. Гаршина) 2008
Урок строится на обучении в сотрудничестве. Целью урока является не только овладение знаниями, но и воспитание открытости, доброжелательности. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ и презентации.
-
Тестовый контроль при изучении творчества А.С. Пушкина в 9-м классе 2008
Изучение поэзии в 8–10-х классах затруднено из-за субъективности восприятия лирики: нравятся те стихотворения, в которых учащиеся находят выражение своих переживаний. Поэтому следует поощрять самостоятельный выбор стихов для чтения и заучивания наизусть и в то же время тактично и настойчиво направлять выбор школьника.
-
Урок литературы "Тарас Бульба - народный герой" 2008
Основной целью заключительного урока по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" является развитие умения находить в художественном тексте материал, выделять художественные средства, необходимые для характеристики персонажа, и через них показывать отношение автора к своему герою. Для наглядности используются иллюстрации художника Е.Кибрика и репродукция картины И.Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".
-
Идеалы прекрасного в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Урок-исследование в 10-м классе 2008
Урок-исследование по роману "Война и мир" в 10-м классе, по теме: "Идеал прекрасного в понимании Л.Н. Толстого", развивает исследовательское и ассоциативное мышление учащихся.
-
Урок по чувашской литературе на тему "И ратный подвиг твой, ровесник, в нетленной памяти живет…" 2008
Все дальше и дальше уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата и подвиг народа-труженика, ковавшего победу в тылу. Одной жизнью с народом жили писатели. Более 20 чувашских писателей участвовало в войне, многие из них героически погибли. Они с честью выдержали суровые испытания военных лет и доказали свою преданность Отчизне как с оружием в руках на поле боя, так и активным участием в общественно-политической жизни в тылу... Теме подвига чувашских писателей и поэтов, ушедших на фронт прямо со школьной скамьи и прошедших войну, посвящается урок чувашской литературы в 11-м классе.
-
Формирование исследовательской культуры школьников на уроках литературы и во внеурочной деятельности 2008
Сущность исследовательского подхода в обучении состоит в развитии познавательной самостоятельности, в организации внеурочной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности; в актуализации межпредметных связей, в знакомстве учащихся с методами научного познания. В работе дается некоторое обобщение опыта по формированию исследовательской культуры на уроках литературы в старших классах и во внеурочной деятельности. На конкретных примерах по лирике Н.А.Некрасова, по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" показаны примеры формирования исследовательской культуры на примере изучения творчества местного писателя В.П. Чугунова показаны приемы овладения навыками работы в коллективном творческом проекте.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова и ее адресаты" 2008
Лирика Лермонтова искренна, тонко передает его душевный настрой, подчас трагична, как и судьба самого поэта. Однако рядом с нами навсегда останутся его прекрасные произведения, его стихи.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "«Во весь голос». Тема поэта и поэзии" 2008
Данный урок является предпоследним уроком по изучению творчества Владимира Маяковского в 11-м классе, вторым по теме «Значение поэта и поэзии». Указанная тема знакома учащимся с 9-го класса.
-
Урок литературы в 8-м классе на тему "Жизнь сердца" по повести Н.М. Карамзина "Наталья, боярская дочь" 2008
Урок представляет ребятам выдержки из текста повести, где автор отмечает то, что составляет внутреннюю, "психологическую" сущность героини. Выделив ключевые слова, обучающиеся с помощью учителя приходят к выводу, что автор благословляет истинные человеческие чувства, "жизнь сердца".
-
Урок внеклассного чтения по сказкам Г.Х. Андерсена "Устами читателя" 2008
Представленный материал содержит разработку урока внеклассного чтения в 5-м классе по сказкам Г.Х.Андерсена. Урок «Устами читателя» спланирован как интеллектуальная игра, цель которой – знакомство с разными по содержанию и тематике произведениями датского сказочника, развитие навыков внимательного чтения, формирование опыта творческой деятельности.