Литература
-
Методическая разработка урока с использованием стратегий РКМЧП "Идеал" и "Уголки" по рассказу Лескова "Человек на часах" 2008
В методической разработке уроков по рассказу Лескова представлен опыт работы по использованию стратегии «Идеал» и «Уголки» в технологии РКМЧП. Учащиеся предлагают возможные пути решения проблемы, вставшей перед героем, оценивают его поступок с разных точек зрения, проводят параллели с современной жизнью.
-
Урок-КВН по роману Булгакова "Мастер и Маргарита" (методические разработки) 2008
Заключительный урок по роману А.Булгакова «Мастер и Маргарита» представлен в занимательной форме (КВН). Вопросы подобраны по всему роману и помогают определить глубину прочтения, знание деталей, также ребята должны знать и биографию автора. Кроме этого, выполняя домашнее задание, готовясь к сценкам, ребята показывают своё мастерство. Урок проходит интересно, увлекательно.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу А.В. Вампилова "Стоматологический роман", 8-й класс 2008
Цель урока – познакомить учащихся с жанром короткого рассказа А.В. Вампилова на примере одного из них – «Стоматологический роман». Ребята смогут не только прочитать его, но и увидеть, так как рассказ был мною трансформирован в небольшую пьесу, которую играют участники классного театрального кружка «Лики творчества». На уроке используются элементы информационной (компьютерной) технологии: мультимедийная презентация «Страницы жизни и творчества А.Вампилова» и графическая рефлексия в заключительной части урока.
-
Нравственное и эстетическое воспитание на уроках русского языка и литературы 2008
Обнажить прекрасное в том, что мы встречаем каждый день — это и есть гениальность художника. В музеях всего мира можно найти немало красавиц, несравненно более эффектных, но другой такой прекрасной Мадонны мы не увидим. Извлечь поэзию жизни из прозы жизни, показать, что проза жизни полна поэзии - вот самый большой подвиг искусства. Искусства всех жанров и видов. В том числе и Искусства слова.
-
Тема урока: "Голубая да веселая страна…" 2008
План уроков литературы для учащихся старших классов. Уроки направлены на анализ лирического цикла С.А. Есенина.
-
Интегрированный урок литературы и музыки по теме: "Вечные образы в музыке и литературе" (проектная деятельность на уроке). 6-й класс 2008
Интегрированный урок русского языка и музыки для учащихся 6-х классов направлен на то, что бы обучить умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных и литературных произведений, обогатить словарный запас, развить фантазию, творческое и ассоциативное мышление и воспитать любовь к родной земле.
-
Поэзия Серебряного века: проблемно-исследовательская практика на уроках литературы 2008
Урок литературы «Эдгар По и русские символисты» является продолжением разговора о поэзии Серебряного века и нацелен на знакомство учащихся с переводными произведениями поэтов-символистов К.Бальмонта и В.Брюсова.
-
Уроки литературы в 7-м классе "Кристаллы поэзии. Хокку" 2008
Уроки посвящены изучению японской поэзии (2 часа), проводятся после рассмотрения темы «Русские поэты о родной природе» в разделе «Тихая моя родина». Традиционно учащиеся получают на таких занятиях представление о своеобразии жанра хокку, знакомятся с культурой Японии, пробуют свои творческие силы в сочинении хокку.
-
Интегрированный урок по русскому языку и литературе на тему "Имя прилагательное. Роль прилагательных в произведениях А.С. Пушкина" 2008
Интегрированный урок по русскому языку и литературе помогает научиться распознавать имена прилагательные на основе произведений А.Пушкина. Отличительной чертой данного занятия является использование информационных технологий при изучении нового материала и закреплении изученного. Самостоятельное ознакомление учащихся с некоторыми биографическими данными великого поэта. Обеспечивает высокую мотивацию работы на уроке, полученная таким образом информация лучше запоминается детьми. А «украшенное новыми словами» — прилагательными — стихотворение воспринимается детьми как авторская работа.
-
Разработка интегрированного урока "Человек на войне" (по "Севастопольским рассказам" Л.Н. Толстого). Крымская война 1853–1856 гг 2008
Интегрированный урок истории и литературы для учащихся 10-го класса знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов», развивает умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз; на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствует проявлению сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.
-
Конспект урока по творчеству Н.В. Гоголя "От начала — к замыслу поэмы…", 10-й класс 2008
Предлагаемый материал поможет организовать и провести в необычной, увлекательной форме урок по литературе в 10-м классе по теме «От начала – к замыслу поэмы…». Данная разработка носит творческий характер и призвана помочь учащимся глубоко проанализировать первую главу поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
-
Читать или не читать 2008
Описание подхода к формированию различных компетенций на уроках, посвященных разным литературным жанрам. Суть этого подхода — составление логико-структурных таблиц по материалу произведения и воспроизведение на их основе содержания текста, формулирование идеи, авторский позиции — всего, что мы называем специальными (литературными), общеучебными, общекультурными, речевыми компетенциями.
-
Интегрированный урок (философия + литература) "Русский символизм: конец старого или начало нового?" 2008
На уроке формируется представление учащихся о символизме как течении, объединившем авторов разных эстетических взглядов и этических позиций; учащиеся знакомятся с теоретическим наследием поэтов-символистов.
-
Урок внеклассного чтения по теме "Нравственные проблемы в произведениях Александра Вампилова" 2008
Урок внеклассного чтения по пьесам А.Вампилова в 10-м классе раскрывает тему жизни и творчества драматурга, воспитывает в читателях нравственность, гуманность, формирует жизненную позицию молодежи.
-
Цикл уроков по творчеству Б.Окуджавы (Арбатский мир) 2008
Данная работа представляет разработку трёх уроков по творчеству Б.Ш. Окуджавы. Она может быть использована на уроках литературы по теме «Авторская песня». На первом уроке рассматривается происхождение авторской песни, ее существование в современном мире. Второй урок построен в виде сценария, в котором говорится о судьбе Б.Окуджавы, его стремлении рассказать о своем Арбатском мире, мире, где живут добро, любовь, понимание. На протяжении всего урока ученики знакомятся с внутренним миром поэта, его переживаниями, опытами и начинаниями. Третий урок посвящён анализу стихов Б.Окуджавы, где ребята с помощью учителя следят за развитием темы Арбата в творчестве поэта.
-
Урок-дискуссия по теме "Тема любви в пьесах А.Н. Островского" в 10-м классе 2008
Этот урок является итоговым в разделе "Художественный мир А.Н. Островского". Этот урок имеет значение для углубления представления учащихся об А.Н. Островском-драматурге для дальнейшего обучения навыкам самостоятельного анализа драматического произведения, самостоятельной работы с дополнительной критической литературой, для развития стремления к самообразованию у старшеклассников. Выбранная тема является актуальной для учащихся данного возраста.
-
Урок литературы в 7-м классе "Русская народная былина «Садко»". Защита проектов учащихся 2008
Предлагаемый урок представляет собой презентацию группового проекта учащихся по исследованию былины "Садко". Разнообразие и необычность заданий позволили каждому ученику проявить себя как творческую личность, принять посильное участие в общей работе, увидеть положительный результат своей деятельности, почувствовать вкус успеха.
-
Образ Петра I в произведениях А.С. Пушкина (урок внеклассного чтения в 7-м классе) 2008
Эпоха и личность Петра Великого привлекали Пушкина на протяжении всей его зрелой деятельности. Достаточно взглянуть на хронологический список произведений, героем которых является Петр I. На уроке мы поразмышляем с вами над тем, почему именно Петр I становится одним из любимых героев пушкинских произведений; почему так часто поэт, писатель и историк обращает свой взор к Петру; чем объяснить его интерес к этой личности.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Спасет ли мир красота?" (по рассказу В.С. Маканина "Кавказский пленник") 2008
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством В.С. Маканина; помочь старшеклассникам увидеть за метафорическими картинами текста В.С. Маканина микромодель затяжной и привычной войны, которая калечит человеческие души. Уроки с использованием ИТК обеспечивают повышение качества учебного процесса, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, развивают их умственные способности.
-
Трансформация традиционных сказочных образов в пьесах Е.Шварца (на примере пьесы "Тень") 2008
Пьесы Шварца связаны со сказками, но сюжеты наполняются особым содержанием. Отличительная черта его произведений – мораль, в которой отражаются основные понятия о добре, чести, любви. Изучение известных сказок, их тем и героев в пьесах Шварца знакомит нас с наследием драматурга, со способами воплощения в творчестве нравственных истин, с жизнью писателя. Сравнение на уроках сюжетов, героев традиционных сказок и пьес Шварца открывает большие возможности для творческой работы и литературоведческого исследования учащихся.
-
Урок по курсу литературы в 7-м классе. А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель" 2008
Урок является первым в изучении темы. Он формирует умения учащихся определять место повести в творчестве А.С. Пушкина, анализировать образы героев; способствует воспитанию гуманного отношения к людям; развивает умение рассуждать на поставленную тему.
-
Урок-новелла по творчеству Б.Пастернака "Чобы вовек твоя свеча во мне горела…" 2008
Выбранная форма проведения урока позволяет осуществить первичное знакомство с лирикой, прозой и письмами великого мастера, создать атмосферу «погружения» в творчество поэта.
-
"Воспрянем, дух Руси храня!" Тема Родины в творчестве А.Блока, И.Талькова, В.Леушкина. Конспект урока в 11-м классе 2008
Цель: познакомить учащихся с творчеством И.Талькова и В.Леушкина; воспитывать в детях чувство патриотизма; показать, какое место занимает Россия в творчестве каждого поэта.
-
Урок литературы в 10-м классе на тему "Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова" (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2008
Способствовать правильному пониманию учащимися идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» опасности индивидуализма.
-
Урок-проект по лирике Н.Заболоцкого 2008
В нашем сегодняшнем мире, где много зла, где на всех ярусах идёт борьба сильного со слабым, как никогда актуальна лирика Н.А. Заболоцкого, развивавшаяся в русле традиций русской поэзии. Стихотворения Н.Заболоцкого несут в себе огромный воспитательный заряд. Дети вместе с поэтом приходят к мысли о торжестве в жизни красоты, духовности, истинно гуманных, человеческих начал.
-
Интегрированный урок (литература + музыка) по теме "Любви и звуков торжество" 2008
Цели данного урока — показать взаимосвязь литературы и музыки, раскрыть общность идейного замысла драматурга и композитора, обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к его музыкальной интерпретации.
-
Урок-исследование по роману “Война и мир” в 10-м классе “Идеал прекрасного в понимании Л.Н. Толстого” 2008
Разработка урока, цель которого— развитие исследовательского и ассоциативного мышления учащихся.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Диалог поколений" 2008
Бесспорно, диалог с молодежью поддерживать труднее, чем авторитарные отношения, основанные на дисциплине и подчинении. Но представители двух поколений должны попытаться понять друг друга, поскольку мы живем в одной жизни.
-
Образ человека-бунтаря в повести Горького "Фома Гордеев" 2008
Разработка урока, цели которого показать мастерство писателя в раскрытии психологического состояния героя, силу характера человека-бунтаря в произведениях русской литературы, в повести «Фома Гордеев» в частности, выявить, по каким позициям герой не приемлет мир отцов, доказать, что Фома Гордеев — человек-бунтарь, вовлечь учащихся в разговор о сильных и слабых сторонах характера человека, поговорить о чувстве человеческого достоинства, о самооценке, в ходе беседы помочь учащимся понять и оценить поведение героев.
-
Разработка урока "Открытие писателя" (Анализ рассказов Л.Е. Улицкой "Народ избранный" и "Перловый суп") 2008
Данный урок знакомит учащихся выпускных классов с новым для них именем в современной литературе — Людмилой Улицкой. Занятие посвящено анализу двух произведений этого автора. Это рассказы-притчи «Народ избранный» и «Перловый суп». Вопросы, поставленные в ходе занятия, помогают раскрыть личное восприятие текста учащимися. Ход занятия предусматривает индивидуальную и групповую работу (мини-сочинение «Сочувствие и милосердие. Что это?», анализ эпизода «Две монахини», исполнение под гитару песни Б.Окуджавы «Молитва», выразительное чтение эпизода под музыку). Материалы урока помогут учащимся в подготовке домашнего сочинения «Открытие писателя».