Оборудование: портреты: А. Блока, И. Талькова, В. Леушкина; выставка “К
уроку”, видеокассета “Не допев куплета” (о творчестве И.
Талькова).
Оформление доски:
- Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный… Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель .
- Я чувствую себя россиянином. Горжусь этим, горжусь многовековой историей своей, своими корнями.
А. Блок
И. Тальков
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
А. Блок
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Родина, Россия… Многострадальная наша земля. Какой русский поэт обошел стороной эту поистине вечную тему? Да, никто не остался равнодушным к теме родины в своем творчестве.
Сегодня на уроке мы посмотрим, какое место занимает Россия в творчестве А. Блока, И. Талькова и В. Леушкина. Что их объединяет?
“Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный… Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель” - написал А. Блок в 1908 году. Сейчас послушаем стихи поэта из цикла “Родина” и ответим на вопрос:
- Какой предстает перед нами Россия в цикле “Родина”?
( Россия Блока – вечная любовь, вечная Боль, вечная Тайна. Она талантлива, но беспечна. Она нищая, но при этом сильная и гордая. Блоковская Русь – вечная незнакомка, одинокая в густо населенном мире. Она то Прекрасная Дама в красивых кольцах, то нищенка “в лоскутках лохмотий”. Русь у Блока грешна и чиста одновременно и вечно “в тайне почивает”.)
Учитель. Поэт видит, знает все темное и дурное, что свойственно его родине, но, и негодуя, и скорбя, он говорит:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
“Россия – боль моей души”, - писал Игорь Тальков. Всю свою боль за поруганную землю, униженную гордость народа, ярость и гнев против многолетнего гнета, против всякой нечисти, безнаказанно бесчинствующей на нашей земле, он плеснул с огромной силой и энергией в своих песнях о России.
Послушаем песни И. Талькова “Родина моя”, “Россия” и ответим на вопрос:
- Каким чувством пронизаны его песни о России?
Просмотр видеозаписи и беседа.
Учитель. Песня “Россия” возвращает нас к нашим корням, истокам, осознанию того, что за нами тысячелетняя история Великой и Могущественной Державы Российской.
Игорь Тальков произносил слово Россия с болью и вместе с тем с гордостью, светлой надеждой. “Я чувствую себя россиянином. Горжусь этим, горжусь многовековой историей своей, своими корнями”, - говорил он. Поэт не мыслил себя вне России, вне своей земли. “Я к своей земле прикипел, всеми жилами, всеми нервами привязан. И никуда не уеду, что бы здесь не случилось”. Игорь Тальков считал себя русским патриотом. Он не боялся говорить об этом прямо и открыто. Причем патриотизм он понимал как любовь к родине и действенность.
“Поэт от Бога, он не заканчивал вузов, но ритм, окраску и энергетику строки он чувствовал интуитивно”, - скажет поэт Евгений Кувайцев о нижнекамском поэте Владимире Леушкине.
Учащийся знакомит класс с краткой биографией поэта.
Послушайте стихотворение В. Леушкина “Вхожу, как в душу, в Божий храм”.
- Какую Россию вы видите в этом стихотворении? (Ответы детей.)
- Что объединяет всех этих поэтов по отношению к Родине?
Учитель. Ребята, мы сегодня на уроке познакомились с поэтами разных поколений, но их роднит любовь к Родине, боль и страдание, желание помочь несчастной России.
- Ребята, а что вы можете сказать о России?
- Как вы понимаете патриотизм?
Учитель. Именно сегодня, в XXI веке, мне кажется, особо остро стоит этот вопрос, так как люди, особенно молодежь, думают, прежде всего, о материальном благосостоянии, забыли о Родине, никто служить не хочет в армии, не хочет работать, все смотрят на запад.
В заключении я хочу еще раз обратиться к вам стихами В. Леушкина.
Давайте вместе – без “ура”,
Без истерических упреков…
Заглянем, братья, во вчера
В тьму исторических уроков!
И освещая лица лет,
Посмотрим им в глаза, как в бездну.
Да, это больно, но полезно,
Нам, убегающим от бед.
А после сядем у огня
И помолчим, кто сколько сможет.
Покуда век еще не прожит,
Воспрянем, дух Руси храня.
Итог урока.
Домашнее задание. Прочитать поэму А. Блока “Двенадцать”.