Оформление класса (газеты, выпущенные семьей; «древо» родословной; фотоальбомы, поделки, дипломы, грамоты)
Запись на доске:
ПОКОЛЕНИЕ
1. Родственники одной степени родства по отношению к общему предку (предкам). Из поколения в поколение передается что-нибудь (по наследству от отца к детям, от старших к младшим).
2. Одновременно живущие люди близкого возраста. Современное молодое поколение.
3. Группа людей, близких по возрасту, объединенных общей деятельностью. Выросло новое поколение ученых.
(Из словаря С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова)
Учитель. Сегодняшнюю нашу встречу мы назвали «Диалог поколений». А натолкнул нас на этот диалог прочитанный ребятами роман Тургенева «Отцы и дети». Время действия романа Тургенева – 60-е годы XIX века. Время сложное и противоречивое, когда общество разделилось на либералов (отцов) и революционеров-демократов (детей). И хотя мы наблюдаем в романе идеологическую борьбу «отцов» и «детей», мы не можем не видеть нежных чувств Николая Петровича Кирсанова к своему сыну Аркадию, не можем не слышать мудрого изречения Василия Ивановича Базарова о молодом поколении: « Где ж нам за вами угнаться. Ведь вы нам на смену пришли». В конечном итоге, и в творчестве Тургенева человеческие отношения доброты, нежности, почтения к отцам берут верх над идеологическими разногласиями.
Обратимся к слову «поколение (запись на доске). Какое значение вам ближе?
(Высказываются родители и дети)
мнение «отцов» мнение «детей»
Учитель. А как часто приходится слышать: «Не то нынче поколение, не та пошла молодежь».
Или обращение к отцам: «Вы своё отжили, ничего не понимаете» или ещё хлестче: «Ненавижу!»
(Читаю письмо в «Комсомольскую правду. После прочтения – пауза)
– Что это?
Крик отчаяния, сгусток боли? «Я, во всяком случае, испытала такое чувство, будто бы меня исхлестали по лицу, ведь это обвиняют и моё поколение», – пишет корреспондент газеты Ольга Кучкина.
– А что вы скажете в ответ?
(Выслушиваем всех желающих высказаться).
Учитель. А вы знаете, ребята, что есть известная песня моего поколения, поколения ваших родителей – песня В. Высоцкого «Я не люблю». Он тоже со многим был не согласен.
(Слушаем в исполнении учащегося стихотворение. Текст – перед учениками и родителями).
Учитель. В стихотворении тоже рвется душа, в нем тот же крик. Тот же? Что же не любит поэт?
Ученики.
- Холодного цинизма...
- Когда стреляют в спину...
- Насилья и бессилья...
- Когда читают письма, заглядывая через плечо...
- Когда лезут в душу...
Учитель. А что ненавидит?
Ученики. Только «сплетни в виде версий».
Учитель. Есть разница между словами «не люблю» и «ненавижу»?
Ответ очевиден.
Учитель. В письме «Ненавижу» – к целым поколениям – братьям, сестрам, матерям, отцам. И люди как масса, толпа. А где человек? Неужели среди людей, как пишет девушка, «от 35 до 60 лет» нет ни одного достойного любви, уважения, понимания, сострадания? Но ненависть слепа. Она иссушает душу. Это страшно, когда девушка, дочь, будущая мать в своей ненависти не жалеет матерей, отцов, дедушек, бабушек.
Учитель. А почему вина ложится на поколение старших: «Вы нас вырастили проститутками и наркоманами»?
А у меня к Вам встречный вопрос: – Почему одни мараются и ломаются при первом же прикосновении к грязи, а другие, разгребая ее, стоят в ней по колено и остаются чистыми? Почему у одних сердце не издает ни одной фальшивой ноты, другие вовлекаются в океан грязи, зла?
(Размышления ребят и взрослых)
Учитель. Что же дает нам силы выстоять? Что воспитывает?
(Приходим к обоюдному выводу, что это не только обстоятельства, среда, окружение, улица, но и сопротивлением им).
Ученик. Мы провели небольшое тестирование среди учащихся 10-х классов, с целью выяснения стойкости характера, умения влиять на обстоятельства. Что же выяснилось?
(Зачитываются результаты теста)
5 человек для достижения своих целей готовы идти наперекор судьбе. Может быть, чуть больше гибкости облегчит решение их проблем.
31 человек умеет не только считаться с обстоятельствами, но и влиять на них. Залог их успехов – правильная самооценка и оптимизм.
7 человек не склонны переоценивать свои силы и чаще терпят трудности, чем борются с ними. Им больше стоит верить в себя - и удача придет к ним.
Учитель. Вот вы сейчас услышали результаты, и они весьма обнадеживающие. Большинство ребят, словно паруса, готовы плыть навстречу жизни, не боясь препятствий. В них есть уже тот нравственный стержень, который не сломить никакими невзгодами.
Скептики и оптимисты были, есть и будут всегда. Предлагаем вас несколько необычный диалог. Необычный потому, что в роли Скептика – лирический герой Лермонтова, а в роли Оптимистов – молодое поколение.
(Следует диалог, составленный учащимися)
Скептик. (Читает стихотворение Лермонтова «Дума» 1 строфу.)
Оптимист. Мне, конечно, с Лермонтовым тягаться не под силу, но с тобой, твоим пессимизмом, апатией, попробую.
Я не могу обвинять в равнодушии все свое поколение. Каждый исторический период противоречив, в том числе и 30-е годы XIX века, когда жил и творил Лермонтов. Тогда были свои «Герои нашего времени». Ну а в наше время тем более.
Я не хочу уподобляться чеховскому персонажу из разговорной перестрелки «В вагоне»:
- Кондуктор! Где я нахожусь?! В каком я обществе?! В каком я веке живу?
- Да вы сами кто такой?
- Сапожных дел мастер Егоров...
Надеюсь, мои сверстники понимают, в каком веке они живут, и ясно представляют свою цель. Да, мы богаты ошибками отцов. А какое поколение обошлось без них? Я хочу вспомнить народную мудрость: кто не ошибается, тот ничего не делает.
Скептик. (Читает наизусть отрывок из стихотворения Лермонтова «Дума», 2 строфу)
Оптимист. Никак не могу согласиться с тем, что поколение отцов иссушило ум наукою бесплодной. Оно пришло в этот мир вместе с годами радио, увидело рождение телевидения, компьютеров, Интернета, генной инженерии, открытие эры космоса, первые шаги ядерной энергетики. Найдется ли другой такой же кусочек времени величиной с человеческую жизнь, который бы смог вместить столько событий.
Скептик. (Читает наизусть отрывок из стихотворения Лермонтова «Дума» 3 строфу)
Оптимист. Неправда, что мы равнодушны к жизни, мы только ищем себя.
Но когда в числе любимых произведений мои сверстники называют «Отцов и детей» Тургенева, «Воскресенье» Толстого, «Обломова» Гончарова, «Мастера и Маргариту» Булгакова, «Героя нашего времени» Лермонтова, «Евгения Онегина» Пушкина, то я могу утверждать, что у нас есть и желание понять свой путь, и художественный вкус. Разносторонние интересы и в области живописи: Репин и Левитан, Шишкин и Васнецов, Леонардо да Винчи и Сальвадор Дали - привлекают внимание моих сверстников.
Скептик. ( Читает наизусть 4 строфу из стихотворения Лермонтова «Дума»)
Оптимист. Говорят, чтобы состояться, человек в своей жизни должен:
- вырастить ребенка,
- построить дом,
- посадить дерево.
Естественный ход времени не остановить. В историю нам всем не войти, а вот воскреснуть в памяти потомков хотя бы в своей родословной можно.
(Двое учащиеся рассказывают о своем генеалогическом древе)
Учитель. А теперь я расскажу вам легенду-быль из далекого прошлого. Ежегодно в Риме проводился смотр красоты. В нем принимали участие самые богатые женщины Рима. Ежегодно участвовала в этих смотрах и Корнелия Гракх. Она многих затмевала своей красотой, а также блеском и дороговизной украшений. После смерти мужа, Корнелия перестала принимать участие в смотрах, но через несколько лет стала снова участницей конкурса. Она вышла в строгом римском одеянии без единого украшения.
– Корнелия, - послышались голоса, - Где же твои фамильные драгоценности?
– Сейчас покажу! - ответила красавица. И ...
Продолжите мысль, соответствующую нашей теме. Что или кого она показала?
Да, она вывела за руку троих своих детей, сыновей Тиберия, Гая и дочь Корнелию.
– Вот мои драгоценности!
Учитель. Да, дети наши драгоценности. (Приглашаю ученицу и маму на сцену. В их исполнении слушаем романс)
Учитель. После такой приятной минуты единения поколений настала минута определения зрелости.
Когда-то документ, который теперь называется аттестатом о среднем образовании, именовали аттестатом зрелости. Но с критериями этой самой зрелости и до сих пор немало путаницы. Десятиклассники давно уже считают себя вполне зрелыми людьми, но убедить в этом своих родителей им не удается еще долго. Учителя согласятся с ними только после выпускных экзаменов, а государство - в день рождения, когда исполнится 18 лет. Впрочем, говорят, что незрелые личности встречаются и среди тех, кому далеко за 20. И даже – скажу по секрету – институтский диплом не всегда гарантирует зрелость.
У вас, ребята, есть возможность проявить сейчас эту зрелость.
Как вы считаете? Какие критерии, на ваш взгляд, определяют зрелость человека?
Качества зрелого человека (демонстрация на доске)
- Гражданская позиция, профессионализм.
- Деловитость.
- Нравственные качества
- Уровень мышления.
- Психологические качества.
- Отношение к здоровью.
- Эстетическая культура.
- Активность.
- Самосовершенствование.
Учитель. Оцените, пожалуйста, в баллах от 0 до 10. Что поставите на 1-ое место, 2-ое ... и т.д. (Ребята в основном на первое место ставят нравственные качества – и это отрадно)
Учитель. Сегодня у нас приятная возможность вручить детям аттестат зрелости досрочно. Прошу верить своим глазам (вручение дипломов – аттестатов)
Учитель. Итак, спор о том, какая ныне молодежь, хорошая или плохая,- всегда представлял собою скорее демонстрацию взаимных предрассудков и заблуждений, нежели аргументированные доказательства.
Вот один из примеров. Цитирую: «Среди педагогов распространено мнение, что за последнее время понизились сравнительно с прежними не только так называемые успехи, внимание, прилежание учеников, но и их умственное развитие, их научные интересы». Знакомо? Спешу успокоить своих воспитанников - это критика столетней давности.
А герой фильма Владимира Меньшова «Курьер», костеря своего сына в частности и все молодое поколение в целом, сотрясал воздух:
– Нет, я все-таки хочу знать, что у них вот в этой самой голове! О чем они думают?!
Хотите знать – послушаем, а заодно сравним, чем наши дети отличаются от нас самих и от молодежи прошлого столетия.
(Использую анкету 1909 года, напечатанную в газете «Комсомольская правда»)
Анкета адресована гимназистам 1909 года
На нее же отвечали ваши родители и вы.
Зачитываются результаты анкеты (в ответах и родителей, и учеников много общего).
Пытаемся с ребятами и родителями вывести формулы приоритетов каждого поколения. Для этого предлагается разбить круг на секторы и обозначить свои приоритеты (семья, друзья, материальные блага, хобби, спорт). И здесь оказывается много точек соприкосновения!
Учитель. Итак, вглядываясь в лица поколений, мы приходим к выводу, что в нас много общего, но поколения юных не должно стоять на месте, они не обязаны говорить языком прошлого - они другие.
Бесспорно, диалог с молодежью поддерживать труднее, чем авторитарные отношения, основанные на дисциплине и подчинении. Но представители двух поколений должны попытаться понять друг друга, поскольку мы живем в одной жизни. И еще один шаг к этому взаимопониманию мы сделали.
К старшему поколению через годы обращался Ф.М. Достоевский: «Слушайте: мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы учили их чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учили многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с ними ...»
*При подготовке к внеклассному мероприятию были использованы материалы газеты «Комсомольская правда».