Интегрированный урок (философия + литература) "Русский символизм: конец старого или начало нового?"

Разделы: Литература


Цель: сформировать представление учащихся о символизме как течении, объединившем авторов разных эстетических взглядов и этических позиций; познакомить учащихся с теоретическим наследием поэтов-символистов; дать первичные сведения об эстетических, философских, культурных традициях, на которые опирались символисты; заложить основу для дальнейшего знакомства с персоналиями, индивидуальными поэтическими стилями символистов.

Формы: эвристическая беседа с элементами лекции, анализ произведений искусства, работа со словарем.

Оборудование: А. Скрябин “Поэма экстаза”, слайды – М. Врубель “Царевна – Лебедь”, “Демон”, М.Чюрленис “Соната весны”, В. Борисов-Мусатов “Водоем”, Л.Бакст “Гибель Атлантиды”, репродукции А. Тулуз-Лотрека и П. Ренуара.

Эпиграф: “Мы стоим на трагическом изломе, который нами начался и на нас же закончится. Мы обречены погибнуть, чтобы дать начало новой эпохе”

С. Дягилев

ХОД УРОКА:

ПЕРВАЯ УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ. ИСТОКИ.

На стене проецируется репродукция Л. Бакста “Гибель Атлантиды”.

Уч. лит:

Ведь никто не встретит старость –
Смерть летит из уст в уста….
Высоко пылает ярость,
Даль кровавая пуста…

“Поэты-символисты со свойственной им чуткостью чувствовали, что Россия летит в бездну, что старая Россия кончается и должна возникнуть новая Россия, еще неизвестная” – так говорил философ Николай Бердяев. Эсхатологические предсказания, мысли волновали всех, “гибель России”, “край истории”, “конец культуры” – эти высказывания звучали как тревожный набат. Как и на картине Леона Бакста “Гибель Атлантиды”, в пророчествах многих дышат порыв, беспокойство, сомнения. Надвигающаяся катастрофа видится мистическим озарением, предначертанным выше:

Уж занавес дрожит перед началом драмы…
Уж кто-то в темноте, всезрячий как сова,
Чертит круги и строит пентаграммы,
И шепчет вещие заклятья и слова.

Предсказания – это понятно, но что значит “эсхатологические”, что вы узнали об этом слове из словарей?

Эсхатология /гр. эсхатос – последний/ – религиозное учение о конце света, входящее составной частью в христианство и некоторые другие религии.

Нетрудно догадаться, что это понятие станет в наших сегодняшних рассуждениях основным, об этом свидетельствует и тема урока. Чем же стало самое первое модернистское течение: концом или началом нового? /запись в тетради темы урока/

Не случайно эсхатологические веяния снова появляются на рубеже веков, поэтому очень важно ретроспективно обратиться к веку XIX.

Уч. фил.: Обзор XIX века начнем с понятия Золотого века, который породил множество гениев. Переломным во многом стал 1861 год. Главным было развитие естественных наук, но к концу века нарастало недовольство, и появилась как таковая философия.

  • Какие особенности русской философии вы знаете?
  • Что такое литературоцентризм?

Уч. лит.: в связи с последней особенностью появляется в России особая категория людей, совмещающих в себе многие начала. Среди них – Дмитрий Мережковский, один из идеологов символизма, к статье которого “О причинах упадка и о новых течениях в современной литературе” мы и обращаемся. Именно с этого доклада Мережковского в свое время начался не только символизм, но и Серебряный век вообще.

  • Чем Мережковский объясняет возникновение нового направления, какие указывает причины?

“…невозможность научного объяснения мира и необходимость прикоснуться к тайне”, то есть именно он впервые заговорил об удушающее мертвенном позитивизме, исчерпанности русского реализма, а выход – в наступлении нового искусства.

  • Какие же признаки нового искусства он выделяет?
  • мистическое содержание
  • символы
  • расширение художественной впечатлительности
  • ВТОРАЯ УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ. МИСТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

    Уч. фил.: обратимся к первому признаку. Случайным ли было всеобще увлечение, в отличие от XIX века, мистикой? Достаточно вспомнить Леонида и Даниила Андреевых, семью Рерихов, Сергея Булгакова, а также Сергея Соловьева, явившегося по сути человеком, на философии которого и строился символизм.

  • Каковы же основные положения его учения?
  • мистическое содержание /рассказ о встречах/
  • представление о существовании двух миров: земного и высшего, идеального. Земная жизнь – лишь искаженное отражение того мира, между ними нужна связь. И связь эта выразилась в идее двоемирия.
  • проявление единства мира на земле, или соборности, – любовь. Поэтому неотъемлемым стал образ – символ вечной женственности – мировая душа, София, Премудрость Божия.
  • Уч. лит.: к сегодняшнему уроку вы самостоятельно знакомились с творчеством поэтов – символистов: Брюсова, Иванова, Блока и других. Какие женские образы особенно поразили вас? По какой причине?

    Работа с домашней таблицей

    Такие образы поражают не только в поэзии, но и в живописи. Например, Михаила Врубеля, картины которого воспринимаются как своеобразные изобразительные лирические стихотворения или музыкальные прелюдии, рассказывающие не только о предмете, но и о чувстве художника, а также красоте, игристости, звонкости, радужности мира вообще.

    На стене проецируется репродукция М. Врубеля “Царевна-Лебедь”.

  • Можно ли назвать этот образ символическим, что в ней необычного?

На стене проецируется репродукция “Демон сидящий”.

Может показаться странным, но в “Демоне” тоже отразилась идея женственности.

  • Что вы можете сказать о таком явлении, как андрогиния?

Андрогиния – явление бесполости. Обладая очень мощным мужским телом, Демон изумляет нежными женскими чертами лица. Демон полон символических обобщений и космической масштабности. Он – образ преображенной Вселенной. Сам Врубель говорил, что его Демон “дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при этом дух властный и величавый”. Он – символ трагизма одинокой личности в ее порыве к свободе.

ТРЕТЬЯ УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ. СИМВОЛЫ

Уч. фил.: сейчас самое время обратиться ко второму признаку, выделенному Мережковским, – символам. Никакое другое понятие не имеет столь запутанного толкования.

  • Что вы узнали об этом понятии из словарей?

Давайте теперь обратимся еще к одному источнику – работе Николая Бердяева “Русская идея”: “Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире. Символисты верили, что есть иной мир. Вера их совсем не была догматической. Соловьев сообщил символистам веру в Софию. Но символисты начала века верили в Софию и ждали ее явления как Прекрасной Дамы, но не верили в Христа. И это нужно определить как космическое прельщение, под которым жило это поколение. Правда тут была в жажде красоты преображенного космоса”.

Уч. лит.: что, по-вашему, может быть символом? Являются ли символами персонажи басен Крылова?

Нельзя путать символ и аллегорию. Символ не имеет переносного значения, он многозначен, вмещает в себя очень многое.

Еще раз обратимся к “жажде красоты преображенного космоса”.

ЧЕТВЕРТАЯ УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ. ПАРНЭСТЕТИЗМ.

Уч.лит.: “жажда красоты преображенного космоса” по – другому носит название парнэстетизма и является основой эстетики.

  • Что вы вкладываете в представление об эстетическом? Что об этом говорят словари?
  • Перед вами портреты женщин А. Тулуз-Лотрека и П. Ренуара. По каким критериям вы будете их оценивать?

Символисты же относились к эстетическому началу как к противостоящему научному. Оно может объять весь мир, мир и человек преобразуются с помощью эстетических категорий, но эстетическое не значит красивое. Парнэстетизм уравновешивает красоту и безобразие, гармонию и хаос, прозу и поэзию, дух и материю. Поэтому парнэстетизм сказывается в тяготении к различным культурным эпохам в попытке создать мифологически целостную модель мирового развития.

  • Как это тяготение сказывается в поэзии?

Работа с домашней таблицей.

ПЯТАЯ УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ. МУЗЫКАЛЬНОЕ НАЧАЛО.

Уч. лит.: в стремлении объять весь мир символисты пришли к синтезу искусства. Познать высший мир, считали символисты, можно только интуитивным путем: через ощущения, чувства. Поэтому огромное значение придавалось слову и музыке. Музыка – универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества.

Уч. фил.: в основе этого положения лежит работа Ф. Ницше “Рождение трагедии из духа музыки” в которой выделяются два начала: “дионисийское”, внерассудочное, и “аполлоновское”, упорядоченное.

  • Какое из этих двух начал наиболее близко русскому менталитету?

Уч. лит.: очень сильно музыкальное начало сказалось в символической живописи. Микалоюс Чюрленис не пытался преодолеть грань, отделявшую живопись от музыки. Его работы имеют даже музыкальные названия – прелюдия, фуга, соната.

Проецируется репродукция “Соната весны”

Совершенно другой характер носит живопись Виктора Борисова-Мусатова. Его полотна – тихая музыка, камерная, декоративная, как панно. Образы отгорожены от реальности, вне времени и пространства.

Проецируется репродукция “Водоем”.

  • Как музыкальное начало прослушивается в поэзии?

Работа с домашней таблицей.

Инерция страха, волнообразное нагнетание слов и выражений, напевность слогов, игра созвучий – все это можно найти в поэзии символизма.

Уч. фил.: и не только в живописи и поэзии. Здесь нужно упомянуть и о других видах искусства, а “Русские сезоны в Париже”?

  • Так что же такое символизм: конец старого или начало нового? Что вы успели за такое короткое время почувствовать?

Уч. лит.: Апофеозом, итогом русского символизма стала мистерия Александра Николаевича Скрябина. Это своеобразное воплощение идеи соборности, духовного очищения. Частичным воплощением этой идеи стала его поэма “Поэма экстаза”. Сохранился и отрывок его проекта таинственной мистерии. Это и стало пророчеством символизма.

Чтение отрывка из Мистерии под музыку “Поэмы экстаза”.

Д/з: доклад об одном из символистов, чтение наизусть.

Презентация