Урок литературы в 7-м классе "Русская народная былина «Садко»". Защита проектов учащихся

Разделы: Литература


Цели и задачи:

  1. Сбор информации о былине, как произведении устного народного творчества.
  2. Анализ и обобщение полученной информации.
  3. Развитие творческих способностей учащихся.
  4. Дать учащимся возможность выбрать задание по силам, интересное для себя, сделать что-то интересное самостоятельно, возможность проявить себя, показать публично достигнутые результаты.
  5. Дать учащимся возможность поверить в себя, в свои силы, совершить своё, пусть маленькое, но открытие.
  6. Подтолкнуть учащихся к необходимости самостоятельно искать пути решения проблемы.
  7. Осуществление межпредметных связей.

1. Погружение в проблему. Вступительное слово учителя с целью заинтересовать учащихся, увлечь предстоящей работой. Затем чтение былины, сопровождающееся музыкальными отрывками из оперы Н.А.Римского - Корсакова «Садко»

2. Организация деятельности учащихся.

Класс делится на группы, каждая группа получает индивидуальное задание:

  • Древний город Великий Новгород. Новгородское вече. Историческая справка.
  • Местоположение Великого Новгорода на карте. Географическая справка.
  • Путешествие Садко.
  • Устаревшие слова. Словарная работа.
  • Композиция былины. Сведения по теории литературы.
  • Средства художественной выразительности.
  • Иллюстрации к былине.

Каждая группа работает над своим заданием. Задания спланированы для учащихся разных уровней: высокого, среднего, низкого. Это даёт возможность каждому ученику проявить себя, почувствовать вкус самостоятельной работы.

В каждой группе выявляются генераторы идей, которые определяют основную линию, главные вопросы, способ представления. Аналитики планируют работу, распределяют обязанности, анализируют собранный материал. Найдётся работа и для исполнителей.

Учитель помогает спланировать работу, разбиться на группы, распределить обязанности внутри группы, выбрать формы и способы представления информации.

3. На следующем этапе учащиеся работают самостоятельно. Учитель ненавязчиво их контролирует, по необходимости консультирует.

4. Четвёртый этап – самый интересный. Учащиеся представляют свои работы. Они должны продемонстрировать понимание проблемы, умение планировать и осуществлять работу, найденный способ решения проблемы. А также они осуществляют рефлексию и взаимооценку деятельности и результатов.

Учащиеся 1-ой группы представили свою работу как сообщение. Они рассказали о происхождении города Великого Новгорода, о его древних жителях. Как жили наши далёкие предки, чем занимались. Особое внимание уделили развитию торговли, купеческому сословию. Значительное место в работе занял рассказ о новгородском вече.

Васнецов А. Новгородский торг

А.М.Васнецов. Новгородское вече

Рассказ сопровождался показом иллюстраций и демонстрацией отрывков из художественного фильма «Садко».

«Необычна судьба Новгорода в истории русского средневековья. Это один из древней ших русских городов, он впервые упомянут в летописи в VI в. Новгород был расположен вблизи жизненно важной торговой магистрали тогдашней Восточной Европы – так называемого пути «из варяг в греки», соединявшего Балтийское море с Чёрным системой рек, озёр и «волоков»(водораздельных участков между верховьями двух рек, близко сходящихся в своих истоках, по которым в старину волочили суда из одной реки в другую). Благодаря этому Новгород являлся посредническим центром в торговле между Западной Европой, славянскими землями и Востоком. Он был одним из крупнейших европейских городов с высокоразвитым ремеслом и широкими торговыми связями. В системе древнерусских земель и княжеств это был самый крупный город-государство, где не существовало правящей династии князей. В ХII веке он становится боярской республикой с самобытным политическим устройством, при котором важнейшие государственные дела решались на городском собрании – вече, в то время как в других землях и княжествах Древней Руси главным законом была воля князя.

Экономическое могущество Новгорода , его богатство основывались на промыслах и торговле, Богатые купцы Новгорода(«гости») вели широкую заграничную торговлю на территории, простиравшейся от Средиземного моря до Северного полярного круга. Особенно активно шла торговля со странами Западной Европы. Иноземные купцы привозили драгоценные металлы, свинец, олово, дорогие ткани, ценные сорта древесины, увозили же собольи, песцовые, лисьи меха, воск, кожи.»

Учащиеся 2-ой группы на листе А-3 нарисовали карту-схему Великого Новгорода и его окрестностей, рассказали о местоположении города, о его связях с другими городами Древней Руси, о торговых путях, проходивших через город, а также о многочисленных иноземных купцах, приезжавших в Новгород со всех концов света.

Учащиеся 3-ей группы проложили путь Садко и его дружины на карте мира, Коротко рассказали о странах, через которые он проходил. Ученикам пришлось крепко задуматься над тем, как Садко попал из Ладоги в Золотую Орду.

Учащиеся 4-ой группы выбрали из былины устаревшие слова, дали их толкование, нарисовали иллюстрации. Свою работу они оформили в виде небольшого толкового словаря устаревших слов.

Учащиеся 5-ой группы проанализировали построение былины, выделили отдельные элементы композиции, определили их роль в раскрытии сокровенного смысла былины.

Ученики нашли в былине зачин, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, концовку. Они самостоятельно пришли к выводу, что былина по построению представляет собой замкнутый круг, начинается и заканчивается одинаковыми словами. Предположили, что это модель древнего мира, каким его представляли древние славяне. Также они определили роль троекратных повторов в развитии действия.

Учащиеся 6-ой группы выбрали из былины и проанализировали эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы и т.п. (Гусельки яровчаты, почестен пир, буйна голова, палаты белокаменные, сила-удача молодецкая, дружина хоробрая, красное солнышко и т.п.)

Таким образом, разнообразие предложенных тем для самостоятельной работы дало возможность каждому ученику проявить свои способности, применить на практике уже имеющиеся знания, самостоятельно приобрести новые знания, совершить свои маленькие открытия. Ученики сами искали пути к познанию.

В результете применения инновационных технологий учащиеся были на уроке главными действующими лицами. Учитель же только организовывал и стимулировал учебный процесс. На уроке ярко проявились межпредметные связи и связь учебной и внеучебной деятельности преподавателя по предмету.