Урок внеклассного чтения по теме "Нравственные проблемы в произведениях Александра Вампилова"

Разделы: Литература


Цель урока: Знакомство с жизнью драматурга, его творчеством. Воспитание в читателях нравственности, интеллигентности, гуманности.

Ход урока

Оформление:

  1. Эпиграф к уроку: «Писать надо о том, от чего не спится по ночам»
  2. Портрет писателя, фотографии студенческой жизни драматурга.
  3. Выставка произведений А. Вампилова.
  4. Материалы и документы об А. Вампилове.
  5. Тексты произведений писателя.

I. Знакомство с жизнедеятельностью драматурга:

1. Вступительное слово учителя об А. Вампилове (Приложение 1)

2. Обращение к эпиграфу
«Александр Вампилов – из тех редких имён и явлений в отечественной литературе, для которых громкие публичные слова как бы малы и «жмут». Они - другой меры. Прежде чем говорить о Вампилове, хочется помолчать – и над судьбой его, при жизни, не баловавшей признанием, рано оборвавшей эту жизнь, и перед встречей с его героями, стоящими в той стороне, где не бывает тесно от многолюдья, потому что добро, свет, совесть и надежда там негромкие, незаёмные и убедительные».
В. Распутин
или
«Он не обращался за доказательствами к добру и вере, а происходил из них»
В. Распутин

3. Сообщения учащихся: (Приложение 2)

- О детстве и юности А. Вампилова

(Воспоминание кл. руководительницы Клавдии Николаевны Токтоновой:

«При мысли о Саше встаёт в памяти подросток с задумчивыми тихими глазами и копной кудрявых волос.

В те далёкие 50-ые годы жили мы все материально плоховато. Особых развлечений не было, да и какие развлечения могли быть в маленьком бурятском посёлке?

Но мальчишки тех лет умели радоваться каждому дню, любили жизнь. Верховая езда, тайга, катание на лодках, а зимой на лыжах, самостоятельно импровизированные вечера, долгие споры о литературе в потемневших классах при освещении пламени топившейся печки – вот круг занятий и интересов. Но какая духовная жажда отличала то послевоенное поколение мальчишек и девчонок!»);

- Студенческие годы;

- Становление драматурга. (Приложение 3)

II. Анализ пьес А. Вампилова.

а) «Утиная охота»

В творчестве писателя нас интересуют его пьесы, принесшие ему широкую славу, а среди них, по мнению многих критиков, лучшая пьеса Вампилова «Утиная охота».

  1. Как развивается действие в «Утиной охоте»?
  2. Более 20 лет не утихают споры об этой пьесе. Кто, по – вашему, составляет главный предмет спора? (Зилов)
  3. Знает ли Зилов сыновние чувства?
  4. Присуще ли Зилову уважение к женщине?
  5. Почему его окружение (и Саяпина, и Кумака, и Кузанова) Вера называет «аликами»? (Серые , все на одно лицо)
  6. Преображается ли холодная, мёртвая душа Зилова при встрече с Ириной?
  7. Как вы оцениваете увлечение Зилова охотой? (на охоте вряд ли сможет убить, а вот в жизни он бьёт без промаха: по жене, неродившемуся ребёнку, Вере, Ирине). Старая истина: творимое тобою зло вернётся к тебе.
  8. Финальная сцена: оставляет ли автор надежду на возрождение Зилова (с. 65).
  9. Каков нравственный урок пьесы?

Главный режиссёр МХАТа Олег Ефремов: «Вампилов пишет о типичности, обыкновенности вот такой нашей жизни, когда вроде бы интеллигенты поверху оказываются вовсе неинтеллигентными, когда потеряны нравственные ориентиры в жизни и смысл её. Когда скучно и не для чего жить.

И если это – срез нашей жизни, слепок с неё, с такой, какой виделась она Вампилову, то не делается ли нам страшно? За себя? За происходящее с нами? Не говорит ли нам автор о том, что все мы без исключения, участвуем в создании морального климата жизни, а, значит, и с каждого спрос».

б) «Прошлым летом в Чулимске»

  1. Каков сюжет этой пьесы?
  2. Какой изображена Валентина? (Как вы можете её охарактеризовать?)
  3. Какими представлены Павел и Шаманов? (Одинаково потерянные. Пашка – гонимый скукой и неустройством дома. Как хищник, хозяин жизни репейником вцепился в Валентину. Шаманов – из недавних юридических романтиков, намеревался посадить сынка большого начальника. Несмотря на молодые годы мечтает о пенсии – Зиловская скука.)
  4. Почему в жизни Валентины произошла трагедия? (стиснута общим эгоизмом, лишенная жизненного пространства - даже отец толкает её к Мечёткину своей правды).
  5. Вампилов проводит героев через самые жёсткие теснины, чтобы сказать о бесконечной силе жизни. – Как ведут себя Пашка, Шаманов, Валентина после случившейся трагедии? (Валентина после смерти любви и надежды вновь чинит полисадник).

в) «Старший сын» - одна из лучших пьес Вампилова.

  1. Как развивается действие этой пьесы?
  2. Почему Бусыгин вдруг объявляет себя сыном Сарафанова? Почему не может покинуть дом, хотя Сильва настаивает на этом? (душевные качества).
  3. Как показано в пьесе спасение, воскрешение человека? (на образах Сарафанова, Бусыгина, Нина).
  4. Что, по – вашему, значит «Найти себя»?

Работа с текстом.

Чтение д.2, карт.2

  1. Какие моральные качества проявляются в Кудимове (надменность, высокомерие, пренебрежение к старости, цинизм, эгоизм его по отношению к другим).
  2. Почему Сарафанов полюбил Бусыгина как родного сына? (отношение Бусыгина к «отцу», Васеньке, Нине – внимание, доброта, забота).

г) «Прощание в июне»

  1. Каков сюжет пьесы?
  2. Кто такой Колесов? Ваше отношение к герою и его поступкам?
  3. Какое отношение в пьесе имеет Золотуев к раскрытию основной мысли?
  4. Как поступает Колесов, делая свой первый жизненный выбор?
  5. Согласны ли Вы с Золотуевым, который утверждает «Честный человек это тот, кому мало дают?»
  6. Какой нравственный выбор сделает Колесов? Хватит ли ему души на трудное сопротивление?

III. Итог.

Обращение к выводу: эпиграф

Останешься ли ты, человек, человеком?

Каждый человек родится творцом,
Каждый в своём деле, и каждый
По мере своих сил и возможностей
Должен творить, чтобы самое лучшее,
Что было в нём, осталось после него.

IV. Обобщение: Какие нравственные проблемы решает в пьесах драматург?

В своих произведениях Вампилов постоянно задает главный вопрос: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовлено тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже противоположности: любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение.