Цель урока: Знакомство с жизнью драматурга, его творчеством. Воспитание в читателях нравственности, интеллигентности, гуманности.
Ход урока
Оформление:
- Эпиграф к уроку: «Писать надо о том, от чего не спится по ночам»
- Портрет писателя, фотографии студенческой жизни драматурга.
- Выставка произведений А. Вампилова.
- Материалы и документы об А. Вампилове.
- Тексты произведений писателя.
I. Знакомство с жизнедеятельностью драматурга:
1. Вступительное слово учителя об А. Вампилове (Приложение 1)
2. Обращение к эпиграфу
«Александр Вампилов – из тех редких имён и явлений в отечественной литературе, для
которых громкие публичные слова как бы малы и «жмут». Они - другой меры. Прежде
чем говорить о Вампилове, хочется помолчать – и над судьбой его, при жизни, не баловавшей
признанием, рано оборвавшей эту жизнь, и перед встречей с его героями, стоящими
в той стороне, где не бывает тесно от многолюдья, потому что добро, свет, совесть
и надежда там негромкие, незаёмные и убедительные».
В. Распутин
или
«Он не обращался за доказательствами к добру и вере, а происходил из них»
В. Распутин
3. Сообщения учащихся: (Приложение 2)
- О детстве и юности А. Вампилова
(Воспоминание кл. руководительницы Клавдии Николаевны Токтоновой:
«При мысли о Саше встаёт в памяти подросток с задумчивыми тихими глазами и копной кудрявых волос.
В те далёкие 50-ые годы жили мы все материально плоховато. Особых развлечений не было, да и какие развлечения могли быть в маленьком бурятском посёлке?
Но мальчишки тех лет умели радоваться каждому дню, любили жизнь. Верховая езда, тайга, катание на лодках, а зимой на лыжах, самостоятельно импровизированные вечера, долгие споры о литературе в потемневших классах при освещении пламени топившейся печки – вот круг занятий и интересов. Но какая духовная жажда отличала то послевоенное поколение мальчишек и девчонок!»);
- Студенческие годы;
- Становление драматурга. (Приложение 3)
II. Анализ пьес А. Вампилова.
а) «Утиная охота»
В творчестве писателя нас интересуют его пьесы, принесшие ему широкую славу, а среди них, по мнению многих критиков, лучшая пьеса Вампилова «Утиная охота».
- Как развивается действие в «Утиной охоте»?
- Более 20 лет не утихают споры об этой пьесе. Кто, по – вашему, составляет главный предмет спора? (Зилов)
- Знает ли Зилов сыновние чувства?
- Присуще ли Зилову уважение к женщине?
- Почему его окружение (и Саяпина, и Кумака, и Кузанова) Вера называет «аликами»? (Серые , все на одно лицо)
- Преображается ли холодная, мёртвая душа Зилова при встрече с Ириной?
- Как вы оцениваете увлечение Зилова охотой? (на охоте вряд ли сможет убить, а вот в жизни он бьёт без промаха: по жене, неродившемуся ребёнку, Вере, Ирине). Старая истина: творимое тобою зло вернётся к тебе.
- Финальная сцена: оставляет ли автор надежду на возрождение Зилова (с. 65).
- Каков нравственный урок пьесы?
Главный режиссёр МХАТа Олег Ефремов: «Вампилов пишет о типичности, обыкновенности вот такой нашей жизни, когда вроде бы интеллигенты поверху оказываются вовсе неинтеллигентными, когда потеряны нравственные ориентиры в жизни и смысл её. Когда скучно и не для чего жить.
И если это – срез нашей жизни, слепок с неё, с такой, какой виделась она Вампилову, то не делается ли нам страшно? За себя? За происходящее с нами? Не говорит ли нам автор о том, что все мы без исключения, участвуем в создании морального климата жизни, а, значит, и с каждого спрос».
б) «Прошлым летом в Чулимске»
- Каков сюжет этой пьесы?
- Какой изображена Валентина? (Как вы можете её охарактеризовать?)
- Какими представлены Павел и Шаманов? (Одинаково потерянные. Пашка – гонимый скукой и неустройством дома. Как хищник, хозяин жизни репейником вцепился в Валентину. Шаманов – из недавних юридических романтиков, намеревался посадить сынка большого начальника. Несмотря на молодые годы мечтает о пенсии – Зиловская скука.)
- Почему в жизни Валентины произошла трагедия? (стиснута общим эгоизмом, лишенная жизненного пространства - даже отец толкает её к Мечёткину своей правды).
- Вампилов проводит героев через самые жёсткие теснины, чтобы сказать о бесконечной силе жизни. – Как ведут себя Пашка, Шаманов, Валентина после случившейся трагедии? (Валентина после смерти любви и надежды вновь чинит полисадник).
в) «Старший сын» - одна из лучших пьес Вампилова.
- Как развивается действие этой пьесы?
- Почему Бусыгин вдруг объявляет себя сыном Сарафанова? Почему не может покинуть дом, хотя Сильва настаивает на этом? (душевные качества).
- Как показано в пьесе спасение, воскрешение человека? (на образах Сарафанова, Бусыгина, Нина).
- Что, по – вашему, значит «Найти себя»?
Работа с текстом.
Чтение д.2, карт.2
- Какие моральные качества проявляются в Кудимове (надменность, высокомерие, пренебрежение к старости, цинизм, эгоизм его по отношению к другим).
- Почему Сарафанов полюбил Бусыгина как родного сына? (отношение Бусыгина к «отцу», Васеньке, Нине – внимание, доброта, забота).
г) «Прощание в июне»
- Каков сюжет пьесы?
- Кто такой Колесов? Ваше отношение к герою и его поступкам?
- Какое отношение в пьесе имеет Золотуев к раскрытию основной мысли?
- Как поступает Колесов, делая свой первый жизненный выбор?
- Согласны ли Вы с Золотуевым, который утверждает «Честный человек это тот, кому мало дают?»
- Какой нравственный выбор сделает Колесов? Хватит ли ему души на трудное сопротивление?
III. Итог.
Обращение к выводу: эпиграф
Останешься ли ты, человек, человеком?
Каждый человек родится творцом,
Каждый в своём деле, и каждый
По мере своих сил и возможностей
Должен творить, чтобы самое лучшее,
Что было в нём, осталось после него.
IV. Обобщение: Какие нравственные проблемы решает в пьесах драматург?
В своих произведениях Вампилов постоянно задает главный вопрос: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовлено тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже противоположности: любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение.