Интегрированный урок по русскому языку и литературе на тему "Имя прилагательное. Роль прилагательных в произведениях А.С. Пушкина"

Разделы: Русский язык, Литература


Цель: на основе произведений А.Пушкина научить распознавать имена прилагательные.

Оборудование:

  • компьютерный класс (12 шт.)
  • доска с магнитами
  • карточки со словами разных частей речи
  • карточки для проверочной работы

Ход урока

(Урок начинается с беседы, ребята по парам сидят за компьютерами).

Учитель. - Добрый день, ребята!

(Читает обращение А. Пушкина к потомкам.)

Такими словами к вам "обращался" великий русский поэт, живший более 200 лет назад, но его произведения и по сей день интересны, их знают не только в России, но и в других странах мира. Перед вами портрет Пушкина и строки одного из его стихотворений.

А какие еще стихи этого поэта вы знаете?

Дети. - (Называют произведения, можно прослушать одно прочтение наизусть).

Учитель. - Спасибо! Свои стихи поэт посвящал природе, близким людям. В одном из них Пушкин "разговаривает" со своей любимой няней - Ариной Родионовной. Давайте откроем страничку этого сайта - фотогалерея. Здесь вы увидите картины, отражающие жизнь великого поэта.

(Дети самостоятельно изучают страничку сайта).

Учитель. - На доске я записала отрывок из одного произведения:

У лукоморья дуб………,
.………цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ……...
Все ходит по цепи кругом...

- Как называется это произведение? Понятно ли вам о чем идет речь?

Дети.

Учитель. - А какие части речи автор употребил, чтобы сочинить этот отрывок?

Дети.

Учитель. Нужно ли дописать какие – то слова, уточняющие какой «дуб», «кот»?

Дети. Да. (Высказывают свои варианты.)

Учитель. Прочтите, что получилось? Интереснее ли стал текст? Какие слова в этом помогли?

Дети.

Задание: возьмите карточки с названиями частей речи и прикрепите их над каждым словом этого отрывка.

Проверка: Объясните, как определить часть речи? Какие слова остались без подписей?

(Дети на момент этого урока хорошо должны усвоить названия существительное и глагол и могут дать определения - называют предмет, называют действие, называют признак, - но название ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ появляется впервые на этом уроке.)

Учитель. - Молодцы, вы даете точное определение, что называет каждое слово, на какие вопросы отвечает, осталось дать название еще одной части речи. Имя прилагательное. (Карточка на доску.) Как понимаете это слово? К чему оно прилагается?

Дети.

Учитель. - Что же такое прилагательное?

Задание: откройте страницу сайта "Сказки" и выпишите прилагательные из первого отрывка "Сказки  о попе и работнике его Балде". 

(Эта работа выполняется индивидуально. Книг с произведением нас всех может не хватить, поэтому половина класса работает с компьютером, другая половина - с книгами.)

(Для проверка можно спросить ребят, работающих с разными источниками.)

Учитель. - Вы сказали, что прилагательные нужны существительным. Назовите, с какими существительными поэт связал эти прилагательные?

Итак, попробуем сделать вывод: имя прилагательное выражает признак предмета, к которому оно относится и может отвечать на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

Закрепление в форме проверочной работы.

Учитель. - А сейчас, давайте проверим, хорошо ли вы можете определить части речи?

Задание: Группа ребят, которая работала с книгами, выполняет тест на компьютере, остальные выполняют задание на карточках (приложение №1).

(У 12 учащихся проверку осуществляет компьютер сразу на уроке, у оставшихся работы проверяет учитель. Проверка не оценивается баллами.)

Рефлексия.

Учитель. - Итак, подведем итог урока. Какую роль выполняют прилагательные в произведениях Пушкина и в нашей речи? Каким был для вас урок?