Цели урока: показать взаимосвязь литературы и музыки, раскрыть общность идейного замысла драматурга и композитора, обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к его музыкальной интерпретации.
Задачи урока:
Воспитание любви и интереса к разным видам искусства: музыке и литературе.
Развитие у учащихся способности глубокого проникновения в нравственно-эстетическую сущность музыки на основе прочувствованного и продуманного восприятия.
Формирование музыкального мышления учащихся на основе изучения закономерностей музыкального искусства, его интонационной природы, связью с литературным и жизненным опытом.
Тип урока: обобщающий изучение названных произведений на уроках музыки и литературы.
Вид урока: урок – беседа.
Учебные средства: записи на доске, репродукции портретов У. Шекспира и композиторов Ш.Гуно, Г.Берлиоза, Д.Россини, П.И.Чайковского, М.Балакирева, С.Прокофьева, различный иллюстративный материал, звуковоспроизводящее устройство, увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта», тексты трагедии У.Шекспира у учащихся, листы для заполнения итоговой таблицы (приложение 1),словарь эмоций и чувств (приложение 2).
Ход урока.
I.Организационный момент.
Учитель литературы: Здравствуйте, ребята, сегодня нас ждёт необычный урок. Встреча с уже изученным произведением может быть неожиданной, если его восприятие обогатить другими видами искусства.
(На оформленной репродукциями доске записаны дата проведения урока, тема урока, эпиграфы).
Эпиграфы к уроку.
«Ромео» Шекспира! Боже! Какой сюжет!
В нём всё как будто предназначено для музыки!
Гектор Берлиоз
Любовь сильнее смерти и страха смерти,
только ею, только любовью держится и движется жизнь.
И.С. Тургенев
II.Актуализация знаний по литературе.
Учитель литературы (У.Л.): Итак, давайте вспомним, какое произведение последнее время владело нашими умами и сердцами.
Ученики: Произведение «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира.
Учитель музыки (У.М.): История любви главных героев этой пьесы не могла не пленять представителей разных видов искусств, но именно в музыке мы наиболее часто встречаем сюжет трагедии У. Шекспира. Подтверждением этого являются слова талантливого композитора Гектора Берлиоза: «Ромео» Шекспира! Боже! Какой сюжет! В нём всё как будто предназначено для музыки!..»
III. Подача нового материала по музыке.
У.М.:Любовь Ромео и Джульетты живёт в музыке прошлых времен и наших дней. Сменяются века, а люди не оставляют попыток выразить в звуках ее трагическую радость. Ещё в XVIII веке композиторы и музыканты Германии, Италии и Франции посвящали свои произведения двум веронским влюблённым. Но каждый использовал для раскрытия этой темы различные музыкальные жанры: симфонию, оперу, сюиту. Это были композиторы, чье мировоззрение было близко мировоззрению Шекспира.
У.Л.: Великий драматург и гуманист эпохи Просвещения считал, что любовь превыше всего.
Кто под звездой счастливою рождён –
Гордится славой, титулом и властью.
А я судьбой скромнее награждён,
И для меня любовь - источник счастья, -
провозглашает он в Сонете № 25, раскрывая свою душу.
У.М.: Именно музыка влияет на душу человека, она словно умножает наши духовные силы. И когда мы слышим чистые, пленительные звуки, нам кажется, что мы вот-вот проникнем в тайны бытия.
Так в один из летних дней 1869 года, во время прогулки в компании Чайковского и его друга, преподавателя музыкальных классов Кашкина, известный русский композитор Балакирев высказал плодотворную мысль: «Приходит в голову старая история, которую нам рассказал Шекспир: о любви Ромео и Джульетты, любви, которая победила смерть. И это сюжет для вас, Пётр Ильич. Вы должны записать в звуках эту радостно-трагическую историю, историю победы любви над смертью».
У. Л.: Именно увертюра – фантазия Чайковского явилась истинным шедевром музыкального искусства, в основе которого лежит великая трагедия Шекспира. Работая над своим произведением, Чайковский писал: «И все равно истинная любовь сильнее всего: сильнее ненависти, сильнее самой смерть… И я покажу, я обязательно покажу, что на свете существует именно такая любовь». Таким образом, идея создания увертюры П.И.Чайковского соответствовала идее великого произведения У.Шекспира.
У.М.:Шекспировский сюжет захватил композитора, и в конце жизни Чайковский задумал написать по нему большую оперу, но этот замысел так и остался неосуществлённым. Композитор создал только музыкальную зарисовку - вокальный дуэт Ромео и Джульетты. А знаменитая увертюра-фантазия впервые была исполнена 4 марта 1870 года в Москве. В течение жизни Чайковский трижды обращался к правке ее партитуры. Последняя редакция увертюры прозвучала в 1886 году в Тифлисе.
IV.Работа по музыкальным отрывкам увертюры, чтению трагедии и заполнению таблицы.
Учитель музыки:Обратимся к увертюре – фантазии П. И. Чайковского. Это произведение, как и все увертюры, написано в сонатной форме. В чем особенность этой формы?
Ученики:Сонатная форма основана на контрасте двух тем: главной и побочной.
У.Л.: Каковы основные темы трагедии?
Ученики:Любовь Ромео и Джульетты и вражда двух семей Монтекки и Капулетти.
У.М.:Чайковский, работая над увертюрой, сохранил взаимодействие двух этих тем, но вывел их на новый уровень развития. Как вы предполагаете, какой должна быть музыка каждой из тем?
Ученики: (ожидаемый результат)
Тема Вражды – музыка резкая, громкая, напористая.
Тема Любви - музыка нежная, светлая, плавная, мягкая.
У.Л.:Давайте вспомним, с чего начинается сюжет трагедии Шекспира?
Ученики: (ожидаемый результат) С экспозиции трагедии.
У.Л.:Какова основная тема экспозиции, что в ней происходит?
Ученики: (ожидаемый результат - пересказ содержания).
Работа с книгой.
У.М.:Давайте вспомним, с чего начинается увертюра – фантазия?
Ученики:Со вступления.
У.М.:Чайковский во вступлении разрабатывает новую тему, и при прослушивании музыкального отрывка вы должны ее определить, какому герою трагедии она близка.
Слушаем: Вступление.
У.М.: Какова же музыка вступления, какие впечатления она вызвала у вас? Используя «Словарь эмоциональных терминов», запишите в таблицу ваши впечатления от прослушанной музыки.
Работа с таблицей(приложение 1).
Ученики: (ожидаемый результат) Неторопливая, суровая, сосредоточенная, сумрачная (записывают в таблицу).
У.М.: Что напоминает вам эта музыка? Может быть, она похожа на звучание какого-нибудь инструмента?
Ученики: (ожидаемый результат) Она напоминает звучание органа в католической церкви.
У. Л.: Как вы думаете, чей литературный образ трагедии передает эта музыка?
Ученики: (ожидаемый результат) Образ монаха Лоренцо. Именно он соединяет двух влюбленных.
Учитель литературы: Каким предстает монах Лоренцо в литературном источнике.
Работа с книгой.
У.М.: Вернемся к музыке. Какая следующая часть сонатной формы?
Ученики: (ожидаемый результат) Экспозиция.
У.М.: Экспозиция – это показ двух тем: главной и побочной. Пользуясь словарем «Эмоциональных терминов», запишите свои впечатления от музыки, которую вы сейчас прослушаете, в таблицу.
Слушаем: Экспозиция. Работа с таблицей(приложение 1).
У.М.: Какие темы вы услышали в экспозиции?
Ученики: (ожидаемый результат) Главная – образ Вражды – характеристика двух враждующих семейств Монтекки и Капулетти (музыка резкая, взволнованная, драматичная, стремительная). И побочная – образ Любви Ромео и Джульетты (музыка нежная, плавная, мягкая).
У.Л.: А где впервые сталкиваются Вражда и Любовь?
Найдите в литературном источнике характерное описание, где происходит завязка событий.
Работа с книгой.
У.Л.: Экспозиция в музыке соответствует завязке в литературе.
У.М.: А чему соответствует развитие действия в увертюре?
Ученики: (ожидаемый результат) Разработке.
У.М.: Здесь происходит столкновение двух тем – темы борьбы Добра и Зла, Любви и Вражды. Используя ваши словари, запишите музыкальные характеристики этих тем. Какие ассоциации, переживания, чувства побуждает прослушивание музыкального фрагмента?
Слушаем: Разработка. Работа с таблицей(приложение 1).
Дети: (ожидаемый результат) Господствует главная тема – образ Вражды. Она становится еще мрачнее и тревожнее. Это образ тех злых сил, которые привели к гибели Меркуцио, Ромео и Джульетты.
У.М.: А есть ли в разработке тема Любви?
Ученики: (ожидаемый результат) Нет, эта тема не звучала в отрывке, но есть тема монаха Лоренцо. Его хоральная мелодия звучит угрожающе и зловеще. Она сближается с темой Вражды.
У.М.: Как вы думаете, почему не звучит тема Любви?
Ученики: (ожидаемый результат) Тема Любви не звучит, потому что Ромео и Джульетта любят друг друга втайне от всех. И эта тайна приводит к трагедии.
У.Л.: К каким последствиям ведёт тайность бракосочетания влюбленных?
Ученики: (ожидаемый результат) Убийству Меркуцио, изгнанию Ромео, греху Лоренцо, самоубийствам Джульетты и Ромео.
У.М.: Все это отражено в следующей части сонатной формы – репризе. Это кульминация всего произведения. Запишите в таблицу свои впечатления от звучащего далее фрагмента.
Слушаем: Реприза. Работа с таблицей(приложение 1).
У.Л.: Как вы считаете, какой композиционной части пьесы соответствует характер музыки?
Ученики: (ожидаемый результат) Кульминация – убийство Меркуцио.
У.М.: Что вы услышали в музыке, характерное для кульминации?
Ученики: (ожидаемый результат) Музыка напряженная, эмоциональная, громкая, слышится звон сабель.
У.М.: Литературная кульминация соответствует музыкальной кульминации, которая развивается в репризе. А что именно вы услышали в репризе?
Ученики: (ожидаемый результат) В репризе идет повторение главной и побочной тем, но с небольшими изменениями.
У.М.: Изменилась ли музыка этих двух тем? Какой она стала по характеру?
Ученики: (ожидаемый результат) Начинается реприза сжатым, лаконичным проведением главной темы – Вражды. А затем – тема Любви, но она меняется: становится скорбной, трагичной; в ней больше страсти, порыва.
Работа с таблицей.
У.Л.: А что является развязкой?
Ученики: (ожидаемый результат) Их последние слова любви. Их смерть.
У.Л.: Давайте обратимся к тексту трагедии.
У.М.: Что в увертюре является развязкой?
Ученики: (ожидаемый результат) Кода – последний раздел увертюры.
У.М.: Будет ли соответствовать характер музыки в коде вашему восприятию развязки истории любви Ромео и Джульетты?
Слушаем: Кода.
У.М.: Какая по характеру музыка заключительного раздела? Какие впечатления она вызвала у вас?
Работа с таблицей(приложение 1).
Ученики: (ожидаемый результат) Музыка похожа на погребальное шествие. Слышится тема вступления – тема монаха Лоренцо, но сейчас это светлая печаль; измененная тема Любви - умиротворенная печаль враждующих семейств над телами погибших Ромео и Джульетты. Музыка похоронная, трагичная, но светлая и умиротворенная.
У.М.: Как вы думаете, почему Чайковский вновь возвращается к теме монаха Лоренцо?
Ученики: (ожидаемый результат) Соединив любящие сердца героев, Лоренцо как служитель Бога возвысил и увековечил их любовь. Они умерли мужем и женой, и души их соединятся на небесах.
У.Л.: В этом гуманистическая идея трагедии: любовь должна соединять людей, она сильнее вражды, злобы и ненависти.
У.М.: Сейчас вновь обратимся к уже заполненной вами таблице и ответим на вопрос: как менялся характер музыки на каждом этапе развития сюжета?
Работа с таблицей(приложение 1).
V. Закрепление материала, подведение итогов.
У.Л.: А как музыка обогащает восприятие литературного произведения?
Ученики: (ожидаемый результат)
Работа с таблицей(приложение 1). Запись вывода.
Чайковский обогащает тематику шекспировской трагедии, вводит тему монаха Лоренцо как тему Вечности.
На каждом этапе развития сюжета меняется характер музыки, следовательно, и наше восприятие происходящего.
У Чайковского главной идеей становиться утверждение, что любовь побеждает смерть.
У.Л.: Тем самым мы доказали, что «любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь», высказанную великим русским писателем XIX века И.С. Тургеневым.
Изменилась ли ваша оценка «повести о Ромео и Джульетте» после прослушивания музыки?
Ученики: (ответы)
У.М.: Одним из последних больших произведений, посвященных бессмертным влюблённым, является французский мюзикл «Ромео и Джульетта» композитора Герарда Пресгурвика. Премьера мюзикла состоялась в Париже в 2000 году. В мае 2004 года в Московском театре оперетты была поставлена русская версия мюзикла Пресгурвика «Ромео и Джульетта» с текстом Наума Олева. Спектакль не сходил со сцены театра «Московская Оперетта» в течение двух лет.
У.Л.: Это говорит о том, что сюжет «Ромео и Джульетты» Шекспира и в наши дни не потерял своей актуальности.
VI. Рефлексия.
У.М.: А если бы вы были композиторами, то какой по характеру была бы ваша музыка?
Ученики: (ответы)
VII. Домашнее задание.
а) создать (или найти) иллюстрации к трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта»;
б) написать сочинение по заранее заданным темам.
Выводы:
Чайковский обогащает тематику шекспировской трагедии, введя тему монаха Лоренцо как тему Вечности.
На каждом этапе развития сюжета меняется характер музыки, а следовательно, и наше восприятие происходящего;
У Чайковского главной идеей становиться утверждение, что любовь побеждает смерть.