Цель урока:
Создать условия для:
- Интеграции знаний музыки, литературы, ИЗО по восприятию чувства любви к родине в цветовом, музыкальном, словесном выражении;
- Творческой атмосферы, в которой учащиеся самотворят, самовыражаются, самореализуются;
- Формирование мыслительных операций: обобщать, доказывать, учиться, вслушиваться.
Задачи:
- Обучающие: Обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных и литературных произведений, показать мастерство писателя при раскрытии характеров главных героев.
- Развивающие: Обогащать словарный запас детей, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух, развитие ассоциативного мышления, дальнейшее формирование и развитие навыков анализа художественного текста; развивать умение соотносить литературное произведение с музыкальными произведениями Н. Паганини, Б. Окуджавы и картинами Анри Руссо.
- Воспитательные: воспитывать любовь к родной земле; бережное отношение к чувствам окружающих; воспитание слушательской культуры, эмоциональное восприятие музыки, живописи, литературного произведения; воспитание эстетического вкуса учащихся.
Оборудование урока:
- Н. Паганини Каприс № 1/17, 1/24
- Песня «Музыкант» Б. Окуджавы
- Плакат с музыкальными терминами.
- Литературная выставка «Творчество А. Платонова»
- Рисунки ребят.
- Эпиграф к уроку «Счастье достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С. Лихачёв)
- Тексты: рассказ Платонова «Любовь к Родине или путешествие воробья»
Ход урока
I. Учитель музыки: Здравствуйте, я рада встрече с вами. Сегодня у нас не совсем обычный урок (почему?). Я предлагаю начать урок с песни композитора Б. Окуджавы «Музыкант».
Прослушивание песни.
Ваши первые впечатления. (нужно сказать существительное или прилагательное, которое бы отражали чувства от прослушанного)
На доске лист бумаги, на который учитель записывает слова, сказанные ребятами.
Сколько музыкальных образов вы определили в песне и какие? (образ музыканта и прохожего) Как эта песня может быть связана с нашим уроком литературы и музыки? С каким литературным произведением можно её связать?
II. Учитель литературы: Мы заканчиваем изучать творчество Платонова и прочитали рассказ «Любовь к Родине или путешествие воробья».
- Итак, первые ваши впечатления от рассказа.
- Кто является главными героями рассказа?
- Каким вы представляете себе скрипача и как его описывает автор в рассказе?
(выступает группа ребят)
- Почему он ходил играть на Тверской бульвар? Как вы его представляете?
(работа с иллюстрациями)
(Музыкант хотел жить высшей прекрасной жизнью, он привык трудиться, дарить людям радость, желание быть полезным.
Пушкин и скрипач - люди искусства, на постаменте высечены слова: «И долго буду тем любезен я народу…», Пушкин и музыкант пробуждают добрые чувства своим искусством, они будят в людях желание быть лучше, утешают в жизненных невзгодах).
III. Учитель музыки: Давайте представим себя на месте прохожих, которые слушали музыканта. (Читаю отрывок из произведения) «Первые сумерки спускаются на бульвар, окутывая дома, деревья, лица людей мягкой тенью и делая всё задумчивым и тихим. Даже трамваи звенят глуше, зато воздух наполняется нежными и тревожными звуками скрипки старого музыканта. Он стоит на мраморных ступенях памятника Пушкину и, забыв обо всём на свете, играет для людей, собравшихся вокруг. Его лицо освещено каким-то внутренним светом доброты, глаза полузакрыты, седые волосы тихо перебирает ветер. А музыка льётся и льётся, унося всех в чудесный и счастливый мир».
(слушают Каприс Н. Поганини)
- Какие звуки вы услышали (назовите прилагательные)
- Музыка что делала? (назовите глаголы)
- Настроение (назовите существительные)
- Как вы думаете, почему старик не брал денег за игру? (Он играл не из-за денег, а просто для людей и считал, что искусство выше денег. Он бескорыстно отдавал людям своё душевное тепло, своё искусство, и ему достаточно было, что его слушали со слезами на глазах. Поэтому музыкант никогда не открывал крышку скрипичного футляра, пока на него не сел седой воробей)
IV. Учитель литературы: Каким вы представляете себе воробья? (2 группа учащихся)
Почему музыкант к нему привязался? (он был рад, что ему есть о ком заботиться, забота согревает душу)
- Что же случилось с воробьём? Как описывается страна вечного лета? (3 группа зачитывают текст и показывают свои рисунки)
- Но почему же воробей тоскует? (доказать словами из текста).
- Где он поселился?
- Нашёл ли себе друга?
- А как жил старый скрипач? (доказать словами из текста, что он тоскует по воробью)
- Завел себе друга? Почему черепаху?
- Снежный вихрь опять принес воробья на Родину? Почему он погиб?
V. Учитель музыки: Как воспринял смерть воробья старый скрипач? (Он не мог идти на Тверской бульвар, чтобы играть на скрипке. Будто часть его самого ушла куда-то вместе с седым воробьём. «Он вынул скрипку футляра и начал играть…»)
(Слушание Каприса Н. Паганини)
- Подберите музыкальные термины, которые, на ваш взгляд, подходят к этой музыке (называют с помощью слов на плакате)
- Почему музыка была « нежная и счастливая»? Почему « счастливая»? (скрипач хочет, чтобы маленькой птичке снился вечный сон про родную землю)
- Но в сердце его столько печали, что музыка не может утешить старика. Почему? (старик лишился друга и ему становится тоскливо и одиноко) «Тогда он положил скрипку на место и заплакал». Как вы думаете, почему старик заплакал? (музыка не могла вернуть ему гармонии: в ней недоставало чего-то) Он уже не могла обещать «счастье и славную жизнь», потому что никакое искусство не заменит настоящей жизни и настоящих друзей.
VI. Учитель литературы: Почему же герои несчастны? (Не могут жить высшей прекрасной жизнью.) Что для этого им нужно?
- любовь к земле
- приносить людям добро
- сострадание к чужому одиночеству
- необходимость друга
- бескорыстие
- забота
(определяется проблема)
У Лихачева есть прекрасные слова «Жизнь - прежде всего творчество. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя. Творчество – оно беспрерывно, а жизнь есть вечное созидание». Мы сегодня с вами пробовали свои силы в проектной деятельности, давайте же попробуем сотворить прямо сейчас добрую атмосферу. А результатом нашего проекта будет концерт.
VII. Задания группам:
- 1 группа «Лирики», готовят стихотворения, высказывания по теме урока.
- 2 группа «Музыканты» выбирают песни.
- 3 группа «Оформители» готовят «сцену» для концерта.
Самостоятельная работа ребят (один из них ведущий)
VIII. Защита проекта - концерт из подготовленных номеров самодеятельности.
IX. Подводим итоги урока и обращаемся к эпиграфу на доске.
X. Рефлексия: «Танка» (высказать своё мнение об уроке)
XI. Оценки за урок. Благодарность ребятам.