Урок литературы в 11-м классе по теме "Спасет ли мир красота?" (по рассказу В.С. Маканина "Кавказский пленник")

Разделы: Литература


Цель урока: познакомить учащихся с творчеством В.С. Маканина; помочь старшеклассникам увидеть за метафорическими картинами текста В.Маканина микромодель затяжной и привычной войны, которая оказывает страшное влияние на человеческую личность.

Обучающие задачи:

  • изучить произведение современной литературы в контексте литературы классической;
  • продолжить работу над навыками литературного анализа художественного текста, над совершенствованием навыков монологической речи, участия в диалоге.

Развивающие задачи:

  • развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса;
  • совершенствование навыков монологической речи;
  • развитие мышления;
  • развитие познавательных умений – закрепление умений выделять главное, развитие умений поисковой познавательной деятельности.
  • развитие умения работать с Интернетом;
  • сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий.

Воспитательные задачи:

  • способствовать развитию художественного вкуса старшеклассников;
  • дать представление о развитии духовной культуры России в последние десятилетия;
  • продолжить разговор о вечных ценностях в меняющемся мире, об ответственности человека за свои поступки.

Ход урока

Пр. Спасёт ли мир красота?.. Именно так я решила назвать наш урок по рассказу Владимира Семеновича Маканина «Кавказский пленный».

Мы впервые знакомимся с творчеством этого писателя, хотя книги его давно уже изданы не только у нас в стране, но и за рубежом. Не раз они становились причиной жарких дискуссий. Но вот как характеризует стратегию его поведения критик Наталья Иванова: «Чрезвычайно взвешенный, сдержанно-осторожный, Маканин не высказывается на газетной полосе, почти никогда не даёт интервью, избегает публичности». Отшельником назвал его Лев Аннинский.

Слово группе библиографов.

Слайд 1. Биография.

Владимир Маканин родился 13 марта 1937 года в Орске. Окончил математический факультет Московского университета, преподавал в ВУЗах и параллельно учился на Высших курсах сценаристов и режиссеров. В 1965 г. опубликовал первый роман "Прямая линия", в 1971 г. увидела свет повесть "Безотцовщина".

Литературным дебютом Маканина был роман "Прямая линия", появившийся в журнале "Москва" в 1965. Окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Стал профессиональным писателем, много писал и печатался. В 1970-е публикуются его произведения: "Безотцовщина", "Солдат и солдатка", "Простая линия", "Отдушина", "Ключарев и Алимушкин" и др.

Впоследствии на протяжении двадцати лет практически каждый год выпускал по новой книге - большей частью сборники, содержавшие как уже опубликованные, так и новые произведения.

В 1985 г. стал членом правления СП СССР, в 1987 г. вошел в редколлегию журнала "Знамя".

С начала 80-ых Маканин все чаще обращается к народной культуре и использует в своих произведениях фольклорные и мистические мотивы (роман "Предтеча", 1982; повесть "Утрата", 1987, и другие). Переводился во Франции, Германии, Испании, Италии, Англии, США и др.

Литературные премии:

1993 - Русский Букер за «Стол, покрытый сукном...»

1995 - Премия "Нового мира" за «Кавказский пленный»

1998 - Пушкинская премия Фонда Альфреда Тепфера (Германия) за вклад в литературу.

1999 - Итальянская литературная премия "Пенне" за роман "Андеграунд, или Герой нашего времени".

2000 - Премия "Знамени" за повесть "Удавшийся рассказ о любви".

Пр. Негуманитарный взгляд на мир определил особенности художественного мира писателя. Его пристрастие к навязчивым, зеркально-симметричным сюжетам и мотивам, повторяемости ситуаций одновременно притягивают и отталкивают читателя. Маканин обладает особым даром: он способен слышать и чувствовать то, что другим недоступно. Эти качества определили литературное одиночество и осознанную независимость писателя. Именно с этих позиций он рассматривает окружающую действительность и проблемы, которые она порождает. О некоторых проблемах, уходящих корнями в века, в 1994 г. Маканин написал в рассказе «Кавказский пленный».

Пр. Слайд 2. «Кавказский пленный». Рассказ «Кавказский пленный» написан летом 1994 г., т.е. ещё до ввода федеральных войск в Чечню. Дата создания рассказа указывает читателю на то, что «Кавказский пленный» не о чеченской войне. К июню 1994 г. в реальности было 3 Кавказских войны в участием русских солдат: грузино-осетинская, осетино-ингушская, грузино-абхазская. Причём русские солдаты, плохо таясь, выступали на одной из сторон, обеспечивая ей победу, после чего тут же становились нейтральными миротворцами. Затяжной войны России с горцами, описанной Маканиным, в старых сводках теленовостей мы не найдем. Нет в этих сводках Кавказской войны в традиционном её понимании. Но она есть в рассказе «Кавказский пленный», и он, этот рассказ, не вызывает сомнений в реальности описанного.

Пр. – Что это за война? Как давно она ведётся?

Зачитать главу 3: ведется с ермоловских времен; 2. Размышления Рубахина: … он хотел добавить: мол, уже который год! Но вместо этого сказал: «Уже который век».)

Пр. Слово группе историков. Слайд 3. Кавказская война.

Но есть и ещё одна значительная параллель – со стихотворением Лермонтова «Валерик». Именно здесь кавказская кампания оценивается скептически, именно отсюда, а не из «Кавказских пленников» «прорастает» в рассказе современного писателя мотив «вечной («уже который век!») войны». На русский язык «Валерик» переводится как река смерти.

Ученик читает стихотворение Лермонтова «Валерик» со слов «А там, вдали, грядой нестройной…» до слов «…и головою покачал».

Пр. Итак, война пришла из XIX века, с ермоловских времён. А значит, она вечна, эта война страшна тем, что не может кончиться, т.к. вышла из-под контроля. Теперь не война в руках людей, а люди в ужасных лапах войны, впрочем, развязанной и продолжаемой ими же: «Куда русские, туда и мы, - и чего мы друг в дружку стреляем?».

Пр. Вчитываюсь в строки рассказа и обнаруживаю упорно повторяющийся мотив абсурдности, ненормальности происходящего.

- Найдите в тексте ряд эпизодов, доказывающих абсурдность происходящего.

У1. Солдаты приходят к Гурову просить помощи для грузовиков, которые «влипли» в ущелье. Подполковник, всесильный в этом месте, не только отказывает им, но и заставляет работать на своём участке. Его сейчас не интересует ничего, кроме того, что ему нужно прокормить солдат. Прошли те времена, когда он мог примчаться на газике в райцентр и накричать.

У2. И теперь полковник Гуров, и лидер боевиков Алибеков меняют под крепкий чаёк продовольствие на оружие. По сути дела, они противники, но вместе с тем – давно знающие и уважающие друг друга люди. И это в то время, когда их солдаты режут друг друга! Поставляя Гурову продовольствие, Алибеков обрекает своих парней на голод, зато кавказские боевики стреляют в русских из их же автоматов. Торговля смертью: сегодня солдат накормлен – завтра убит из своего же пулемёта, выменянного на харч.

Не абсурдно ли это, да ещё на такой прекрасной земле, где «высокая трава ничуть не пожухла. Тихо колышется, и так радостно перекликаются в небе птицы». На фоне этого жуткого обмена в сознании Рубахина всплывает гибель Бояркова. «… на земле лежало крошево рёбер, на них печень, почки, круги кишок, всё в большой стылой луже крови». Стреляли в упор. Так организм человека может быть превращён в месиво костей и органов всего лишь пулей и злобой другого человека.

«Почему убит? И для чего убит? Безо всякой определённой цели. Так».

У3. Бесчеловечна и операция по разоружению. Сцена разоружения напоминает охоту, но охоту самую бессмысленную и жестокую – человек на человека. Под выстрелами человек оказывается во власти животных инстинктов.

«С треском проносясь по заросшей тропе, боевики бежали спугнутые, натыкаясь на огонь засад. Рубахин же олицетворяет в этот момент опытного охотника, потому он и смог поймать совсем молодого бегуна».

У4. Человек – валюта.

Пр. Да, война не только абсурдна, но и страшна. Чем страшна, на ваш взгляд, эта война?

У. Самое страшное, что приобретает человек на этой войне, - это привычка убивать без злобы, без повода, без причины. В людях появляется равнодушное отношение к убийству: «Ну а если побегут – их не без удовольствия постреляют… война!» Да, война всё спишет. Никто не спросит об убийстве красивого юноши, никто не спросит о смерти тысяч таких же. Вот откуда ощущение полной безнаказанности и у Рубахина, и у Вовки – стрелка: война стала машиной, переламывающей судьбы людей.

У. Вечная война убивает в герое всё человеческое. Вспомним историю с погребением Бояркова, ефрейтора, убитого боевиками. Равнодушное отношение к этому человеку Рубахина поражает. Ничто не трогает солдат. «Орудуя плоскими камнями как лопатами, они энергично и быстро закапывают убитого».

Пр. Мы прочитали много произведений о Великой Отечественной войне. Кондратьев, Быков, Воробьев… Вы сразу же вспоминаете героев книг этих авторов. Лейтенант Ивановский, Сашка, Степанида.

- А кого из персонажей рассказа «Кавказский пленный» вы могли бы назвать героем?

У. – Никого. Гуров. Алибеков. Вовка-стрелок. У него даже нет фамилии, т.е. нет корней. Фамилию заменяет военное прозвище. Имя-прозвище пишется через дефис, значит, это одно целое, значит, стрелять для Вовки так же естественно, как и жить, это его любимое занятие. Его хобби.

«Мне нравится целиться и жать на спуск. Я и без пули знаю, куда я попал». А ведь Вовка любит стрелять в людей. В Вовке нет ничего человеческого. Он вызывает чувство отвращения в наших душах и тогда, когда Молодуха сказала, что её изнасиловали. Вовка не испытывает к ней чувства сострадания, ему интересны подробности, о которых он расспрашивает. Да, и чувство Вовки к Молодухе. Какие это чувства! Это половой инстинкт. Этим взаимоотношениям не хватает ни любви, ни красоты. Одухотворения.

Еда, сон, гораздо важнее для Вовки. Потому что испугался Вовка, что пленный может свалить кашу на пол.

У. У Рубахина есть фамилия, значит, есть корни. «В кольце гор» он только солдат. Хотя крестьянская основательность в работе и беззлобие Рубахина являются намёком на его прошлую, мирную жизнь. Как больно становится за Рубахина, когда мы узнаём, что счастливого детства у него не было.

Запись вывода в тетрадях.

Маканин показывает, что его герои обладают не вполне полноценной человеческой личностью. Они люди-роли, люди-марионетки, не задумывающиеся о том, кто и зачем их держит за нити.

Пр. А вы задумывались, почему Маканин называет рассказ «Кавказский пленный»? Чтобы легче вам ответить на этот вопрос, послушайте сообщение лингвиста Ирины Емец. Слайд 4. Значение слов.

«Пленник» и «пленный». Согласно современному толковому словарю, эти лексемы, полностью совпадая в прямом значении (взятый в плен, находящийся в плену), принципиально различаются тем, что у слова «пленник» присутствует ещё и значение переносное: тот, кто находится во власти, в плену чего-либо (каких-либо идей, убеждений). Лишенное принципиальной образности именование пленный воспринимается всего лишь как военный термин, утрачивает присутствующий слову «пленник» романтический идеал.

Пр. – Так почему Маканин рассказ называет «Кавказский пленный»?

У. Разговор Алибекова с Гуровым.

Гуров: И чего ты упрямишься, Алибек? Ты ж, если со стороны глянуть, пленный….

Алибеков: Шутишь, Петрович. Какой я пленный… Это ты здесь пленный! Смеясь, показывает на Рубахина: «Он пленный. Ты пленный!»

- Мне кажется, что «пленный» можно отнести к каждому из героев. Война уравняла их, сделав массой, и человек привык думать, что всё решается за него, помимо его воли, желания, стремления. Он совершенно несвободен.

Рубахин не едет домой, он здесь освобождён от ответственности за жизнь, здесь его держит возможность жить без цели. Да и в мирной жизни нет ему места, потому что теперь он умеет только стрелять.

Пр. У А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого есть произведения, названные «Кавказский пленник». Сопоставьте «Кавказских пленников» Пушкина и Толстого. В чем рассказ В.Маканина полемизирует с этими произведениями?

Слово группе литературоведов. Слайд 5. Рассказ Маканина - полемика с традициями классической русской литературы

В начале XIX века в европейской романтической литературе была довольно распространённой тема узничества. Перенимая опыт романтической поэмы, Пушкин, соответственно, обращается и к тематике узничества. Пребывание на Кавказе – стране экзотической для европейца – подталкивает Пушкина к написанию «Кавказского пленника». В его произведении пленник представлен прежде всего как романтический герой, обострённо переживающий несвободу в краю свободы. В поэме на первый план выходят переживания героя, Пушкин, как истинный художник, не мог не проникнуться симпатией к этому необычному, экзотическому народу.

«Меж горцев пленник наблюдал их веру, нравы, воспитание, любил их жизни простоту, гостеприимство, жажду брани».

Поэты стремились вникнуть в сознание горца и объяснить особенности этого сознания русского человека. Описание противопоставления русских и горцев лишено исторического драматизма. За пределами произведения остаётся острота кавказского вопроса. Л.Н.Толстой, создавший своё произведение в иную эпоху, наполняет сюжет о кавказском пленнике новым смыслом. Плен в его рассказе – это суровое описание лика войны. Все страдания, выпавшие на долю пленника, описываются в реалистической манере. Но в рассказе Толстого есть сила, способная победить вражду, злость, ненависть, – это сила добра. Дина помогает спастись Жилину. Отзывчивая, чистая детская душа способна творить добро.

По сути, и пушкинского пленника спасает любовь – прекрасное чувство, проявление красоты человеческого духа, т.е. красота. И это очень по-русски, именно по-христиански, что у Пушкина, что у Толстого пленников вызволяет любовь, чистое сердце, которое хранит и удерживает мир и без которого этот мир давно бы убил себя злом и неправдой.

В. Маканин, будучи представителем XX века – века многочисленных войн, переосмысливает сюжет о кавказском пленнике, по-другому оценивая факт войны на Кавказе. По его трактовке, эти события в крепкий узел стянули проблемы двух воюющих сторон. В плену Кавказской войны оказываются все участники. Пленные в рассказе Маканина – заложники места, привычки воевать. Писатель говорит о том, что насилие, агрессия разлиты в мире и угрожают вопреки здравому смыслу задушить всё доброе и нравственное в человеке.

Пр. То есть XX век, по мнению Маканина, век войны, не мог прийти к спасительной красоте.

Тем не менее, главный вопрос, главная тема рассказа – спасёт ли красота мир?

Познакомимся с исследованием на тему «Язык писателя». Его нам представит группа лингвистов. Слайд 6. Язык писателя.

- Спасет ли красота мир? Как же на этот вечный вопрос отвечает В.Маканин?

У. Автор уделяет внимание природе. Среди гор они чувствовали красоту (красоту местности) слишком хорошо – она их пугала. Ещё более насторожила обоих открытая поляна, окрашенная солнцем. И вновь – на самом выходе из теснины – высокая трава, возможно, в этом смысле красота и спасает мир. Она нет-нет и появляется как знак. Не давая человеку сойти с ума, шагая от него неподалёку, с присмотром, заставляя настораживаться, красота заставляет помнить. Т.е. герои красоты не чувствуют. Но о том, что она несёт в себе опасность смерти, думают постоянно.

Пр. – Может, героев спасёт красота человека, человеческого лица?

Главный герой – Рубахин – не был защищён от человеческой красоты как таковой. Видимо, и эта красота представляет собой опасность, т.к. к ней применимо слово «защищаться». Но красота есть красота, и она вызывает в Рубахине непривычные чувства.

«Сострадание пришло ему в помощь кстати и откуда-то свыше, как с неба». Рубахин успокаивает юношу, ухаживает за ним…

Но не сможет превратить Рубахина это душевное движение в двигатель своей жизни. Не умеет. Красота – это духовное начало, которое может дать путь к спасению. Кажется, красота, столь подействовавшая на Рубахина, могла спасти юношу. Но когда пришла опасность, у Рубахина вновь срабатывает инстинкт. Он не знал, что сейчас сделает юноша, но он увидел его красное лицо – признак непредсказуемого поведения.

(Читаем отрывок из произведения, стр.191)

У. Здесь мы не видим той спасительной красоты, жертвенной красоты, о которой говорили писатели XIX века: красоты любви к людям, красоты души. Этого в рассказе нет: произошла некая подмена нравственных ценностей. Герои восхищаются красотой лица, природы: это бездушная красота, которая превращается из спасительной в губительную. Красота – это что-то большее, всеобъемлющее. Это вечная ценность.

Пр. Композиция рассказа – ещё один ответ на вопрос, спасет ли красота мир. Назовите вид композиции.

У. Кольцевая, т.е. начинается и заканчивается мотивом красоты.

У. Рубахин прошёл, подобно Раскольникову, круг испытаний. Но, в отличие от героя Достоевского, не изменился сам, ничего не изменилось в его жизни. «Чужие горы всё так же тревожили и не отпускали в родную степь».

На этом можно было бы закрыть книгу, но нет, хочется снова открыть и ещё раз прочитать конец рассказа. Что мы и сделаем. (Читаем отрывок из произведения, стр. 196).

Пр. Каким же мы видим главного героя в финале рассказа?

У. Всё-таки Рубахин – это тот герой, душа которого проснётся. Слайд 7. Горы (фильм). Утратив красоту абсолютную, он приобщается к красоте природной, которая может окликать, напоминать. Память – последний шанс солдата к спасению.

Внимая голосу красоты, он пытается понять что-то, залежавшееся в глубине его сознания.

И он поймет
Жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем.
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?
Человек должен познать себя, своё предназначение, свою душу.

У. Но красота (хотя бы отголоски) ещё затрагивает души людей. Они чувствуют её присутствие. Потому, может быть, сохраняется маленькая надежда на то, что мир не рухнет из-за войны, а возродится из пепла благодаря красоте. И, прежде всего, – красоте душ людей.