Литература
-
Работа над эпистолярными материалами. С.Т. Аксаков и его переписка с Гоголем 2008
Аксаков в книге «История моего знакомства с Гоголем» поставил перед собой задачу – рассказать о духовной трагедии Гоголя, он хотел «бросить истинный свет не на великого писателя, а на человека». Работа по этой книге может быть проведена на элективных курсах, факультативных занятиях и специальных курсах.
-
Урок-эпиграф литературы по теме "Волшебная сила искусства": приглашение к рассуждению 2008
Урок-эпиграф в 10-м классе "Волшебная сила искусства". Учащиеся знакомятся с произведениями разных видов искусства, видят его эмоциональное, психологическое и нравственное воздействие на душу человека. Урок побуждает ребят к созданию собственных произведений.
-
Литературный вечер "Любил и я в былые годы…", посвященный творчеству М.Ю. Лермонтова 2008
Литературная гостиная — особая форма проведения урока литературы. На таком уроке ученики полностью и с максимальной отдачей погружаются в атмосферу того времени,о котором идёт речь, с интересом, вниманием слушают учителя и принимают деятельное участие в проведении урока. Ни один школьник не останется равнодушным к судьбе того или иного поэта, побывав в такой гостиной. В данной литературной гостиной мы приоткрываем страницы жизни М.Ю. Лермонтова. Литературно-музыкальная гостиная "Любил и я в былые годы..." раскрывает сложность, противоречивость судьбы поэта.
-
Урок литературы по теме "Человек и время" в рассказе С.Ю. Юрского "Жизнь" (литература постмодернизма) 2008
Вашему вниманию предлагается статья на тему "Человек и время". В ней рассматриваются различные литературные произведения и их главные герои.
-
Типы литературных эпических характеров обобщения по теме "Герой эпического произведения", 7-й класс 2008
Логика обучения, идущая от понимания близкого и знакомого в литературном персонаже к осознанию собственных личностных возможностей. Каждый учащийся является не объектом учебных воздействий, а субъектом всех видов деятельности. Урок активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует формированию образного мышления, приводит к осознанию практической направленности литературы как учебного предмета. Реальная возможность учиться понимать и принимать окружающий мир.
-
Урок русской литературы по теме "Н.А. Некрасов. Личность поэта. Стихотворение «На Волге»" 2008
Урок знакомит учащихся с творчеством Н.А. Некрасова; расширяет представление о разнообразии лирики поэта, рассказывает о влиянии самодержавия на судьбы людей, воспитывает чувство сострадания к обездоленным, патриотическое чувство - высшая степень гражданственности, знакомит с картинами великих художников — Левитана и Репина.
-
Урок по литературе в 9-м классе "Возрождение в Англии. В.Шекспир. «Гамлет, принц датский»" 2008
Предложенная вашему вниманию методическая разработка является уроком изучения нового материала, для учащихся 9-го класса по теме "Возрождение в Англии. В.Шекспир. "Гамлет, принц датский". Ни одно произведение великого англичанина не пользовалось такой популярностью и не оказало такого громадного влияния на европейскую литературу. Поэтому особое внимание на уроке уделяется изучению биографии знаменитого драматурга и эволюции его взглядов, а целенаправленные наблюдения над текстами сонетов помогут учащимся открыть новые грани таланта автора.
-
Анализ рассказа В.М. Шукшина "Ванька Тепляшин" 2008
Развить творческую активность учащихся, пробудить желание учиться через творческое взаимодействие учителя и ученика, через активный диалог. Богатый материал для этого дают уроки литературы.Для примера возьмём программу под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. Учебник по литературе для 9-го класса предлагает тему: В.М. Шукшин. Рассказ "Ванька Тепляшин".
-
Читательская конференция для 7-х классов по произведению К.Г. Паустовского "Мещерская сторона" 2008
Основная цель представленной конференции — познакомить учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помочь понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь. Настоящее и будущее нашей страны во многом зависит от нравственных ценностей наших детей. Сама жизнь требует, чтобы наш ученик чувствовал ответственность за общее дело. Это является необходимым условием формирования духовно-нравственных потребностей учащихся. На примере данной конференции я хочу показать один из путей решения этой проблемы. Как сберечь то, что имеем, не погубить прекрасный мир, окружающий нас. Цель конференции — воспитать гуманное отношение к природе, животным и к родному краю.
-
Материал для внеклассной работы по литературе. Диспут на тему "Любовь, честь и долг в прозе А.С. Пушкина"; викторина "Русские писатели XIX в. в Москве" 2008
Диспут - публичный спор, а в спорах рождается истина. Задача данного диспута заключается в том, чтобы понять, кто из критиков прав.
-
Открытый урок по литературному чтению в 4-м классе по системе Занкова 2008
Целью урока является формирование мыслительной деятельности учащихся; совершенствование навыков чтения через анализ поэтического произведения, а также развитие творческих способностей учащихся, наблюдательности, образного мышления, индивидуальных познавательных способностей каждого ученика.
-
Урок литературы. "Душевное состояние героя до и после обмана" (по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой") 2008
Данный урок - это урок воспитания нравственности, что очень актуально в наше время. Он развивает у детей чувство ответственности за свои поступки, учит обдумывать их, видеть последствия необдуманных решений. При разборе текста ребята учатся работать над "словом", угадывать его тайны, понимать, что каждое слово, фраза в произведении не случайны, то есть идет работа над художественным анализом текста, что пригодится при подготовке к олимпиаде по литературе.
-
Урок литературы по теме "Юные герои и воинствующие приведения в рассказе О.Уайльда "Кентервильское привидение" 2008
Данный урок литературы в 7-м классе воспитывает доброту и чуткость к ближнему, умение ценить и уважать друг друга. Главная задача педагога на уроке — помочь обрести себя. Результат такого решения — театральное творчество, где дети учатся действием преображать словесные образы, выражать своё мнение.
-
Урок-беседа "Рок-поэзия: история и современность". 11-й класс 2008
Урок-беседа для учащихся 11-го класса с использованием различных технических средств. Урок состоит из нескольких этапов: краткой истории рок-движения за рубежом и в России, анализа текстов песен ярких представителей этого направления, восприятия рок-поэзии современными школьниками. Урок позволяет ознакомить учащихся с творчеством рок-музыкантов, раскрывает основополагающие элементы рок-поэзии.
-
Урок внеклассного чтения по литературе на тему "Что тебе в имени моем?" 2008
Урок внеклассного чтения по литературе на тему «Что тебе в имени моем?». Цель урока: дать сведения о татарских именах, об их значении, об обряде имянаречения; воспитание любви и уважения к татарским именам как неотъемлемой части татарского языка, истории, религии и культуры; развитие связной речи; воспитание речевой культуры.
-
Образ-символ кольца в русской и зарубежной литературе для детей. (По произведениям Платонова и Шергина "Волшебное кольцо", Толкина "Хоббит, или Туда и обратно" и трилогии "Властелин колец") 2008
Народная волшебная сказка — богатейшая по своей нравственной и художественной силе основа для создания авторских сказок. Созвучность основных тем сказок в произведениях Платонова и Шергина "Волшебное кольцо" и трилогии "Властелин колец". Волшебное кольцо как художественная деталь, раскрывающая проблему выбора жизненного пути в произведениях Платонова, Шергина и Толкиена.
-
Интегрированный урок (литература + ИЗО) в 5-м классе на тему И.С. Никитин "Утро". "Мир глазами поэта… и нашими глазами…" 2008
На данном уроке рассматриваются следующие цели: формирование читательской культуры; выработка навыков художественно-тематического изучения произведения, нахождение художественно-языковых средств; формирование представлений о межтекстуальных связях произведения, воспитание любви к малой Родине.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу А.В. Вампилова "Стоматологический роман", 8-й класс 2008
Цель урока – познакомить учащихся с жанром короткого рассказа А.В. Вампилова на примере одного из них – «Стоматологический роман». Ребята смогут не только прочитать его, но и увидеть, так как рассказ был мною трансформирован в небольшую пьесу, которую играют участники классного театрального кружка «Лики творчества». На уроке используются элементы информационной (компьютерной) технологии: мультимедийная презентация «Страницы жизни и творчества А.Вампилова» и графическая рефлексия в заключительной части урока.
-
Урок-КВН по роману Булгакова "Мастер и Маргарита" (методические разработки) 2008
Заключительный урок по роману А.Булгакова «Мастер и Маргарита» представлен в занимательной форме (КВН). Вопросы подобраны по всему роману и помогают определить глубину прочтения, знание деталей, также ребята должны знать и биографию автора. Кроме этого, выполняя домашнее задание, готовясь к сценкам, ребята показывают своё мастерство. Урок проходит интересно, увлекательно.
-
Методическая разработка урока с использованием стратегий РКМЧП "Идеал" и "Уголки" по рассказу Лескова "Человек на часах" 2008
В методической разработке уроков по рассказу Лескова представлен опыт работы по использованию стратегии «Идеал» и «Уголки» в технологии РКМЧП. Учащиеся предлагают возможные пути решения проблемы, вставшей перед героем, оценивают его поступок с разных точек зрения, проводят параллели с современной жизнью.
-
Сценарий "Великий сын тихого Дона" 2008
Непрерывность совершенствования творческих возможностей ученика, их реализация закладываются не только в системе уроков по литературе, но и находит продолжение во внеклассных мероприятиях по предмету: литературных вечерах, кружках, литературных гостиных, предметных неделях. Приобщение учащихся к искусству слова делает их чувства тоньше, сердца добрее, а помыслы чище и благороднее.
-
История родного края в произведениях донских поэтов и писателей 2008
Интегрированное занятие «История – гордость земли Донской» было проведено в форме литературно-музыкальной композиции, в течение которой выступали учителя истории, литературы; ученики читали стихи донских поэтов и показывали инсценировки.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "История — гордость земли Донской" 2008
Основные цели мероприятия — расширить круг детского чтения лучших произведений литературы и фольклора, связанных с историей нашего края; способствовать приобщению учащихся к духовной культуре родного края и воспитанию социально и культурно адаптированного, любящего свой край гражданина и патриота; раскрыть творческие способности учащихся с учетом их интеллекта и и возрастных особенностей.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Спасет ли мир красота?" (по рассказу В.С. Маканина "Кавказский пленник") 2008
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством В.С. Маканина; помочь старшеклассникам увидеть за метафорическими картинами текста В.С. Маканина микромодель затяжной и привычной войны, которая калечит человеческие души. Уроки с использованием ИТК обеспечивают повышение качества учебного процесса, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, развивают их умственные способности.
-
Образ Петра I в произведениях А.С. Пушкина (урок внеклассного чтения в 7-м классе) 2008
Эпоха и личность Петра Великого привлекали Пушкина на протяжении всей его зрелой деятельности. Достаточно взглянуть на хронологический список произведений, героем которых является Петр I. На уроке мы поразмышляем с вами над тем, почему именно Петр I становится одним из любимых героев пушкинских произведений; почему так часто поэт, писатель и историк обращает свой взор к Петру; чем объяснить его интерес к этой личности.
-
Урок литературы в 7-м классе "Русская народная былина «Садко»". Защита проектов учащихся 2008
Предлагаемый урок представляет собой презентацию группового проекта учащихся по исследованию былины "Садко". Разнообразие и необычность заданий позволили каждому ученику проявить себя как творческую личность, принять посильное участие в общей работе, увидеть положительный результат своей деятельности, почувствовать вкус успеха.
-
Урок-дискуссия по теме "Тема любви в пьесах А.Н. Островского" в 10-м классе 2008
Этот урок является итоговым в разделе "Художественный мир А.Н. Островского". Этот урок имеет значение для углубления представления учащихся об А.Н. Островском-драматурге для дальнейшего обучения навыкам самостоятельного анализа драматического произведения, самостоятельной работы с дополнительной критической литературой, для развития стремления к самообразованию у старшеклассников. Выбранная тема является актуальной для учащихся данного возраста.
-
Нравственное и эстетическое воспитание на уроках русского языка и литературы 2008
Обнажить прекрасное в том, что мы встречаем каждый день — это и есть гениальность художника. В музеях всего мира можно найти немало красавиц, несравненно более эффектных, но другой такой прекрасной Мадонны мы не увидим. Извлечь поэзию жизни из прозы жизни, показать, что проза жизни полна поэзии - вот самый большой подвиг искусства. Искусства всех жанров и видов. В том числе и Искусства слова.
-
Цикл уроков по творчеству Б.Окуджавы (Арбатский мир) 2008
Данная работа представляет разработку трёх уроков по творчеству Б.Ш. Окуджавы. Она может быть использована на уроках литературы по теме «Авторская песня». На первом уроке рассматривается происхождение авторской песни, ее существование в современном мире. Второй урок построен в виде сценария, в котором говорится о судьбе Б.Окуджавы, его стремлении рассказать о своем Арбатском мире, мире, где живут добро, любовь, понимание. На протяжении всего урока ученики знакомятся с внутренним миром поэта, его переживаниями, опытами и начинаниями. Третий урок посвящён анализу стихов Б.Окуджавы, где ребята с помощью учителя следят за развитием темы Арбата в творчестве поэта.
-
Урок внеклассного чтения по теме "Нравственные проблемы в произведениях Александра Вампилова" 2008
Урок внеклассного чтения по пьесам А.Вампилова в 10-м классе раскрывает тему жизни и творчества драматурга, воспитывает в читателях нравственность, гуманность, формирует жизненную позицию молодежи.