Литература
-
Библейские мотивы и числовая символика в романе "Преступление и наказание" 2008
Учащиеся определяют проблему, задачи исследования, занимаются сбором и обработкой материала, систематизируют его, оформляют конечные результаты в виде презентации, подводят итоги. Проблема требовала интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения, так как текст романа соотносился с Библией.Данный урок активизирует познавательную деятельность, стимулирует мыслительную активность учащихся, воспитывает интерес к предмету.
-
Урок-исследование "Бескрылая жизнь" (по рассказу А.П. Чехова "Дама с собачкой"), 10-й класс 2008
Цели: овладение «техникой» прочтения текста; постижение стилевых особенностей рассказов А.П. Чехова; углубление представлений учащихся о роли детали в создании художественного образа (цветопись, предмет, пейзаж); раскрытие идейно-нравственного содержания рассказа посредством исследования словесно-семантической и композиционно-синтаксической организации художественного текста; воспитание нравственности.
-
Урок-исследование "Един есть Бог, един Державин!" (Бог и человек в поэзии Г.Р. Державина) 2008
Цель статьи: углубление представлений о поэтике Г.Р. Державина методом «погружения» в индивидуально-поэтический стиль.
-
Урок толерантности по литературе в 10-м классе "Переписать свою судьбу" по произведениям Р.Гальего "Белое на черном" и Л.Петрушевской "Как ангел" 2008
Уроки по произведениям современной литературы в силу загруженности школьной программы и постоянно сокращающихся часах остаются чаще всего вне внимания учителя в старших классах. Но это необходимая составляющая воспитания в современных детях гражданской позиции, сострадания, толерантности, доброты. Данный урок посвящен судьбам инвалидов в нашей стране. Итогом работы учеников и учителя в конце урока становится написание синквейнов, в которых дети выражают свои впечатления, мысли по поводу прочитанного, невысказанные эмоции.
-
Тема урока "Теория Раскольникова и проверка ее жизнью" 2008
Представлен конспект урока-обобщения по теме "Теория Раскольникова и проверка ее жизнью".
-
Тема урока "Нужно ли поднимать Обломова с дивана?" 2008
Данная статья представляет собой план проведения урока литературы по теме: "Нужно ли поднимать Обломова с дивана?"
-
Урок по теме "Анализ I части поэмы «Русские женщины» как первый опыт анализа произведения в единстве формы и содержания в 7-м классе" 2008
Урок литературы в 7-м классе по теме “ Анализ I части поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины» как первый опыт анализа произведения в единстве формы и содержания “.
-
Вечер поэзии Юлии Друниной 2008
Литературный клуб "Вдохновение" представляет вашему вниманию "Вечер поэзии Юлии Друниной", который можно провести как урок по теме "Жизнь и творчество Ю.Друниной", а также как внеклассное мероприятие по предмету. Цель предлагаемого вечера — знакомство с творчеством поэтессы. Задачи: дать учащимся представление о судьбе Юлии Друниной, воспитывать чувства прекрасного. Статью можно отнести к разделу: преподавание литературы, внеклассная работа по предмету.
-
"Тихая моя Родина". Вечер памяти поэта Николая Рубцова 2008
Вашему вниманию представляется вечер памяти поэта Н.М. Рубцова "Тихая моя Родина".
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Особенности раннего творчества Осипа Мандельштама" 2008
Урок литературы в 11-м классе, на котором учащиеся знакомятся с особенностями раннего творчества Осипа Мандельштама. Урок ставит перед собой целью совершенствовать умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого с использованием теоретико-литературных знаний, а также воспитывать уважение к литературе и ценностям Отечественной и Мировой культуры.
-
Работа над эпистолярными материалами. С.Т. Аксаков и его переписка с Гоголем 2008
Аксаков в книге «История моего знакомства с Гоголем» поставил перед собой задачу – рассказать о духовной трагедии Гоголя, он хотел «бросить истинный свет не на великого писателя, а на человека». Работа по этой книге может быть проведена на элективных курсах, факультативных занятиях и специальных курсах.
-
Урок-эпиграф литературы по теме "Волшебная сила искусства": приглашение к рассуждению 2008
Урок-эпиграф в 10-м классе "Волшебная сила искусства". Учащиеся знакомятся с произведениями разных видов искусства, видят его эмоциональное, психологическое и нравственное воздействие на душу человека. Урок побуждает ребят к созданию собственных произведений.
-
Литературный вечер "Любил и я в былые годы…", посвященный творчеству М.Ю. Лермонтова 2008
Литературная гостиная — особая форма проведения урока литературы. На таком уроке ученики полностью и с максимальной отдачей погружаются в атмосферу того времени,о котором идёт речь, с интересом, вниманием слушают учителя и принимают деятельное участие в проведении урока. Ни один школьник не останется равнодушным к судьбе того или иного поэта, побывав в такой гостиной. В данной литературной гостиной мы приоткрываем страницы жизни М.Ю. Лермонтова. Литературно-музыкальная гостиная "Любил и я в былые годы..." раскрывает сложность, противоречивость судьбы поэта.
-
Урок литературы по теме "Человек и время" в рассказе С.Ю. Юрского "Жизнь" (литература постмодернизма) 2008
Вашему вниманию предлагается статья на тему "Человек и время". В ней рассматриваются различные литературные произведения и их главные герои.
-
Типы литературных эпических характеров обобщения по теме "Герой эпического произведения", 7-й класс 2008
Логика обучения, идущая от понимания близкого и знакомого в литературном персонаже к осознанию собственных личностных возможностей. Каждый учащийся является не объектом учебных воздействий, а субъектом всех видов деятельности. Урок активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует формированию образного мышления, приводит к осознанию практической направленности литературы как учебного предмета. Реальная возможность учиться понимать и принимать окружающий мир.
-
Урок русской литературы по теме "Н.А. Некрасов. Личность поэта. Стихотворение «На Волге»" 2008
Урок знакомит учащихся с творчеством Н.А. Некрасова; расширяет представление о разнообразии лирики поэта, рассказывает о влиянии самодержавия на судьбы людей, воспитывает чувство сострадания к обездоленным, патриотическое чувство - высшая степень гражданственности, знакомит с картинами великих художников — Левитана и Репина.
-
Урок по литературе в 9-м классе "Возрождение в Англии. В.Шекспир. «Гамлет, принц датский»" 2008
Предложенная вашему вниманию методическая разработка является уроком изучения нового материала, для учащихся 9-го класса по теме "Возрождение в Англии. В.Шекспир. "Гамлет, принц датский". Ни одно произведение великого англичанина не пользовалось такой популярностью и не оказало такого громадного влияния на европейскую литературу. Поэтому особое внимание на уроке уделяется изучению биографии знаменитого драматурга и эволюции его взглядов, а целенаправленные наблюдения над текстами сонетов помогут учащимся открыть новые грани таланта автора.
-
Анализ рассказа В.М. Шукшина "Ванька Тепляшин" 2008
Развить творческую активность учащихся, пробудить желание учиться через творческое взаимодействие учителя и ученика, через активный диалог. Богатый материал для этого дают уроки литературы.Для примера возьмём программу под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. Учебник по литературе для 9-го класса предлагает тему: В.М. Шукшин. Рассказ "Ванька Тепляшин".
-
Читательская конференция для 7-х классов по произведению К.Г. Паустовского "Мещерская сторона" 2008
Основная цель представленной конференции — познакомить учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помочь понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь. Настоящее и будущее нашей страны во многом зависит от нравственных ценностей наших детей. Сама жизнь требует, чтобы наш ученик чувствовал ответственность за общее дело. Это является необходимым условием формирования духовно-нравственных потребностей учащихся. На примере данной конференции я хочу показать один из путей решения этой проблемы. Как сберечь то, что имеем, не погубить прекрасный мир, окружающий нас. Цель конференции — воспитать гуманное отношение к природе, животным и к родному краю.
-
Материал для внеклассной работы по литературе. Диспут на тему "Любовь, честь и долг в прозе А.С. Пушкина"; викторина "Русские писатели XIX в. в Москве" 2008
Диспут - публичный спор, а в спорах рождается истина. Задача данного диспута заключается в том, чтобы понять, кто из критиков прав.
-
Открытый урок по литературному чтению в 4-м классе по системе Занкова 2008
Целью урока является формирование мыслительной деятельности учащихся; совершенствование навыков чтения через анализ поэтического произведения, а также развитие творческих способностей учащихся, наблюдательности, образного мышления, индивидуальных познавательных способностей каждого ученика.
-
Урок литературы. "Душевное состояние героя до и после обмана" (по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой") 2008
Данный урок - это урок воспитания нравственности, что очень актуально в наше время. Он развивает у детей чувство ответственности за свои поступки, учит обдумывать их, видеть последствия необдуманных решений. При разборе текста ребята учатся работать над "словом", угадывать его тайны, понимать, что каждое слово, фраза в произведении не случайны, то есть идет работа над художественным анализом текста, что пригодится при подготовке к олимпиаде по литературе.
-
Урок литературы по теме "Юные герои и воинствующие приведения в рассказе О.Уайльда "Кентервильское привидение" 2008
Данный урок литературы в 7-м классе воспитывает доброту и чуткость к ближнему, умение ценить и уважать друг друга. Главная задача педагога на уроке — помочь обрести себя. Результат такого решения — театральное творчество, где дети учатся действием преображать словесные образы, выражать своё мнение.
-
Урок-беседа "Рок-поэзия: история и современность". 11-й класс 2008
Урок-беседа для учащихся 11-го класса с использованием различных технических средств. Урок состоит из нескольких этапов: краткой истории рок-движения за рубежом и в России, анализа текстов песен ярких представителей этого направления, восприятия рок-поэзии современными школьниками. Урок позволяет ознакомить учащихся с творчеством рок-музыкантов, раскрывает основополагающие элементы рок-поэзии.
-
Урок внеклассного чтения по литературе на тему "Что тебе в имени моем?" 2008
Урок внеклассного чтения по литературе на тему «Что тебе в имени моем?». Цель урока: дать сведения о татарских именах, об их значении, об обряде имянаречения; воспитание любви и уважения к татарским именам как неотъемлемой части татарского языка, истории, религии и культуры; развитие связной речи; воспитание речевой культуры.
-
Образ-символ кольца в русской и зарубежной литературе для детей. (По произведениям Платонова и Шергина "Волшебное кольцо", Толкина "Хоббит, или Туда и обратно" и трилогии "Властелин колец") 2008
Народная волшебная сказка — богатейшая по своей нравственной и художественной силе основа для создания авторских сказок. Созвучность основных тем сказок в произведениях Платонова и Шергина "Волшебное кольцо" и трилогии "Властелин колец". Волшебное кольцо как художественная деталь, раскрывающая проблему выбора жизненного пути в произведениях Платонова, Шергина и Толкиена.
-
Интегрированный урок (литература + ИЗО) в 5-м классе на тему И.С. Никитин "Утро". "Мир глазами поэта… и нашими глазами…" 2008
На данном уроке рассматриваются следующие цели: формирование читательской культуры; выработка навыков художественно-тематического изучения произведения, нахождение художественно-языковых средств; формирование представлений о межтекстуальных связях произведения, воспитание любви к малой Родине.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу А.В. Вампилова "Стоматологический роман", 8-й класс 2008
Цель урока – познакомить учащихся с жанром короткого рассказа А.В. Вампилова на примере одного из них – «Стоматологический роман». Ребята смогут не только прочитать его, но и увидеть, так как рассказ был мною трансформирован в небольшую пьесу, которую играют участники классного театрального кружка «Лики творчества». На уроке используются элементы информационной (компьютерной) технологии: мультимедийная презентация «Страницы жизни и творчества А.Вампилова» и графическая рефлексия в заключительной части урока.
-
Урок-КВН по роману Булгакова "Мастер и Маргарита" (методические разработки) 2008
Заключительный урок по роману А.Булгакова «Мастер и Маргарита» представлен в занимательной форме (КВН). Вопросы подобраны по всему роману и помогают определить глубину прочтения, знание деталей, также ребята должны знать и биографию автора. Кроме этого, выполняя домашнее задание, готовясь к сценкам, ребята показывают своё мастерство. Урок проходит интересно, увлекательно.
-
Методическая разработка урока с использованием стратегий РКМЧП "Идеал" и "Уголки" по рассказу Лескова "Человек на часах" 2008
В методической разработке уроков по рассказу Лескова представлен опыт работы по использованию стратегии «Идеал» и «Уголки» в технологии РКМЧП. Учащиеся предлагают возможные пути решения проблемы, вставшей перед героем, оценивают его поступок с разных точек зрения, проводят параллели с современной жизнью.