Цели урока:
- ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии Есенина, наполненный любовью к Родине;
- показать связь жизни Есенина с его творчеством.
Оборудование:
- портрет Есенина;
- магнитофон;
- записи песен;
- мультимедиа;
- оформление классной доски.
ХОД УРОКА
Есенин - гордость Родины, святыня
Теперь уже нельзя забыть о нем.
И никакая конница Батыя
Его не стопчет варварским конем.(В. Боков)
Слайд: тема урока
Учитель: Тема нашего урока “Сергей Есенин - “певец и глашатай “златой Руси”. Урок посвящен 80-летию памяти Есенина. Есенина представлять, кажется, не надо. Это самый читаемый и любимый в России поэт. Мы и сегодня любим его стихи, молодежь открывает его поэзии что-то личное и близкое для себя. Наш урок включает в своё содержание материал исследовательской работы Носковой Маши на тему: “Жизненный и творческий путь Есенина”. Работа в печатном варианте перед вами на стенде.
Мы проведем урок-композицию, урок-спектакль. Для этого мы заранее распределили роли Есенина, ведущего, 6-и критиков, которые помогут вам больше узнать о жизни и творчестве “певца и глашатая” русской природы “душу выплеснувшего до дна” в свои стихи.
И строки из стихотворения В.Бокова, взятые эпиграфом к уроку (прочитать), как нельзя точнее подтверждают моё вступительное слово.
Многие стихи Есенина стали песнями, и это вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.
(Звучит запись песни на стихи Есенина “Забава” в исполнении А.Малинина.)
Слайд: портрет Есенина, эпиграф
Ведущий (1): Сергей Есенин родился 21 сентября (3 октября по старому стилю) 1895 г. в селе Константиново Кузьминской области Рязанской губерни в крестьянской семье. Сам поэт в атобиографической статье “О себе” рассказывает так:
Есенин (1). “С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло все моё детство”
Слайд: “С. Есенин с крестьянами села”)
Слайд: “Дед С. Есенина”,
Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом они учили меня плавать. Один дядя (д. Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками и, пока не захлебывался, он все кричал: “Эх, стерва! Ну, куда ты годишься? ”
“Стерва” у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал за подстреленными утками по озерам.
…Бабушка любила меня до бесконечности. По субботам меня мыли, стригли ногти, гарным маслом гофрили голову, потому что не один гребень не брал кудрявых волос. Но масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Слайд: “Фотографии родителей Есенина”
Так протекало моё детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить московский учительский институт. К счастью, этого не случилось. Стихи я начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам”.
Первый критик: Я хотела бы познакомить вас со стихотворением 1919 г., которое характерно для раннего Есенина (текст на партах).
Задымился вечер, дремлет кот на брусе,
Кто-то помолился: “господи Исусе...”
Описывая деревенский вечер, поэт находит оригинальные и точные слова и образы, метафоры, создающие целостную картину.
Словарная работа:
Слайд:“Задымился вечер”, “полыхают зори”, “курятся туманы”, “занавес багряный”
Поэт подмечает детали деревенского быта
Слайд: “Резное окошко”, “Золотая поветь”, “Соломенная крыша”, “в свяслах копны сена”)*
*пояснение учителя - свясла жгут соломы, которым вяжут снопы.
Эта картина вызывает у лирического героя особое эмоциональное состояние, выраженное строфой.
В стихотворении используется прием градации - от громкого звука к чуть слышному, к тому же еще заглушаемому затворенной дверью. Вторым компонентом эмоционального состояния является чувство спокойствия, умиротворенности, выражаемая образом дремлющего кота, обращенной к Богу молитвой.
Ранний период творчества юного поэта отмечен стремлением найти свой путь и свой смысл в жизни. Он прислушивается к себе и, впитывая красоту окружающего мира, пересоздаёт в слове, и пишет, на ряду с ученическими, довольно зрелые стихи.
Ведущий 2 (1): В 1912 г. Есенин окончил Спас-Клепековскую учительскую школу и приехал в Москву, где работал в конторе у купца корректором в типографии, в течение полутора лет учился в университете Шанявского. В марте 1914 г. он приехал в Петербург, где оставался до призыва в армии 1916 г. Это важный период в жизни и творчестве поэта.
Слайд8: “Есенин среди работников типографии”)
Есенин (2). “Там меня встретили весьма радушно. Первый кого я увидел, был Блок”.
(Слайд9 “Блок” - портрет)
Второй - Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что я первый раз увидел живого поэта.
Городецкий свел меня с Клюевым, о котором я раньше не слыхал…
Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности”
(Слайд 10“Есенин с поэтами Клюевым и Городецким”)
Ведущий (3): Вскоре стихи Есенина начинают появляться в газетах и журнал, а в 1916 г. вышел первый сборник “Радуница”.
Чтец 1: Мировоззрение Есенина складывалось под влияньем русской природа. Природа и Родина для поэта - неразрывные понятия.
Стихотворенье “Край ты мой заброшенный…”
Слайд: “Радуница или Радонец”*
* пояснение учителя - Радоница - весенний обрядовый праздник, в церкви отмечался как день поминовения усопших.
Второй Критик: В стихах этих лет доминирует жизнерадостное настроение. Большая часть стихов наполнена светом, что достигается использованием цветосветовой лексики и слов, называющих разные источники света:
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
….
….
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона…
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Цветовая гамма стихов этих лет - яркая, свежая, красочная - передает красоту окружающего мира и радость жизни.
Ведущий (4): Есенин стал свидетелем таких драматический исторический событий, как Первая мировая война, революция, Гражданская война. Он не мог не отозваться на них, поэтому мотивы и образы “Радуницы” сменились другими. Время требовало от поэта иных образов, выражающих его отношение к происходящему. Есенин не только высказывал свою гражданскую позицию в стихах, но и утверждал и своими поступками.
Так после Февральской революции, он покидает армию, о чем впоследствии напишет в поэме “Анна Снегина”, мотивируя своё решение.
(Слайд 12 “Есенин на военной службе”)
Есенин (3):
Война мне всю душу изъела.
За чей-то живой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез.
…
Учитель: Давайте разъясним непонятные слова, прокомментируем исторические реалии.
(Слайд 13“Липа” - подложный документ. А.Ф.Керенский (1881-1970 гг.)
Реальное историческое лицо, глава Временного правительства, обычно приветствовал войска на белом коне. Есенин использует иллюзию употребляя слова “Калифствовал”, намекает на выражение “калиф на час”, имея ввиду кратковременность правления Керенского.
Слово “сермяжный” имеет значение бедный крестьянский быт дореволюционной России.
Третий Критик: Есенин признавался, что “в годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном” он как и многие русские интеллигенты, ожидал, прежде всего, не политического переворота, а “революцию духа”, надеялся на нравственное перерождение мира, России и отдельного человека.
О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
Довольно гнить и ноять,
И славить взлетом гнусь -
Уж смыла, стерла деготь,
Воспрянувшая Русь!
Герой провидит появление “дорого гостя” и живет идеями о создании на земле “рая для живых - рада Инонии”.
Слайд: “Ино - ладно, хорошо” (древнерусское слово), “Инония - воображаемая страна счастья”* пояснение учителя
Есенин насытил стихи библейскими образами, сравнивая революцию с Рождеством. Цель революции он видел в установлении “вселенского братства людей”
Верю, завтра рано,
Чуть забрезжит свет,
Новый год туманом
Вспыхнет Назарет.
Новое восславит
Рождество поля.
Ведущий (5): Стремительно меняющая реальность заставляет поэта искать новые поэтический язык, новый ритм. 1919 г. эти искания привели его в группу имажинистов.
Первый Критик: Слово “имажинист” произошло от английского и французского,image - образ. Имажинисты считали создание художественного образа самоцелью.
Есенин (4): “Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умела сама собой, оставив правду за органическим образом”
(Слайд 15“Есенин с поэтами имажинистами: Мариенгоф, Кусиков, Шершеневич”).
Учитель: Литературный быт имажинистов представлял собой богему самого низкого пошиба. В автобиографии 1922 г. Есенин, явно бравируя, писал: “Самые лучшие поклонники нашей поэзии - проститутки и бандиты. С ними мы в большой дружбе. Коммунисты нас не любят по недоразумению”. Это писалось в расчете на веселый эффект и сенсацию. Но в своих же стихах у него вырывались совсем другие слова. И все же литературная богема крепко держала Есенина. Она выбивала его из колеи нормальной жизни, коверкала личную жизнь поэта, создавала неуравновешенности, толкала на необдуманные и нелепые поступки.
(Слайд 16 “Есенин читает стихи матери”).
Запись песни на стихи Есенина “Письмо матери” в исполнении А. Малинина.
Поиски образности в русле имажинизма не увели Есенина от национальных корней, а лишь усилили интерес к народному образу, подтолкнули к поискам образности в русском языке.
Есенин (5): “Почти каждая вещь через каждый свой звук говорит нам знакам о том, что здесь мы только в пути, что здесь мы только избянной обоз, что где-то вдали, подо льдом наших мускульных ощущений поёт нам райская сирена и что за шквалом наших земных событий не далек уже берег. Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на полотенцах носят не простой характер узорочья. Конь как греческой, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его себе на крышу, уподобляя хату под ним колеснице. “Я еду к тебе, в твои лона и пастбища”, - говорит мужик, запрокидывая голову конька в небо.
Критик Четвертый: Поэт надеялся, что революция возродит этот национальный дух, но этого не произошло. Есенин скоро убедился, что его мечтам о “революции духа” не суждено сбыться. Это вызвало у него пессимизм и отчаяние. В стихах этого периода исчезает яркость и свежесть красок, появляется черный цвет, который становиться преобладающим на есенинской палитре. Лирический герой предчувствует гибель дорого ему мира, а вместе с ним - свою гибель:
Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.
…
Здравствуй ты, моя черная гибель,
Я навстречу тебе выхожу.
В черный цвет окрашены явления, несущие деревне зло: “черная горсть” трактора, “дым провоза”, “чёрен, густ и чёток”. Лирический герой чувствует себя одиноким: самих людей уже нет, они ушли, оставив лишь следы.
Но “черная жуть” соприкасается с природой и не может стать её составной частью, ведь природа наполнена другими красками: “синие чащи”, “стадо рыжие”, “голубая степь”.
(Слайд 17 “О природе”)
Слайд: 18 “Тропинка в парке”
Поэтому “черная жуть” не может быть органически присуща природе.
Чтец 2: Стихотворение “Не бродить, не мять в кустах багряных…”
Это стихотворение - яркий пример как в творчестве Есенина сливаются воедино три самые важные в его творчестве темы: природа, родной край и любовь.
Это стихотворение - демонстрация чуткого восприятия самим поэтом красоты. Ведь только восприимчивому сердцу подвластно увидеть красивое, ценить красоту.
Четвертый Критик: Лишь человек наделен “злобой вора”. Сумерки догнали человека, завладели им, превратив в воплощение зла, противостоящее природной духовности. Лирический герой, чувствуя свою ответственность за Россию готов проявить активность:
Только сам я разбойник и хам
И по крови - степной конокрад.
Здесь содержится оценка происходящего вокруг, своего “хулиганиста”, которое представляется естественной реакцией на зло, противостоянием ему, стремлением предотвратить уничтожение “деревянной Руси”, а значит, и природную нравственность человека.
Чтец 3: Стихотворение “Я обманывать себя не стану”.
Критик Пятый: Летом 1921 г. в Москву из-за границы прибыла на гастроли знаменитая танцовщица А. Дункан.
(Слайд 19 “Есенин и Дункан”)
Есенин и Айседора Дункан - это одна из важных и ярких страниц в жизни Есенина. История их большой любви, которую Луночарский назвал “горьким романом”, не может не тронуть силой и трагичностью чувств двух необыкновенных людей.
Есенин: “Меня захватило необычное искусство танцовщицы, обаяние её личности. Сильное чувство ко мне возникло и у неё”.
Пятый Критик: Оставаться в Москве артистка не могла, она должна была в мае 1922г. выехать на гастроли в Западную Европу и США. Есенин женился на Дункан и решил ехать вместе с ней. За границей они пробыли до августа 1923 г. 3 августа вернулись в Москву. Путешествие по зарубежным странам протекало под знаком двояких ощущений: с одной стороны, глубокого недовольства буржуазным миром, с другой - ощущение кризиса в отношениях с Дункан.
Есенин: “Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом?.. Человека я пока не встречал и не знаю, где им пахнет… пусть мы нищие, пусть у нас голод и холод…, зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину”.
Пятый Критик: Поездка на Запад дала ему возможность увидеть собственную страну издалека, а иной мир - вблизи. К концу подходит и драматическая история взаимоотношений с Айседорой Дункан.
(Слайд 20 “Есенин и Дункан”)
Шестой Критик: Есенин по-разному пытается преодолеть настроение одиночества и тоски, как результат внутреннего конфликта между мечтой и реальностью. Формами преодоления были дружба с другими поэтами (Клюевым), путешествия на Кавказ, за границу, любовь (несмотря на то, что его отношения с женщинами часто были драматичными), именно любовь он осознавал как силу, способную увести от хулиганства:
“В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить…”
Но самым продуктивным способом сопротивления тоске было творчество. В цикле
(Слайд 21“Москва кабацкая”1923-1924 гг.)
Поэт осознаёт свою жизнь, свои ошибки.
Чтец 4: Стихотворение “Разговор с женщиной”
Шестой Критик: В цикле “Персидские мотивы”, поэт пытается вылечить свою “былую рану” “синими цветами Тегерана”, спрятаться от “пьяного бреда” в “голубой до веселой” стране. Но эта страна существует лишь в его воображении.
Чтец 5: Стихотворение “Шаганэ, ты моя, Шаганэ”
Шестой Критик: К сожалению, ему не удалось избавиться от этого конфликта. Его жизнь оборвалась в ночь с 27 по 28 декабря 1925 г. в номере гостиницы “Англетер” В Ленинграде. До сих пор точно не установлено было это убийство или самоубийство.
С. Есенин похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Трагически замолчал русский соловей, но как и к Пушкину, и к Лермонтову к нему не зарастает “народная тропа”.
(Слайд 22 “Похороны Есенина”).
Звучит запись песни на стихи Есенина “Отговорила роща золотая” в исполнении Н. Кадышевой и группы “Золотое кольцо”
Во время песни “Отговорила роща золотая”
Слайд: 23
Слайд: 24
Слайд: 25