Цели:
- Повторить произведения, изученные в данном разделе, определять жанр произведений, учить строить свой ответ самостоятельно по плану, данному учителем.
- Работать над развитием внимания, памяти, устной связной речи.
- Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
Оборудование:
- портреты писателей,
- конверты с заданиями,
- вращающийся диск,
- фишки разного цвета,
- таблицы,
- чтение (учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида).
Ход урока
Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок по теме: “Произведения русской литературы XIX века”.
На этом уроке мы должны повторить все произведения, которые изучили в данном разделе. Определить их жанр.
Урок пройдёт в форме игры: Что? Где? Когда?
Класс разделён на две команды. Сейчас посовещайтесь друг с другом и выберите капитана команды.
Посреди класса стоит вращающийся диск, с помощью которого мы будем определять задания для команд.
Вращаем середину, когда она останавливается, определяем по стрелке какой номер. В конверте под этим номером находятся задания для команд. В одном конверте задании для двух команд на карточках разного цвета. Капитаны команд по цвету выбирают карточки с заданиями. Вы получаете задания, готовитесь и отвечаете.
Ответы команды оцениваются по шкале:
“отлично” - красная фишка.
“хорошо” - синяя фишка.
“удовлетворительно” - зелёная фишка.
“за активность” - желтая фишка (она влияет на итоговую оценку, т.е. прибавляет баллы)
I. Организационный момент.
Сейчас мы должны настроиться на игру.
Для этого возьмитесь за руки.
Закройте глаза.
Почувствуйте поддержку и дружеское тепло ваших рук.
Откройте глаза.
Улыбнитесь друг другу!
Скажем хором:
Мы готовы к игре! Мы победим!
II. Разминка.
Даны названия жанров, вам нужно правильно подобрать определения к ним.
Определения написаны на отдельных полосках. Вы должны выбрать нужные вам из данных.
Команда “Знатоки” должна подобрать определения для жанров: повесть, поэма.
Команда “Умники” должна подобрать определения для жанров: баллада, лирическое стихотворение.
Поэма – большое стихотворение, в котором рассказывается о событиях прошлого или настоящего.
Баллада – небольшое стихотворение, в котором рассказывается о фантастических или исторических событиях.
Лирическое стихотворение – небольшое произведение в стихах о чувствах автора, о природе, о жизни.
Повесть – более объёмное произведение по сравнению с рассказом. В ней больше действующих лиц и событий, о которых повествует автор.
Сказка – устное или письменное повествование с фантастическим сюжетом.
III. Первый тур игры, второй тур, третий тур.
Помощник крутит диск. Он останавливается на определённой цифре.
Зачитывается задание для каждой команды:
- Ребята, прежде чем приступить к выполнению задания, угадайте о произведениях какого поэта или писателя пойдёт речь.
Вывешивается портрет.
Даётся время для обдумывания ответа.
Отвечает несколько человек из команды.
Оценивание ответа.
Задания для знатоков:
Конверт №1
Задание 1
По данным строчкам определите, творчество какого поэта мы будем повторять.
“Поэт родился в Москве в начале июня, в тёплый солнечный день, когда по всему городу разносился запах сирени и цветущего тополя. Таким же ярким и солнечным, как день его рождения, стало творчество поэта, гения русской литературы”
(В 12 лет родители отдали сына учиться в Царскосельский лицей).
(А.С.Пушкин).
Вопросы:
- Какие произведения А.С. Пушкина мы изучали в 9 классе?
Определите жанр произведений:
“Руслан и Людмила ” (поэма)
“Барышня-крестьянка” (повесть)
- Докажите.
Поэма “Руслан и Людмила”
- Назовите главных героев поэмы. (Руслан, Людмила, Черномор,)
- Назовите претендентов на руку Людмилы. (Руслан, Рогдай, Ратмир, Фарлаф).
- Определите имя, какого из названных героев пропущено. Попробуй узнать каждого из них на иллюстрации. Обоснуйте своё мнение.
Когда ------------- неукротимый,
Глухим предчувствием томимый,
Оставя спутников своих,
Пустился в край уединённый… (Рогдай)
В то время доблестный -------------,
Всё утро сладко продремав,
Укрывшись от лучей полдневных,
У ручейка, наедине,
Для подкрепленья сил душевных,
Обедал в мирной тишине. (Фарлаф)
Узнай, ---------------: твой оскорбитель
Волшебник страшный Черномор,
Красавиц давний похититель,
Полнощный обладатель гор. (Руслан)
______________ - молодой хазарский князь. (Ратмир)
Повесть “Барышня крестьянка”.
- Почему Лиза не хотела встречаться с Алексеем Берестовым? (Стр. 94)
- Почему Алексей не узнал Лизу? (стр. 95)
- Попробуйте закончить повесть за автора.
Задание 2
- По данным строчкам определите, творчество какого поэта мы будем повторять.
“До 13 лет мальчик воспитывался в Тарханах – пензенском имении своей бабушки. Она делала всё для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернёров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским, немецким. Английским, читал по-латыни, играл на флейте, скрипке и фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи, прекрасно рисовал и лепил”
(Лермонтов М.Ю.)
Вопросы:
- В каком году М.Ю. Лермонтов написал стихотворение, которое сразу же сделало его известным. Назовите это стихотворение. (1837 год, Смерть поэта.)
- Во сколько лет и как погиб М.Ю. Лермонтов. (27 лет, на дуэли)
- Назовите произведения, которые вы изучали в 9 классе.
- Определи название и жанр произведения по данным строчкам.
“Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба открытая?” (“Тучи”Лирическое стихотворение)“О счастье! Он жив, он скалу ухватил,
В руке ожерелье, но мрачен как был” (Баллада.)“Видит: лежит на песке золотом
Чудо морское с зелёным хвостом” (“Морская царевна” Баллада.)
- Какие события описывает автор в балладах: выдуманные или исторические?
Приготовьтесь читать наизусть стихотворение “Тучи”
Конверт №2
Задание 1
- По данным строчкам определите, творчество какого поэта мы будем повторять.
“Поэт родился в селе Новосёлки Орловской губернии. Своим отцом считал богатого помещика Афанасия Шеншина, но когда мальчику было 14 лет, окрылась правда о его рождении.
Мальчик рос в имении приёмного отца, считая себя его настоящим сыном. Когда обман открылся, ему было предписано взять фамилию матери”
(А.А.Фет)
Вопросы:
- Назовите настоящую фамилию Афанасия Афанасьевича. (Фёт)
- Как фамилия Фёт превратилась в Фет.(ошибка наборщика в типографии)
- Когда начинает писать стихи? (будучи учеником немецкого пансиона, в Московском университете, став помещиком)
- Когда впервые появились сборники его стихотворений? (1880 году, ему 60 лет)
Приготовьтесь рассказать наизусть одно из стихотворений А.А.Фета.
Задание 2
- По данным строчкам определите, творчество какого поэта мы будем повторять.
“Мальчик видел, как плакала мать, очень жалел и любил её. Она умерла рано. Став известным поэтом, посвятил ей несколько стихотворений, в которых вспоминал “печальный взор” матери, её “тихий шаг”, “бледную рука”, ласкавшую его”
(Н.А. Некрасов)
Вопросы:
- Назовите произведение, которое Н.А. Некрасов посвятил матери. В каком году оно написано? (Рыцарь на час.1862) Назовите жанр этого произведения.
Приготовьтесь читать выразительно, передайте при чтении глубокую печаль и тоску поэта.
Конверт №3
Задание 1
По данным строчкам определите, творчество какого писателя мы будем повторять.
“…родился в 1809 году на Украине в семье небогатого помещика. Детские годы писателя прошли в имении родителей недалеко от села Диканька, края легенд, поверий преданий.
(Н.В. Гоголь)
Вопросы:
- Какое произведение Н.В. Гоголя вы изучали на уроках? (Майская ночь, или Утопленница.)
- Подготовьте пересказ легенды, которую поведал Левко Ганне, от лица панночки.
Задание 2
-По данным строчкам определите, творчество какого писателя мы будем повторять.
“Родился в 1860 году в городе Таганроге в семье мелкого торговца. Жили тесно в небольшом доме на втором этаже. Внизу была лавка, где торговал всякой мелочью отец и, где приходилось работать его детям” (А.П. Чехов)
Вопросы:
- С какими видами деятельности сочетал А.П. Чехов профессию писателя?
(учёба в гимназии, уроки детям богатых родителей, учёба в университете, работа земским врачом в больнице, приём больных, бесплатно лечит крестьян, организует столовые, участвует во всеобщей переписи населения, создаёт в Таганроге библиотеку, снабжает её книгами)
- Какие особенности характера писателя помогли ему стать замечательным мастером юмористического рассказа?
(врождённое остроумие, жизнестойкость, весёлость, искрящийся юмор, громкий смех)
- Прочитать отрывок рассказа “Пересолил” по ролям выразительно.
Страница 156-161.
IV. Музыкальная пауза. Игра на внимание.
Все играющие встают в круг. Ведущий показывает упражнения, игроки выполняют противоположные упражнения под музыку.
Например: Руки вверх – руки вниз.
V. Четвёртый тур.
Выбор лучшего игрока (выбирает команда)
- Вы должны посоветоваться друг с другом и выбрать из членов своей команды лучшего игрока.
Задание:
- Соедини данные строчки стихов с портретом их автора (под музыку)
“Ветер по морю гуляет …
И кораблик подгоняет”А.С. Пушкин “ Белеет пару одинокой
В тумане моря голубом!”М.Ю. Лермонтов “Однажды в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.”Н.А.Некрасов “Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?”Н.А.Некрасов “Это утро, радость эта,
эта мощь и дня и света,
Это синий свод.”.А.А.Фет “Помню я: старушка няня
Мне в рождественской ночи
Про судьбу мою гадала…”А.А.Фет “Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид
Восстал он против мнений света”М.Ю. Лермонтов “Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка и спросила…”А.С.Пушкин
- Лучший из знатоков тот, кто сделает правильно и быстро.
VI. Итог урока.
- Произведения, каких писателей мы сегодня повторяли?
- Назовите произведения этих писателей.
VII. Оценки.
- Подсчёт фишек. Выставление оценок.